"Островок надежды"
рабочая программа на тему

         Данная программа базируется на программе кружка «Зоология» (сборник типовых программ для внешкольных учреждений и образовательных школ «Исследователи природы», Москва «Просвещение», 1977).  Программа общеразвивающего типа, разработана для детей с ограниченными психофизическими возможностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ostrovok_nadezhdy.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

628 260 ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО-ЮГРА, г. ЮГОРСК ,УЛ. НОВАЯ 3-а , ТЕЛ.(34675) 2-45-62

Программа рассмотрена                                                       Утверждаю

на методическом совете                директор МБОУ ДОД

        ДЮЦ «Прометей»

«4»      марта          2014г.                               _______________ Н.А.Антонова

Протокол № ___2____                                        «___»__________________2014г.

Дополнительная

общеобразовательная программа

«Островок надежды»

(для детей с ограниченными возможностями  здоровья 7 – 10  лет)

срок реализации: 1 год

направление: эколого-биологическое

                                                                            Автор-составитель: Гущина Т.А.,

                                                                   педагог дополнительного образования

                                               

г. Югорск

2014

Содержание

1.. Пояснительная записка        3 - 5

  1. Прогнозируемые результаты        6
  2. Учебно-тематический план        7
  3. Содержание программы        8 - 10
  4. Основное направление содержание деятельности        11
  5. Условия  реализации программы        12 - 13
  6. Контроль уровня обученности        14 - 15
  7. Список  литературы        16

9.  Приложения

  1. Пояснительная записка

         Данная программа базируется на программе кружка «Зоология» (сборник типовых программ для внешкольных учреждений и образовательных школ «Исследователи природы», Москва «Просвещение», 1977).  Программа общеразвивающего типа, разработана для детей с
ограниченными психофизическими возможностями.

         Образовательный процесс имеет развивающий характер, т.к. он направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Живые объекты позволяют расширить возможности общения  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и роли человека в ней. У детей складывается представление о существующих в природе взаимосвязях. Формируются начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой, и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

         Многолетнее наблюдение педагогов и врачей, работающих с детьми с
ограниченными возможностями, говорят о положительном влиянии общения детей с живыми объектами природы на такие качества детей, как повышение самооценки, инициативы, ответственности, снижение уровня тревожности и формирует его позитивное мироощущение, увеличивает его уверенность в себе и социальную адаптированность в обществе.        Так,  наблюдение за аквариумными рыбками кроме эстетического удовольствия
способствует снижению кровяного давления, снимает напряжение и усталость.
        Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; совершенствовать речь детей и их творческие способности.

       Программа рассчитана на один год обучения, включает 34 занятия, рассчитана на 68 часов. Продолжительность – 2 занятия по 30 минут с обязательным 10-ти минутным перерывом в соответствии с требованием к занятиям эколого-биологической направленности  (СанПин 2.4.4.12.51-03.)

      Формирование групп свободное, состав групп 10 человек. Учебной базой служит мини-зоопарк ДЮЦ «Прометей».

       Актуальность  программы заключаются в стимулировании положительных эмоциональных реакций у детей с ограниченными возможностями здоровья, преодолении страхов; создании позитивной эмоциональной установки на общение с животными, благоприятной среды для самовыражения за счет этого контакта.

       Новизна программы. В программе немалое место уделяется регионоведению – изучению местных видов животных и их охране, а также сказкам и легендам о животных народов ханты и манси, их национальным праздникам - «День ворона», «День трясогузки» (Приложение 1). Все это воспитывает уважительное отношение к национальным традициям.

Отличительные особенности программы – в практико-ориентированной  направленности, соответствии образовательных результатов социальному заказу.  Большая часть занятий проводится в форме практических,  творческих занятий и экскурсий. Во время практикумов происходит общение с живыми объектами природы, дети приобретают несложные навыки по уходу за животными, навыки проведения  наблюдений.

При реализации программы осуществляется дифференцированный подход к обучению.

         Практическая значимость. Программа позволяет обеспечить активную подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни  в быстро меняющемся обществе, их успешную социализацию.

Цель программы:

        Расширение "жизненного пространства» детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитание гуманной, социально - активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ней.

Задачи: 

Образовательные:

1. Изучать обитателей мини-зоопарка, формировать начальные навыки по уходу за ними.

2. Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.

3. Познакомить с Красной книгой, животными, занесёнными в Красную книгу ХМАО.

Развивающие:

1. Развивать и обогащать образную память, мышление, интеллект.

2. Развивать поисково-познавательную деятельность.

3. Создавать условия для творческой самореализации в адекватной  для данной категории детей форме.

Воспитательные:

1.  Способствовать успешной  социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.  Воспитывать чувства сопереживания ко всему живому, которое в дальнейшем  должно трансформироваться  в сочувствие, а  затем  в содействие.

3.  Прививать любовь к родному краю.

4.  Приобщать детей к общению с природой, принимать посильное участие в общественных делах по охране природы.

2. Прогнозируемые  результаты

                В конце учебного года дети будут знать:

  • названия животных мини-зоопарка;
  • отличительные признаки разных групп животных;
  • некоторых животных, занесённых в Красную книгу ХМАО;
  • отличительные особенности больного животного и здорового;
  • правила поведения в мини-зоопарке;
  • правила поведения во время экскурсии.
    Будут
    уметь:
  • ухаживать за животными;
  • вести наблюдения.

Учащиеся будут:

  • более уверенными в знаниях о животных;
  • общительными, доброжелательными к людям и животным;
  • ответственными за себя и своих питомцев;
  • творческими, любознательными.

Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы «Островок надежды»:

  • игры («Данет-ка», «Кто, кто в теремочке живет?», «Угадай,  кто я» и др.);
  • беседа;
  • практическая деятельность.

 

3. Учебно - тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

(общее кол.-во часов)

Теоретических занятий

Практических занятий

Экскурсий

1

«Кто, кто в теремочке живет?»

2

1

1

2

«Мохнатые соседи»

6

3

3

3

«Кто ползет, а кто летает»

12

6

6

4

«В мокром царстве, подводном  государстве»

8

4

3

1

5

«Во владениях госпожи Тортиллы»

4

2

2

6

«Крылатые друзья»

6

3

2

1

7

«Хомка и его компания»

12

6

6

8

«Веселый зоосад»

12

6

6

9

«Путешествие в мир природы»

4

4

10

Итоговое занятие.

 Подведение итогов за год.

2

2

Итого учебных часов

68

33

28

7

4. Содержание программы

Тема 1. «Кто, кто в теремочке живет?» - 2 часа

Теоретические занятия – 1 час. Введение в программу «Островок надежды». Организационные мероприятия, инструктажи. Игры на знакомство.

Экскурсия – 1 час.  Обзорная экскурсия по мини-зоопарку.

Тема 2. «Мохнатые соседи» - 6 часов

Теоретические занятия – 3 часа.  Наши верные друзья. История одомашнивания собаки. Занимательный материал. Кто гуляет сам по себе? История одомашнивания кошки. Контрольное занятие (игра - викторина «Мурка и Шарик», дидактическая игра «Любимое лакомство», подвижная игра  «Лохматый пес»).  

Практические занятия – 3 часа.  Предметы ухода за собакой и кошкой. Изготовление поделки из бумаги «Дружок». Оригами «Мурка».

Тема 3. «Кто ползет, а кто летает» - 12 часов

Теоретические занятия – 6 часов. Дождевой червь, их роль в природе.  «Восьминогие ткачи». Многообразие паукообразных. Наиболее распространённые пауки нашего округа. Насекомые - самая многочисленная группа среди животных. Польза насекомых. Насекомые - вредители.  Гигиена и насекомые (вши, блохи, дом, тараканы и др.)  «Я в домике». Моллюски мини-зоопарка. Общая характеристика. Контрольное занятие. Игра - викторина «Эти забавные животные».

Практические занятия – 6 часов. Внешнее строение дождевого червя. Особенности внешнего строения паука. Особенности внешнего строения насекомого. Особенности строения крыла мухи, стрекозы, бабочки  (наблюдение под микроскопом). Внешнее строение, передвижение, питание  улитки ахатины.   Мини-проект  «Насекомые на  лугу».

Тема 4. «В мокром царстве, подводном  государстве» - 8 часов

Теоретические занятия – 4 часа. Рыбы наших водоемов. Рыбы в сказках народов ханты и манси (сказка «Как щука себе голову сделала»). Аквариумные рыбки. Амфибии хвостатые и бесхвостые. Контрольное  занятие. Игра  «Хочу все знать!».

Практические занятия – 3 часа. Особенности строения рыб в связи с образом жизни.  Особенности внешнего строения  лягушки  квакши. Мини-проект  «Мой аквариум». Оригами «Лягушка».

Экскурсии -  1 час.  Экскурсия по мини-зоопарку  « Путешествие с аквариумными рыбками».

Тема 5. «Во владении госпожи Тортиллы» - 4 часа  

Теоретические занятия – 2 часа. Многообразие пресмыкающихся. Крокодилы. «Черепашья жизнь». Змеи и ящерицы. Польза пресмыкающихся.

Практические занятия – 2 часа.  Отличительные особенности сухопутной и водной черепах. Практическая работа  «Правила содержания и ухода за черепахами». Особенности внешнего строения змеи и ящерицы.  Изготовление поделки из природного материала  «Черепашка».

Тема 6. «Крылатые друзья» - 6 часов

Теоретические занятия – 3 час. Дикие птицы нашего края: зимующие, кочующие, перелётные. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность птиц к полету. Комнатные птицы и их многообразие.  Контрольное занятие. Викторина  «У тетушки Совы».

Практические занятия – 2 часа. «Особенности ухода за  комнатными птицами». Изготовление поделки «Птица».

Экскурсии – 1 час.   Экскурсия по мини – зоопарку, знакомство с птицами.

Тема 7. «Хомка и его компания» - 12 часов.

Теоретические занятия – 6 часов. Занимательные хомяки. История появления сирийского хомяка в Европе. Многообразие морских свинок.  Где живут  морские свинки.  Загадочные шиншиллы. Забавные мышки. Занимательные факты из жизни мышей. Лабораторные крысы.  История распространения крыс и их интеллектуальные возможности. Быстрый наездник верхушек деревьев. Беседа о белке «Угадай, кто я». Выяснить, почему белку называют «хозяюшкой и хлопотуньей». Запасливый бурундук. Сказка «Медведь и бурундук».

Практические занятия – 6 часов. Особенности содержания хомяков в домашних условиях. Содержание и уход за морскими свинками. Наблюдение за хомяками и морскими свинками.  Особенности ухода и содержания в домашних условиях шиншилл.  Особенности ухода и содержания декоративных мышей. Наблюдение за поведением крысы.  Практическая работа «Моделирование клетки для грызунов».  Предметы ухода за  грызунами.

Тема 8. «Веселый зоосад» - 12 часов.

Теоретические занятия – 6 часов. История появления «Красной книги». Животные Красной книги Ханты – Мансийского автономного округа.  Западносибирский речной бобр - краснокнижное животное ХМАО.  Северный олень - главное животное тундры. Приспособленность северного оленя к жизни в тундре. Оленевод - престижная профессия коренных народов. Сказка  «Гордый олень». Колючий хозяин леса. Беседа о ежах. Ёж обыкновенный и ушастый. Зайцы и кролики.  Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». Сходство и различие между ними.  

Практические занятия – 6 часов. Особенности  образа жизни и содержания ежа в условиях мини-зоопарка. Исследование кормового рациона. Практическая работа  «Особенности ухода и содержания кроликов».  Наблюдение за кроликами.  Изготовление закладки для книг  «Зайка». Выставка рисунков «Любимые питомцы».  

Тема 9. «Путешествие в  мир природы» - 4 часа.

Экскурсии – 4 часа.  Экскурсия в городской  музей. Знакомство с экспозицией «Животный мир наших лесов». Экскурсия  по экологической тропинке  «Весенние изменения в природе».

10.  Итоговое занятие – 2 часа.

Теоретическое занятие – 2 часа.  Подведение итогов за год (награждение лучших юннатов,  игры, викторины).

5. Основные  направления содержания деятельности

По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей.

       Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребёнка.

       Занятия проводятся в форме беседы, игры, викторин.

       Наблюдение - ведущий метод экологического воспитания.

       Познания в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязь со средой обитания, многообразие видов, процесса роста и развития животных способствует формированию у детей осознанно - правильного отношения к живым существам и экологического мировоззрения.

Формы и методы проведения занятий

Для реализации программы используют вербальный, наглядный и практические методы. Занятия проходят как групповые, так и индивидуальные.

Групповые занятия проводятся в форме:

- учебное занятие

- контактный зоопарк

- занятие - игра («Волшебный квадрат», «Пять звезд», «Игра-викторина» и др.)

- занятие - экскурсия

- занятие - практическая работа

6. Условия реализации программы

  1. Методическое  и информационное обеспечение программы

Методические разработки занятий, экскурсий, дидактических игр.

Мультимедийные разработки занятий.

Натуральные объекты (питомцы живого уголка).

Дидактический материал.

Рекомендации по проведению  практических работ.

Карта полушарий.

Таблицы, рисунки, картины, фотографии, схемы, альбомы.

Литература (методическая, художественная, научно-популярная, детская,
периодические издания).

2. Материально-техническое обеспечение программы

Материалы необходимы для содержания и ухода за животными, проведения учебных занятий, оформления творческих работ, проведения наблюдений.

Материалы для содержания и ухода за животными:

  1. Аквариумы, клетки, кормушки, поилки.
  2. Стружка, опил, речной песок, керамзит.
  3. Корма для животных.
  4. Настольные лампы.
    Канцелярские товары:
  1. Ватман, картон, цветная бумага.
  2. Простые и цветные карандаши,  фломастеры, ластик, краски, кисточки
    3.  Тушь, перья, ручки.

4.  Клей, клейкая бумага.

5.  Кнопки, скрепки, иголки.

6.  Шариковые ручки, стержни.

7.  Писчая бумага.

8.  Тетради, альбомы.

9.  Линейки, циркули.

10. Ножницы.
11.  Пластилин.

ТСО:

  1. Магнитофон
  2. Фотоаппарат
  3. Музыкальный центр
  4. Телевизор
  5. Бинокль

Природный материал:  листья, цветы, семена, солома, шишки, жёлуди, ореховая скорлупа, птичьи перья, тополиный пух и т.д.

Лабораторное оборудование:

  1. Микроскоп
  2. Лупы
  3. Предметные и покровные стекла
  4. Пинцеты
  5. Мерная посуда
  6. Клетки демонстрационные
  7. Лабораторные весы
  8. Клеенчатые фартуки, резиновые перчатки

7.  Контроль уровня освоения общеобразовательной программы

Система отслеживания результатов образовательной деятельности включает в себя следующие виды контроля: текущий, стартовый, промежуточный и итоговый.

Стартовый контроль - это предварительное выявление уровня подготовки и доминированной мотивации детей к данному виду деятельности. Проводится в начале учебного года для определения интеллектуального уровня детей с ограниченными возможностями здоровья.

Срок проведения – вторая половина сентября.

Метод диагностики: тестирование.

Текущий контроль проводится в конце занятий в форме: опроса, тестов,  творческих заданий.

Промежуточная аттестация позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе промежуточной аттестации устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность обучающихся восприятию нового материала. Основная цель промежуточной аттестации - анализ хода формирования теоретических и практических знаний, что дает педагогу и обучающемуся возможность своевременно отреагировать на недостатки образовательной программы.

Промежуточная  аттестация проводится в форме игры «Данет-ка» (Приложение 2).

Срок проведения - декабрь.

  • Итоговая аттестация осуществляется для проверки знаний умений и навыков по общеобразовательной программе. Проводится как оценка результатов обучения за учебный год.

Итоговая аттестация проводится в форме игры «Веселый зоосад» (игровые приемы  «Кто, кто в теремочке живет?», «Чья это еда?», «Чьи это предметы?»).

Срок проведения -  май.

Основные показатели результативности обучения по общеобразовательной программе включают в себя:

         Критерии уровня теоретической подготовки обучающихся:

  • соответствие уровня теоретических знаний  программным  требованиям;
  • широта кругозора;

Критерии оценки практической подготовки обучающихся:

  • практические умения, предусмотренные программой;
  • качество выполнения практического задания.

Критерии оценки обще-учебных умений и навыков ребенка:

  • умение слушать и слышать педагога;
  • умение организовать свое рабочее место;
  • навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;
  • умение аккуратно выполнять работу.
    Критерии оценки творческих навыков ребенка:
  • творческое отношение к выполнению задания;
  • развитость специальных способностей.

 Таблица   «Результат  освоения  общеобразовательной программы»  прилагается  (Приложение 3).

8.  Список литературы

  1. Белавина И. Планета наш дом. Мир вокруг нас./ И. Белавина, Н. Найденова.    Издательство «Лайда», Москва, 1995г.
  2. Бруднов А.К. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. Сборник     нормативных     и     методических материалов     для дополнительного  образования  детей.   - / Научный редактор  А.К. Бруднов - М.: Гуманитарный издательский центр. 2000г.

3.  Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности. / Л.Н. Буйлова. // дополнительное образование. – 2004. №12. – с. 17-25.

4.  Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми./ Л.И.     Грехова.  Москва, Илекса, Ставрополь: Сервис школа, 2001г.

  1. Дмитриев Ю.    Домашние    животные /.    Ю.    Дмитриев.  Издательство    «Детская литература», 1985 г.
  2. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. /С.А. Исаева. – Москва, 2004г. – 44с.
  3. Каргина З.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З.А. Каргина //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. – 2006. - №5. – С.11-15.
  4. Костина И.В. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ     «Исследователи     природы» /   И.В.Костина.     Москва. «Просвещение» 1977г.
  5. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники./ Н.А. Рыжова. Линка-Пресс, Москва, 2002г.
  6. .Рыжова  Н.А. Я и природа/. Н.А. Рыжова Москва, Линка-Пресс, 1996г.
  7.   Рыжова Н.А.    Экологическое    образование    в    детском    саду. /Н.А.    Рыжова Издательский дом «Карапуз». Москва, 2001 г.
  8. .Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников./ И.В. Цветкова.  ПОР.Москва, 2000г.

 

Приложение 1

Медведь и бурундук.

    Живут на свете медведь и бурундук. Один из них обитает в одном уголке тайги, второй - в другом.

    Бурундук живёт-поживает, ничего не боится, по разным деревьям лазает, то тут, то там появляется. Так, носясь однажды по лесу и прыгая с дерева на дерево, видит: кто-то там по земле передвигается. Бурундук поспешил туда. Приблизился, смотрит: медведь! Подошли они друг к другу, и началась у них беседа, нет ей ни конца, ни края. Долго ли говорили, коротко ли, вдруг заспорили

. Один из них говорит:

 - Я первый увижу появление солнца над горизонтом!

 А другой отвечает:

 - Нет, я увижу первым!

    (Где уж такому маленькому зверьку , как бурундук, победить в споре! Медведь большой, и ума у него немaло.)

     Долго ли спорили, коротко ли, наконец решили так: «Сядем и будем ждать, кто из нас раньше увидит восход солнца»

 Бурундук огляделся кругом и говорит:

 - Я сяду лицом к той высокой горе.

 -Медвeдь отвечает:

 - А я сяду лицом к тому широкому полю.

 (Садитесь, садитесь, посмотрим, кто из вас победит!)

 Сели, упёрлись друг в друга спинами. Долго ли сидели, коротко ли, ничего не видно.

 И вот наступил рассвет. Раскрыли они глаза пошире, ждут: кто же из них раньше другого увидит восход солнца.

 Так посиживая, бурундук вдруг закричал:

 - Какая радость! Я вижу солнце!

 Медведь вытаращил глаза, смотрит на поле: нет никакого солнца. Обернулся назад: бурундук такой радостный, прыгает, пляшет, изгибается, кривляется.

 Медведь говорит:

 - Где ты видишь солнце?

 А бурундук, прыгая, танцуя, показывает на гору и говорит:

 - Гляди ту да, ту да! Золотой луч солнца блестит вон там, на той горе!

    Посмотрел медведь наверх: и правда, солнце появилось, его лучи осветили вершину горы. А бурундук ещё больше стал прыгать и скакать перед самым его носом. Медведю это надоело, даже в глазах зарябило. Протянул он лапу, схватил бурундука за шиворот.

    Тот рванулся изо всех сил. Однако целым уйти не удалось, когти медведя полоснули его по спине. Спасся он от смерти и побежал. Увидел яму, бросился туда. Успокоился, слизал кровь, лечится.

    Раны вскоре зажили, но на шкурке когти медведя оставили следы: вдоль всей спины тянутся пять тёмных полосок. Раньше, их у бурундука не было.

    С тех пор, как бурундук испытал страх смерти, всего начал бояться. Где что ни увидит, где что ни услышит, сразу прячется в яме между корней, сидит там и дрожит. Такой стал трусливый. Так он и до сих пор живёт.

Отчего у зайца длинные уши

(мансийская сказка)

      Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривает, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.

— Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям,— говорит лось.— Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?

Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»

— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.

Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:

— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.

— Хорошо,— говорит лось.— А вот эти, большие, кому?

Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:

— Эти мне дай, мне, зайцу!

— Что ты, братец? — удивился лось.— Куда тебе такие рога?

— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!

— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.

      Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.

А лось с женой хохочут.

— Нет, брат,— говорит лось.— Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

      Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.

Сказка о том, почему у зайца длинные уши

       Однажды на лесной поляне разговаривал лось с лосихой. Заяц бежал мимо и решил подслушать разговор.

 Оказывается, лось раздавал рога. Не выдержал заяц, высунулся из-за пенька и с криком давай себе рога просить, чтобы «врагов в страхе держать».

 Отдал лось ему рога. Обрадовался заяц, запрыгал, да так, что шишка ему свалилась на голову. Подскочил заяц, да бежать, да рога запутались в кустах.

 «Нет, брат», – говорит  лось, – «Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка, ты длинные уши. Пускай, все знают, что ты подслушивать любишь».

Как щука себе голову сделала

(Хантыйская легенда)

       Раньше щука была безголовой. Уродливей ее не находилось в речках нашего края. Долго просила щука Водяного царя Ингк-хон подарить ей голову. Ингк-хон отказывал: «Ты злая. Много рыбы изведешь. Не дам тебе зубов, не дам головы»

       Вот однажды ушел Ингк-хон в гости к людям. Щука встала под мостками, с которых женщины воду черпали, караулит. Бежала по берегу девочка – сиротка Сотхотлопэ. За день она сто домов обошла, устала, пить захотела. Легла девочка на мостик, напиться не может, пьет. А щука раздувалась-раздувалась, сделалась огромная и проглотила Сотхотлопэ. Смастерила щука из девочки для своей головы хрящ - мягкую косточку, на крест похожую.

        Плыл рыбак в лодочке, греб согнувшись. И его проглотила ненасытная щука. Получились из лодочки крепкие челюсти. И рыбак в дело пошел.

       Под вечер переплывал реку лось. Отломила щука ударом хвоста лосиную ногу с копытом. И такая кость, похожая на лосиную ногу, щучьей голове пригодилась.

       Старушка горбатая шла с сыном вдоль берега, вязанку хвороста несла, забрела в реку, ноги сполоснуть. Утащила злая рыбина старую женщину вместе с хворостом.

       Плыла по реке деревянная лопата. Разинула щука рот пошире, проглотила лопату, лобовую часть себе из нее сделала.

      Черпала неподалеку девушка воду, упустила берестяной ковш.

 «Пригодится!» – радуется щука.

 Много еще людей и добра заглотила эта хищная щука, соорудила себе громадную голову и острые зубы ...

 Так до сих пор щуки хищные, зубастые и ходят, пальца им в рот не клади. Про эту рыбу ханты поговорку сложили: «У щуки и мертвой зубы живые».

Легенда о щучьей голове

(Хантыйское сказание)

       Однажды поймал охотник щуку, зажарил ее на костре, поел и выбросил черепушку, не разломав. И пошел дальше. Шел он семь дней, но не один зверь ему не попался. И вдруг ему какой-то голос говорит: «Твоя удача осталась в щучьей черепушке. Иди и разломай ее, тогда к тебе вернется удача».

       Охотник так и сделал. Вернулся, нашел щучью голову и разрубил на две половинки. А вечером убил лося.

Гордый олень

 (Мансийская сказка)

         Есть у Манси на Северном Урале любимое озеро — Ватка-Тур. Недалеко от него жил охотник Захар со своей семьёй. Был он трудолюбив, целыми днями ходил по тайге, охотился. Знал повадки каждого зверя, умел выслеживать хитрую лису, находить зимой медвежьи берлоги, ловить сохатого. Только оленей никогда не ловил — жалел их Захар.

         Однажды летом пошёл Захар на озеро проверить поставленные им сети. Тихо на озере. Только и слышно, как рыба плеснёт или как утка вспорхнёт... Вдруг видит: недалеко от него стоит красавец олень. Засмотрелся на него охотник — весло из рук выпало, а олень встрепенулся, замер на миг, потом гордо поднял голову с сереньким пятнышком на лбу и убежал прочь.

          Прошло лето. Пришла и ушла осень. Наступила зима. А зима на Урале суровая да снежная. Трудно Захару с семьёй жить стало. Юрта совсем худая, и на охоте удачи нет.

          Пошёл Захар в лес. День идёт, другой, из сил выбивается, а на след зверя набрести не может. Вышел к болоту и видит: на краю болота стадо оленей пасётся и среди них тот, с сереньким пятнышком на лбу.

          Стал Захар потихоньку подползать к оленям. Вот уже совсем близко подполз. Быть бы ему с добычей, да дрогнуло сердце у охотника, жалко стало оленя убивать. Олени почуяли, что человек близко, и умчались.

          Только хотел Захар повернуть обратно, вдруг видит: прямо к нему, опустив голову, идёт большой и сильный олень. Испугался Захар, а олень остановился около него и сказал человечьим голосом:

 — Здравствуй, Захар! Давно я тебя знаю. Вижу, как ты трудишься, бродишь по тайге, а удачи тебе нет.

Захар отвечает:

 — Спасибо, гордый олень, что добрым словом меня согрел.

 — Будь завтра снова на этом месте, — проговорил олень и, высоко подняв голову, убежал.

На другой день, только показался первый луч солнца, Захар пошёл на болото. Красавец олень уже ждал его.

 — Я буду твоим другом и помощником, — сказал он. — Садись на меня!

Быстро мчался олень по тайге. Сколько было радости и удивления, когда Захар вернулся домой!

Легче стало жить Захару: освободил его олень от самых трудных работ.

Все привыкли к доброму оленю. И решил охотник отблагодарить его за доброту. Вечерами сидели они всей семьёй и вытачивали, отделывали каждую веточку — делали оленю такие рога, каких ни у кого нет. И вот рога готовы — крепкие, ветвистые, красивые!

        Весной, когда начал таять снег, запряг Захар оленя и посадил всю семью на нарты. — Поехали! — крикнул Захар.

       И они помчались по бескрайней тайге. Вот и озеро Ватка-Тур. Захар освободил оленя из упряжки и вывел к тому месту, где впервые увидел его. Старший сын Захара принёс приготовленные для оленя рога.

 — Это тебе, дорогой олень! — сказал Захар.

Олень гордо качнул головой с новыми рогами. Прошёлся по берегу озера, копнул острым рогом землю.

— Спасибо тебе, олень, за помощь, — сказал Захар. — Иди на свободу.

 — И тебе спасибо, человек! С такими рогами мне и волк не страшен! — сказал олень и, встряхнув на прощанье красивыми рогами, скрылся в лесу.

С той давней поры все олени носят рога и дружат с человеком.

Загадочный зверь

       Кошки ловят мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

И услышал я голосок:

-Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьев!

Я подумал и твердо сказал:

-Дятел!

-Вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей!

-Ага! Ты птица-осоед!

-Не осоед! Еще я ем гусениц и личинок.

-Личинок и гусениц любят дрозды.

-А я не дрозд! Еще я грызу сброшенные лосями рога.

-Тогда ты, наверное, лесная мышь.

-И совсем не мышь. Бывает, я сам ем мышей!

-Мышей? Тогда ты кошка.

-То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

-Покажись! — крикнул я и стал вглядываться в темную еловую ель, откуда слышался голосок.

-Покажусь. Только ты признайся, что побежден.

-Рано! — ответил я.

-Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

-Может, ты цапля?

-Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

-Похоже, что ты куница.

-Не говори мне про куницу. Куница — мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок, сосен, ягоды и грибы.

Я рассмеялся и крикнул:

-Скорее всего ты — свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупа забралась на елку.

-Сдаешься? — спросил голосок.

Ветки качнулись, раздвинулись, и я увидел... белку!

-Запомни, — сказала она, — кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не только мух. А белки грызут не только орешки.

Бобр

  • Сейчас, малыши, вы должны отгадать мою загадку, — Лисица внимательно посмотрела на своих учеников. — Не рыба, а плавает. Не дровосек, а деревья валит. Не плотник, а дом строит. Про кого эта загадка?
  • Это, наверное, про Ужа, — стал рассуждать Ежик. — Он не рыба, но я видел, как он плыл.
  • Но Уж не может валить деревья и строить дом, — возразил Медвежонок.
  • Прошлым летом Кабан подкопал одно дерево, и оно упало, — неуверенно сказал Волчонок. — Может, это про него загадка?
  • Про него, да не про него. Про нас эта загадка! — догадался Бобренок. — Мы и плаваем, и деревья валим, и дома себе строим.
  • Правильно, Бобренок, — учительница подошла к малышу. — Я загадала загадку про Бобра. А загадка эта потому, что сегодня на уроке мы будем знакомиться с бобрами.
  • Прямо здесь? — удивился Зайка.
  • Нет, не здесь. Сейчас мы отправимся на речку, в гости к Бобру Бобровичу. Он сам вам о себе и расскажет.

Берега речки, куда пришли малыши, заросли кустарником, ивой, осиной, тополями и белоствольными березками.

  • Вот здесь мы и живем, — начал свой рассказ Бобр Бобрович. — Построили себе плотину, сложили хатку.
  • А хатка — это что такое? Дом бобра? — спросил Зайчишка.
  • Правильно, дом. Мы его делаем недоступным для врагов.
  • Бобр Бобрович, — улыбнулась Лисица, — расскажите, пожалуйста, моим ученикам, как это вы так долго можете в воде находиться, она, наверное, затекает в нос и уши? Я вот вообще воды не люблю.
  • Ты, как я посмотрю, и сама, кумонька, не знаешь, что мы перед тем, как нырнуть, плотно прижимаем уши и смыкаем ноздри. Вот так, — и Бобр показал, как они это делают. — Так что вода нам не страшна.
  • Какой у вас интересный хвост, — засмотрелся Волчонок, — на лопату похож.
  • Хвост — это мой хороший помощник. Когда я ныряю, он у меня служит рулем. Когда на земле дерево грызу, я на него опираюсь. Да и при строительстве его использую. Забиваю им глину или ил между прутьями.
  • А если папа ударит хвостом по поверхности воды, — добавил Бобренок, — значит, рядом опасность и надо быстро нырять.
  • Правильно, сынок! — Бобр Бобрович погладил его по голове. — Молодец, что помнишь об этом.

Бобр посмотрел на малышей.

  • Пока вы сюда собирались, я приготовил для вас небольшой подарок. Посмотрите вон туда.

Зверята повернули головы и увидели качели. Их хозяин плотины сделал из бревен поваленных деревьев.

  • Ура! — закричали малыши и побежали к качелям.
  • Спасибо, Бобр Бобрович, — поблагодарила учительница. — Хороший урок у нас сегодня получился.

Вл. Зотов

Приложение 2

Задания промежуточной аттестации по программе

 «Островок надежды».  Игра «Данет-ка»

  1. В Древнем Египте кошка считалась священным животным?

        1 –да                                    2 – нет        

2. Является  ли паук - птицеед насекомым?

       1 – да                                    2 - нет

3. Улитка ахатина - это  моллюск?        

        1 –да                                     2 – нет        

4. У осьминога четыре ноги?

        1 –да                                      2 –нет                          

5. Тритон  - родственник лягушки?

        1 –да                                      2 –нет                      

6. Амфибии размножаются на суше?

        1 –да                                       2 – нет

      7.  Тело рыб покрыто чешуей.

        1 – да                                     2 – нет

8.  Клест выводит птенцов зимой.

        1 – да                                     2 – нет

9.  Отбери предметы, необходимые для ухода и содержания собаки (работа с карточками)

10. Отбери предметы, необходимые для ухода за аквариумом (работа с карточками)

Приложение 3

Результат освоения общеобразовательной

программы «Островок надежды»

Группа ___________________ _________________________   Ф.И.О. педагога ________________________________________________

№ п/п

Качественные критерии

Ф.И. обучающегося

1

Знает и узнает изученных животных

2

Проявляет желание общаться с животными

3

Знает правила безопасности при общении с животными

4

Применяет свои знания на практике

5

Средний балл

Оценочная шкала:

Максимальный уровень (критерий проявляется полностью) – 2

Средний уровень (критерий проявляется частично) – 1

Минимальный уровень (критерий  не проявляется) - 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат " Островок" истинной православной веры и благочестия.

В реферате раскрыта история Троице - Сканова монастыря, который находится в селе Наровчат Пензенской области Ныне существующий архитектурный ансамбль монастыря сложился в 1790-1810-х годах. Глав...

Использование предметов в танцевальных постановках детского хореографического ансамбля "Островок"

Одной из составных частей балетной режиссуры является предметная режиссура, т.е. работа танцевальной постановки с предметом или предметами. В данной методической разработке расскрыты способы и цели ра...

Методическая разработка концертной программы "С днем рождения, любимый Островок"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий юбилейной концертной программы детского хореографического коллектива....

Разработка урока по ОПК: «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Данная разработка урока по Основам православной культуры является разработкой урока для 5-х классов. Тема данной разработки урока - «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Свят...

Коррекционно-развивающая программа «Островок надежды» цикл «Социальный интеллект»

Программа поможет воспитать у подростков духовно-нравственную и гражданскую позиции, формировать у них навыки продуктивного взаимодействия с социальной сферой...