Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.
план-конспект урока (экология, 10 класс) на тему

Тарутина Надежда Михайловна

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные вопросы по этим темам в двух вариантах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам:

 № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды,

 № 2: Глобальные проблемы экологии,

 № 3: Принципы рационального природопользования.

Тема урока № 1:

Введение. Современное состояние окружающей среды.

План:

1. Экология как наука.  Задачи экологии.

2. Основные методы экологии.

3. Структура современной экологии.

4. Общая характеристика состояния природной среды.

  1. Экология как наука.  Задачи экологии.

       Экология – это наука о взаимодействии общества с природой, влиянии научно – технического прогресса на среду обитания человека, возможностях сохранения естественного равновесия.

       Основные задачи экологии:

- Постижение законов функционирования и развития биосферы как целостной системы;

- изучение реакций компонентов окружающей среды на возникающие воздействия;

- определение допустимых пределов воздействия человеческой цивилизации на окружающую среду;

2. Основные методы экологии.

Традиционно экологию делят на общую и частную. Общая экология изучает основные принципы организации и функционирования биологических систем. Частная экология изучает конкретные группы живых организмов. Каждая из них имеет различия в характере и методах конкретных исследований.

Основные методы экологии:

- полевые наблюдения;

- эксперименты в природных условиях;

- математическое моделирование процессов и ситуаций,

 встречающихся в популяциях и биогеоценозов с помощью вычислительной техники.

3. Структура современной экологии.

- космическая экология  - (среда жизнеобитания  космонавтов

 в космических кораблях и в открытом космосе; условия возможного существования жизни в космосе);

- глобальная экология - (экология биосферы как глобальной экосистемы);

- экосистемы и земные сферы  (экология почв, литосферы; экология тундр, арктических пустынь, степей, пустынь, гор, островов, лесная экология; экология гидросферы, континентальных вод, океана; экология атмосферы);

- биоэкология (экология микроорганизмов; экология грибов;  экология растений, экология животных);

-экология человека (природные условия, условия социально-культурной среды);

4. Общая характеристика состояния природной среды.

Россия занимает территорию 17.075.000 кв.км.  Население России на  конец 20 века составляло 148, 0 млн. человек. Состояние окружающей среды в России характеризуется как экологический кризис. В России 13 регионов с критической экологической ситуацией, а в 55 крупных городах назрела сложная экологическая ситуация. Отсутствие очистных сооружений или их неудовлетворительная работа приводит к тому, что 82 процента сточных вод не подвергается очистке. Поэтому качество воды основных рек России. Оценивается как неудовлетворительное.

Реки волга, Енисей, Дон, Обь, Печора, Кубань загрязнены органическими веществами, соединениями азота, тяжелыми металлами,  фенолом, нефтепродуктами. Свыше 15 процентов всех загрязненных вод идет от предприятий топливно-энергетического комплекса. В критическом состоянии находится гордость России – озеро Байкал, который содержит 80% запасов пресной питьевой воды всей планеты. Целлюлозно-бумажный комбинат является единственным предприятием, загрязняющим озеро Байкал.

В результате 30-летней работы данного комбината, озеро сейчас находится в катастрофическом состоянии.  

Атмосфера. С загрязнением атмосферы связано состояние озонового слоя Земли. Его основная функция состоит в охране человека и природной среды от губительного воздействия озоноразрушающих веществ (прежде всего фреона). Однако в последнее время отмечается постепенное разрушение этого слоя. Над Антарктидой и в ряде других мест появились « озоновые дыры». Сокращение озонового слоя ведет к росту заболеваемости рака кожи на 6%.

Леса. Нерационально используется лесной фонд страны. Ежегодно регистрируется от 10 до 30 тысяч пожаров. Существующее положение с охраной животного мира, прогрессирующее

разрушение естественных местообитаний диких животных

 приводит к уменьшению видового разнообразия и разрушению естественных сообществ, сокращению численности животных.

             Чудовищное загрязнение территории допущено при производстве ядерного оружия в закрытых городах: Свердловск 44, Челябинск 65, Арзамас 16, Красноярск 45, Томск 7. Преступление века – Чернобыльская катастрофа. Зона ее радиационного загрязнения составляет 58 тыс. кв.м. Сейчас в Росси действует 9 АЭС, где имеется 28 энергоблоков. От повторения радиационных аварий на них страна не застрахована.

            Деградация окружающей природы влияет на здоровье человека и его генетический фонд. Загрязнение окружающей среды является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на продолжительность жизни, здоровье людей и увеличивает опасность генетических нарушений.

            В России резко упала средняя продолжительность жизни. Сейчас она составляет 57 лет для мужчины и около 70 лет для женщин

Тема 2: Глобальные проблемы экологии.

1. Глобальные проблемы экологии.

2.Экологические кризисы и катастрофы.

  1. Изменение климата на планете, повышение средней температуры Земли.
  2. Повышение уровня мирового океана.
  3. Увеличение содержания углекислоты в атмосфере, возникновение « парникового эффекта».
  4. Появление « озоновой дыры», уменьшение озонового слоя.
  5. Водная, ветровая эрозия почв, опустынивание земель, утрата их продуктивности.
  6. Нарушение уникального генетического фонда планеты
  7. Разрушение экосистем,  исчезновение десятков тысяч видов растений и животных.

«Парниковый»  эффект. Наибольший вклад в создание

« парникового» эффекта внесли США. Там в атмосферу выбрасывается четверть всего углекислого газа в мире.

Высыхание Аральского моря. Его площадь уменьшилась, за последние 40 лет примерно втрое. Это результат в частности, создания неправильных ирригационных систем.

Сильнейшее загрязнение реки. В ноябре 1986 года во время тушения пожара на заводе в г. Базеле в р. Рейн было слито 30 тонн химических удобрений. В связи с массовой гибелью рыбы власти объявили Рейн зоной экологического бедствия.

Озоновые дыры. Самая большая дыра в озоновом слое – Антарктида. Одна из причин – массовое производство фреона, газа, который используется, в частности, при производстве холодильников.

Загрязнение воздуха. Столица мира с самым загрязненным воздухом – Мехико. Ситуация усугубляется, в частности, в частности, тем, что город расположен в долине, окруженный горами, и практически « на продувается» ветрами.

Загрязнение морей. В 1988 году в Северном и Балтийском морях вдоль  западного побережья Швеции начал распространяться ковер ядовитых водорослей из-за чрезвычайной загрязненности воды. Это создало угрозу для флоры и фауны и привело к массовой гибели тюленей.

  1. Экологический кризис – это критическое состояние окружающей среды, угрожающее  существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

Прошлые экологические кризисы

  1. Кризис присваивающего хозяйства собирательства и примитивной охоты. Он возник в связи с истощением естественных запасов плодов, съедобных растений, с истреблением небольших животных в местах обитании древних людей.
  2. Возник в конце ледникового периода, когда стали исчезать крупные животные – носорог, медведь, мамонт. Этот кризис связывают с перепромыслом крупных зверей весьма искусными охотниками.
  3. Возник в местах древнего орошаемого земледелия. Этому способствовали полное сведение лесов и чрезмерная нагрузка примитивного земледелия на почвы, вызвавшие их ускоренную эрозию и засоление. Теперь в этих районах Сев. Африки и Центр. Азии  находятся пустыни.
  4. связан с научно технической революцией.
  5. Вызваны химическим и радиоактивным загрязнением.

Тема № 3: Принципы рационального природопользования.

1. Классификация природных ресурсов.

2. Аспекты охраны природы.

3.Принципы и правила охраны природы.

4.Рациональное природопользование. Мероприятия,

 необходимые для решения проблем природопользования.

1. Классификация природных ресурсов.

      Природные ресурсы – это компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных

потребностей человеческого общества.

       Классификация   природных ресурсов

Исчерпаемые        Неисчерпаемые

- невозобновимые        - космические

( богатства недр);           (солнечная радиация,

                                                                                  морские приливы);                                                                                                                                                                                                                                      

- возобновимые        - климатические

( почва, растит. и животный мир);        ( атмосферный воздух,

                      энергия ветра);

        - водные (воды Миро-

                          вого океана);

2. Аспекты охраны природы.

В зависимости от взаимодействия человека и природы выделяют следующие стороны, или аспекты, ее охраны.

Хозяйственно-экономический аспект – важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов.

Социально-политический аспект – Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются.

Здравоохранительный аспект. Чистая вода, воздух, лес – необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях. Именно в местах с хорошо сохранившейся природой располагают санатории, дома отдыха, туристические базы.

Эстетический аспект. Природа – источник не только материальных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. С глубокой древности она вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество. Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уделять особое внимание.

Воспитательный аспект. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность, патриотизм.

Научно-познавательный аспект. Связан с необходимостью сохранения для исследования естественных, ненарушенных человеком территорий. Изучение природы при сохранении ее многообразия позволяет выяснять закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельности, делать прогнозы этих изменений, разрабатывать практические меры по охране природы.

        3. Принципы и правила охраны природы.

Существующие в природе всеобщие взаимосвязи и взаимозависимости определяют основные правила и принципы охраны природы.

  1. Все природные явления имеют для человека множественное значение и должны оцениваться со всех точек зрения.
  2. При использовании природных ресурсов необходимо руководствоваться правилом региональности.

3. Правило, вытекающее из взаимосвязи явлений в природе, состоит в том, что охрана одного природного объекта может означать одновременно охрану и других объектов тесно с ним связанных.

4. Рациональное природопользование. Мероприятия,

 необходимые для решения проблем природопользования.

Природопользование  –  общественно–производственная

деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества путем использования природных ресурсов.

Рациональное природопользование представляет собой систему деятельности, призванную обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

В числе главных мероприятий, необходимых для решения проблем рационального природопользования, выделяются:

1. Социально-экономические мероприятия определяют наиболее оптимальные системы планирования эксплуатации и воспроизводства ресурсов природных экосистем с учетом их потенциальной возможности, природно-климатических особенностей и специфики исторически сложившегося распределения населения и производительных сил, обеспечивают экономическую заинтересованность предприятий и организаций в соблюдении планов и норм рационального природопользования.

 2. Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают обеспечение чистоты воздуха, воды, пищи, предотвращение потенциальной возможности загрязнения их токсическими веществами и болезнетворными микроорганизмами.

3. Экологические мероприятия связаны с установлением предельно допустимых изменений окружающей среды. Это требует оценки степени преобразования природной среды, путей восстановления или возможностей замены природных ландшафтов культурными.

4.  Технологические мероприятия определяют наиболее рациональное и комплексное использование ресурсов. Они предполагают устранение загрязнения экосистем, обеспечивают применение новых методов контроля за поступлением в биосферу загрязняющих веществ.

5. Инженерно-геологические мероприятия обеспечивают оценку геологической среды с целью оптимального решения вопросов проектирования и прогнозирования возможного изменения условий в результате строительства, мелиорации, добычи полезных ископаемых и т.д.

 6. Архитектурно-строительные мероприятия определяют  новые принципы строительства городов, промышленных комплексов, гидроэлектростанций, основанные на оптимальных объемах производства и численности населения с учетом потенциальных возможностей территории.

7.  Мониторинг – важный фактор сознательного управления рациональным использованием ресурсов природной среды. Это комплекс мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение, регистрацию и анализ состояния и тенденций развития природных и техногенных процессов, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

8. Образовательно-воспитательные мероприятия определяют формирование нового отношения человека к окружающей среде. Необходимы изучение проблем природной среды во всех звеньях образования, популяризации охраны природы, издание соответствующей научной и художественной литературы и т.д.

Контрольные вопросы по темам № 1, 2, 3.

1 вариант.

1. Дайте определение понятию «экология».

2. Что изучает общая и частная экология?

3. Перечислите структуру современной экологии.

4. Перечислите глобальные проблемы экологии.

5. Дайте определение понятию «экологический кризис ».

6. Что такое природные ресурсы? Дайте определение.

7. Дайте краткую характеристику социально-политического, здравоохранительного, воспитательного аспекта охраны окружающей среды.

8. Перечислите основные правила и принципы охраны природы.

9. Дайте определение понятию « рациональное природопользование».

10. Что такое «мониторинг »?

                 

               Контрольные вопросы по темам № 1, 2, 3.

                                         2 вариант

1. Перечислите основные задачи экологии.

2. Перечислите основные методы экологии.

3. Перечислите структуру современной экологии.

4. Дайте определение понятию « глобальные экологические проблемы ».

5. Каковы причины глобальных проблем экологии?

6. Классификация природных ресурсов (схема).

7. Дайте краткую характеристику хозяйственно-экономического, эстетического, научно-познавательного аспекта охраны окружающей среды.

8. Дайте определение понятию « природопользование».

9. Дайте характеристику санитарно-гигиеническим, экологическим мероприятиям, необходимым для решения проблем рационального природопользования.

10. Что такое « экологический мониторинг»?



Предварительный просмотр:

                              Лист эталонов ответов по теме № 1, 2, 3

1 вариант

1. Наука о взаимодействии общества с природой, влиянии научно-  технического прогресса на среду обитания человека, возможностях сохранения естественного равновесия.                                                                                                             Р = 1

2. Общая экология изучает основные принципы организации и функционирования биологических систем. Частная экология изучает конкретные группы живых организмов.

                                                                                                                                  Р = 1

3. космическая экология, глобальная экология, экосистемы и земные сферы, биоэкология, экология человека                                                                                                    Р = 5

4. изменение климата на планете, повышение уровня мирового океана, возникновение «парникового эффекта», уменьшение озонового слоя, эрозия почв, нарушение генетического фонда планеты, разрушение экосистем                                      Р = 7

5. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил о производственных отношений                                                                                                               Р = 1

6. компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребностей человеческого общества                                                                                         Р = 1

7. Социально-политический аспект – Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются.

Здравоохранительный аспект. Чистая вода, воздух, лес – необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях. Именно в местах с хорошо сохранившейся природой располагают санатории, дома отдыха, туристические базы.

Воспитательный аспект. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность, патриотизм.                                                               Р = 6

8.   -  Все природные явления имеют для человека множественное значение и   должны оцениваться со всех точек зрения.

      -При использовании природных ресурсов необходимо руководствоваться правилом региональности.

 - Правило, вытекающее из взаимосвязи явлений в природе, состоит в том, что охрана одного природного объекта может означать одновременно охрану и других объектов тесно с ним связанных.                                                                                      Р = 3

9. Рациональное природопользование представляет собой систему деятельности, призванную обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

                                                                                                                                    Р = 1    

                                                                                 

10. Мониторинг -  комплекс мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение, регистрацию и анализ состояния и тенденций развития природных и техногенных процессов, связанных с хозяйственной деятельностью человека.                                          

                                Р = 1

                                    Количество существенных операций      Р = 27

                             

                           Лист эталонов ответов по теме № 1, 2, 3

2 вариант

1.       Основные задачи экологии:

      - Постижение законов функционирования и развития биосферы как целостной системы;

     - изучение реакций компонентов окружающей среды на возникающие воздействия;

     - определение допустимых пределов воздействия человеческой цивилизации на окружающую среду;  

                                                                                       Р = 3

2. - полевые наблюдения;

    - эксперименты в природных условиях;

   - математическое моделирование процессов и ситуаций, встречающихся в популяциях и биогеоценозов с помощью вычислительной техники.                                  Р = 3

3. космическая экология, глобальная экология, экосистемы и земные сферы, биоэкология, экология человека                                                                                               Р = 1

        

4. Группа экологических проблем, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества.                                                                                                       Р = 1

5.  - заметный рост народонаселения;

     - увеличение объемов материального производства;

     - несоизмеримость масштабов совокупной деятельности человека с процессами в природе;

     - производство ядерного и других видов оружия массового поражения; Р = 4

6.                     Классификация   природных ресурсов

Исчерпаемые        Неисчерпаемые

- невозобновимые        - космические

( богатства недр);           (солнечная радиация,

                                                                                  морские приливы);                                                                                                                                                                                                                                      

- возобновимые        - климатические

( почва, растит. и животный мир);        ( атмосферный воздух,

                      энергия ветра);

        - водные (воды Миро-

                          вого океана);

           Р = 5

7. Хозяйственно-экономический аспект – важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов;

   Эстетический аспект. Природа – источник не только материаль-

-ных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. С глубокой древности она вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество. Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уделять особое внимание;

Научно-познавательный аспект. Связан с необходимостью сохранения для исследования естественных, ненарушенных человеком территорий. Изучение природы при сохранении ее многообразия позволяет выяснять закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельности, делать прогнозы этих изменений, разрабатывать практические меры по охране природы.                                 Р = 6

8. Природопользование  –  общественно–производственная

деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества путем использования природных ресурсов.  

                                                                                                                               Р = 1

9. Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают обеспечение чистоты воздуха, воды, пищи, предотвращение потенциальной возможности загрязнения их токсическими веществами и болезнетворными микроорганизмами.

   Экологические мероприятия связаны с установлением предельно допустимых изменений окружающей среды. Это требует оценки степени преобразования природной среды, путей восстановления или возможностей замены природных ландшафтов культурными.                                                                                                       Р = 2

10. Мониторинг -  комплекс мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение, регистрацию и анализ состояния и тенденций развития природных и техногенных процессов, связанных с хозяйственной деятельностью человека.                                                                            

                                 Р = 1

                                                             Количество существенных операций  Р = 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"

Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

План- конспект урока по русскому языку"Описание состояния окружающей среды".

План- конспект урока по русскому языку" Описание состояния окружающей среды"....

Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды"

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды" с выходом на иссследовательский проект....

Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»Цели урока: - объяснить принцип действия тепловых двигателей, определить КПД тепловых дв...

Презентация по биологии "Тестовое задание на тему "Глобальные проблемы экологии"

Презентация по дисциплине "Биология" в виде тестового задания на тему "Глобальные проблемы экологии" является частью урока на ту же тему. Используется для закрепления знаний полученных на уроке....

Конспект урока в 7 классе по теме "Защита окружающей среды-самая актуальная проблема сегодня. Или?"

Вашему вниманию предлагается конспект урока по немецкому языку в 7 классе по теме "Защита окружающей среды"...