Сценарий фольклорного праздника "Масленица"
учебно-методический материал на тему
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_maslenitsa.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А.Б.Салтыков
Каждый ребенок уже в раннем возрасте должен прикоснуться живительному источнику народной мудрости – фольклору, чтобы вырасти нравственно здоровым.
В современных условиях естественное течение процесса народного творчества нарушено, прервана традиция преемственности поколений в области народной культуры.
На сегодняшний день вопрос воспитания детей средствами народной педагогики стоит необычайно остро, поскольку фольклор является ценнейшим дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства и прикладного творчества.
В настоящее время специалистами, занимающимися вопросами народной музыкальной педагогики накоплен определенный методический материал и практический опыт, посвященные разработке отдельных вопросов работы с детским фольклорным ансамблем. К сожалению, в школах основной акцент делают на иностранные языки, вместо введения и поддержания таких предметов как: родной язык, родная культура, родная история, краеведение и т.д.
Веками народ в своем искусстве – в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта – стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы мира. В этом и раскрывается самобытность культуры. Русское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура. Очень важно воспитывать молодежь через приобщение его к народному творчеству высокое чувство любви к живому миру, умение восхищаться его бесконечным многообразием и красотой постигать законы его строения, звучания и формообразования.
Фольклор – в переводе «народная мудрость».
Настоящая кладезь фольклора – это наши бабушки, только они могут рассказать какие раньше носили сарафаны, головные уборы, какие песни пели и как танцевали. Оказывается, наши с вами предки ничего не делали просто так, каждое слово, движение, жест имело свое значение и символику. Это простые символы: солнце, воздух, земля и вода, присутствовали буквально во всем, в одежде, в орудиях труда и быта, песнях и т.д. Даже вышивка на рукаве женской рубахе, могла рассказать нам из какой она семьи, (бедной или богатой) есть ли дети, или же она вдова.
В костюмах были только те цвета, которые были в природе: много зеленого, красного, желтого и синего, темные цвета носили редко. Люди стремились слиться с природой, а не противоречить ей.
Все это мне рассказала мне моя бабушка и со временем я стала интересоваться этим серьезно.
Когда я училась в школе параллельно я ходила в школу традиционной народной культуры. Это школа существует несколько лет, и она полностью основана на изучении народной культуры: обряды, песни, быт наших предков.
После школы я поступила в Ульяновское музыкальное училище на хоровое дирижерское отделение. После окончания поняла, что изучение родной народной культуры стало для меня делом всей моей жизни. Так я поступила в Самарскую Академию Культуры и Искусства на народное отделение. Сейчас я на 3 курсе и у меня уже свой детский коллектив, который существует 2 года при ЦДТ.
Фольклорный ансамбль «Ладушки» на данный момент участники почти всех конкурсов проводимых в нашем городе и желанные гости в школах и детских садах.
Дети, которые ходят в ансамбль не только поют, играют на народных инструментах, танцуют, но и участвуют в различных сценках, которые они сами ставят, обрядах и мероприятиях проводимые школой и центром. За эти 2 года ребята научились ценить, а самое главное гордиться своей страной, культурой и традициями.
На занятиях дети сталкиваются с такими понятиями как: устность, традиции, обряд, хоровод, кадриль и др. Не говоря уже о терминах, с которыми им приходится сталкиваться на каждом уроке, изучая и познавая с интересом все больше о своем народе и о родной культуре.
Детское пение – сложный психофизический процесс. Требования, предъявляемые к певческому голосу детей, должны быть строго согласованы с их анатомо-физиологическими особенностями. Детский голосовой аппарат отличается от взрослого своей нежностью и хрупкостью. Все органы, участвующие в процессе голосообразования, растут и развиваются неравномерно. Окончательное формирование носоглотки и придаточных пазух завершается к 14 годам. В период роста необходимо особенно бережно обращаться с голосом, следить за его качественными изменениями, разумно распределять нагрузку на голосовой аппарат.
Знание свойств детского голоса, особенностей строения развития певческого аппарата дает возможность руководителю фольклорного ансамбля методически верно построить вокално-хоровую работу в коллективе.
Дети хотят, как можно больше узнать обо всем и задают различные вопросы. Ребятам необходимо знать, почему при пении нужно стоять прямо и что такое «диафрагма». Мне как руководителю наградой служит интерес детей, я с удовольствием отвечаю на все вопросы. Ведь в ансамбле ребята по собственной инициативе и всегда с удовольствием занимаются и с сожалением, что урок кончался, уходят домой. За 2 года дети сдружились и стали настоящем ансамблем. Ребята стали больше обращать внимание на окружающий нас мир природы, интересоваться архитектурными памятниками и с удовольствием ходят в музей народного творчества.
Постигая народное искусство, дети приобщаются к производительному труду, помогают родителям и бабушкам, сами создают материальные и культурные ценности.
Бережное отношение к народным певческим традициям оживляет интерес, привлекает внимание детей и молодежи к истории и культуре родного края и своего народа.
Введение
«Кончилась твоя власть, Зима!
- Весна на пороге.»
(Характеристика и сценарий праздника.)
Масленица – это древнейший языческий праздник прощания с зимой и зазывание живительных сил природы – богини Живы и Ярилы – солнца, чтобы они помогли удачно посеять, чтобы уродились хлеба, травы, размножались дикие лесные и полевые звери и птицы. Это последняя перед Великим Постом неделя, и называется она по церковной традиции Сырной или Сырноустной, в народе же – Маслиницей. Это название относительно новое, старинное название забылось. Даже церковь на дни Масленицы (1 неделю) устанавливает полупост: разрешаются молочные блюда, яйца, рыба, но запрещается мясо. Поэтому, в последнее перед Масленицей воскресение, называемое мясным, «тесть зазывает зятя – есть барана».
В Европе тоже отмечаются проводы зимы, и называется этот праздник – Карнавал. Отголоски Масленицы слышны в современном женском празднике – Восьмое марта, который по срокам приходится на тоже время.
Каждый день праздника имеет свое название и несет свою смысловую нагрузку.
Понедельник – «Встреча». С утра вздымают снежные катальные горки, устраивают качели, балаганы, столы с яствами, на сани усаживают соломенную куклу в сарафане, подпоясанную кушаком – Масленицу, на другие сани усаживают столб с вертящимся колесом – символом Солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам зазывая всех на праздник. Во всех домах начинают печь блины. С понедельника начинаются кулачные бои, но в основном резвились дети.
Вторник – «Заигрыш». С утра все наряжаются, зазывают покататься на горках, поесть блинов, танцуют. В этот день гуляет молодежь. Хлопцы высматривают невест, девицы украдкой поглядывают на суженых. Принимают гостей, встречают их у ворот или на крыльце.
Среда – «Лакомка». Тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки и расписные пряники. Собираются родственники.
Четверг – «Широкий четверток». Масленичный разгул: катание на санях, театральные представления, кулачные бои, взятие снежных крепостей. Пьют пиво и поют песни.
Пятница – «Тещины вечерки». Теперь зятья угощают своих тещь блинами. Зять обязан лично с вечера пригласить тещу.
Суббота – «Золовкины посиделки». Гостей принимает невестка.
Воскресение – «Прощеный день». Торжественно сжигают соломенную куклу в знак победы жизни над смертью; пепел развевают по полю, чтобы придать силу посеву, будующему урожаю. Вечером прощают друг друга со словами «Прости меня, помилуй, буде в чем виноват перед тобою». Прощение заключается поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встречать весну необходимо с чистой совестью. Во время прощания поют прощальные выкрики. Преобладает грусть, печаль, и обычно они (песни) значительно продолжительные.
Пояснительная записка
Праздник – душа народа. Без праздника немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться. Праздник нужен как тот понедельник, с которого мы обязательно начнем жить по-новому.
Для детей и школьников праздник – тот допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, отдохнуть от серости будничных дней.
Он нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения.
Народное творчество или фольклор – необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей к сокровищам устной, художественной, прикладной культуры – нелегкая задача, решить которую мы должны как можно доступнее и понятнее детям. Мы предлагаем в форме игры, праздника, ярмарки.
Сценарий «Проводы масленицы» включает в себя различные виды игр, викторин, соревнований и др.
Каждому виду игр предшествует, естественно, подготовительный период для участников и организаторов. Им и адресованы данные рекомендации, которые помогут в подготовке и проведении сценария предназначенного для школьников 1 – 5 классы.
Так как на сегодняшний день проблемы возрождения русской национальной культуры стоит необычайно остро, главной целью мероприятия мы ставим перед собой следующим образом: восстановить утраченные традиции праздников и обрядов, а также приобщить детей и их родителей к истокам, русской национальной культуры.
Сценарий рассчитан на 4-ех ведущих, главные действующие лица в сценарии это: скоморох, кот-баюн, масленица и ворон. Фольклорный ансамбль, в данном сценарии детский фольклорный ансамбль ЦДТ «Ладушки» и конечно же какой праздник без гостей, т.е. все кто пришел на праздник (учащиеся с родителями).
Сценарий может проводиться в клубе, в школе, на улице.
Мы предлагаем сначала в школе, а затем (сжигание масленицы) на улице.
В сценарии могут принимать участие все желающие, не только дерти. В празднике задействованы все виды и формы игр это: эстафеты для самых маленьких участников, конкурсы и поединки для ребят постарше, специальные шуточные конкурсы отдельно для мам и пап, есть также викторины для всех гостей нашего праздника.
Народность праздника в том, что он, развлекая, поучает.
СЦЕНАРИЙ:
«ПРОВОДЫ МАСЛЕННИЦЫ».
Действующие лица:
Скоморох
Ворон
Кот-баюн
Масленица
В середине зала стоит Масленица в сарафане, веселый скоморох в кафтане, мудрый ворон в красных сапогах и кот. Все они встречают гостей.
Скоморох: Ай люли, тарара!
Посреди стоит гора.
Сидит ворон на дубу,
И играет во трубу.
Ворон в красных сапогах, (показывает на ворона, как бы представляет его)
В позолоченых серьгах.
Эй, сбегайся, народ,
Кот-баюн к вам идет (показывает на кота)
Будем мы блинки кушать –
Будем играть,
Песни петь
И баечки слушать!
Скоморох: Ну а я скоморох
Веселый шут.
Всех разыграю,
Всех рассмешу!
(запевает песню)
«Мы давно блинов не ели,
Мы блинчиков захотели»
(подпевают дети)
(выходит Масленица и выносит блины, угощая всех ими)
Масленица: Угощайтесь гости дорогие, блиночки сладкие, горячие.
Кот: Да, да, очень вкусные блинчики у нашей Масленицы.
(все угощаются блинами)
Ворон: Ну, Масленица, последняя неделя была твоя. Пора уступить дорогу весне.
Масленица: Ребята! А зачем нам весна, да лето. Разве нам плохо было зимой! Новый год, подарки, снеговики.
Скоморох: А на самом деле, ребята, зачем нам лето, каникулы? Мы же любим учиться! Мне лично хорошо! Не надо мне лето. А вам?
(ребята отвечают хором «Нет надо, мы лето хотим!»)
Кот: Да, я лето люблю, сметана, молочко, на солнышке погреться.
Ворон: Полно зимушка зимовать – весна идет, уступай дорогу!
(водят хоровод, поют песню с детьми «Вот уж зимушка проходит»)
Скоморох: А теперь проводы зимы отметим веселыми играми.
Кот: (считая ребят) Зайчик белый, куда бегал?
- на болото.
Что работал?
- лыко драл.
Куда клал?
- под пенек, в уголок.
Кто ж украл?
- наверное он,
Пусть за это выйдет вон.
(на ком заканчивается считалка, тот становится «Зайчиком», и идет в середину круга, а остальные ходят вокруг него, и поют «Заинька в хоровод, серенький в хоровод», но «Зайчик» постоянно пытается уловить момент, и выбежать из круга. Но его не пускают. Если же он все таки выбегает из круга, то на его место становится тот, кто его поймает)
Скоморох: А ну-ка ребята, повторяй за мной.
(звучит любая музыка, Скоморох делает движение, а ребята за ним повторяют)
Скоморох: Ух , ты умаялся я , что то. А вот кот у нас засиделся .Ну- ка поди сюда.( Скоморох с вороном завязывают коту глаза и он играет с детьми в жмурки, Дети хлопают , а он их ловит).
Масленица: Ребята а вы знаете, что такое загадки? Загадка – мудреный вопрос. Загадка развивает в человеке догадливость и сообразительность. Ну-ка догадайтесь и сообразите, что я вам сейчас загадаю?
1. Краса-жар птица днём появляется,
Ночью улетает , темноту оставляет.
( Солнце.)
2. Меж двух светил в середине я один.
( Нос.)
3. Два брюшка и четыре ушка.
( Подушка.)
4. Три братца пошли купаться .
Двое ккупаються, один на берегу валяеться.
Искупались вышли , да на третьем повисли.
( Вёдра и коромысло.)
- В брюхе баня ,
В носу решето,
На голове пупок,
Всего одна рука, да и та на спине.
( Чайник.)
Скоморох: Ну с этим заданием вы справились , а со следующим?
Давайте я вас научу скоморошичьим забавам.
( Начинается блок игр.)
- «Сороконожка».
Кот и ворон набирают себе по одной команде ( любое кол-во человек). Ребята выстраиваются друг за другом и присидают на корточк, держа соседа за плечи.
По сигналу команды должны оббежать препятствие, не задев его и не растеряв по дороге участников. Кто выполнит все условия та команда и победила.
- «Юла».
Участвуют двое человек ( по одному из команды). Ребята встают на против друг друга на расстоянии 5-6 метров. На их талию привязывается веревка . На середине этой верёвке устанавливается пометка ( красная лента). По сигналу участники начинают наматывать верёвку себе на талию. Кто быстрей окажется в центре ( у
пометки), тот и выиграл.
- «Круг почёта».
Из этой же верёвки образуется круг на полу. Вызываются два мальчика. Они встают в круг напротив друг друга . Им завязываются сзади руки. Ребята должны стоя на одной ножке и с завязанными руками бороться за право остаться в кругу почёта. Но! Бороться они должны только плечами. Кто выталкает противника за круг , тот и победитель.
- «Бояре».
Две команды ( число не ограничено) строятся напротив друг друга, положив руки на плечи соседей. Одна стенка идет навстречу другой стенке и поет «Бояре а мы к вам пришли». Бояре после слов «подавайте невесту навсегда» выхватывают понравившуюся девушку и уходят. Потом меняются.
Масленица: А я знаю игры и для мам и для пап.
Выходят две мамы и садятся друг напротив друга им даются блины или каша. Они по команде начинают есть кто быстрее и больше всех съест тот и выиграл.
Масленица: Что дорогие мамы? А каково детям которым вы говорите обязательно доесть кашу до конца. – Ну а сейчас мы пап на смелость и ловкость проверим.
Двое мужчин становятся на противоположные лавочки и им дается по мешку набитому мягкими тряпками, и к томуже им завязывают глаза. Кто победит противника. А сам останется на месте, тот и выиграл.
Скоморох: Ну что Масленица давай прощаться до следующего года. Ну а мы в конце праздника обратимся друг к другу со словами «Прости меня уж если виноват чем перед тобою» В этот день нужно простить все обиды и оскорбления.
Скоморох: Ой прости меня Котушка-коток за то что ты без порток. Ох простиж меня и Ворон, что (оттягивая его) костюмчик новый. И вы простите меня люди добрые, коль что не так вышло. До свидания Масленица.
Все провожают Масленицу и поют песню «Ты прощай наша Масленица».
Кот: А теперь все на улицу баб крушить, с горок кататься, чтобы холодная морозная зима поскорее уступила свое место весне красной, доброй и теплой. (все выходят на улицу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника
Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитание школьника с активной гражданской позицией. Привить любовь к Родине невозможно без любви к малой Родине, к ее истории, к устному...
сценарий фольклорного праздника. "Круглый год"
Сценарий праздника предполагает интегрированное использование предметов, таких как технология, народная культура, история, МХК....
Сценарий фольклорного праздника "Широкая масленица"
Знакомство детей с народными традициями. Масленица самый разгульный праздник. Недаром в народе говорят «Широкая Масленица». Гуляют праздник 7 дней, и каждый день имеет своё название и назначение...
Сценарий фольклорного праздника "РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ"
Данный фольклорный праздник рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Целью мероприятия является расширение знаний о традициях , русской народной культуре и прелести ее обычаев....
Сценарий фольклорного вечера "Аулак өй".
Сценарий специально написан для проведения вечеров с русскоязычными учениками....
Сценарий фольклорного осеннего праздника "Капусные вечерки"
Ох, и много праздников на Руси раньше было! Но самые щедрые были осенью. Начиная с 27 сентября (праздник Воздвижения) в течении двух недель продолжались в России «капустницы» - девичьи посиделки, во в...
"Капустные вечёрки" сценарий фольклорного праздника
Сценарий праздника "Капустные вечёрки"стал традиционным осенним праздником в нашей школе. Сценарий разработан для детей 8-10 лет, может использоваться педагогами доп.образования, а также классны...