Методическая разработка (6 класс) по теме:
Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_alternativa.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА г. НЕРЮНГРИ

Программа работы с трудными подростками
в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

«Альтернатива»

Автор: Алиева Ильмира Ильдаровна

Должность: методист, заведующая отделом

г. Нерюнгри, 2010 год


Оглавление

Пояснительная записка        

Цели и задачи программы        

Алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» в ЦРТДиЮ        

1 этап – выявление детей «группы риска»        

2 этап – дифференциация по подгруппам        

3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности        

Методическое обеспечение   программы        

Кадровое обеспечение программы        

Формы подведения итогов реализации программы        

Ожидаемые результаты        

Приложение 1        

Приложение 2        

Приложение 3        

Приложение 4        

Приложение 5        

Приложение 6        


Пояснительная записка

В настоящее время понятие «дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» мы подразумевали детей с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Подростки из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе,  идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.

Так, из 12 350 школьников города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) около 8 тысяч были оздоровлены различными видами отдыха на период летних каникул. В свободное от учебы время 9 692 ребенка посещает кружки и секции, из них только 641 - это дети и подростки «группы риска». Это составляет 80% от общего числа детей, состоящих на всех видах учета. Но эти данные приведены на начало учебного года, когда дети только записываются в кружки, секции, различные объединения, к середине учебного года, как правило,  картина намного хуже – занятыми остаются около 20%.

Поэтому работа по организации свободного времени детей и подростков с девиантным поведением стала жизненно важным условием для системы дополнительного образования г. Нерюнгри.

Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.

Положив в основу данный закон, в МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри (далее Центр) разработана программа деятельности с трудными детьми и подростками. Данная программа направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения ребенка в социально значимую деятельность.

Программа предоставляет детям  и подросткам  возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх, тренингах, в социальных акциях и т.д.), почувствовать себя востребованными.

Направлена программа на детей и подростков с девиантным поведением 5-11 классов, реализуется в течение учебного года.

Цели и задачи программы

Цель программы: 

Социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением в условиях дополнительного образования.

Задачи программы:

  1. Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.
  2. Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
  3. Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Формирование  творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.
  5. Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная (совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников.

В рамках Программы выработан следующий алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска»:

1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап – дифференциация по подгруппам;

3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности.

Алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» в ЦРТДиЮ

1 этап – выявление детей «группы риска»

Социальный педагог Центра и педагоги дополнительного образования  на основе данных операции «Всеобуч» производят сверку, на основе которой формируется банк данных о воспитанниках «группы риска» ЦРТДиЮ. Он представляет собой документ формата doc, в котором хранится информация об обучающихся.

Банк данных позволяет осуществлять количественную и качественную оценку по специально выделенным критериям:

  1. персональные данные воспитанника (ФИО, дата рождения, домашний адрес, информация о родителях, вид учета);
  2. статистические данные (название объединения, педагог);
  3. учет фактов нарушения Устава Центра;
  4. учет мероприятий, проводимых с обучающимися;
  5. характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.

Банк данных об учащихся «группы риска» является открытым лишь для администрации Центра и педагогов.

Полученная информация является источником для анализа и в результате - мониторингом проявления девиаций у воспитанников Центра, дает возможность более качественно спланировать профилактическую работу с данной категорией подростков.

2 этап – дифференциация по подгруппам

При анализе данных операции «Всеобуч» и состава обучающихся Центра выявляются дети «группы риска», которые делятся на 3 подгруппы.

1 подгруппа – воспитанники, состоящие на различных видах учета и посещающие различные объединения Центра.

2 подгруппа  - воспитанники Центра, имеющие склонности к различным формам девиантного поведения, но не состоящие на учете.

3 подгруппа – учащиеся «группы риска» образовательных учреждений г. Нерюнгри, не охваченные услугами Центра.

3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности

С воспитанниками первой и второй подгруппы планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в реализации программ индивидуального сопровождения воспитанника. С воспитанниками психологами Центра проводится глубокая диагностика по следующим методикам:

  1. «Шкала личной тревожности А.М. Прихожан»;
  2. «Агрессивность» (Басса – Дарки в адаптации Г.А.Цукерман);
  3. «Самооценка» (автор Дембо-Рубинштейн).
  4. «Изучение характерологических особенностей подростка по тест-опроснику Г. Айзенка».
  5. «Акцентуация личности» (автор Шмишек – для учащихся 12–13 лет).
  6. «Патохарактерологический  диагностический опросник для подростков» (ПДО под ред. А.Е. Личко)
  7. «Анализ семейной тревоги» (автор Э.Г. Эйдемиллер).
  8. «К чему люди стремятся в жизни» (автор Рокич).
  9. «Социометрия» (автор Д.Морено).
  10. Тест  ГИТ, ШТУР.

Качество и эффективность профилактической работы зависят от того, насколько точно специалисты (психологи, соц. педагог и педагоги дополнительного образования) установят:

  1. индивидуальные особенности ребенка, его проблемы психического, речевого развития, проблемы в эмоционально-волевой сфере, в обучении и профессиональном самоопределении;
  2. зону его ближайшего развития, перспективы;
  3. определят эффективные методы, меры комплексного психологического, педагогического и социального воздействия.

Весь комплекс разработанных на заседаниях социально-психологической службы  мер ложится в основу Программы индивидуального сопровождения обучающегося «Преодоление».

Именно программа индивидуального сопровождения обучающегося Центра становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении воспитанника на протяжении всего обучения в учреждении.

Важным условием эффективности программы сопровождения является согласованность действий всех специалистов социально-психологической службы, педагогов дополнительного образования и родителей, их высокий профессиональный уровень и заинтересованность.

С воспитанниками третьей подгруппы осуществляется профилактическая работа, направленная, в том числе, на привлечение данных подростков к организованному досугу в условиях Центра через работу клуба «Мальчишник» (см. Приложение 1).

Методическое обеспечение   программы

  1. Социально-реабилитационные технологии:
  1. Исследование микросоциума ребенка.
  2. Установление доверительных отношений.

  1. Методы обучения и воспитания:
  1. Рассказ, беседа, разъяснение, инструктаж, пример.
  2. Дискуссия, упражнения, ситуационный метод, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение.
  3. Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, видеофильмов.
  4. Использование компьютерных технологий, фото и видео – техники.

  1. Диагностика подростков:
  1. Исследование интересов подростков.
  2. Исследование ценностных ориентаций участников программы.

4.   Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы:

  1. на формирование позитивных дружеских отношений.
  2. групповую сплоченность.
  3. на формирование доверия друг к другу.

5.   Организация и проведение конкурсно - познавательных игр, спортивных мероприятий:

  1. районная игра «911» - направлена на активизацию знаний по правилам дорожного движения,  противопожарной безопасности и охране здоровья у учащихся «группы риска»  5-6 классов.
  2. гражданско-патриотическая игра «Юная Россия» - направлена на воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора у детей девиантного поведения 7-8 классов.
  3. познавательная игра «В мире профессий». Цель: профессиональная ориентация трудных подростков 8 – 11 классов.
  4. спортивные мероприятия: Малые Олимпийские Игры, «Веселые старты», соревнования по пулевой стрельбе, настольному теннису, настольным играм (шахматам, шашкам) и т.д.

Кадровое обеспечение программы

К реализации программы привлекаются:

  1. сотрудники социально-психологической службы ЦРТДиЮ: реализация программы индивидуального сопровождения обучающихся «Преодоление»;
  2. руководители творческих объединений (педагоги дополнительного образования), в которых занимаются дети «группы риска»: реализация программы индивидуального сопровождения обучающихся «Преодоление»;
  3. социальный педагог: проведение конкурсно - познавательных игр «911», «В мире профессий» и гражданско-патриотической игры «Юная Россия»;
  4. инструктор по физкультуре: проведение спортивных мероприятий в клубе «Мальчишник».

Формы подведения итогов реализации программы

  1. Анализ проводимых методик и тестов.
  2. Отзывы подростков – участников программы.
  3. Отзывы заинтересованных лиц (педагогов дополнительного образования, родителей, социальных педагогов и учителей ОУ и др.)
  4. Реализация социально значимых мероприятий, их анализ.

Ожидаемые результаты

Выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

  1. использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-психологической службы Центра по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  2. повысить количество обучающихся с девиантным поведением, вовлеченных в дополнительное образование;
  3. осуществлять конкретную адресную помощь подросткам в профилактике безнадзорности и правонарушений;
  4. создать оптимальные условия для организации отдыха подростков, используя возможности дополнительного образования;
  5. совершенствовать правовую подготовку учащихся, родителей, педагогов.


Приложение 1

Информация о клубе «Мальчишник»

Клуб «Мальчишник» существует с 14 октября 2005 года. Цель деятельности клуба - вовлечение подростков в социально-значимую деятельность. Открытие прошло в виде игры «Дом, где живут друзья», на которую были приглашены учащиеся «группы риска» школ города. Через конкурсную программу ребятам было наглядно показано, чем они смогут заниматься в клубе. 28 человек по собственному желанию стали членами штаба клуба «Мальчишник» (из них 20 – состоят на различных видах учета). Однако это не означает, что клуб действует только для этих ребят: любой желающий подросток может найти себе дело по душе. Всего с 2005 года разными программами было охвачено свыше 500 учащихся.

Содержание деятельности исходит, прежде всего, из желаний ребят. Они сами планируют (под руководством социального педагога ЦРТДиЮ), организовывают и проводят массовые мероприятия, пресс-центр выпускает тематические листовки, плакаты, ежемесячную газету «Мальчишник».

В работе как средство активизации познавательной деятельности детей часто используются возможности ИКТ. На занятиях: как при подготовке, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Причем, для многих это порой единственная возможность научиться работать с персональным компьютером, так как в семье нет средств для его приобретения, а в школе часто к ним не допускают. Эффективно используются ИКТ при проведении массовых мероприятий, например, в качестве мультимедийного сопровождения. Презентации, созданные с помощью программы Microsoft Power Point, звуковое оформление позволяют достигнуть эффекта быстрого включения воспитанников в учебно-познавательную деятельность.

За 5 лет существования клуба традиционными стали следующие мероприятия:

  1. Малые Олимпийские Игры;
  2. конкурсно-познавательная игра «911»;
  3. гражданско-патриотическая игра «Юная Россия»;
  4. познавательная игра «В мире профессий» - 2 тура.

Согласно гуманистической педагогике ролевые и деловые игры являются современными педагогическими технологиями. Именно в виде деловых игр чаще проходят традиционные массовые мероприятия в клубе «Мальчишник». В жюри приглашаются представители организаций г. Нерюнгри – тренеры спортивных школ, капитаны городских команд по разным видам спорта, работники УВД, прокуратуры, больницы, библиотеки, музея и т.д.

Малые Олимпийские игры проводятся 2 раза в год по следующим видам: качание пресса, прыжки на скакалке, прыжки в длину с места, набивание футбольного мяча, прыжки «Ыстынга» и «Куобах», настольный теннис, армрестлинг, дартс (метание дротиков), отжимание, вращение обруча, стрельба. В соревнованиях определяются победители (1, 2, 3 место) в личном зачете по каждому виду. Традиционно эти соревнования собирают до 100 участников.

Конкурсно-познавательная игра «911» направлена на активизацию знаний по правилам дорожного движения,  противопожарной безопасности и охране здоровья у учащихся 5-6 классов. В течение учебного года проходит 4 тура. Ребятам предлагаются задания, соответствующие их возрастным и психолого-педагогическим особенностям: расшифровать аббревиатуры, решить кроссворды, разгадать викторины, на время свернуть пожарный рукав и т.п. Участникам запомнился конкурс «Автосалон», выяснилось, что подростки практически не знают марки отечественных автомобилей. Стихотворения, сочиненные учащимися МОУ СОШ №2 и МОУ СОШ №3 позволили им выиграть номинацию «Самая творческая команда» по итогам 2009-2010 учебного года:

СОШ №2:

Нельзя жить людям без воды

Не избежать тогда беды!

Воду в склянку наберите

Спички в руки не берите

Вы окно не открывайте,

Очень быстро убегайте.

СОШ №3:

Спички приносят беду.

Вода выручает судьбу.

В склянки мы воду нальем

И пожар мы потушим бегом.

И можно крикнуть в окне:

«Помогите, пожалуйста, мне!»

В ходе рефлексии все участники всегда высказались, что их полностью удовлетворяет организация игры и качество конкурсов. Члены жюри остаются довольны содержанием конкурсов, и предлагают дальнейшее сотрудничество. Победители игр получают Почетную Грамоту, подписанную начальником  ГИБДД г. Нерюнгри.

Гражданско-патриотическая игра «Юная Россия» - в течение учебного года также проходит 4 этапа. Игра направлена на воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора у детей девиантного поведения 7-8 классов. Игры тематические, посвящаются памятным датам, историческим событиям, известным деятелям России, Республики Саха (Якутия), г. Нерюнгри.

Познавательная игра «В мире профессий». Цель: профессиональная ориентация трудных подростков. Данная профориентационная игра предназначена для обучающихся 8-11 классов, посещавших занятия в клубе в течение учебного года. Эта возрастная группа школьников уже имеет базовый уровень знаний в области трудовых ресурсов. Поэтому участие ребят в профориентационных играх не только помогает применять полученные знания на практике, но развивать свои лидерские  качества, способность принимать быстрое правильное решение в режиме соревнования. Позволяет развивать интерес к миру профессий у подростков, существенно расширить их кругозор, а также повлиять на выбор своей будущей специальности.

При разработке мероприятий учитываются психолого-педагогические особенности этих ребят:

  1. время проведения не превышает 1 астрономического часа;
  2. в интеллектуальных конкурсах вопросы не должны быть чрезмерно сложными;
  3. сочетание разных видов деятельности;
  4. ребятам необходимо поручать творческие задания;
  5. самое главное – создавать ситуацию успеха для каждого ребенка!

Соблюдение этих простых условий позволило сделать мероприятия для учащихся интересными и желанными. Наибольший отклик у детей находят мероприятия спортивной направленности, так как эти дети чаще всего реализуют себя в спорте.

Психологическое сопровождение воспитанников осуществляет социально-психологическая служба ЦРТДИЮ по следующим направлениям: диагностика (входная и итоговая), коррекционно-развивающая и тренинговая работа: тренинговые занятия, ролевые и деловые игры, направленные на развитие познавательных интересов.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса

Основы метапредметного обучения русскому языку  и формирование лингвистической компетентности всех участников образ...

Режим дня

Презентация к классному часу по теме "Режим дня" для учащихся 5 - 7 классов....

Тесты-пятиминутки по истории. 7 класс

Тесты-пятиминутки - это невероятно удобный метод проверки домашнего задания у учащихся.Материал содержит один тест по Но...

Исемне кабатлау

Тест үткәрү өчен...

Летопись разрушения личности.

Это презентация к уроку литературы по произведению "Синяя трава", которое изучается в программе "Школа 2100".. Поможет у...

Рабочая программа по краеведению "География Новгородской области", 6 класс

Данный курс является особенно актуальным, так как в базисном плане было сокращено количество учебных часов на изучение г...

Внеурочное мероприятие "Час Мужества"

Открытый показ в Открытой школе. Обсуждение фильма "Груз 200" с участниками боевых действий...

Проектный урок. Презентация

Проектный урок. Презентация...