Из опыта работы с одаренными детьми
статья на тему

Милославова Нина Владимировна

Статья для педагогов ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miloslavova_n.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Милославова Н.В.

Из опыта работы с одаренными детьми

Труд педагога, безусловно, является творчеством  уже хотя бы по одному его показателю - непредсказуемости конечного результата. "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Поэтому наблюдения, являющиеся итогом долгой педагогической деятельности, могут представлять определенный интерес. Ибо необходимые годы прошли и уже известно, кто из учеников, подававших надежды, реализовал свою одаренность. То есть, как и насколько труды педагога достигли цели - вырос художник, либо сформировалась в иной сфере, но яркая личность.

 Одаренными детьми мы, как правило, считаем тех, кто, как нам кажется, имеет явный шанс стать таковыми.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.

По определению

"Одаренные дети - дети, обнаруживающие особо высокий уровень способностей, (общих или специальных…Одаренность принято диагностировать по - степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ), первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей… В обучении и воспитании одаренных детей важно не только обеспечить возможности для полноценного развития их способностей, но и обращать особое внимание на их социальную адаптацию, поскольку, в силу своей нестандартности, отличий от сверстников, они нередко испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. У одаренных детей часто встречаются и другие личностные особенности, осложняющие процесс их социализации: высокая избирательность интересов, низкая устойчивость к стрессу, склонность замыкаться в себе, и пр. "                                                           Н.С. Лейтес.                                          

Современной наукой выявлено много критериев, указывающих на наличие одаренности:

  • Любознательность
  • Воля ,потребность преодоления.
  • Сверхчувствительность к проблемам
  • Оригинальность мышления
  • Гибкость мышления
  • Легкость ассоциирования
  • Интуитивное мышление 
  • Высокая концентрация внимания
  • Способность к оценке 
  • Стремление к самоактуализации
  • Перфекционизм
  • Творческое восприятие случайностей
  • Юмор

"Творческие способности - безусловно, дар природы. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает."

                                                                                                       А.И. Савенков

Говоря совсем простым языком:

"Шило в мешке не утаишь".  Одаренный ребенок виден сразу.  Самобытные, яркие композиции, высокая работоспособность, уверенность в себе. Но не всегда это счастливое сочетание проявляется в полной мере. Уверенность в себе, безусловно, начнет подтачиваться изнутри по мере роста и расширения кругозора - исключение дано только гениям. Высокая трудоспособность может отсутствовать из-за конституционного типа нервной организации ребенка - тонкость восприятия имеет оборотной стороной быструю утомляемость, эмоциональную нестабильность. Самобытность может быть подавлена уже в раннем возрасте негативной оценкой несведущих взрослых. Таким образом, даже одно из трех перечисленных качеств  может служить сигналом о наличии художественной одаренности.

 Поддержка такого ребенка как раз и состоит в выявлении и нахождении путей преодоления "слабого звена".

У дошкольников проще:

 рисунков много, они нестандартны, ребенок очень хочет рисовать.

Да, малыши талантливы все, но без надлежащей поддержки огонь гаснет, а важнейшим свойством творческого развития является его непрерывность.

Провести через сложный переход от спонтанного творчества малыша к осознанному стремлению и умению самостоятельно развиваться у подростка.  Именно такую цель преследует сложившаяся  за долгие годы двухступенчатая программа - "Оранжевый мостик" -"Взаимодействие".

В 80 - 90-х годах прошлого столетия считалось, что влияние на ребенка делят поровну четыре сферы: семья, школа, детская среда общения и средства массовой информации.

Сегодня данная пропорция сильно изменилась в пользу средств массовой культуры и,

не исключено, что далеко не в пользу самого ребенка. "Всемирная паутина"  ещё молода и хаотична - словосочетание "Культура интернета" звучит пока оксюмороном, как "Жаркий снег" или "Яркая тьма". Поэтому для педагога выходит на первый план стремление научить ребенка делать правильный выбор, развить и закрепить хороший вкус, сохранить и передать доброе и вечное.

И тут три фактора, которые могут при достаточной силе, яркой выраженности, стать "союзником" педагога, стать решающими в положительную сторону, это:

  • Генетическая предрасположенность - дети художников,
  • Талантливые родители - ребенок растет в яркой развивающей среде, и
  • Ребенок - "самородок", отвергающий большую часть педагогического воздействия, но какими - то глубинными, неосознанными путями питающий свою интуицию.

Какова же роль педагога? Быть чутким. Главное, как в медицине, - "Не навреди!" Полная свобода в рамках определенных ограничений, тогда даже в рамках заданной темы, даже в большой и длительной композиционной работе ребенок может выразить свои переживания. Причем выразить не только через уточняющий выбор сюжета, но и чисто художественными средствами.

Умение дать свободу в рамках ограничений, чувство юмора, насыщение художественными впечатлениями самого высокого уровня - вот что необходимо педагогу, работающему с одаренными детьми, детьми тонкими, ранимыми, яркими.

Если вдуматься, это давным - давно описано у классика:

                     …Учил его всему шутя,

              Не докучал моралью строгой,

               Слегка за шалости бранил

               И в Летний сад гулять водил…