Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)
рабочая программа (5 класс) по теме

Удовиченко Вера Владиславовна

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Программа носит прикладной характер и направлена на овладевание обучающимися основ декоративной росписи по дереву, постановку руки и выполнение несложных сувениров и поделок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением математики

г.Старая Русса Новгородской области

Согласовано :                          Рассмотрено на:                            Утверждаю:

Зам.директора по УР:              заседании МЦ «Технология»:       Директор МАОУСОШ№8:

Т.Н.Кондрина                           В.В.Удовиченко                              В.Н.Алексеева

______________                        ______________                             _______________    

«29» августа 2014г.                 «26» августа 2014г.                         «29» августва 2014г.

                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Декоративно-прикладное искусство. Роспись по дереву»

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по технологии

 в 5-7 классах

Учитель: Удовиченко Вера Владиславовна

всего по 34 часа в год;          в неделю по 1 часу

Программу составил (а)  Удовиченко В.В. на основе авторской  программы

  «Декоративная роспись по дереву на уроках технологии»

для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы блока «рукоделие и ремесла»

в разделе «Художественная обработка материалов»

образовательной области «Технология»

 

Старая Русса, 2014

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Пояснительная записка

     В условиях перехода на Федерльный государственный образовательный стандарт об-

щего образования 2 поколения примерные программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии со следующими направлениями: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное и военно-патриотическое.

     С учетом взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования

разработана программа внеурочных занятий «Декоративно-прикладное искусство. Роспись по дереву».

     В условиях интенсивного развития рыночных отношений, сложного переходного этапа в развитии и жизни нашей страны, в условиях возрастания социальной роли личности и в связи с введением ФГОС 2 поколения  возникла потребность в изучении и приобщении учащихся к декоративному наследию предков, развитие их конкурентноспособности на рынке труда и для самообслуживания в повседневной домашней жизни.

     Изучение истории возникновения и традиций народных промыслов и ремесел, приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству, обучение их технологии того или иного ремесла помогут не только овладеть им основами технологий изготовления изделий, но и будет способствовать общему развитию обучающихся, формированию эстетического отношения к труду и развитию творческих и индивидуальных задатков у детей.

     Программа построена по принципу «от простого к сложному» с учетом  возрастные особенностей учащихся. Занятия посвящены правильной постановки руки и овладению основными технологическими приемами выполнения  элементов декоративной росписи по дереву.

     Роспись по дереву не требует запоминания больших теоретических сведений, в большей мере оно требует лишь усидчивости, усердия и трудолюбия, способствует развитию мелкой моторики рук,  возможность декоративного оформления изделий, т.е. дизайнерские решения через цветовое восприятие и цветовое решения изделия, развитие фантазии и воображения, прививает художественную и эстетическую культуру в целом.

     Программа курса «Роспись по дереву» обеспечивает также более безболезненную социальную адаптацию выпускников  в окружающем мире, т.к. позволит при необходимости самореализовать  ему свои возможности, способности и склонности. Деревянные расписные изделия помогут обеспечить выпускнику дополнительный постоянный заработок в быстро меняющихся современных рыночных отношениях.

     Программа рассчитана на один год обучения по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

     По целевой направленности она является прикладной и предназначена для обучающихся 5-7 классов, которой могут воспользоваться как педагоги в учреждениях дополнительного образования, так и учителя технологии. При углубленном изучении её можно распределить на несколько лет. Занятия проходят в группе из 10-15 человек.

 

Цель программы: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками ра-

боты с различными материалами (бумагой, деревом), направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся.

Задачи обучающие: обучить практическим навыкам работы в различных технологиях

декоративной росписи по дереву; сформировать интерес обучающихся к декоративно-прикладному творчеству; развить художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

Задачи воспитательные: способствовать воспитанию творческой активности; сформировать чувство самоконтроля.

Задачи развивающие: способствовать развитию у обучающихся логического мышления, образного воображения, пространственного мышления, чувство целостности композиционного решения изделия; содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задачи мотивационные: создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества; развить активную деятельность.

Задачи социально педагогические: сформировать общественную активность и реализацию в социуме.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании

курса: должны знать (начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях; начальные сведения о традиционных русских промыслах и ремеслах; сведения о применяемых материалах в изделиях; технология изготовления игрушек в технике декоративной росписи по дереву; приобрести навыки работы по выполнении технологии той или иной росписи по дереву, изготавливать разные игрушки и поделки; в процессе работы ориентироваться на качество изделий.

     Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими занятиями, на которых проводятся беседы, демонстрируется иллюстрации, образцы, предлагаются схемы изготовления. Дети ведут поисковую деятельность по заданной теме.

Программа предусматривается последовательное усложнения заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков декоративной росписи по дереву, но и творческого начала.

Формы контроля

     В начале каждого занятия обсуждается объем работы, который нужно выполнить на

данном занятие. Работы учащимся разрешается заканчивать дома.

Важным итоговым этапом занятий является просмотр. Итог подводит руководитель, но в  обсуждение работ вовлекаются ученики, что получилось, что не удалось, дается устная характеристика каждой работе.

     Однодневные выставки проводятся после окончания каждого занятия с целью обсуждения. Проводится защита работ учащимися.

     Оцениваются работы по истечении запланированного на задании времени с учетом

промежуточных оценок, эстетичности выполненного изделия, защиты.

В конце года организуется выставка выполненных учащимися практических работ,

проводится обсуждение выставки с участием учащихся, педагогов отделения, родителей,

гостей.

     Эффективность и качество обучения программе наблюдается в динамике развития учащихся, где показателями успешности могут являться:

  • Участие учащихся в выставках декоративно-прикладного искусства и народного творчества,
  • Выполнение учащимися индивидуальных творческих проектов и исследовательских работ не предусмотренных типовой программой,
  • Самостоятельная разработка учащимися рисунков, композиций на бумаге и  художественное оформление деревянных изделий декоративной росписью,
  • Внесение ими различных предложений по декору или дизайну имеющихся изделий,
  • Повышение успеваемости по другим учебным дисциплинам (истории, ИЗО, черчению).

 

    Диагностировать результаты  учебной деятельности будем применяя качественный подход (беседу, наблюдение, анкетирование), т.е. выявлять степень развития (изменения по сравнению с первоначальным или предыдущим состоянием) нижепредлагаемых  критериев.

     Для оценки развития творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративной росписью по дереву разработаны  следующие критерии:

  • умственная активность,
  • стремление  добывать знания,
  • самостоятельность,
  • способность видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях,
  • специальная умелость руки,
  • образное мышление,
  • творческое воображение,
  • зрительная память,
  • художественный  вкус.

Тематический план

Внеурочных занятий по курсу

«Роспись по дереву»

(34 час)

Подразделы и темы

Количество учебных часов

подраздел

тема

Рукоделие и ремесла

     Многообразие старинных промыслов и ремесел.

     История возникновения локальных школ декоративной росписи по дереву.

Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства.

     Декоративная роспись по дереву как один из видов декоративно-прикладного искусства.

     Постановка руки.

     Основные элементы и технические приемы

     выполнения декоративной росписи по дереву.

     Упражнения в технике кистевой росписи.

     Выполнение  элементов: точка, капля.

     Выполнение  элементов: вытянутая капля, наклонная      

     капля.

     Выполнение  элементов: дуга, штрих, спиралька, усик.

     Основы композиции.

     Составление простейшей композиции.

     Составление композиций: ромашка.

     Составление композиций: хохломской кустик.

     Составление композиций: травка, простейший орнамент из основных элементов росписи.

Городецкая роспись по дереву.

     Городецкое ремесло. История и традиции. Три этапа Городецкой росписи.

     Овладение техникой городецкой росписи. Выполнение кистевых приемов и основных элементов.

     Понятие замалевка, теневки и оживки.

     Упражнения по выполнению элементов и этапов росписи.

     Цветовое решение городецких росписей. Правила смешивания и получение необходимых оттенков.

     Роль черного и белого цвета.Наложение мазков.

     Составление мини композиций из основных элементов

     городецкой росписи.

     Понятие цветочной, сюжетной композиции и многоярусной композиции.

     Разработка эскизов композиций.

Роспись изделий

     Роспись деревяного пряника в городецком стиле.

     Роспись деревяной лопаточки  в городецком стиле.

     Составление эскиза цветочной композиции для росписи разделочной доски.

     Роспись разделочной доски: 1 этап «Замалевки».

     Роспись разделочной доски: 2 этап «Теневка».

     Роспись разделочной доски: 3 этап «Оживка».

     Лачение изделия.

     Роспись пасхального (деревянного) яйца. Составление эскиза.

     Роспись пасхального яйца в городецком стиле.

     Лачение пасхального яйца.

2

        12

10

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

34

Содержание программы:

В процессе обучения на первом этапе дети овладевают навыками и умениями работы с кистью и красками (отрабатывают правильную постановку руки), уходом за материалом и инструментами, подготовкой деревянной поверхности к росписи.

     При изучении этого раздела следует акцентировать внимание уч-ся на сборе орнаментов и сюжетов Хохломы и Городца, колорит народных росписей и их своеобразии.

     Вводное занятие (2 час.): «Многообразие старинных промыслов и ремесел. История возникновения локальных школ декоративной росписи по дереву».

     Краткие  сведения об истории росписи по дереву в России. Демонстрация изделий народных мастеров и изделий, изготовленных уч-ся в предыдущие годы. Значение расписных изделий народных мастеров в быту крестьянина и в современном интерьере.

      Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства (12час.).

Постановка руки, основные элементы и технические приемы выполнения декоративной росписи по дереву.

     Организация рабочего места для работы над росписью по дереву, инструменты, материалы и приспособления. Правила безопасности труда. Знакомство с основными элементами росписи по дереву. Изучение технических приемов их выполнения.

     Практическая работа. Упражнения в технике кистевой росписи. Выполнения основных элементов росписи по дереву в технике свободного кистевого приема.

     Городецкая роспись по дереву (10час):

     Городец – центр народного художественного промысла. Умельцы городецкой росписи (показ изделий, фотоматериала, иллюстраций и плакатов). Каноны Городца. Колорит городецкой росписи. Своеобразие городецкой композиции. Понятие сюжетной композиции.

     Овладение техникой городецкой росписи. Выполнение основных элементов.

     Изучение кистевых приемов письма городецких мастеров. Три этапа Городецкой росписи. Понятие замалевка, теневки и оживки. Развитие навыков и умений в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Городца.

     Практическая работа. Упражнения в исполнении элементов городецкой росписи.

     Цветовое решение городецких росписей.

     Цвет в росписи Городца. Правила смешивания и получение необходимых цветов и оттенков. Нанесение красок. Роль черного и белого цветов в городецких росписях.

     Практическая работа. Прорисовка в цвете элементов Городца (листьев, бутонов с ягодами, купавок, розанов). Использование разных цветов и оттенков и изучение понятия теплой и холодной цветовой гаммы. Отработка знаний и умений по непосредственному наложению многоцветных мазков с последующей разработкой их белилами, т.е. «оживкой».

     Составление мини композиций из основных элементов городецкой росписи.

     Практическая работа. Тренировочные упражнения по составлению мини композиций из 2-3 элементов росписи.

     Композиция в Городце: цветочная и сюжетная.

     Понятие цветочной и сюжетной композиции. Знакомство с изделиями, иллюстрациями и фотоматериалам. Освоение многоярусных композиций городецких прялок, досок. Выбор композиционного решения для будущего изделия. Цветовое решение эскиза. Понятие умения составления гармонического сочетания цвета в композиции. Изготовление графического рисунка. Закрепление знаний по изготовлению графического рисунка на кальке.

     Практическая работа. Изучение композиционных решений в городецких росписях (работа с наглядным и дидактическим материалом). Разработка эскизов в цвете из 2-3 элементов (учет формы: круг, овал, квадрат, резная…) эскизы выполняются без тщательной прорисовки. Определение лучшего варианта из нескольких полученных композиционных построений и его детальная прорисовка с последующим уточнением контуров орнамента.

     Роспись изделий (10час.):

Составление цветочной композиции и роспись изделия.

     Выбор изделия, формы, цветового и композиционного решения. Подготовка доски к росписи. Основные этапы выполнения росписи деревянной заготовки. Покрытие изделия лаком. Анализ работы. Смысловое решение композиции. Изюминка композиционного решения. Гармоническое сочетание цветов в работе. Качество выполнения росписи от чего оно будет зависеть.

     Практическая работа. 1.Нанесение краски широкими мазками на намеченные части (фигуры людей, животных, цветов). 2.Получение объемных форм за счет нанесения характерных для городецких росписей штрихов. 3. Нанесение «оживки». 4. Покрытие доски лаком. 5. Анализ проделанной работы и качества выполнения росписи.

     Краткие сведения о композиции. Основы композиции. Достижение стилевого единства, выбор главного композиционного центра, понятие симметрии, ритма и пропорциональности. Своеобразие и неповторимость композиций в Хохлома, Городце и Мезени.

     Практическая работа: «Роспись пасхального яйца в городецком стиле.

Список литературы:

1. Астраханцева, С.В. Методические основы преподования декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву», гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», Москва- 2002г.

3.Наина Величко «Энциклопедия. Роспись.Техники, приемы, изделия», Москва, «АSTпресс», 1999г.

4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование –

М.: Просвещение - 2010.

5. Удовиченко В.В. авторская программа Авторская  программа «Декоративная роспись по дереву на уроках технологии» для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы

Блок «рукоделие и ремесла» в разделе «Художественная обработка материалов»

образовательной области «Технология», приказ №481 комитета образования Новгородской области от 08.11.2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс

Программа  разработана для организации  внеурочной деятельности  с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Подвижные игры"

Данная программа включает пояснительную записку, развёрнутый календарно - тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5-6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»5-6 кл разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования,она напр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия 5-6 класс"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Основной...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса

Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса

Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....