Программа дополнительного образования "Пользователь компьютера"
рабочая программа на тему

Кудинова Ольга Владимировна

«Пользователь персонального компьютера»Направленность – техническая.Срок реализации – 2 года,возраст учащихся: 11-15 лет.

Цель программы:

 

  •  развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей, логического мышления учащихся, формирование навыков работы с ПК.

 

Задачи программы:

 

§  освоить основы компьютерной грамотности, обработки информации;

§  научиться работать с различными видами компьютерных программ;

§   стимулировать познавательный интерес у детей, их математические способности, логическое мышление, внимание, память;

§  воспитать социально-значимые качества личности человека, такие как трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, организованность, доброжелательность, самостоятельность.

                              

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

              Бондарская средняя общеобразовательная школа

Принята

методическим советом

Протокол №1 от 27.08.2015 г.

Утверждена

Приказ № 319 от 01.09.2015 г.

Директор школы____________

Л.В.Березина

           

Дополнительная общеразвивающая программа

«Пользователь персонального компьютера»

Направленность – техническая.

Срок реализации – 2 года,

возраст учащихся: 11-15 лет

Составитель:

педагог дополнительного образования

Кудинова Ольга Владимировна

                                                           

с. Бондари

2015

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1. Учреждение: МБОУ  Бондарская СОШ

2. Полное название программы: «Пользователь персонального компьютера»                                                                    

3. Сведения о составителях:

Ф.И.О.: Кудинова О.В.

Место работы: МБОУ Бондарская СОШ

Должность: учитель информатики и педагог дополнительного образования

Стаж работы: 7 лет

4. Сведения о программе:

4.1 Область применения:  дополнительное образование детей

4.2 Продолжительность обучения: 2 года

4.3 Страниц текста: 9

4.4 Вид: общеразвивающая

4.5 Тип: модифицированная

4.6 Направленность: техническая

4.7 Уровень освоения: краткосрочная

4.8 Возраст обучающихся: 11-15 лет

Пояснительная записка

Информатика-это наука, систематизирующая приёмы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Таким образом, информатика отличается от других  дисциплин своей технологичностью, практической направленностью, а также чрезвычайной изменяемостью предмета изучения на современном этапе развития общества.

На данный момент существует большое разнообразие вычислительных систем, множество программных конфигураций. Поэтому для учащегося данный курс имеет немаловажное познавательное и развивающее значение, что обязательно пригодится для молодого человека в его будущей самостоятельной жизни. В этом и заключается  актуальность программы.

В настоящее  время компьютер настолько прочно вошел в нашу жизнь, что вопрос о том, быть или не быть знающим и грамотным в мире информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), конечно же решен в пользу -быть.

Данная программа делает акцент на более детальное изучение некоторых аспектов школьного курса информатики. Начальное, а затем последовательное овладение учащимися  такими предметами как компьютерная грамотность, делопроизводство,- позволяет им уверенно себя чувствовать в разных жизненных ситуациях, связанных с ИКТ. Данная программа стимулирует познавательный интерес учащихся к компьютерной грамотности, способствует обогащению общего багажа знаний у учащихся, развитию их интеллекта. Программа «Основы работы на ПК» включает в себя курс пользователя персональным компьютером, не требует специальной подготовки детей. В результате последовательного освоения данной программы учащийся получает основные  знания, умения и навыки: умение работать в OS Windows,  MS-Office, в архиваторах, в графическом редакторе.  В этом выражается новизна программы, а также её отличие от уже существующих программ по информатике.

Для реализации этой программы используются основные методы работы- развивающего обучения(проблемный, творческий, поисковый), дифференцированного обучения(уровневые, индивидуальные занятия, вариативность основного модуля программы).

При этом используются разнообразные формы проведения занятий. Это рассказ, беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных  программ), лекция,практическаяработа,конференции,познавательные,дидактические,ролевые и деловые игры, диктант, машинный диктант, зачёт, контрольная работа, конкурсы, тестирование.

Цель программы:

  •  развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей, логического мышления учащихся, формирование навыков работы с ПК.

Задачи программы:

  • освоить основы компьютерной грамотности, обработки информации;
  • научиться работать с различными видами компьютерных программ;
  •  стимулировать познавательный интерес у детей, их математические способности, логическое мышление, внимание, память;
  • воспитать социально-значимые качества личности человека, такие как трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, организованность, доброжелательность, самостоятельность.

                             

Ожидаемые результаты обучения(1 год)

После первого года обучения дети должны уметь:

  • пользоваться клавиатурой компьютера, меню, инструкциями для пользователя;
  • выполнять основные действия (создавать, копировать и пр.) с каталогами и файлами;
  • набрать на компьютере, отредактировать и оформить текст, используя текстовый редактор MS WORD
  • построить и откорректировать простое изображение с помощью графического редактора PAINT;
  • выполнить простейшие вычисления с помощью электронных таблиц MS EXCEL;
  • создать базу данных, пользуясь СУБД MS ACCESS, осуществить её сортировку, поиск по заданному критерию.
  • создать свою презентацию с помощью программы MS Power Point.
  • пользоваться Интернетом.

Дети должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с компьютером;
  • названия и функциональное назначение, основные характеристики устройств компьютера;
  • основные типы носителей информации в компьютере, и основные характеристики4
  • состав и назначение программного обеспечения ПК;
  • сущность понятия алгоритма, его основные свойства;
  • основные конструкции алгоритмов(ветвление, выбор, циклы) и уметь их применять для решения задач;
  • основные правила и навыки работы в Интернете.

Ожидаемые результаты обучения(2 год)

После второго года обучения дети должны знать:

  • теоретический материал по работе с Windows.
  • основы теоретических знаний по работе с пакетом программ MS- Office,служебными программами Windows, назначение и использование архиваторов, команды командной строки; назначение, применение и использование системного реестра Windows.
  • основы работы в Интернете.

Должны уметь:

  • работать в Windows.
  • работать с пакетом программ MS- Office, с архиваторами, графическими и текстовыми  редакторами.
  • работать с программами MS Power Point, «FrontPage».  
  • создать свой личный сайт с помощью программы «FrontPage».  
  •  проводить публичные презентации своих достижений (проекты, презентации, текстовые документы, сайты т.д.)
  • пользоваться Интернетом.

Методы работы- развивающего обучения(проблемный, творческий, поисковый), дифференцированного обучения(уровневые, индивидуальные занятия, вариативность основного модуля программы).

Формы проведения занятий - рассказ, беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных программ), лекция, практическая работа, конференции, машинный диктант, зачёт, контрольная работа, конкурсы, тестирование.

Методическое обеспечение

  • практические работы, лабораторные работы, самостоятельные работы, контрольные работы;
  • презентации, семинары, круглый стол, конкурсы, анкетирование, тестирование, беседы, круглый стол, лекции, создание сайта, конкурсы, тестирование, публичная защита работ.
  •  электронные учебники(такие как «Обучение работе в MS EXCEL»-М, МЕДИА-ЦЕНТР,2002; «Обучение работе в Интернет»- М, МЕДИА- ЦЕНТР,2005.)

Данная программа является модифицированной и рассчитана на 2 года обучения, для группы детей из 15 человек в возрасте  10-15 лет. Направленность программы -интеллектуально-познавательная.

Учебно-тематический план первого года занятий

№ п\п

Название темы  

Количество часов

В том числе

теория

практика

1

Введение.

2

1

1

2

Компьютер. Прикладное программное обеспечение

40

16

24

3

Выполнение творческих заданий

8

4

4

4

Основы алгоритмизации

12

5

7

5

Интернет.

8

2

6

6

Подготовка к зачёту. Зачёт

2

1

1

Итого:

72

29

43

                                                      Содержание

Введение. Теория. Правила поведения и т\б в компьютерном классе, беседа; демонстрация возможностей ПК, практическое занятие; поколения ЭВМ; информация, её измеримость.

Практика. Демонстрация возможностей ПК, практическое занятие, анкетирование;  

Компьютер. Прикладное программное обеспечение.

Теория Устройство ПК. Функциональная система ЭВМ. Клавиатура. Типы клавиш. Программы для компьютеров. Типы программ, обзорная лекция. MS DOS. Понятие файла. Файловая система. Состав MS DOS. Команды MS DOS, обзорная лекция. Обучающие программы. Назначение. Обзор.

Игровые программы. Назначение. Обзор.

Windows. Предварительные сведения. Запуск и завершение работы. Работа с окнами. Справочная система. Работа с дисками. Работа с объектами(файлами, папками, ярлыками).

 Настройка Windows. Дополнительные сведения. Стандартные программы Windows, беседа, дискуссия. MS- Office. Обзор и назначение программ пакета.

Графические редакторы. Виды представления графической информации.

Векторные графические редакторы и работа с ними. Отличие между векторными и растровыми редакторами.

Текстовые редакторы. Назначение. Ввод и редактирование текста.

Форматирование. Вставка графических объектов. Дополнительные возможности.

Программа MS Power Point. Назначение.

Повторение и обобщение.

Практика Работа с обучающей программой, беседа. практические занятие «Устройство ПК».

Работа с обучающей программой, практические занятия «Клавиатура. Типы клавиш. Программы для компьютеров».

Практическое занятие. «Понятие файла. Файловая система». «Обучающие программы. Назначение». Практические занятия.

«Игровые программы. Назначение». Практические занятия. Конкурсы.

«Windows. Предварительные сведения. Запуск и завершение работы». Практическое занятие.

«Работа с окнами». «Работа с дисками». «Работа с объектами(файлами, папками, ярлыками)». Практические занятия.

Настройка Windows.  Стандартные программы Windows. Отработка навыков работы в Windows. Практические занятия, контрольная работа. Практические и лабораторные работы «Графические редакторы. Виды представления графической информации»

« Виды редакторов. Назначение. Точечные графические редакторы и работа с ними». Практические и лабораторные работы, выполнение индивидуальных заданий. Зачёт.

«Векторные графические редакторы и работа с ними». «Отличие между векторными и растровыми редакторами».  

Практические и лабораторные работы, выполнение индивидуальных заданий, работа в микро-группах. «Текстовые редакторы. Назначение. Ввод и редактирование текста».

«Форматирование». «Вставка графических объектов». «Дополнительные возможности». Практические и лабораторные работы (объявление, афиша, титульный лист и т.д.), создание текстовых документов. Зачёт.

«MS Power Point .Создание изображений. Настройка звука и движения. Настройка действий». Практические работы. Зачёт, работа в микро-группах, создание презентации.

Повторение и обобщение.Тестирование. Контрольная диагностика. Экзамен.

Выполнение творческих заданий. Практика 

Анкетирование. Формирование творческих групп .Определение цели и темы задания. Подготовка предложений, выдвижение идей, программирование своей деятельности. Круглый стол. Коллективная работа игроков в микро-группах. Публичная защита работ(проекты, презентации, текстовые документы и пр.)  Подведение итогов. Презентация достижений.

Основы алгоритмизации. Теория.

Алгоритм. Понятие алгоритма, свойства алгоритма, этапы решения задач на ЭВМ. Беседа.

Языки программирования. Основные понятия. Способы записи алгоритма. Линейные алгоритмы.

Структуры алгоритмов. Управляющие структуры.

Структуры данных (массивы). Понятие массива. Организация массивов. Индексы.

Практика Самостоятельная работа «Алгоритм»

Языки программирования. Основные понятия. Способы записи алгоритма. Решение задач. Контрольная работа.

«Структуры алгоритмов».  Практическое занятие.

Решение задач на тему «Алгоритм».

«Структуры данных (массивы)». Практические занятия.

Контрольная работа.

Интернет Теория

История Интернета. Основы работы в Интернете.

Практика. Практические занятия.

Подготовка к зачёту. Зачёт

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п\п

Название темы

Количество

часов

В том числе

теория

практика

1

Введение

15

6

9

2

Оболочки

4

2

2

3

Реестр

4

2

2

4

Выполнение творческих заданий

9

0

9

5

Office

22

10

12

6

Графика

8

      4

4

7

Интернет

8

2

6

7

Контрольная диагностика

2

2

0

Итого:

72

28

44

Содержание

Введение. Теория 

Начальная диагностика знаний  у учащихся.

Архитектура ПК, беседа, опрос.

Обзор операционных систем в рамках DOS  и Windows. Обзор других операционных систем. Основные элементы управления Windows.

Текстовые редакторы, беседа, обсуждение.

Сервисные программы, беседа, обсуждение.

                    Архивы. Каталоги. Команды консоли Windows ,семинар,

Практика Тестирование. Анкетирование.

Практическая работа «Основные элементы управления Windows».

«Текстовые редакторы». Практическая работа.

Отработка полученных знаний, умений, навыков. Создание индивидуальных творческих работ( тему выбирает учащийся, например, «Мой личный сайт», или слайдовая презентация «Моя галерея»)

Подготовка к зачёту. Зачёт.

Оболочки. Теория.

 Far manager. Windows commander. Обзорная лекция, беседа, опрос.

Практика. Практические работы

Реестр. Теория Системный реестр Windows. Беседа.

Импорт и экспорт ключей в реестр.

Практика. Практическое занятие. 

Выполнение творческих заданий. Практика Анкетирование. Формирование творческих групп .Определение цели и темы задания. Подготовка предложений, выдвижение идей, программирование своей деятельности. Круглый стол. Коллективная работа игроков в микрогруппах. Публичная защита работ.(проекты, личные сайты, презентации, текстовые документы и пр.)  Подведение итогов. Презентация достижений.

Office. Теория

Office. Основные средства форматирования текста в  WORD. Буфер обмена.

 Word Art и  создание  векторных рисунков в WORD. Импорт рисунков в текстовые документы.

Таблицы.

Основы работы в MS EXCEL.

Использование диаграмм. Создание отчётов.

Основы работы в Power Point.

«FrontPage».Основы работы.

История развития баз данных. Создание баз данных в ACCESS.

Практика. «Office. Основные средства форматирования текста в  WORD». Практическое занятие.

«Word Art и  создание  векторных рисунков в WORD. Импорт рисунков в текстовые документы». Практическое занятие, самостоятельная работа.

«Таблицы. Создание HTML- страниц». Практическое занятие.

«Основы работы в MS EXCEL». Практическая работа.

«Использование диаграмм». «Создание отчётов». Практическая и самостоятельная работа. Зачёт.

«Power Point. Создание слайдов». «Использование анимации в презентациях» Практические занятия. Зачёт.

«FrontPage». Работа с программой. Создание сайтов. Зачёт.

Создание проектов, работа с программой.

« Создание баз данных в ACCESS». Практическая работа.

 Экзамен. Презентация достижений.

Графика. Теория

Графика. Обзорная лекция.

Pаint. Обзорная лекция

Gif аниматоры. Обзорная лекция.

ASD See. Обзорная лекция.

ASD Photo Editor. Обзорная лекция.

Основы редактирования рисунков и фотографий. Использование фильтров в  ASD Photo Editor.

Практика. Практическое занятие «Графика».

 Практическое занятие «Pаint».

 Практическое занятие «Gif аниматоры».

«ASD See», практическое занятие.  

«ASD Photo Editor», практическое занятие. «Основы редактирования рисунков и фотографий»,  практическое занятие. Контрольная работа.

Интернет Теория

История Интернета. Основы работы в Интернете.

Практика. Практические занятия.

Контрольная диагностика. 

Тестирование. Смотр достижений. Публичная защита.

                                     

Условия реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения, которое проводится на базе компьютерного класса, оснащенного компьютерами с процессорами класса не ниже Pentium,  объединёнными в локальную сеть; по одному на каждое рабочее место, а также;

  • центральный компьютер(сервер)
  • принтер
  • наборы съемных носителей информации(гибкие магнитные диски)
  • кодоскоп с экраном
  • cd-диски с  обучающими  и информационными программами программами по основным темам.
  • доступ  к World Wide Web(WWW)- глобальной информационной сети(Интернет)

Литература для учащихся

  1. «Информатика. Базовый курс». Под ред. С.В.Симоновича. СПб, 2002.
  2. Шафран Ю.А. Москва,2001 «1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователя ПК» ,Москва,2001
  3. Чернушевич Н. Степанов Е.Личный сайт школьника\\ Воспитание школьника, №4, 2004.

Литература для преподавателя

  1. Зубец В.В., Ильин А.А «Осваиваем MS- Office и Windows», Тамбов Изд-во ООО»Центр-пресс»,2002
  2. Орлов И.В., «Процесс обучения :средства и методы» Московский ун-т потребкооперации,2000
  3. «Программы лауреатов 5 Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей» Под редакцией А.В. Егорова. Москва, «ГОУ ЦРСДОД»,2005 .
  4. Фигурнов В.Э. «IBM PS для пользователя: краткий курс» ИНФРА-М,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «С КОМПЬЮТЕРОМ ПО ЖИЗНИ»

Особенностью данной программы является довольно объемное изучение офисных технологий, компьютерных коммуникаций, презентаций и анимаций. Большое количество часов отводится на практическую (проектную) ...

Программа дополнительного образования «С КОМПЬЮТЕРОМ ПО ЖИЗНИ»

Особенностью данной программы является довольно объемное изучение офисных технологий, компьютерных коммуникаций, презентаций и анимаций. Большое количество часов отводится на практическую (проектную) ...

Программа дополнительного образования "Рисуем на компьютере MS PAINT"

Программа позволяет одновременно решать несколько актуальных задач. Навыки работы с персональным компьютером, практические знания по созданию учебного проекта, формирование художественного вкуса, мышл...

Образовательная программа дополнительного образования детей "С компьютером по жизни"

Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонально...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Этот удивительный компьютер» для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

программа дополнительного образования по информатике для старшей и подготовительной группы....

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»

Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....

Программа дополнительного образования "Здравствуй, компьютер"

Данная общеразвивающая программа рассчитана на возраст детей 5 -7 лет....