"Этика и психология семейной жизни"
рабочая программа (9 класс) на тему

Масликов Владислав Александрович

Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейной жизни" для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_i_psihologiya_semeynoy_zhizni_9_klass.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основании программно-методического обеспечения для 9-х классов пособие для учителя/ В. Гребенникова "Основы семейной жизни" под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 с учетом ФГОС среднего (полного) общего образования.

Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально-психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Программа «Этика и психология семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.

Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами ролевых игр.

Срок обучения: 34 учебных недель

Режим занятий: 1 час в неделю

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами ролевых игр, самодиагностика, групповые дискуссии.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

  Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы ориентировать учащегося на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность к судьбе Отечества.

Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса.

Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

Содержание программы.

Введение.

Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами.

Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества.

Семья в различных культурах. 

Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.

История и традиции русской семьи. Русские обряды и семья: благословение, обручение, венчание, семейные иконы.

Нравственные нормы брака в христианской культуре. 

Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”, глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.

Личность и семья.

Основы самоорганизации личности.

Цели, задачи, методы и приемы самостоятельной работы над собой, самовоспитание воли, характера, памяти и внимания.

Самооценка и уровень притязаний.        

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Виды самооценки. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора. ПЗ – выявление уровня самооценки.

Внушаемость.        

Основные понятия внушаемости, действие религиозных сект, гипноз, жажда чуда, установки. Тест "Поддаетесь ли вы чужому мнению?"

Роль семьи в воспитании личности. 

Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей. 

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

Особенности межличностных отношений юношества.

Психология межличностных отношений. 

Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность. 

Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки. 

Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения. 

Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек. 

Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность 

Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности. 

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности. 

Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек. 

 Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага. 

О товариществе и дружбе. 

Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др. 

Дружба – школа любви. 

Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. 

Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками. 

Любовь как высшее человеческое чувство. 

 Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности. 

 Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми. 

 Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека. Мужчина и женщина.

Мы такие разные.

Различие между мужчиной и женщиной: физиологические, психологические и нравственные. Роли мужчин и женщин в семье. Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости. 

Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость. 

 Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги). 

Брак и семья

Что такое готовность к браку. 

Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака. 

Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления. 

            Какой брак надежнее? 

            Дискуссия "Какой брак надежнее - по любви или по расчету?".
Просмотр фрагмента из фильмов "Самая привлекательная и обаятельная", "Влюблен по собственному желанию"
.

            Замужество и женитьба. 

            Понятия "брак", "супружество", "муж", "жена". Предложение о вступлении в брак. Виды браков. Гражданский брак. Венчание. Время подачи заявлений в ЗАГС. Испытательный срок. Жених  и невеста. Психологические сложности добрачного периода. Под звуки Мендельсона.

Семья и ее функции. 

Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности. 

Особенности молодой семьи

Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата. 

Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях. 

Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др.) 

Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств. 

 Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия - начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства. 

 Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.

Этапы развития семьи.

Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.

             Семейный досуг.

             Организация семейного досуга. Культура досуга. Игры, телевидение, книги, хобби членов семьи. Домашние чтения. Домашние концерты, спектакли. Совместные поездки, походы. Праздники. Подарки в семье. Вечерние беседы о прожитом дне. Семейные советы. Урок - ролевая игра "Семейные посиделки".

Основы семейной жизни.

            Семейные роли.

        Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем.

            Семейное благополучие.

            Понятия «психологический климат», «семейное благополучие». Виды совместимости. Законы совместимости. Психология супружеской совместимости.

            Качества семьянина        

            Любовь к окружающим людям, направленность на другого человека, способность к браку. Адекватные брачно-семейные представления. ПЗ – методика оценки старшеклассниками самих себя как будущих членов семьи.

            Семейные правила        

            Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы.

            Нарушения функционирования семейной системы.        

            Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

             Конфликты в семье. Конфликты в семье, их причины и следствия. Одиночество в семье. Профилактика нарушений семейных отношений.

              Развод  и его последствия.         

              Развод. Причины и последствия развода. Депрессия и пути выхода из нее. Вторичные браки.

Семья и дети.

              Ребенок в доме. 

              Ожидание ребенка. Появление ребенка в доме. Периодизация детства. Детство- основа жизненного успеха.

              Воспитание в семье.

         Сущность семейного воспитания. Тактики семейного воспитания. Авторитет родителей и его слагаемые. Родительская любовь. Советы педагогов и психологов родителям (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Корчак Я. и др.). Секреты воспитания по М. Поппинс.

             Стили общения родителей с детьми.

         Авторитарный и демократический стили общения родителей с детьми.

            Общение родителей и детей в семье.

            Позиции в общении родителей и детей. Манипуляции в общении: манипулятивные способы детей, манипулятивные способы родителей.

            Ошибки родителей. Практическое занятие.

Ошибки родителей в воспитании детей и их последствия. Одиночество ребенка как результат неверного стиля обучения и воспитания. Детские неврозы и их причины. Беспричинное чувство вины. Жестокость родителей и ее последствия для детей и их будущего. Алкоголизм родителей.

            Ошибки родителей. Просмотр фильма «Похороните меня за плинтусом» Беседа по фильму.

            Конфликты родителей и детей.

           Трудности в воспитании детей. Проблемы подросткового возраста. Юношеский возраст. Конфликты родителей и детей. Их причины и пути выхода из конфликтных ситуаций.

                        Одаренный ребенок.

            Понятие о способностях. Детская одаренность: понятие, признаки одаренности. Специфика работы с одаренными детьми. Нестандартный ребенок.

           Заключительное занятие. Поведение итогов курса.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Этика и психология семейной жизни» для 9 класса на 2015-2016 учебный год

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения

1.

Введение. Цели и задачи курса «Этика и психология семейной жизни»

1

2.

«Точка зрения»

1

Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества

3.

Семья в различных культурах

1

4.

История и традиции русской семьи.

Русские обряды и семья: благословение, обручение, венчание, семейные иконы.

1

5.

Нравственные нормы брака в христианской культуре

1

Личность и семья

6.

Основы самоорганизации личности.

Самооценка и уровень притязаний

1

7.

Внушаемость.

1

8.

Роль семьи в воспитании личности.

1

Особенности межличностных отношений юношества

9.

Психология межличностных отношений.

1

10

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

1

11.

О товариществе и дружбе. Дружба – школа любви

1

12.

Любовь как высшее человеческое чувство.

1

13.

Любовь (практическое занятие).

1

14.

Мы такие разные.

1

Брак и семья

15.

Что такое готовность к браку? Спутник жизни

1

16.

Какой брак надежнее? Дискуссия "Какой брак надежнее - по любви или по расчету?". 

1

17.

Замужество и женитьба.

1

18.

Что такое семья? Семья и ее функции

1

19.

Особенности молодой семьи. 

Этапы развития семьи.

1

20.

Семейный досуг

1

Основы семейных отношений

21.

Семейные роли

1

22.

Семейное благополучие.
Качества семьянина

1

23.

Семейные правила. Нарушения функционирования семейной системы

1

24.

Конфликты в семье. Развод  и его последствия

1

Семья и дети

25.

Ребенок в доме.

1

26.

Воспитание в семье

1

27.

Стили общения родителей с детьми.

1

28.

Общение родителей и детей в семье.

1

29.

Ошибки родителей. Практическое занятие.

1

30-31

Ошибки родителей. Просмотр фильма.

2

32.

Конфликты родителей и детей

1

33.

Одаренный ребенок.

1

34.

Заключительные занятия

1

Всего

34

Список литературы.

  1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2008.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
  7. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  8. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 2006.
  9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  10. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
  11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
  12. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 2009.
  13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"

Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....

Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида

Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.

Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...

"Этика и психология семейной жизни"

Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"...