Главные вкладки

    Методическая разработка по экологии (9 класс) по теме:
    Урок экологии 9 класс "Экологическое и технологическое влияние на биосферу"

    Садовская Дина Ивановна

    Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1
    Экологическое и технологическое влияние на биосферу

    Слайд 2
    Главная функция биосферы

    Слайд 3
    обеспечение круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами.

    Слайд 4
    Биосфера
    живое вещество, образованное совокупностью организмов
    биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности организмов
    косное вещество, которое формируется без участия живых организмов

    Слайд 5
    Посредством орудий труда человечество стало создавать фактически искусственную среду своего обитания (поселения, жилища, одежду, продукты питания, машины и многое другое). С этих пор эволюция биосферы вступила в новую фазу, где человеческий фактор стал мощной природной движущей силой.

    Слайд 6
    Последствия техногенного воздействия на биосферу.

    Слайд 7
    Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако, в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце прошлого столетия изменения биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимание ученых. Эти изменения нарастали и в настоящее время обрушились на человеческую цивилизацию.

    Слайд 8
    Стремясь к улучшению условий своей жизни человечество постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых от природы ресурсов возвращается ей в виде отходов, часто ядовитых или не пригодных для утилизации. Это приносит угрозу и существованию биосферы, и самого человека.

    Слайд 9
    Нарушение крупномасштабных процессов в атмосфере, гидросфере, литосфере
    Торможение минерализации и гумификации
    Рассеивание металлов, руд, углерода и др. биогенных элементов
    Небиосферные источники энергии
    Техногенное воздействие

    Слайд 10
    Загрязнение среды опасными отходами;
    Шумовое воздействие;
    Биологическое загрязнение;
    Воздействие электромагнитных полей и излучений;
    Воздействие оружия массового уничтожения;
    Воздействие техногенных экологических катастроф

    Слайд 11
    Антропогенное воздействие на биосферу

    Слайд 12
    Отходы
    Бытовые
    Промышленные
    Твердые бытовые отходы — совокупность твердых веществ (пластмасса, бумага, стекло, кожа и др.) и пищевых отбросов, образующихся в бытовых условиях. Жидкие бытовые отходы представлены в основном сточными водами хозяйственно-бытового назначения. Газообразные — выбросами различных газов.
    Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшихся при производстве продукции.Они бывают твердыми (отходы металлов, пластмасс, древесина и т. д.), жидкими (производственные сточные воды, отработанные органические растворители и т. д.) и газообразные (выбросы промышленных печей, автотранспорта и т. д.)

    Слайд 13
    Загрязнение среды опасными отходами

    Слайд 14
    Наибольшее количество промышленных отходов образует угольная промышленность, предприятия черной и цветной металлургии, тепловые электростанции, промышленность строительных материалов.Экологические кризисные ситуации, периодически возникающие в различных точках планеты, во многих случаях обусловлены негативным воздействием так называемых опасных отходов. Под опасными отходами понимают отходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают одним из опасных свойств (токсичность, взрывчатость, инфекционность, пожароопасность и т. д.) и присутствуют в количестве, опасном для здоровья людей и окружающей природной среды.

    Слайд 15
    Опасные отходы стали проблемой века и для борьбы с ними предпринимаются огромные усилия во всем мире. В России к опасным отходам относят около 10% от всей массы твердых отходов. Среди них металлические и гальванические шламы, отходы стекловолокна, асбестовые отходы и пыль, остатки от переработки кислых смол, дегтя и гудронов, отработанные радиотехнические изделия и т. д.

    Слайд 16
    Радиоактивные отходы

    Слайд 17
    твердые, жидкие или газообразные продукты ядерной энергетики, военных производств, других отраслей промышленности и систем здравоохранения, содержащие радиоактивные изотопы в концентрации, превышающей утвержденные нормы.

    Слайд 18
    Радиоактивные элементы, например, стронций-90, передвигаясь по пищевым (трофическим) цепям, вызывают стойкие нарушения жизненных функций, вплоть до гибели клеток и всего организма. Некоторые из радионуклидов могут сохранять смертоносную токсичность в течение 10—100 млн лет.

    Слайд 19
    Шумовое воздействие

    Слайд 20
    Одна из форм вредного физического воздействия на окружающую природную среду. Загрязнение среды шумом возникает в результате недопустимого превышения естественного уровня звуковых колебаний. С экологической точки зрения в современных условиях шум становится не просто неприятным для слуха, но и приводит к серьезным физиологическим последствиям для человека.

    Слайд 21
    Естественные природные звуки на экологическом благополучии человека, как правило, не отражаются. Звуковой дискомфорт создают антропогенные источники шума, которые:повышают утомляемость человека, снижают его умственные возможности, значительно понижают производительность труда, вызывают нервные перегрузки, шумовые стрессы и т. д.

    Слайд 22
    Транспорт (автомобильный, рельсовый и воздушный)
    Промышленные предприятия
    Автотранспорт (80% от общего шума).
    Н-р, на автомобильных дорогах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России уровень шума от транспорта в дневное время достигает 90—100 дБ и даже ночью в некоторых районах не опускается ниже 70 дБ (по норме не более 40)

    Слайд 23
    Основные источники антропогенного шума

    Слайд 24
    Воздействие

    Слайд 25
    Антропогенное шумовое воздействие неблагоприятно сказывается на организме человека и сокращает продолжительность его жизни, ибо привыкнуть к шуму физически невозможно. Человек может субъективно не замечать звуки, но от этого разрушительное действие его на органы слуха не только не уменьшается, но и усугубляется.

    Слайд 26
    Биологическое загрязнение

    Слайд 27
    привнесение в экосистемы в результате антропогенного воздействия нехарактерных для них видов живых организмов (бактерий, вирусов и др.), ухудшающих условия существования естественных биотических сообществ или негативно влияющих на здоровье человека.

    Слайд 28
    Сточные воды предприятий
    Бытовые и промышленные свалки
    Кладбища
    Канализационная сеть, поля орошения
    органические соединения и патогенные микроорганизмывозбудители инфекционных и паразитарных болезней

    Слайд 29
    Основные источники

    Слайд 30
    Воздействие электромагнитных полей и излучений

    Слайд 31
    На нынешнем этапе развития научно-технического прогресса человек вносит существенные изменения в естественное магнитное поле, придавая геофизическим факторам новые направления и резко повышая интенсивность своего воздействия. Основные источники этого воздействия — электромагнитные поля от линий электропередач (ЛЭП) и электромагнитные поля от радиотелевизионных и радиолокационных станций.

    Слайд 32
    Ядерное
    Химическое
    Бактериологическое

    Слайд 33
    Воздействие оружия массового уничтожения

    Слайд 34
    Ядерное оружие

    Слайд 35
    характеризуется большой мощностью и различным поражающим действием, которое определяется воздействиями на окружающую среду ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения и электромагнитного импульса.

    Слайд 36
    Ударная волна при ядерном взрыве обладает колоссальной разрушительной силой, нанося незащищенным людям и животным тяжелые травмы, вплоть до их гибели. При избыточном давлении во фронте ударной волны более 50 кПа наблюдается полное повреждение лесного массива, деревья с корнем вырываются, а у людей разрываются внутренние органы, переламываются кости.Световое излучение вызывает сильнейшие ожоги открытых участков тела, в том числе сетчатки глаз. В Хиросиме и Нагасаки термические поражения (ожоги) были основными последствиями ядерных взрывов.Под воздействием проникающей радиации, вызываемой смертоносными гамма-лучами и нейтронами, у людей и животных возникает лучевая болезнь, которая в тяжелых случаях заканчивается летальным исходом.

    Слайд 37
    Хиросима

    Слайд 38
    Химическое оружие

    Слайд 39
    Предназначено для отравления человека и живых организмов с помощью боевых отравляющих веществ — газов, жидкостей или твердых веществ. Средства их применения: ракеты, мины, снаряды, бомбы или распыление с самолетов. Химические отравляющие вещества способны внедряться и передвигаться по трофическим цепям, представляя высокую токсичную опасность для жизнедеятельности организмов.

    Слайд 40
    В больших количествах химическое оружие применялось во время первой мировой войны и во Вьетнаме. В 1914—1918 гг. боевые отравляющие вещества, в основном иприт, вызвали гибель 10 тыс. человек и 1,2 млн человек сделали инвалидами.В настоящее время создан принципиально новый класс боевых отравляющих веществ нервно-паралитического действия (зарин, табун, зоман и др.), а также отравляющие вещества психогенного, общеядовитого и удушающего действия. Все они оказывают крайне негативное влияние на природные экосистемы, вызывая массовые поражения людей, гибель большой части популяций любых позвоночных животных, растений

    Слайд 41
    Бактериологическое (биологическим) оружие

    Слайд 42
    Бактериальные средства (бактерии, вирусы и др.), яды (токсины), предназначенные для массового поражения людей. Используются с помощью живых переносчиков заболеваний (грызунов, насекомых и др.), либо в виде боеприпасов, начиненных зараженными порошками или жидкостью.

    Слайд 43
    Бактериологическое оружие способно вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных чумой, холерой, сибирской язвой и другими болезнями, даже попадая в их организм в ничтожно малых количествах. Многие бактерии способны образовывать споры, которые могут сохраняться в почве в течение десятилетий.

    Слайд 44
    Воздействие техногенных экологических катастроф

    Слайд 45
    это авария технического устройства (атомной электростанции, танкера и т. д.), приведшая к весьма неблагоприятным изменениям в окружающей природной среде и, как правило, массовой гибели живых организмов и экономическому ущербу. Аварии и катастрофы возникают внезапно, имеют локальный характер, в то же время экологические последствиях могут распространяться на весьма значительные расстояния.

    Слайд 46
    Самая крупная в истории человечества катастрофа техногенного характера, приведшая к трагическим последствиям, произошла 26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС на Украине. От острой лучевой болезни погибли 29 человек, эвакуировано более 120 тыс. человек, общее число пострадавших превысило 9 млн. человек. Следы чернобыльского “события” в генном аппарате человечества, по свидетельству медиков, исчезнут лишь через 40 поколений.

    Слайд 47
    Очень опасны и тяжелы по своим экологическим последствиям крупные аварии и катастрофы на химических объектах. В этих случаях происходит заражение отравляющими веществами всего приземного слоя атмосферы, водных источников, почв и т. д. При высоких концентрациях отравляющих веществ наблюдается массовое поражение людей и животных.

    Слайд 48
    Домашнее задание

    Слайд 49
    § 7, мини-сообщение о техногенных катастрофах


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу"

    Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

    Потребность человека в питании и ее влияние на биосферу.

    Презентация к уроку экологии в 9 классе....

    Потребность человечества в питании и её влияние на биосферу

    1. Можно ли, исходя из того, как питается человек, судить о его здоровье?   «Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такой;Не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно.Жизнь дл...

    Презентация к уроку по теме "Потребности и их влияние на развитие" (7 класс)

    Презентацию можно использовать для объяснения материала по теме...

    Урок-презентация. "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

    В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы сре...

    презентация к уроку"Экологические факторы среды и их влияния на растения" 6 класс.

    В презентации раскрыты вопросы влияния факторов среды на растительный организм....