Экология и география ХМАО
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему

Киселева Наталья Александровна

В начале курса учащиеся знакомятся со средой обитания  растений, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях  растений как движущих силах эволюции. Данный курс даёт понятия об антропогенных факторах, влияющих на  растения дикой природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ekologii_6_klass.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Экология  растений» - курс регионального УП утвержденный Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры (письмо от 17.05.2011г. № 3598111 приказ от 30.01.2007г. № 99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждении ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования» приказ « О внесений изменений в региональныйбазисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа Югры, реализующих программы общего образования утвержденные приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007г. № 99» №662 от 22.08.2011г. Курс знакомит с общими экологическими понятиями и конкретными материалом о взаимоотношении  растений с окружающей средой.

В начале курса учащиеся знакомятся со средой обитания  растений, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях  растений как движущих силах эволюции. Данный курс даёт понятия об антропогенных факторах, влияющих на  растения дикой природы.

Вторая часть курса знакомит учащихся с  растениями ХМАО:  лесов, полей, степей, а так же с охраняемыми  растениями  и занесёнными в Красную книгу ХМАО. Большое место в данном курсе отводится вопросам сохранения биологического разнообразия в пределах ХМАО-Югры и привлечения внимания обучающихся к необходимости бережного отношения к своей малой родине и всем её обитателям.

     Содержание курса «Экология  растений» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный  краеведческий материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней, а так же интересную информацию об экологических особенностях  растений ХМАО.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса   направлено на достижение следующих целей:

  • дать представление об экологических факторах, влияющих на  растения ХМАО;
  • понимание ценности знаний о своеобразии царства  растений в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
  • сформировать основополагающие понятия об экологии растений, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
  •  сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, о

               последствиях влияния человека на  растительный мир .

В соответствии с учебным планом на изучение   экологии  растений в 6 классе отводится  17 часов .

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Результаты изучения курса «Экология  растений»  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки  обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и животного мира родного края.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы).

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Для изучения курса «Экология растений» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН,   викторина.

В основе осуществления целей образовательной программы гимназического  обучения используется  личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

Содержание программы

 Введение в экологию.

Предмет исследования. Из истории экологии. Методы исследований. Значение экологии.

 Обучающиеся должны знать: основные понятия - экология, экология растений, окружающая среда, факторы среды, популяция, сообщество.

Обучающиеся должны уметь: замечать факторы негативного воздействия человека на окружающую среду; применять знания об экологический факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

 

Абиотические факторы.

Солнечная радиация. Почва. Вода. Температура. Воздух.

 Обучающиеся должны знать: основные понятия – фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, растворимость, фотолиз, мелиорация, гумус, плодородие, чернозём, солонец, оптимальная температура, фенология,  рельеф, ветровая эрозия,.

Обучающиеся должны уметь: классифицировать растения по экологическим группам, применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений, правильно ухаживать за растениями, описывать состав воздуха и прогнозировать влияние изменения состава воздуха на растения.

Растительные сообщества. Биоценз.

Разнообразие растительных сообществ. Видовое разнообразие ХМАО. Сезонные изменения в сообществах ХМАО. Смена сообществ. Искусственные сообщества. Жизненные формы растений. Биоценоз. Пищевые связи на территорий ХМАО.

Обучающиеся должны знать: основные понятия – фитоценоз, эфемеры, ярусность, кустарнички, перекати-поле, эпифиты, биоценоз, продуценты, консументы, зоофилия.

Обучающиеся должны уметь: определять господствующие и сопутствующие виды в сообществе на территорий ХМАО, прогнозировать видовой состав при смене сообщества, характеризовать основные растительные сообщества ХМАО.

Охрана окружающей среды.

Природа Западно-Сибирской плиты до активного освоения её человеком. Леса ХМАО и их классификация. Видовой состав растений культурного ландшафта. Охрана растительного мира области Красная книга ХМАО. Роль школьников в деле охраны природы.

Обучающиеся должны знать: основные понятия – целинные земли, редкие растения, Красная книга ХМАО, агроландшафты, урбанизация.

 Обучающиеся должны уметь: характеризовать биоценозы ближайших окрестностей школы, называть растения Красной книги ХМАО, обосновывать роль растений в биоценозах и хозяйственной деятельности человека на территорий ХМАО.

Учебно-тематический план

тема

Кол-во

часов

Формы контроля

  1. Введение в экологию

1

  Текущий контроль

  1.  Абиотические факторы ХМАО- Югры

5

  Текущий контроль

  1.  Растительные сообщества ХМАО. Биоценоз.

6

  Текущий контроль

  1.  Охрана окружающей среды ХМАО- Югры

5

  Текущий контроль

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения экологии  растений в 6 классе ученик должен

знать/понимать: основные экологические понятия; представления о среде обитания  растений, их взаимоотношениях с факторами окружающей среды, условиях  существования и сезонными изменениями в жизни  растений; последствия влияния человека на  растительный мир ХМАО- Югры.

уметь: определять приспособленность   растений в природе  друг к другу, выявлять влияние окружающей среды, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; осознанно относиться к одному из главных природных ресурсов –  растительному миру, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу ХМАО.

Литература и средства обучения

 

  1.  Региональный компонент государственного стандарта основного общего   образования по курсу «Экология  растения». – Официальные документы в образовании, 2006.
  2. Выборкова Н. Этот удивительный мир // Югра. – 1998- №7.
  3. Плотников В.В.( под редакцией) . Экология Ханты-Мансийского автономного округа.- Тюмень: СофтДизайн,1997г.
  4. Тарасов А.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу. Учебно – методическое пособие.- Ханты-Мансииск,1995г.
  5. петров В.А. Растительный мир нашей родины. – М.: Просвещение 1991г.

 

Календарно- тематическое планирование  6 класс

Дата

Кор-ка

Тема уроков

Домашнее задание:

-репродуктивный

-конструктивный

-творческий

Номер и наименование контрольной, практической

лабораторной работ.

ИКТ

Введение в экологию 1 час

1

Что изучает экология растений.

Абиотические факторы 5 часов

2

Абиотический фактор – солнечная радиация.

Подготовить сообщение

3

Почва в жизни растений на территорий ХМАО.

Проанализировать таблицу

4

Вода в жизни растений на территорий ХМАО.

Прочитать, сделать вывод

5

Температура в жизни растений.

Проанализировать таблицу

6

Воздух в жизни растений.

Подготовить сообщение

Растительные сообщества. Биоценоз. 6 часов

7

Растительные сообщества ХМАО.

Проанализировать таблицу

8

Растительные сообщества хвойного леса.

Подготовить сообщение

9

Растительные сообщества осиновых «кустов», солонцов и верховых или сфагновых болот ХМАО.

Прочитать, сделать вывод

10

Сообщества живых организмов. Взаимоотношения животных и растений ХМАО.

Проанализировать таблицу

11

Сообщества живых организмов. «Насекомоядные растения». Роль грибов и бактерий в фитоценозе.

Подготовить сообщение

12

Растительность ХМАО и её изменение в результате хозяйственной деятельности человека.

. сообщение и презентация

Охрана окружающей среды 5 часов

13

Охрана растительного мира ХМАО-Югры.

Проанализировать таблицу

14

Растения из Красной книги ХМАО-Югры  . Растения лесов.

Подготовить сообщение

15

Растения из Красной книги ХМАО-Югры . Растения болот.

Подготовить сообщение

16

Рекомендации по охране растений и лесов.

Прочитать, сделать вывод

17

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по экологии и географии "Глобальные проблемы человечества"

Цель урока: Обобщить знания по теме: "Современные проблемы охраны природы", рассказать о рациональном использовании природных ресурсов, дать основные понятия по глобальным проблемам человечества, прив...

рабочая программа география ХМАО 11 класс (VIII вида)

рабочая программа по предмету "География ХМАО-Югра" для учащихся  11 класса корреционной школы VIII вида...

Предметная неделя по экологии и географии в 2013-2014 учебном году

Понедельник - экологический день - "Страна экологии" (1-4 классы), учитель географии;Вторник - День химика и геолога - "Конкурс поделок, рисунков и фото" (5-11 классы), учителя географии и химии;Среда...

Рабочая программа по экологии и географии ХМАО для учащихся 8 класса

Данная программа рассчитана на 18 часов в год (0,5 часов ) в курсе экологии 8 класса и является рабочей программой учебного курса краеведения в основной школе (региональный компонент)...

Рабочая программа по курсу «Экология и география ХМАО - Югры» 9 класс.

Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П.,  Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г....

Разработка урока по экологий " Красная Книга ХМАО"

расширить и углубить знания детей о редких животных, растениях нашей местности, раскрыть основные причины сокращения численности этих видов и выяснить, какие меры необходимо предпринять для их охраны...