Сценарий фольклорного праздника "Масленица"
учебно-методический материал на тему

Одаренко Олеся Владимировна

«К  народным  традициям  должно  быть   величайшее  внимание,  их  надо  изучать  и  воспринимать  всей  душой,  их  надо  осваивать»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_maslenitsa.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

«К  народным  традициям  должно  быть   величайшее  внимание,  их  надо  изучать  и  воспринимать  всей  душой,  их  надо  осваивать»

                                                                   А.Б.Салтыков

Каждый   ребенок   уже  в  раннем  возрасте  должен  прикоснуться  живительному   источнику  народной  мудрости – фольклору,  чтобы  вырасти   нравственно  здоровым.

В  современных   условиях  естественное  течение  процесса  народного   творчества  нарушено,  прервана  традиция  преемственности  поколений  в  области  народной  культуры.

На  сегодняшний  день  вопрос  воспитания  детей  средствами  народной    педагогики  стоит   необычайно  остро,  поскольку   фольклор  является  ценнейшим  дидактическим  материалом  в   эстетическом  воспитании  подрастающего  поколения.  Обучение  детей  фольклору  должно  происходить  на  основе  синтеза  основных  форм   художественной  деятельности – музыки,  хореографии,   народного  танца,  фольклорного  театра,   изобразительного  искусства  и   прикладного  творчества.

В  настоящее  время   специалистами,  занимающимися   вопросами  народной  музыкальной  педагогики   накоплен  определенный  методический  материал  и  практический  опыт,  посвященные  разработке  отдельных  вопросов  работы  с  детским  фольклорным  ансамблем.   К  сожалению,  в  школах  основной  акцент  делают  на  иностранные  языки,  вместо  введения  и  поддержания  таких  предметов  как:  родной  язык,  родная  культура,   родная  история,  краеведение  и  т.д.  

Веками  народ  в  своем  искусстве – в  песнях,  сказках,  былинах,  народных  празднествах,  танцах  и  предметах  быта – стремился  в  художественной  форме  выразить  свое  понимание  жизни,  природы  мира.  В  этом  и  раскрывается   самобытность  культуры.  Русское  народное  искусство     является  частью  многогранной  духовной жизни  народа,  оно  также   прочно  лежит  в  фундаменте,  на  котором   основана  вся  русская  национальная  культура.   Очень  важно   воспитывать  молодежь  через  приобщение   его  к   народному  творчеству  высокое чувство     любви   к  живому  миру,   умение  восхищаться  его  бесконечным  многообразием  и  красотой  постигать  законы  его  строения,  звучания  и   формообразования.

Фольклор – в  переводе  «народная  мудрость».  

Настоящая  кладезь   фольклора – это  наши  бабушки,  только  они  могут  рассказать  какие  раньше  носили  сарафаны,  головные  уборы,  какие  песни  пели  и  как  танцевали. Оказывается,  наши  с  вами  предки   ничего  не  делали  просто  так,  каждое  слово,  движение,  жест  имело  свое  значение  и  символику.  Это  простые  символы:  солнце,  воздух,  земля  и  вода,  присутствовали  буквально  во  всем,  в  одежде,   в  орудиях  труда  и  быта,  песнях  и  т.д.   Даже  вышивка  на  рукаве  женской  рубахе,  могла  рассказать  нам  из  какой  она  семьи, (бедной  или  богатой)  есть ли  дети,   или  же  она  вдова.

В  костюмах  были  только  те  цвета,  которые  были  в  природе:  много  зеленого,  красного,  желтого  и  синего,  темные  цвета  носили  редко.  Люди  стремились  слиться  с  природой,  а  не  противоречить  ей.  

Все  это  мне  рассказала  мне  моя  бабушка  и со  временем  я  стала  интересоваться  этим   серьезно.  

Когда  я   училась  в  школе  параллельно  я  ходила  в школу  традиционной народной  культуры.   Это  школа  существует  несколько  лет,  и   она  полностью  основана на  изучении  народной  культуры:  обряды,  песни,  быт  наших  предков.

После  школы  я  поступила  в  Ульяновское  музыкальное  училище   на  хоровое  дирижерское  отделение.  После  окончания  поняла,  что   изучение родной   народной  культуры  стало  для  меня  делом  всей  моей  жизни.   Так  я  поступила  в  Самарскую  Академию  Культуры  и  Искусства  на  народное  отделение.  Сейчас  я  на  3  курсе  и   у  меня  уже  свой  детский   коллектив,  который  существует  2 года  при  ЦДТ.

Фольклорный  ансамбль  «Ладушки»   на  данный  момент  участники  почти  всех  конкурсов  проводимых  в  нашем  городе  и  желанные  гости  в  школах  и  детских  садах.

Дети,  которые  ходят  в  ансамбль  не  только  поют,  играют  на  народных  инструментах,  танцуют,  но   и  участвуют  в  различных   сценках, которые  они  сами  ставят,  обрядах  и  мероприятиях   проводимые   школой  и  центром.  За  эти  2  года  ребята   научились   ценить,  а   самое  главное  гордиться  своей  страной,  культурой  и  традициями.  

На  занятиях  дети  сталкиваются  с  такими  понятиями  как:  устность,  традиции,  обряд,   хоровод,  кадриль  и  др.  Не  говоря  уже  о  терминах, с   которыми  им  приходится  сталкиваться на  каждом  уроке,  изучая  и  познавая  с  интересом  все   больше  о  своем  народе  и  о  родной  культуре.

Детское  пение – сложный  психофизический  процесс.  Требования,  предъявляемые    к  певческому  голосу  детей,  должны  быть  строго     согласованы  с  их  анатомо-физиологическими  особенностями.  Детский  голосовой  аппарат  отличается  от  взрослого  своей  нежностью  и  хрупкостью.  Все  органы,  участвующие  в    процессе   голосообразования,  растут   и   развиваются  неравномерно.   Окончательное  формирование    носоглотки  и  придаточных  пазух    завершается  к  14  годам.  В  период  роста  необходимо особенно  бережно  обращаться  с  голосом,  следить  за  его  качественными  изменениями,  разумно  распределять     нагрузку  на  голосовой  аппарат.

Знание  свойств  детского  голоса,  особенностей  строения   развития  певческого  аппарата  дает  возможность  руководителю  фольклорного  ансамбля  методически  верно  построить  вокално-хоровую  работу  в  коллективе.

Дети  хотят,  как  можно  больше  узнать  обо  всем  и  задают  различные  вопросы.    Ребятам  необходимо  знать,   почему  при  пении  нужно  стоять  прямо  и   что  такое  «диафрагма».  Мне  как  руководителю   наградой  служит  интерес  детей,  я  с  удовольствием  отвечаю  на  все  вопросы.  Ведь  в  ансамбле  ребята  по  собственной  инициативе   и   всегда  с  удовольствием  занимаются и  с  сожалением,  что  урок  кончался,  уходят  домой.  За  2  года  дети  сдружились  и  стали  настоящем  ансамблем.   Ребята  стали  больше   обращать  внимание на  окружающий  нас  мир  природы,     интересоваться   архитектурными  памятниками  и  с  удовольствием  ходят  в  музей  народного  творчества.  

Постигая   народное  искусство,  дети  приобщаются    к  производительному  труду,  помогают  родителям  и  бабушкам,  сами  создают материальные    и   культурные   ценности.  

Бережное  отношение    к   народным   певческим  традициям  оживляет     интерес,   привлекает  внимание   детей  и  молодежи  к  истории  и   культуре    родного  края  и   своего  народа.  

                         

Введение

                                                  «Кончилась твоя власть, Зима!

  • Весна на пороге.»

(Характеристика и сценарий праздника.)

Масленица – это древнейший языческий праздник прощания с зимой и зазывание живительных сил природы – богини Живы и Ярилы – солнца, чтобы они помогли удачно посеять, чтобы уродились хлеба, травы, размножались дикие лесные и полевые звери и птицы. Это последняя перед Великим Постом неделя, и называется она по церковной традиции Сырной или Сырноустной, в народе же – Маслиницей. Это название относительно новое, старинное название забылось. Даже церковь на дни Масленицы (1 неделю) устанавливает полупост: разрешаются молочные блюда, яйца, рыба, но запрещается мясо. Поэтому, в последнее перед Масленицей воскресение, называемое мясным, «тесть зазывает зятя – есть барана».

В Европе тоже отмечаются проводы зимы, и называется этот праздник – Карнавал. Отголоски Масленицы слышны в современном женском празднике – Восьмое марта, который по срокам приходится на тоже время.

Каждый день праздника имеет свое название и несет свою смысловую нагрузку.

Понедельник – «Встреча». С утра вздымают  снежные катальные горки, устраивают качели, балаганы, столы с яствами, на сани усаживают соломенную куклу в сарафане, подпоясанную кушаком – Масленицу, на другие сани усаживают столб с вертящимся колесом – символом Солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам зазывая всех на праздник. Во всех домах начинают печь блины. С понедельника начинаются кулачные бои, но в основном резвились дети.

Вторник – «Заигрыш». С утра все наряжаются, зазывают покататься на горках, поесть блинов, танцуют. В этот день гуляет молодежь. Хлопцы высматривают невест, девицы украдкой поглядывают на суженых. Принимают гостей, встречают их у ворот или на крыльце.

Среда – «Лакомка». Тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки и расписные пряники. Собираются родственники.

Четверг – «Широкий четверток». Масленичный разгул: катание на санях, театральные представления, кулачные бои, взятие снежных крепостей. Пьют пиво и поют песни.

Пятница – «Тещины вечерки». Теперь зятья угощают своих тещь блинами. Зять обязан лично с вечера пригласить тещу.

Суббота – «Золовкины посиделки». Гостей принимает невестка.

Воскресение – «Прощеный день». Торжественно сжигают соломенную куклу в знак победы жизни над смертью; пепел развевают по полю, чтобы придать силу посеву, будующему урожаю. Вечером прощают друг друга со словами «Прости меня, помилуй, буде в чем виноват перед тобою». Прощение заключается поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встречать весну необходимо с чистой совестью. Во время прощания поют прощальные выкрики. Преобладает грусть, печаль, и обычно они (песни) значительно продолжительные.

                       Пояснительная  записка

Праздник – душа  народа.  Без  праздника  немыслима  жизнь.  Чем  сложнее  и   противоречивее  окружающая  жизнь,  тем  необходимее  праздники  как  потребность  в  положительных  эмоциях,  потребность  быть  вместе,  как  повод  встретиться  и  даже  помириться.  Праздник  нужен  как  тот  понедельник,  с  которого  мы  обязательно  начнем  жить  по-новому.

Для   детей  и  школьников  праздник – тот  допинг,  который  позволяет   расслабиться,  встряхнуться,  забыться,  отдохнуть  от  серости     будничных  дней.

Он  нужен  детям  как  вид  их  удивительного  творчества,  как  одна  из   форм   их  духовного   и  национального  самовыражения.

Народное  творчество  или  фольклор – необъятный,  бездонный  клад  тысячелетней  мудрости  и   красоты.  Приобщить  современных    детей   к  сокровищам  устной,   художественной,  прикладной  культуры – нелегкая  задача,  решить  которую  мы  должны  как  можно  доступнее  и  понятнее  детям.  Мы   предлагаем    в   форме   игры,  праздника,  ярмарки.

Сценарий   «Проводы   масленицы»   включает  в  себя  различные  виды   игр,  викторин,  соревнований  и  др.

Каждому   виду   игр  предшествует,  естественно,  подготовительный  период  для  участников  и  организаторов.  Им  и   адресованы  данные   рекомендации,  которые  помогут  в  подготовке   и  проведении  сценария   предназначенного  для   школьников  1 – 5  классы.

Так  как  на  сегодняшний  день  проблемы   возрождения  русской  национальной  культуры  стоит  необычайно   остро,  главной   целью  мероприятия  мы   ставим   перед  собой  следующим  образом:   восстановить  утраченные  традиции  праздников  и  обрядов,  а   также  приобщить  детей  и  их  родителей  к   истокам,  русской   национальной   культуры. 

Сценарий   рассчитан   на  4-ех   ведущих,  главные  действующие   лица  в  сценарии  это:  скоморох,  кот-баюн,  масленица  и   ворон.      Фольклорный  ансамбль,  в  данном  сценарии   детский  фольклорный  ансамбль   ЦДТ  «Ладушки»  и   конечно  же   какой  праздник  без  гостей,  т.е.   все  кто  пришел  на  праздник   (учащиеся   с  родителями).

Сценарий    может  проводиться  в  клубе,  в  школе,  на  улице.

Мы  предлагаем   сначала  в   школе,  а  затем  (сжигание  масленицы)  на  улице.

В  сценарии  могут  принимать  участие  все  желающие,  не  только  дерти.  В  празднике  задействованы  все  виды  и  формы   игр   это:   эстафеты  для  самых  маленьких  участников,  конкурсы   и   поединки  для   ребят  постарше,  специальные  шуточные   конкурсы   отдельно  для  мам  и  пап, есть  также  викторины   для  всех   гостей  нашего  праздника.

Народность  праздника в  том,  что  он,  развлекая,  поучает. 

 

                                 СЦЕНАРИЙ:

                      «ПРОВОДЫ МАСЛЕННИЦЫ».

Действующие лица:

Скоморох

Ворон

Кот-баюн

Масленица

В середине зала стоит Масленица в сарафане, веселый скоморох в кафтане, мудрый ворон в красных сапогах и кот. Все они встречают гостей.

Скоморох: Ай люли, тарара!

Посреди стоит гора.

Сидит ворон на дубу,

И играет во трубу.

Ворон в красных сапогах, (показывает на ворона, как бы представляет его)

В позолоченых серьгах.

Эй, сбегайся, народ,

Кот-баюн к вам идет (показывает на кота)

Будем мы блинки кушать –

Будем играть,

Песни петь

И баечки слушать!

Скоморох: Ну а я скоморох

Веселый шут.

Всех разыграю,

Всех рассмешу!

(запевает песню)

«Мы давно блинов не ели,

Мы блинчиков захотели»

(подпевают дети)

(выходит Масленица и выносит блины, угощая всех ими)

Масленица: Угощайтесь гости дорогие, блиночки сладкие, горячие.

Кот: Да, да, очень вкусные блинчики у нашей Масленицы.

(все угощаются блинами)

Ворон: Ну, Масленица, последняя неделя была твоя. Пора уступить дорогу весне.

Масленица: Ребята! А зачем нам весна, да лето. Разве нам плохо было зимой! Новый год, подарки, снеговики.

Скоморох: А на самом деле, ребята, зачем нам лето, каникулы? Мы же любим учиться! Мне лично хорошо! Не надо мне лето. А вам?

(ребята отвечают хором «Нет надо, мы лето хотим!»)

Кот: Да, я лето люблю, сметана, молочко, на солнышке погреться.

Ворон: Полно зимушка зимовать – весна идет, уступай дорогу!

(водят хоровод, поют песню с детьми «Вот уж зимушка проходит»)

   

Скоморох: А теперь проводы зимы отметим веселыми играми.

Кот: (считая ребят) Зайчик белый, куда бегал?

  • на болото.

Что работал?

  • лыко драл.

Куда клал?

  • под пенек, в уголок.

Кто ж украл?

  • наверное он,

Пусть за это выйдет вон.

(на ком заканчивается считалка, тот становится «Зайчиком», и идет в середину круга, а остальные ходят вокруг него, и поют «Заинька в хоровод, серенький в хоровод», но «Зайчик» постоянно пытается уловить момент, и выбежать из круга. Но его не пускают. Если же он все таки выбегает из круга, то на его место становится тот, кто его поймает)

Скоморох: А ну-ка ребята, повторяй за мной.

(звучит любая музыка, Скоморох делает движение, а ребята за ним повторяют)

Скоморох:   Ух , ты   умаялся  я , что  то. А  вот  кот  у  нас  засиделся .Ну- ка  поди  сюда.( Скоморох  с  вороном  завязывают  коту  глаза  и  он  играет  с  детьми  в  жмурки,  Дети  хлопают  ,  а  он  их  ловит). 

Масленица:  Ребята  а  вы   знаете,  что   такое  загадки?  Загадка – мудреный  вопрос.  Загадка  развивает  в  человеке  догадливость  и  сообразительность.    Ну-ка  догадайтесь  и  сообразите,  что  я  вам  сейчас  загадаю?

                       1. Краса-жар  птица   днём  появляется,

                           Ночью  улетает ,  темноту  оставляет.

                                                                  (  Солнце.)

                       2.  Меж  двух  светил  в  середине  я  один.

                                                                   (  Нос.)              

                       3.  Два  брюшка  и   четыре  ушка.

                                                                ( Подушка.)

                     4. Три  братца  пошли  купаться .

                          Двое  ккупаються,  один  на  берегу  валяеться.

                          Искупались  вышли ,  да  на  третьем  повисли.

                                                                          ( Вёдра  и  коромысло.)

  1. В  брюхе  баня ,

В  носу  решето,

На  голове  пупок,

Всего  одна  рука,  да  и  та  на  спине.

                                                 (  Чайник.)

Скоморох: Ну  с  этим  заданием  вы  справились , а  со  следующим?

                   Давайте  я  вас  научу  скоморошичьим   забавам.

( Начинается  блок  игр.)

  1. «Сороконожка».

 Кот   и  ворон   набирают  себе  по  одной  команде (  любое  кол-во  человек).  Ребята  выстраиваются  друг  за  другом  и  присидают  на  корточк,  держа  соседа  за  плечи.

По  сигналу  команды   должны  оббежать  препятствие,  не  задев  его  и  не  растеряв  по дороге  участников.  Кто  выполнит  все  условия  та  команда  и  победила.

  1. «Юла».

Участвуют  двое  человек ( по  одному  из команды).  Ребята  встают  на  против  друг  друга   на  расстоянии  5-6 метров. На  их  талию  привязывается  веревка . На  середине  этой  верёвке  устанавливается  пометка  ( красная  лента). По  сигналу  участники  начинают  наматывать  верёвку  себе  на  талию.  Кто  быстрей  окажется  в  центре ( у

пометки),  тот  и   выиграл.

  1. «Круг  почёта».

Из  этой  же  верёвки образуется  круг  на  полу. Вызываются  два  мальчика.  Они встают  в  круг  напротив  друг  друга . Им  завязываются  сзади  руки.  Ребята должны  стоя  на  одной  ножке  и  с  завязанными  руками бороться  за  право  остаться  в  кругу  почёта. Но!  Бороться  они  должны  только  плечами.  Кто  выталкает  противника  за  круг ,  тот  и  победитель.

  1. «Бояре».

Две  команды ( число  не  ограничено) строятся  напротив  друг  друга, положив руки на плечи соседей. Одна стенка идет навстречу другой стенке и поет «Бояре а мы к вам пришли». Бояре после слов «подавайте невесту навсегда» выхватывают понравившуюся девушку и уходят. Потом меняются.                                                                                                                                                    

 

Масленица: А я знаю игры и для мам и для пап.

Выходят две мамы и садятся друг напротив друга им даются блины или каша. Они по команде начинают есть кто быстрее и больше всех съест тот и выиграл.

Масленица: Что дорогие мамы? А каково детям которым вы говорите обязательно доесть кашу до конца. – Ну а сейчас мы пап на смелость и ловкость проверим.

Двое мужчин становятся на противоположные лавочки и им дается по мешку набитому мягкими тряпками, и к томуже им завязывают глаза. Кто победит противника. А сам останется на месте, тот и выиграл.

Скоморох: Ну что Масленица давай прощаться до следующего года. Ну а мы в конце праздника обратимся друг к другу со словами «Прости меня уж если виноват чем перед тобою» В этот день нужно простить все обиды и оскорбления.

Скоморох: Ой прости меня Котушка-коток за то что ты без порток. Ох простиж меня и Ворон, что (оттягивая его) костюмчик новый. И вы простите меня люди добрые, коль что не так вышло. До свидания Масленица.

Все провожают Масленицу и поют песню «Ты прощай наша Масленица».

Кот: А теперь все на улицу баб крушить, с горок кататься, чтобы холодная морозная зима поскорее уступила свое место весне красной, доброй и теплой. (все  выходят  на  улицу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника

Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитание школьника с активной гражданской позицией. Привить  любовь к Родине невозможно без любви к малой Родине, к ее истории, к устному...

сценарий фольклорного праздника. "Круглый год"

Сценарий праздника предполагает интегрированное использование предметов, таких как технология, народная культура, история, МХК....

Сценарий фольклорного праздника "Широкая масленица"

Знакомство детей с народными традициями. Масленица самый разгульный праздник. Недаром в народе говорят «Широкая Масленица». Гуляют праздник 7 дней, и каждый день имеет своё название и назначение...

Сценарий фольклорного праздника "РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ"

Данный фольклорный праздник рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Целью мероприятия является расширение знаний о традициях , русской народной культуре и прелести ее обычаев....

Сценарий фольклорного вечера "Аулак өй".

Сценарий специально написан для проведения вечеров с русскоязычными учениками....

Сценарий фольклорного осеннего праздника "Капусные вечерки"

Ох, и много праздников на Руси раньше было! Но самые щедрые были осенью. Начиная с 27 сентября (праздник Воздвижения) в течении двух недель продолжались в России «капустницы» - девичьи посиделки, во в...

"Капустные вечёрки" сценарий фольклорного праздника

Сценарий праздника "Капустные вечёрки"стал традиционным осенним праздником в нашей школе. Сценарий разработан для детей 8-10 лет, может использоваться  педагогами доп.образования, а также классны...