Статья о предпрофильной подготовке в сельской школа
статья по экологии (11 класс) по теме

Грабовская Вера Александровна

Статья содержит информацию о системе сетевого взаимодействия МБОУ "Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа", Заиграевского района, Республики Бурятия с Бурятским лесопромышленным колледжем. В статье описана апробированная программа по непрерывному экологическому образованию в студенческой группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bof_2011.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название статьи: «Система непрерывное экологическое образование в условиях сельской школы»

(из опыта работы МОУ Шпалозаводской школы и Бурятского лесопромышленного колледжа)

Автор: Грабовская Вера Александровна, учитель биологии

Название организации: МОУ Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа, Заиграевский район

Секция: Модернизация профессионального образования

        Глобальные изменения в профессиональной сфере современного общества, требуют корректировки содержательных и методических аспектов образования, пересмотра прежних приоритетов, целевых установок и педагогических средств в обучении детей. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. В соответствии с «Концепцией модернизации Российского образования» одна из функций образовательного учреждения – обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития и самореализации личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой, личностно – ориентированной самореализации. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Успешное непрерывное экологическое образование школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, когда оно осуществляется целенаправленно и систематически. Определяя экологическое образование в МОУ Шпалозаводской средней общеобразовательной школе, как одного из приоритетных направлений, следует отметить то, что на протяжении сорока лет ведется работа с детьми по формированию не только образованных, вооруженных знаниями, умениями и навыками, но и способных адаптироваться к быстро изменяющимся социально – экономическим условиям в обществе. Координацию работы МОУ Шпалозаводской средней общеобразовательной школы по экологическому образованию и воспитанию осуществляет Бурятский лесопромышленный колледж, как ресурсный центр эколого – образовательных услуг в условиях Байкальского региона.

Программа пред профильной подготовки «Основы лесоводства» учащихся 9 классов при изучении теоретического материала  направлена на приобщение учащихся к практической, экспериментальной, опытнической и исследовательской деятельности. Условием такого обучения выступает система сетевого взаимодействия, основанная на организации взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности школьников, направленной на обогащение общественного и личного опыта. Деятельность учащихся 9 классов по формированию  системы экологического образования заложена в рамках Договора об обеспечении подготовки учащихся МОУ Шпалозаводской средней общеобразовательной школы по системе непрерывного образования, заключенного на основании Закона РФ «Об образовании».

В программе заложено использование новых форм и методов экологического образования и воспитания, что позволит значительно повысить эффективность проводимого обучения и вовлечь в этот процесс школьников посредством «формального» и «неформального» образования, путем организации и проведения массовых экологических акций, тематических недель, полевых экспедиций, участие в природоохранных мероприятиях. Программа направлена  на координацию научно – исследовательской деятельности Бурятского лесопромышленного колледжа как ресурсного центра реализации непрерывного экологического образования.

     Главная цель Программы состоит в обеспечении взаимосвязи экологического образования, осуществляемого в системе:

МОУ Шпалозаводская сош – БЛПК - ВУЗ – Хандагатайский лесхоз - СМИ.

     Данная образовательная программа является инновационной, экспериментальной и направлена на приобщение школьников к экологическим проблемам, через практическую, опытническую, исследовательскую деятельность детей в социуме села Новоильинск. Теоретическая часть программы позволяет изучать экологию как науку, а участие в практической деятельности (через работу на лесном питомнике Горхонского лесничества, экскурсионный практикум на экологической тропе) позволяет закрепить определенные  навыки и умения на практике.

     Отличительная особенность программы состоит в некоторых характеристиках социума. В, частности такое сочетание отдельных компонентов как у нас в селе Новоильинск не наблюдается, не в Заиграевском районе, не в Республике Бурятии. У нас есть:

    1. Хандагатайский  лесхоз - предприятие, лесохозяйственного  направления;

     2.  МОУ Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа,

          специализирующаяся по эколого - лесохозяйственному направлению;

     3. Система сетевого взаимодействия с БЛПК как одним из ведущих общеобразовательных учреждений лесохозяйственного направления;

     4. Лесной питомник, где ежегодно организуется полевая практика.

     5. Своеобразный социальный заказ.                                                                                                    

    Данная программа позволяет детям адаптироваться к миру природы:

    - воспитывает необходимость соблюдения принципов природопользования, через реализацию договора с Бурятским лесопромышленным колледжем, а также через практическую деятельность на лесном питомнике Горхонского лесничества Хандагатайского лесхоза;

     Первая часть программы раскрывает концептуальные основы образовательного процесса, где задаются основные модели организации вариативной части через реализацию учебного плана. Вторая часть программы (инвариантная) представляет технологию, содержание и методическое обеспечение образовательного процесса, где исследовательская деятельность выступает как форма учебной деятельности, в процессе освоения которой у школьников развиваются навыки постановки целей и задач собственного познания, подбора инструментария их решения, осваиваются техника аналитического мышления, рефлексии.

    На основании выше изложенного следует отметить то, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии, в выигрыше оказывается не только общество, получившее активного и целеустремленного субъекта деятельности, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. В этой связи проблема поиска путей, способствующих профессиональной ориентации школьников, актуальна  в настоящее время. Реализация основных направлений данной концепции программы позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения. Благодаря формированию и развитию у школьников таких важнейших социально-значимых качеств, как ответственность за свою профессиональную карьеру, стремление к получению престижных профессий, желания продолжать обучение, расширит возможность активного участия в решении важнейших проблем общества.