Образовательный процесс экообъединения "Ритмы природы" МБУ ДО ЗЦДЮТ
методическая разработка (8 класс) по теме

Грабовская Вера Александровна

Применение пед технологий в образовательном процессе экообъединения "Ритмы природы" МБУ ДО ЗЦДЮТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_tehnoloogii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования, 2017 год – годом экологии в России. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем развития человечества. Новое содержание образования ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социо-природное окружение, в активный личностный поиск, отвечающий достижению гармонии с природой.

Актуальность темы проекта состоит в том, что в современных социально-экономических условиях предпрофильная подготовка школьников Заиграевского района приобретает новое значение. Модернизация образования ставит перед МБОУ «Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа» (далее – Шпалозаводская школа) задачу воспитания творчески мыслящего выпускника. Процесс профессионального самоопределения на основе творческой и природоохранной деятельности обусловлен расширением образовательно-воспитательного пространства. Практико-ориентированная основа проекта направлена на формирование профессиональных компетенций за счет выполнения реальных практических природоохранных задач в рамках школьного лесничества «Березка». 

Проблематика проекта состоит в том, что в общеобразовательных организациях Заиграевского района в целом и в Шпалозаводской школе нет учебного предмета «Экология». Восполнить недостаток экологических знаний и приобрести умения в реальных жизненных ситуациях обучающимся помогает система дополнительного образования – работа экологического объединения «Ритмы природы» МБУ ДО «Заиграевский центр детско-юношеского творчества» (далее – Заиграевский центр). 

Концептуальную основу обучения составляют практико-ориентированные технологии, которые носят творческий, исследовательский и социально-ориентированный характер. Одним из обязательных компонентов профориентации школьников Шпалозаводской школы является обучение по дополнительной образовательной программе «Экология+» (автор – В.А. Грабовская).

Обоснование выбора проекта программы. Программа «Экология+» предназначена для переориентации мышления школьников от «ознакомления с природой» на воспитание экологической культуры за счет применения практико-ориентированных технологий в рамках ФГОС. В результате применения метода проектов, технологии проблемного обучения, критического мышления, здоровьесберегающих технологий школьники овладевают системой проектировочных умений, приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других. Применение технологий творческого характера, связанных с решением реальных экологических проблем в социуме села Новоильинск позволяет сформировать надпредметные знания, умения и навыки, развивать социальные практики со специалистами лесной отрасли и методического аппарата Республиканского эколого-биологического центра учащихся с учетом психофизиологических особенностей детей. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную и групповую, которую они выполняют в течение определенного промежутка времени.

Новизна проектов в условиях ФГОС основана на системно-деятельностном подходе. Технология проекта помогает продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными, что является целью программы модернизации образования.

Поэтапность проекта, четкая формулировка проблем, диагностируемость компетенций позволяет достичь основной цели проекта – создание условий для достижения подростками определенного уровня образованности через решение основных задач: формирование познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих качеств личности школьников, опираясь на социально-деятельностный опыт в социуме села Новоильинск.

Практическая значимость проекта состоит в социально-трудовом становлении школьников. Природоохранные, просветительские, проектные и исследовательские формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных, метапредметных результатов в обучении. Проект направлен на распространение позитивных моделей поведения выпускников на рынке труда. Конечным продуктом обучения является личный интерес школьников к содержанию профессии работников лесной промышленности. За время существования экологического объединения «Ритмы природы» Заиграевского центра изменился подход в обучении, возросло количество обучающихся, но неизменными остаются основные принципы и методы работы объединения на базе школьного лесничества «Березка».  

Благодаря деятельности экологического объединения «Ритмы природы» Заиграевского центра дети учатся любить природу во всех ее проявлениях, выражать свои ощущения через исследовательскую и природоохранную  деятельность. В рамках просветительской кампании подростки распространяют листовки с призывом «Сохраним леса Бурятии!». Информационные щиты, объединенные общей идеей «8 из 10 пожаров возникают по вине человека» появились в местах массового отдыха жителей.

Юные экологи отлично трудятся, подавая пример активной жизненной позиции жителям села Новоильинск. Радует, что здесь живут представители молодого поколения, неравнодушные к проблемам экологии своей малой родины. На все экологические мероприятия ученики вместе с классными руководителями готовят плакаты с призывами беречь природу, сохранять чистоту и порядок. Дети 2-4 классов изготавливают различные поделки «Альтернативная елка», «Вторая жизнь ненужных вещей», на территории школы и Парка отдыха размещают скворечники. Мобильный экологический отряд помогает Хандагатайскому лесхозу, местной администрации в уборке мусора и благоустройстве улиц села.

Организуя экологические акции, дети напоминают, что каждый может принести пользу природе и сохранить собственное здоровье, соблюдая элементарные правила экологической ответственности. А начинать нужно с малого – позаботиться о чистоте на берегу водного объекта, где ты отдыхаешь. Для этого иногда достаточно просто убрать за собой мусор.

Ожидаемый педагогический результат: профориентационная направленность проекта является логическим завершением обучения в экологическом объединении «Ритмы природы» в рамках работы школьного лесничества «Березка». Школьники получают возможность сотрудничества в различных ситуациях, через алгоритмы практических действий при участии в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах Республиканского, Всероссийского и Международного уровня.

С каждым годом состав экологического объединения «Ритмы природы» пополняется, приходят новые школьники, с новыми силами, интересными идеями и неиссякаемой энергией. Воспитанники – талантливые, отзывчивые ребята, готовые находить правильные решения, они достойно защищают честь района на Республиканских слетах, Всероссийских конкурсах и Международных фестивалях экологического направления и никогда не остаются без награды. Это происходит не только благодаря их личным качествам, но и благодаря людям, которые оказывают финансовую поддержку, дают ценные советы и всегда радуются достижениям. Благодаря слаженной поддержке со стороны руководства села и района воспитанники трижды побывали в Москве, Красноярске, представляли команду Республики Бурятия на Областном слете школьных лесничеств в Амурской области в г. Благовещенск. В 2016 г. принимали активное участие в Международном проекте «Школа за экологию» и вошли в тройку призеров.

Таким образом, проект «Практико-ориентированные технологии в системе дополнительного образования» способствует продвижению опыта в организации результативной деятельности школьного лесничества «Березка» социальному и профессиональному самоопределению школьников за счет внеурочной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...