Тренинг общения для педагогов
консультация на тему

Пушина Нина Алексеевна

Помощь педагогам в налаживании эффетивного взаимодействия с окружающими, развитии коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг для педагогов18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг общения для педагогов

Цель: Осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Развитие коммуникативных способностей

Задачи:

- Анализировать свое поведение в разных ситуациях.  Научимся эффективными способами общения, а именно:

- устанавливать контакт с другими людьми;

- умению эффективно предавать информацию;

- рассмотрим значение понятия «общения» такого умения, как умение слушать;

- потренируемся давать и получать обратную связь.

Основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Упражнение «Комплимент»

Ведущий:  Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом".

Для этого участники садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру. 

КОММЕНТАРИЙ

Если кто-то из участников не готов к тому, чтобы сделать приятное партнеру, он имеет право пропустить ход и сказать после всех.

Следить за тем, чтобы каждый сделал комплимент соседу, сидящему слева, должен ведущий. 

Упражнение «Волшебные слова»

Ведущий: Одним из основных коммуникативных умений, которыми должен овладеть общительный человек, является умение говорить "волшебные слова". В самом начале разговора нужно расположить собеседника к себе, сказать несколько слов, которые помогли бы вам установить более теплые и приятные отношения. Мы уже научились говорить комплименты, подчеркивая основные достоинства собеседника.

Сегодня мы вспомним некоторые "волшебные слова" и выражения .

 Какие  "волшебные слова" вы знаете? Прошу высказываться. При этом желательно обосновать, в каком случае то или иное слово будет уместным и даст нужный эффект.

Ответы педагогов.

А теперь в ходе взаимных  контактов постарайтесь употреблять их, каждый раз, сознательно отмечая собственные ощущения и реакцию партнера.

Упражнение «Контакты»

Ведущий: Умение устанавливать контакты совершенно необходимо для приятного и продуктивного общения (коммуникации). Но человек не рождается с этим умением, оно - результат длительной и настойчивой работы над собой.

Именно этим мы сейчас и займемся. Проведем серию встреч с разными людьми. Вы, используя уже освоенные приемы и способы общения,  должны легко и свободно войти в контакт с партнером, начать разговор или поддержать его, также приятно расстаться с ним".

Члены группы встают (садятся) по принципу "карусели", т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задает ведущий.

Примеры ситуаций "Встреча"

1). "Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но вам он очень понравился и вы хотели бы -с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему..."

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2 -3 мин. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 мин закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.

КОММЕНТАРИЙ

Ведущему следует обратить особое внимание участников на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, какие приемы и способы коммуникации они используют, как они поддерживают разговор и заканчивают беседу.

После очередного перехода, смены партнеров ведущий, задавая ситуацию, определяет конкретные роли для каждого круга. Например, участники внутреннего круга играют роль ребенка, а внешнего - родителя.

Упражнение «Переводчик»

Цель: Отработка навыка понимания мыслей собеседника и их интерпретации для повышения качества общения.

Участник и помощник стоят перед аудиторией. Помощник зачитывает по предложениям выданный ему текст. Особенность текста – нарушенный порядок слов в предложениях. Задача участника «переводить» текст, используя правильный порядок слов.

Обсуждение: В каких случаях приходится вслух интерпретировать слова собеседника? Какие цели при этом достигаются?

Пример текста:

1).  Ребенок, переносит  который  меньше оскорблений, человеком  вырастает  , более свое сознающим   достоинство.

(Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.)

2). Воспитание есть воздействие другого одного человека на   с целью воспитываемого усвоить заставить      

нравственные  известные   привычки.

(Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки.)

3). В нерешительности минуту  действуй быстро и сделать старайся шаг  первый  , хотя   и лишний бы .

(В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.)

4). В должно человеке быть  прекрасно и одежда   все  :  и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

5). Кто желает властвовать собой  над  , тот  чувства порой сдерживать  должен .

(Кто властвовать желает над собой, Тот должен чувства сдерживать порой.).

6). Что ты сделаешь сам своих  для родителей  , того ожидай же   и  себе от детей.

Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей.

7).Когда хочет  человек  узнать - исследует он  , спрятаться когда он хочет с  от жизни тревог   - он выдумывает.

Когда человек хочет узнать - он исследует, когда он хочет спрятаться от тревог жизни - он выдумывает.

Рефлексия чувств.

Ведущий предлагает поделиться опытом, рассказать о своих ощущениях, что  вызвало затруднения.

3-я часть. Заключительная.

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи и приема информации в процессе общения.

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

 

         Список литературы

1. Общение и личностный рост (сборник учебно-методических для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей). Составитель Токташева Е.К – Барнаул: учебный центр АКИПКРО, 1994 г

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999 г.

3. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М: «Генезис», 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг общения на межличностные отношения

Психологический практикум по формированию модели поведения в общении...

Тренинг "Общение"

Психологический тренинг...

Занятие: "Тренинг общения"

Добрый день! Начинаем наше занятие с лобно – затылочной коррекции. Ребята, закройте глаза, сядьте поудобнее, слушайте мои слова. Все, что с вами произошло вчера – ушло навсегда. Это уже прошлое. Все н...

Занятие -тренинг "Общение"

Занятие -тренинг по курсу "Психология общения", предназначено для учащихся 6,7,8 классов, приемы и методы напрвлены на формирование коммуникативных навыков...

Тренинг общения "Сплочение коллектива"

данный тренинг возможно использовать в работе с детьми и подростками на этапе сплочения коллектива....

Тренинг эффективного общения для педагогов

повышение эффективности общения участников в педагогической сфере и улучшение взаимопонимания в группе...

Занятие с элементами тренинга «Психология общения» с педагогами

Расширение представлений об искусстве обшения...