Разработка серии уроков с презентациями по Экологии Южного Урала , 11 класс
план-конспект урока по экологии (11 класс) на тему

Пайко Галина Александровна

Предварительный просмотр:

Охраняемые территории Южного Урала

Пайко Галина Александровна
учитель биологии, МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 1»

Место урока:  данный бинарный урок (90 минут) рассчитан на профильные 11 биологические классы или группы, изучающие раздел «Экология».

Цели:

  • Обучающие: 
  • закрепить знания учащихся об охраняемых территориях;
  • сформировать представление об охраняемых территориях Южного Урала;
  • расширить  представления о природы Южного Урала.
  • Воспитательные: 
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,
  • продолжать формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации и применять их;
  • способствовать воспитанию культуры общения.
  • Развивающие: 
  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,
  • продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,
  • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Оборудование:  компьютерный класс, видеопроектор, карта Челябинской области, открытки и фотографии с видами заповедных мест Южного Урала, научно-популярная литература и вырезки из периодической печати о природе и охраняемых территориях Южного Урала.

Тип урока:  урок (90 мин.) с использованием ресурсов Интренет-сети.

Актуализация:

Изведать то, чего не видел сроду, -
Глазами, ртом и кожей пить простор!
В.Высоцкий

  1. Что такое охраняемые территории?
  2. Чем отличаются заповедники от заказников?
  3. Сколько заповедников насчитывают на территории России?
  4. Назовите самые первые заповедники, организованные в России?
  5. С какой целью создаются национальные парки?
  6. Сколько национальных парков существует в России?
  7. Что такое памятники природы?
  8. Сколько памятников природы насчитывают на территории России?

  1. А что вы можете сказать об охраняемых территориях Южного Урала?
  2. Какие заповедники находятся на территории Южного Урала? Когда и почему они были созданы?
  3. Какие заказники Южного Урала вы знаете, и каковы их особенности?
  4. Есть ли национальные парки на Южном Урале? И почему один из них называют уральской Рицей?
  5. Известны ли вам памятники природы Южного Урала?

Вот на эти вопросы мы и должны ответить в ходе этого урока.

Изучение нового материала:

I. Охраняемые территории Челябинской области

На территории Челябинской области находятся:

Три государственных природных заповедника:

  • Ильменский имени В.И.Ленина (филиал: Серпиевская (Игнатьевская) пещера),
  • Восточно-Уральский
  • Аркаим;

Два национальные природные парки: «Таганай» и «Зюраткуль» и Тургоякский ландшафтный парк;

Троицкий государственный природный ботанический заказник;

22 государственных природных зоологических заказника;

38 ботанических, 69 гидрологических, 73 геологических (скалы, пещеры, обнажения различных пород и руд) памятника природы;

3 природно-историчеких (места, связанные с историческими событиями и именами знатных граждан) памятника природы.

Также утверждены зеленые зоны вокруг 13 городов (общая площадь 164,7 тыс. га) и зоны округов санитарной охраны курортов на озерах Увильды и Кисегач.                                                                        

Особо охраняемые территории призваны обеспечить экологическую безопасность, поддерживать экологический баланс при использовании природных ресурсов и создать среду, благоприятную для обитания человека. В Челябинской области заповедники и национальные парки занимают 193,1 тыс. гектаров, охотничьи и ботанические (участки леса, степи, луга, болот) заказники – 564,2 тыс. га; ботанические памятники природы, в том числе 20 островных и ленточных боров общей площадью 184 тыс. га; гидрологические (ключи, малые реки, участки больших рек, водоемы) памятники природы – 39 тыс. га.                                                                                                                                                       Всего охраняемые территории занимают 904 тыс. га – десятую часть области.  Ученые считают, что для нормализации экологической обстановки площадь охраняемых территорий необходимо увеличить.

Чтобы более подробно познакомиться с заповедниками, заказниками, национальными парками и памятниками природы Южного Урала вы должны представить себя  журналистами крупного журнала о природе, например «GEO». Итак, вы получили заказ на статью, например об Ильменском заповеднике или об Аркаиме, или памятниках природы Южного Урала.

II. Задание учащимся:  (учащиеся работают в парах)

  1. Выберите тему своего проекта:
  1. Ильменский заповедник;
  2. Заповедник Аркаим;
  3. Национальный парк «Таганай»;
  4. Национальный парк «Зюраткуль»;
  5. Тургоякский ландшафтный парк;
  6. Троицкий государственный природный ботанический заказник;
  7. Памятники природы Южного Урала.
  1. Используя Интернет-ресурсы, соберите необходимый материал для проекта и сохраните его в отдельной папке.
  2. Создайте свой раздел общей презентации по выбранной проблеме  4 – 5 слайдов.
  3. Созданный вами раздел презентации по локальной сети отправьте на головной компьютер (№ 1), для включения вашего материала в общую презентацию.

Рекомендуемые адреса в Интернете:

  1. http://greenbook.ru/album/index.php - Особо охраняемые природные территории Челябинской области
  2. http://www.uralgeo.net/vuz.htm - сайт Челябинская область. Заповедники, заказники и памятники природы
  3. http://www.ilmeny.zapoved.ru/oopt_foto/ -  сайт Особо охраняемые территории России
  4. http://www.ilmeny.ru/ - Ильменский заповедник
  5. http://www.museum.ru/M3104 - сайт Естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника им. В.И. Ленина Уральского отделения РАН
  6. http://igz.ilmeny.ac.ru/Default.asp?IdM=3 – сайт ИЛЬМЕНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
  7. http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/ecopravo/32722  -Заповедник для АЭС
  8. http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ozersk/ecologe_oz.html#met7 Экология Озерска
  9. http://www.southural.ru/photos/show_theme.html?theme_id=25&position=0 – заповедник Аркаим
  10. http://www.redbook.ru/foto/thumbnails.php?album=17&page=2&sort=na - Красная Книга Южного Урала. Флора и фауна
  11. http://www.mig19.edu.ru/herbarium/ - Гербарий растений Южного Урала
  12. http://www.redbook.ru/redbook114.html - Красная Книга, флора, фауна и ООПТ Челябинской области и Южного Урала
  13. http://www.nr2.ru/chel/134447.html - Сайт Новый регион
  14. http://www.chodb.uu.ru/InfBankData/BibPosob/Trevogi.htm - Экология южного Урала
  15. http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ecolog/index_ec.html - сайт Природа и экология
  16. http://www.tourism.ru/docs/report/ski/1/47/444/  - Клуб туристов «Романтик»
  17. http://www.priroda-rb.info/uzhno_uralsky.html  - Южно-Уральский государственный природный заповедник
  18. http://www.rpnrb.ru/?part_id=41,170,171 - ФГУ "Южно-Уральский государственный природный заповедник"

III. Самостоятельная работа учащихся над проектами.

IV. Доработка общей презентации ( включение материала созданного учащимися)

V. Виртуальной экскурсии по заповедным местам Южного Урала с использованием созданной учащимися совместной презентации.

VI. Обсуждение  презентации.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Почему Ильменский заповедник сначала создавался как минералогический?
  2. Какие из минералов встречаются только на территории Ильменского заповедника?
  3.  Аркаим называют музей-заповедник с чем это связано?
  4. В чем состоит уникальность заповедника Аркаим?
  5. Где находится самая высокая точка Южного Урала и как ее называют?
  6. Почему озеро Зюраткуль называют уральской Рицей?
  7. Какой уголок Южного Урала называют «Русской Швейцарией" и почему?         
  8. Почему Таганай выделен в охраняемые территории?
  9. Почему Троицкий заказник носит название ботанического?
  10. С какими памятниками природы Южного Урала вы познакомились?

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание:

В программе Publisher,  создайте быструю публикацию по выбранной теме (минимальное количество страниц – 2).

Рекомендуемая литература:

  1. Пономарев В. Заповедник атомных катастроф // Юность. - 1990 -№ 7. - С. 80-S2.
  2. Кучеров Е, Мулдашев А. Охрана редких видов растений на Южном Урале. - М.: Наука, 1987.-203с.       
  3. Животные, обитающие на территории Челябинской области, занесенные в Краевую кишу России // Веч. Челябинск. -1995. - 31 июля.   
  4. Иванова Т. Прощай, гвоздика! :( О судьбе редких растений в Челябинском бору) // Челяб.рабочий. - 1991. - 29 нюня.       
  5. Матвеев А. С. Улетит ли серый гусь в Красную книгу? // Веч.Челябинск. - 1995. - 26 июня.      
  6. Меньшиков Н. Растения нуждаются в нашей зашите // Челяб.рабочий. -1991. - 6 июня.       
  7. Миленушкин В. Природоохранители Челябинской области // Природа и мы. - Челябинск, 1984
  8. Особо охраняемые природные территории Челябинской области / Сост. В.А.Бамутин. -Челябинск: Челяб. обл. комитет по экологии и природопользованию, 1993.
  9. Седякин В. А. Заповедник-полигон?: ( О проблемах Южно-Уральского заповедника) // Экол. вестник.-1993.-№2
  10. Гроденский Г.П. Уральская кладовая. - Изд-е 2-е, переработ-ое, доп. - Л.: Детгиз, 1962. –
  11. Ильменский заповедник / Сост. ЛА.Бугорина, В А.Поляков. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991
  12. Буторина Л. Приглашение в Ильмены: Рек. библиогр. указ./ Ильмен. гос. заповедник им. В.И.Ленина. - Миасс, 1990.
          Край наш Южноуральский.Челябинск. 1994. Зданович Г. Аркаим // Рифей: Урал. краеведческий сборник, 1990. - Челябинск. -1990. - С. 229-243
          -Иванов И. Аркаим заповедный, Аркаим научный // Хроника. - 1995. - 25 мая.



Предварительный просмотр:

Охраняемые территории Южного Урала

Пайко Галина Александровна
учитель биологии, МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 1»

Место урока:  данный бинарный урок (90 минут) рассчитан на профильные 11 биологические классы или группы, изучающие раздел «Экология».

Цели:

  • Обучающие: 
  • закрепить знания учащихся об охраняемых территориях;
  • сформировать представление об охраняемых территориях Южного Урала;
  • расширить  представления о природы Южного Урала.
  • Воспитательные: 
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,
  • продолжать формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации и применять их;
  • способствовать воспитанию культуры общения.
  • Развивающие: 
  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,
  • продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,
  • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Оборудование:  компьютерный класс, видеопроектор, карта Челябинской области, открытки и фотографии с видами заповедных мест Южного Урала, научно-популярная литература и вырезки из периодической печати о природе и охраняемых территориях Южного Урала.

Тип урока:  урок (90 мин.) с использованием ресурсов Интренет-сети.

Актуализация:

Изведать то, чего не видел сроду, -
Глазами, ртом и кожей пить простор!
В.Высоцкий

  1. Что такое охраняемые территории?
  2. Чем отличаются заповедники от заказников?
  3. Сколько заповедников насчитывают на территории России?
  4. Назовите самые первые заповедники, организованные в России?
  5. С какой целью создаются национальные парки?
  6. Сколько национальных парков существует в России?
  7. Что такое памятники природы?
  8. Сколько памятников природы насчитывают на территории России?

  1. А что вы можете сказать об охраняемых территориях Южного Урала?
  2. Какие заповедники находятся на территории Южного Урала? Когда и почему они были созданы?
  3. Какие заказники Южного Урала вы знаете, и каковы их особенности?
  4. Есть ли национальные парки на Южном Урале? И почему один из них называют уральской Рицей?
  5. Известны ли вам памятники природы Южного Урала?

Вот на эти вопросы мы и должны ответить в ходе этого урока.

Изучение нового материала:

I. Охраняемые территории Челябинской области

На территории Челябинской области находятся:

Три государственных природных заповедника:

  • Ильменский имени В.И.Ленина (филиал: Серпиевская (Игнатьевская) пещера),
  • Восточно-Уральский
  • Аркаим;

Два национальные природные парки: «Таганай» и «Зюраткуль» и Тургоякский ландшафтный парк;

Троицкий государственный природный ботанический заказник;

22 государственных природных зоологических заказника;

38 ботанических, 69 гидрологических, 73 геологических (скалы, пещеры, обнажения различных пород и руд) памятника природы;

3 природно-историчеких (места, связанные с историческими событиями и именами знатных граждан) памятника природы.

Также утверждены зеленые зоны вокруг 13 городов (общая площадь 164,7 тыс. га) и зоны округов санитарной охраны курортов на озерах Увильды и Кисегач.                                                                        

Особо охраняемые территории призваны обеспечить экологическую безопасность, поддерживать экологический баланс при использовании природных ресурсов и создать среду, благоприятную для обитания человека. В Челябинской области заповедники и национальные парки занимают 193,1 тыс. гектаров, охотничьи и ботанические (участки леса, степи, луга, болот) заказники – 564,2 тыс. га; ботанические памятники природы, в том числе 20 островных и ленточных боров общей площадью 184 тыс. га; гидрологические (ключи, малые реки, участки больших рек, водоемы) памятники природы – 39 тыс. га.                                                                                                                                                       Всего охраняемые территории занимают 904 тыс. га – десятую часть области.  Ученые считают, что для нормализации экологической обстановки площадь охраняемых территорий необходимо увеличить.

Чтобы более подробно познакомиться с заповедниками, заказниками, национальными парками и памятниками природы Южного Урала вы должны представить себя  журналистами крупного журнала о природе, например «GEO». Итак, вы получили заказ на статью, например об Ильменском заповеднике или об Аркаиме, или памятниках природы Южного Урала.

II. Задание учащимся:  (учащиеся работают в парах)

  1. Выберите тему своего проекта:
  1. Ильменский заповедник;
  2. Заповедник Аркаим;
  3. Национальный парк «Таганай»;
  4. Национальный парк «Зюраткуль»;
  5. Тургоякский ландшафтный парк;
  6. Троицкий государственный природный ботанический заказник;
  7. Памятники природы Южного Урала.
  1. Используя Интернет-ресурсы, соберите необходимый материал для проекта и сохраните его в отдельной папке.
  2. Создайте свой раздел общей презентации по выбранной проблеме  4 – 5 слайдов.
  3. Созданный вами раздел презентации по локальной сети отправьте на головной компьютер (№ 1), для включения вашего материала в общую презентацию.

Рекомендуемые адреса в Интернете:

  1. http://greenbook.ru/album/index.php - Особо охраняемые природные территории Челябинской области
  2. http://www.uralgeo.net/vuz.htm - сайт Челябинская область. Заповедники, заказники и памятники природы
  3. http://www.ilmeny.zapoved.ru/oopt_foto/ -  сайт Особо охраняемые территории России
  4. http://www.ilmeny.ru/ - Ильменский заповедник
  5. http://www.museum.ru/M3104 - сайт Естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника им. В.И. Ленина Уральского отделения РАН
  6. http://igz.ilmeny.ac.ru/Default.asp?IdM=3 – сайт ИЛЬМЕНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
  7. http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/ecopravo/32722  -Заповедник для АЭС
  8. http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ozersk/ecologe_oz.html#met7 Экология Озерска
  9. http://www.southural.ru/photos/show_theme.html?theme_id=25&position=0 – заповедник Аркаим
  10. http://www.redbook.ru/foto/thumbnails.php?album=17&page=2&sort=na - Красная Книга Южного Урала. Флора и фауна
  11. http://www.mig19.edu.ru/herbarium/ - Гербарий растений Южного Урала
  12. http://www.redbook.ru/redbook114.html - Красная Книга, флора, фауна и ООПТ Челябинской области и Южного Урала
  13. http://www.nr2.ru/chel/134447.html - Сайт Новый регион
  14. http://www.chodb.uu.ru/InfBankData/BibPosob/Trevogi.htm - Экология южного Урала
  15. http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ecolog/index_ec.html - сайт Природа и экология
  16. http://www.tourism.ru/docs/report/ski/1/47/444/  - Клуб туристов «Романтик»
  17. http://www.priroda-rb.info/uzhno_uralsky.html  - Южно-Уральский государственный природный заповедник
  18. http://www.rpnrb.ru/?part_id=41,170,171 - ФГУ "Южно-Уральский государственный природный заповедник"

III. Самостоятельная работа учащихся над проектами.

IV. Доработка общей презентации ( включение материала созданного учащимися)

V. Виртуальной экскурсии по заповедным местам Южного Урала с использованием созданной учащимися совместной презентации.

VI. Обсуждение  презентации.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Почему Ильменский заповедник сначала создавался как минералогический?
  2. Какие из минералов встречаются только на территории Ильменского заповедника?
  3.  Аркаим называют музей-заповедник с чем это связано?
  4. В чем состоит уникальность заповедника Аркаим?
  5. Где находится самая высокая точка Южного Урала и как ее называют?
  6. Почему озеро Зюраткуль называют уральской Рицей?
  7. Какой уголок Южного Урала называют «Русской Швейцарией" и почему?         
  8. Почему Таганай выделен в охраняемые территории?
  9. Почему Троицкий заказник носит название ботанического?
  10. С какими памятниками природы Южного Урала вы познакомились?

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание:

В программе Publisher,  создайте быструю публикацию по выбранной теме (минимальное количество страниц – 2).

Рекомендуемая литература:

  1. Пономарев В. Заповедник атомных катастроф // Юность. - 1990 -№ 7. - С. 80-S2.
  2. Кучеров Е, Мулдашев А. Охрана редких видов растений на Южном Урале. - М.: Наука, 1987.-203с.       
  3. Животные, обитающие на территории Челябинской области, занесенные в Краевую кишу России // Веч. Челябинск. -1995. - 31 июля.   
  4. Иванова Т. Прощай, гвоздика! :( О судьбе редких растений в Челябинском бору) // Челяб.рабочий. - 1991. - 29 нюня.       
  5. Матвеев А. С. Улетит ли серый гусь в Красную книгу? // Веч.Челябинск. - 1995. - 26 июня.      
  6. Меньшиков Н. Растения нуждаются в нашей зашите // Челяб.рабочий. -1991. - 6 июня.       
  7. Миленушкин В. Природоохранители Челябинской области // Природа и мы. - Челябинск, 1984
  8. Особо охраняемые природные территории Челябинской области / Сост. В.А.Бамутин. -Челябинск: Челяб. обл. комитет по экологии и природопользованию, 1993.
  9. Седякин В. А. Заповедник-полигон?: ( О проблемах Южно-Уральского заповедника) // Экол. вестник.-1993.-№2
  10. Гроденский Г.П. Уральская кладовая. - Изд-е 2-е, переработ-ое, доп. - Л.: Детгиз, 1962. –
  11. Ильменский заповедник / Сост. ЛА.Бугорина, В А.Поляков. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991
  12. Буторина Л. Приглашение в Ильмены: Рек. библиогр. указ./ Ильмен. гос. заповедник им. В.И.Ленина. - Миасс, 1990.
          Край наш Южноуральский.Челябинск. 1994. Зданович Г. Аркаим // Рифей: Урал. краеведческий сборник, 1990. - Челябинск. -1990. - С. 229-243
          -Иванов И. Аркаим заповедный, Аркаим научный // Хроника. - 1995. - 25 мая.



Предварительный просмотр:

Экологические проблемы Челябинской области

Пайко Галина Александровна
учитель биологии, МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 1»

Место урока:  данный бинарный урок (90 минут) рассчитан на профильные 11 биологические классы или группы, изучающие раздел «Экология».

Цели:

  • Обучающие: 
  • закрепить знания учащихся об экологических проблемах;
  • сформировать представление об  экологических проблемах Южного Урала;
  • расширить  представления о родном крае.
  • Воспитательные: 
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,
  • способствовать воспитанию культуры общения.
  • Развивающие: 
  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,
  • продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,
  • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Оборудование:  компьютерный класс, видеопроектор, карта Челябинской области, научно-популярная литература и периодическая печать со статьями об экологических проблемах Челябинской области.

Тип урока:  комбинированный урок (90 мин.).

Актуализация:

«Немного найдётся таких уголков на Руси… где бы перед вашими глазами в такой   величайшей панораме развёртывались удивительные картины гор,  равнин и скал… Урал-это сокровищница России, это природная крепость, «жемчужина будущего». «Урал! Опорный край державы, его добытчик и кузнец».

Изучение нового материала

I. Вводная лекция с элементами беседы:

Мы много берём у природы, и нам труднее жить, чем в иных краях. Металлургические заводы загрязняют воздух и реки, рудники заваливают землю отвалами, наш Атомград оставил радиоактивный след ядерной аварии.

Превращение нашего края в гигантский промышленный бастион, не сопровождалось защитой окружающей среды от загрязнения промышленными выбросами в атмосферу и сбросов загрязнённых вод в водные объекты  области, от уничтожения и засыпки плодородной земли карьерами, отвалами и свалками, от варварского истребления лесных ресурсов.

По состоянию окружающей среды Челябинская область одна из самых  неблагополучных среди регионов России, уступая лишь Кемеровской и Свердловской. областям.

Территория с наиболее напряжённой экологической ситуацией показана на карте   вишнёвым цветом. Здесь находятся объекты, пострадавшие в результате взрыва

1957 г. на химическом комбинате «Маяк».

Эта загрязнённая территория получила  название ВУРС (Восточно-Уральский    Радиоактивный след). В зоне следа расположены г. Озёрск (Челябинск-65), озёра  Карачай, Иртяш, Шаблиш, Кызылташ, река Теча, пос. Муслюмово и др. Рядом находится г. Карабаш, объявленный зоной экологического бедствия.

Загрязнение атмосферного воздуха

Челябинская область занимает третье место в России по объёмам выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

        Преобладающая часть их приходится на предприятия черной и цветной металлургии (около 50%), энергетики (33%), и машиностроения (10%).

- Какие химические соединения выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу?

Химические соединения, выбрасываемые предприятиями области:

  • сернистый ангидрид и окись   углерода ;
  • окиды азота;
  • фтористые и хлористые соединения;
  • медь, цинк, свинец, никель, железо, мышьяк, молибден и др.

На предприятиях области находится в эксплуатации свыше 6000 очистительных установок, но 40% физически и морально устарели, 12% эксплуатируются в неисправном состоянии.

        Наиболее загрязнён воздух крупнейших промышленных центров: Челябинска, Магнитогорска (превышение ПДВ – предельно – допустимых  выбросов – 158%),  Аши (246%),  В. Уфалея (72%).

- Какие предприятия Челябинской области по вашему мнению выбрасывают в атмосферу наибольшее количество вредных веществ?

Предприятия, загрязняющие атмосферу:

  • ОАО «ЧЭМК» (Челябинский электро – металлургический комбинат)
  • ОАО «ММК» (Магнитогорский металлургический комбинат)
  • АО «Карабашский медеплавильный комбинат»
  • АО «Златоустовский металлургический завод»
  • ОАО «Мечел»
  • Челябинские ТЭЦы (№ 1,2,3)  

Проблемы поверхностных водных ресурсов

Одна из острейших проблем Челябинской области – нехватка воды.

        Суммарное потребление воды очень велико, так как отрасли специализации очень водоемки.

        В пересчете на одного жителя области ресурсы поверхностных вод в 16 раз меньше, чем в среднем по России.

        Основными потребителями водных ресурсов являются:

  • промышленность – 611 млн. куб. м (48%);
  • коммунальное хозяйство - 538 млн. куб. м (42%);
  • сельское хозяйство– 99 млн. куб. м (10%).

По объемам сброса загрязненных сточных вод в реки и озера наша область занимает 8 место в стране.

        Основную массу загрязненных веществ в водные объекты дают предприятия металлургического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, машиностроение, животноводческие фермы, горюче-смазочные пункты.

        Основная экологическая проблема, связанная с промышленным водопотреблением, - очистка использованной воды и промышленных стоков.

        Из 174 очистных сооружений только 7 обеспечиваю очистку сточных вод до нормативных показателей.

- Назовите самые загрязненные реки Челябинской области? Какие предприятия способствуют их загрязнению?

Загрязнение рек

Река Ай – В  районе города Златоуста происходят сбросы металлургического и машиностроительных заводов, предприятий и коммунальных служб. В речной воде содержатся соединения азота, фосфатов, нефтепродуктов и тяжелых металлов (медь, цинк). Участок от Златоуста до Кусы относится к территориям с чрезвычайной экологической ситуацией.

Реки бассейна Урала – К  бассейну относятся Малый Кизил, Большой Кизил, Янгелька, Гумбейка, Зингейка, Большая Караганка. Наибольшее загрязнение вод происходит в черте Магнитогорского металлургического комбината, здесь сбрасывается 180 млн куб. м. сточных вод, со сточными водами в Урал поступает более 5000 тонн загрязняющих веществ (нитриты, нитраты, взвешенные частицы и биологически активные вещества, растворенные соли, сульфат-иона и тяжелые металлы).

Река Миасс бассейн реки Тобол – Река  является главной водной артерией области. Она в последние 10 – 20 лет является самой грязной рекой области. Превышение предельно допустимых концентраций по отдельным веществам до 10 – 18 раз. Способность реки к самоочищению практически исчерпана. Ее воды используют предприятия Миасса, Карабаша, Челябинска, Копейска, Коркино, Аргаяшского, Сосновского и Красноармейского районов.

Предприятия, загрязняющие р. Миасс

  • Карабашский медеплавильный комбинат;
  • Карабашская обогатительная фабрика;
  • Челябинский электролитный цинковый завод;
  • ОАО «ЧЭМК» (Челябинский электро – металлургический комбинат);
  • ОАО «Мечел»;
  • Челябинский завод «Оргстекло»;
  • Челябинский лакокрасочный завод «Челак».

Радиационное загрязнение

- С чем связано радиационное загрязнение Челябинской области?

- Что вы знаете об аварии на ПО «Маяк» и ее последствиях?

Резкое ухудшение экологической ситуации связано с деятельностью химкомбината «Маяк» в городе Озерске, где подвергается переработке ядерное топливо АЭС, в том числе зарубежных, и ядерных установок Российского флота.

        Наиболее крупные загрязнения произошли в период с 1949 по 1957 гг., когда в результате несовершенства технологического цикла было сброшено 3 млн. кюри радионуклидов (главным образом в реку Теча).

Радиоактивные вещества по рекам Теча, Исеть, Тобол, Иртыш дошли до Северного Ледовитого океана.

        В результате термического взрыва 29 сентября 1957 г. в хранилище жидких радиоактивных отходов химкомбината «Маяк» было выброшено в атмосферу более 20 млн. кюри.

        Из них 90 % осело вблизи источника, а 2 млн. рассеяно в виде облака (ВУРС). В зону загрязнения попало 217 деревень и поселков, облучено более 270 тыс. человек.

        В 1967 году произошла ещё одна катастрофа, которая была следствием пересыхания из-за необычайно жаркого лета хранилища радиоактивных отходов – озеро Карачай. Обнаженные радиоактивные иловые отложения озера ветром были разнесены на расстояние 75 км.

        След этой аварии наложился на след аварии 1957 года. Облучению подверглись еще 42 тыс. человек.

        В результате загрязнения территории для населения Челябинской области характерна повышенная поражаемость различными заболеваниями. Так, если заболеваемость раком по стране в среднем составляет 129 случаев на 100 тыс. человек, в Челябинской области 291, а в Карабаше 338 случаев.

II. Задание:

  1. Используя Интернет-ресурсы, соберите необходимый материал для альманаха «Экология и мы» .
  2. В программе Publisher,  создайте быструю публикацию (минимальное количество страниц – 2).

Рекомендуемые адреса в Интернете:

  1. http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ozersk/ecologe_oz.html#met7 Экология Озерска.
  2. http://www.nr2.ru/chel/134447.html - Сайт Новый регион
  3. http://www.chodb.uu.ru/InfBankData/BibPosob/Trevogi.htm - Экология южного Урала
  4. http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ecolog/index_ec.html - сайт Природа и экология

III. Самостоятельная работа учащихся.

IV. Просмотр и обсуждение  созданных публикаций и объединение работ учащихся в один альманах.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание:

Завершить работу над публикацией, учитывая замечания и пожелания, полученные при обсуждении.

Рекомендуемая литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"

Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии,   воспитание моральных качеств, соч...

Разработка конспекта урока с презентацией по географии в 7 классе на тему "Климат Евразии"

Данный урок является комбинированным и помогает обобщить знания о климате на всех материках Земли и конкретизировать в области Евразии. Включена практическая работа с климатограммой в учебнике, работа...

Презентация "Драгоценные камни Южного Урала"

Материал может быть использован на уроке краеведения в 6 классе...

Методическая разработка серии уроков по теме "ДРУЖБА" в 7 классе с использованием игр.

Представляю вашему вниманию методическую разработку серии уроков по теме "ДРУЖБА" в 7 классе. Спецификой данной  разработки является большое количество игр, которые на уроке выступают в качестве ...

Разработка серии уроков по технологии 7 класс по теме "Объемный коллаж"

На уроках технологии в разделе "Рукоделие" учащиеся выполняют объемные коллажи. В данной технике используется много направлений: лепка, роспись, шитье, вышивка, аппликация и др....

методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...

Разработка серии уроков по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе"

Разработка уроков  "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в 11 классе " Автор: Кутнева Олеся Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ &q...