статья
статья на тему

Педагог дополнительного образования Мельникова Т.С.

Тема: "Лепка рельефная декоративная (изразцы). Чудо-цветок"

Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать освоение техни­ки рельефной лепки. Показать варианты изображения сложных венчиков и отдельных лепестков. Развивать чувство ритма и композиции. Воспиты­вать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению интерьера.

Предварительное работа.

Беседа о цветах: особенностях внешнего вида, местах произрастания, разнообразии, биологической и культурно-эстетической значимости. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная роспись и резьба по дереву и др. по возможности из коллекций или мини-музея дошкольного учреждения).

Материалы, инструменты, оборудование.

Керамические плитки или картонные квадратики размером 10x10, 15x15, 20x20; пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз; 2-3 произведения декоративно- прикладного искусства с цветочными элементами декора, например, семё­новская матрёшка, городецкая разделочная доска, гжельская посуда, хохломская ложка, вологодское кружево, писанка (миниатюра на яйце) и пр.

Рекомендуемые пособия, литература.

Плакаты «Изразцы», «Синяя Гжель», «Золотая хохлома», «Чудо-цветы». Таблица с вариантами цве­точных декоративных элементов. Комплект карточек «Бумажный фоль­клор» (цветок, вазон, букет, венок, гирлянда, дерево жизни).

Содержание занятия

Воспитатель показывает детям несколько произведений декоратив­но-прикладного искусства с растительным декором. Особое внимание обращает на цветочные элементы и с помощью таблицы показывает их декоративные варианты. Рассказывает детям о том, что с давних-давних времен люди изображают цветы на своей одежде, посуде и даже мебе­ли: рисуют, вырезают, вышивают, ткут, плетут и т.д. Выставляет карточ­ки «Цветок», «Вазон», «Букет», «Венок», «Гирлянда», «Дерево жизни») из комплекта «Бумажный фольклор» и сообщает, что эти варианты цве­точных композиций встречаются в разных видах декоративно-приклад­ного искусства - в росписи, вышивке, ткачестве, ковроделии...

- Но, оказывается, есть ещё один вид народного искусства, в кото­ром цветы «согревали» людей холодной зимой и радовали жарким ле­том. Это изразцы - керамические плитки с узором, которыми облицо­вывали печи. Техника создания изразцов настолько увлекательна, что и мы с вами можем мастерить нечто подобное. Конечно же, у нас полу­чатся не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства.

Возьмем пластину-основу, наметим палочкой (карандашом) точку в центре и, если нужно, в уголках - на одинаковом расстоянии. Предста­вим чудо-цветок во всей своей красе. И начнем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим как будто с конца (в сюжетных картинах - с заднего плана). Берем кусочек глины (пласти­лина), раскатываем в шарик, слегка сплющиваем в лепешку (сжимаем в ладошках) и прижимаем к фону в центре пластины. Это первый слой (венчик) лепестков. Берем еще один кусочек глины - чуть меньше по размеру (если лепим из глины, лучше взять другой цвет). Снова раска­тываем шарик и выкладываем поверх первой лепешки, слегка прижи­мая. Это второй венчик лепестков, он будет рельефнее выступать над поверхностью. Украсим его красивой маленькой ягодкой. Вернемся к первому слою, украсим и его - выложим по кругу жгутик или прилепим много маленьких шариков. А вокруг нашего слоеного цветка прилепим красивые лепестки: одинаковые или разные по размеру и форме, од­ноцветные или многоцветные. Если захотим, прилепим в придачу ко всему прочему: тычинки, листочки, бабочку или пчелку. И в уголках сделаем узор из ягодок и листочков.

После занятия.

Оформляется выставка «Чудо-цветы». Беседа, чте­ние стихотворений, исполнение песенок о весне и цветах. Рассматри­вание произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих в своём декоре цветочные элементы.

Информация для учителя.

Как можно подготовить пластину-основу для лепных картин?

Раскатываем скалкой глину или размягченный пластилин в пласт толщиной 0,5-1 см и нарезаем на квадраты желаемого размера. Для удобства вырезаем шаблон (квадрат желаемого размера) из бумаги и пользуемся им как меркой - накладываем на раскатанный слой и вы­резаем ножом или стекой (спичкой, зубочисткой).

Покрываем тонким слоем глины или пластилина керамическую плитку, деревянную или пластиковую дощечку, картон.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования Мельникова Т.С.

Тема: "Лепка рельефная декоративная (изразцы). Чудо-цветок"

Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения сложных венчиков и отдельных лепестков. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению интерьера.

Предварительное работа. 

Беседа о цветах: особенностях внешнего вида, местах произрастания, разнообразии, биологической и культурно-эстетической значимости. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная роспись и резьба по дереву и др. по возможности из коллекций или мини-музея дошкольного учреждения).

Материалы, инструменты, оборудование. 

Керамические плитки или картонные квадратики размером 10x10, 15x15, 20x20; пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз; 2-3 произведения декоративно- прикладного искусства с цветочными элементами декора, например, семёновская матрёшка, городецкая разделочная доска, гжельская посуда, хохломская ложка, вологодское кружево, писанка (миниатюра на яйце) и пр.

Рекомендуемые пособия, литература. 

Плакаты «Изразцы», «Синяя Гжель», «Золотая хохлома», «Чудо-цветы». Таблица с вариантами цветочных декоративных элементов. Комплект карточек «Бумажный фольклор» (цветок, вазон, букет, венок, гирлянда, дерево жизни).

Содержание занятия

Воспитатель показывает детям несколько произведений декоративно-прикладного искусства с растительным декором. Особое внимание обращает на цветочные элементы и с помощью таблицы показывает их декоративные варианты. Рассказывает детям о том, что с давних-давних времен люди изображают цветы на своей одежде, посуде и даже мебели: рисуют, вырезают, вышивают, ткут, плетут и т.д. Выставляет карточки «Цветок», «Вазон», «Букет», «Венок», «Гирлянда», «Дерево жизни») из комплекта «Бумажный фольклор» и сообщает, что эти варианты цветочных композиций встречаются в разных видах декоративно-прикладного искусства - в росписи, вышивке, ткачестве, ковроделии...

- Но, оказывается, есть ещё один вид народного искусства, в котором цветы «согревали» людей холодной зимой и радовали жарким летом. Это изразцы - керамические плитки с узором, которыми облицовывали печи. Техника создания изразцов настолько увлекательна, что и мы с вами можем мастерить нечто подобное. Конечно же, у нас получатся не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства.

Возьмем пластину-основу, наметим палочкой (карандашом) точку в центре и, если нужно, в уголках - на одинаковом расстоянии. Представим чудо-цветок во всей своей красе. И начнем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим как будто с конца (в сюжетных картинах - с заднего плана). Берем кусочек глины (пластилина), раскатываем в шарик, слегка сплющиваем в лепешку (сжимаем в ладошках) и прижимаем к фону в центре пластины. Это первый слой (венчик) лепестков. Берем еще один кусочек глины - чуть меньше по размеру (если лепим из глины, лучше взять другой цвет). Снова раскатываем шарик и выкладываем поверх первой лепешки, слегка прижимая. Это второй венчик лепестков, он будет рельефнее выступать над поверхностью. Украсим его красивой маленькой ягодкой. Вернемся к первому слою, украсим и его - выложим по кругу жгутик или прилепим много маленьких шариков. А вокруг нашего слоеного цветка прилепим красивые лепестки: одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные. Если захотим, прилепим в придачу ко всему прочему: тычинки, листочки, бабочку или пчелку. И в уголках сделаем узор из ягодок и листочков.

После занятия. 

Оформляется выставка «Чудо-цветы». Беседа, чтение стихотворений, исполнение песенок о весне и цветах. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих в своём декоре цветочные элементы.

Информация для учителя.

Как можно подготовить пластину-основу для лепных картин?

Раскатываем скалкой глину или размягченный пластилин в пласт толщиной 0,5-1 см и нарезаем на квадраты желаемого размера. Для удобства вырезаем шаблон (квадрат желаемого размера) из бумаги и пользуемся им как меркой - накладываем на раскатанный слой и вырезаем ножом или стекой (спичкой, зубочисткой).

Покрываем тонким слоем глины или пластилина керамическую плитку, деревянную или пластиковую дощечку, картон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....