Мероприятие «Занимательная экология»
методическая разработка по экологии (6 класс) на тему

Патрина Татьяна Борисовна

 

 

                 Мероприятие проводился для учащихся 5-7  классов в рамках недели географии и экологического воспитания школьников. Этот материал может заинтересовать организаторов по ВР, учителей начального и среднего звена школьного сообщества, биологов и экологов для проведения мероприятий по охране окружающей среды.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_ekologiya.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие «Занимательная экология»

Цель: обобщение и углубление экологических знаний школьников, развитие разносторонних  интеллектуальных и творческих способностей, воспитание экологической культуры

Задачи

  • Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу;
  • углублять знания детей о многообразии организмов, их взаимодействии между собой и с окружающей средой, взаимосвязи с окружающим миром;
  • формировать умения и навыки, необходимые для практической работы по охране окружающей среды;
  • преодолевать потребительское отношение к природе, формировать у детей экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации.

Материалы, используемые на мероприятии

  1. Коллекции «Вредители леса», «Друзья леса».
  2. Цветные иллюстрации мхов, лишайников и грибов.
  3. Дидактическая игра «Определи дерево по листьям и плодам».
  4. Медали «Лучший знаток природы» (для награждения), фишки для ответов. 

Звучит песня

Как земля прекрасна

Автор музыки: Борис Фиготин
Автор стихов: Феликс Лаубе

Как земля прекрасна - шум дубрав зелёных
Белый цвет ромашек, синий небосвод.
Только хлеб высокий, на полях взращённый,
Мне милей и краше всех земных красот.

 

 

Поле, поле волнами клубится.
Поле, поле края не найдёшь.
Кланяюсь я в пояс золотой пшенице,
До земли склоняюсь пред тобою рожь.

 

 

Не всегда бывает к нам добра природа -
Солнце жжёт посевы, град жесток и слеп.
Это так  непросто - зваться хлеборобом
И вести сраженье за насущный хлеб.

 

 

Поле, поле волнами клубится.
Поле, поле края не найдёшь.
Кланяюсь я в пояс золотой пшенице,
До земли склоняюсь пред тобою рожь.

 

 

Отсверкает лето, запылает осень,
Зашумят комбайны в поле до темна.
Нам земля подарит спелые колосья,
Нам земля подарит россыпи зерна.

 

 

Поле, поле волнами клубится.
Поле, поле края не найдёшь.
Кланяюсь я в пояс золотой пшенице,
До земли склоняюсь пред тобою рожь.

 

Педагог. Наука экология изучает наш дом — планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. Как вы считаете, могут ли растения, животные, воздух, вода существовать отдельно друг от друга и от Солнца? (Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода — нечем будет дышать и нечего будет лить; если исчезнут растения — нечего будет есть животным и человеку...)

Лес — это легкие планеты, которые производят кислород. По-другому его еще называют лесной фабрикой. Давайте разберемся, сколько же этажей имеет эта фабрика и кто в ней живет.

5-й этаж — большие деревья (древостой). Назовите их.

4-й этаж — небольшие, молодые деревья (подрост).

3-й этаж — кустарники (подлесок): багульник, бересклет, боярышник, бузина, волчье лыко, калина, малина, можжевельник, облепиха, орешник, шиповник и др.

      2-й и 1-й этажи — мох, лишайник, травы, цветы, грибы, кустарники, упавшие стволы деревьев, ветки, сучья, листья.                                                                                                                                                                                

Итак, 5-й этаж занимают хвойные и лиственные деревья. Знаете ли вы, чем они отличаются друг от друга?

Вопросы

  1. Чем отличается хвоя у хвойных деревьев? (У ели иголки растут по одной; у сосны — по две, это сестры-близняшки; у лиственницы хвоя мягкая, шелковистая и растет пучками; у пихты на нижней стороне иголок две белые полоски.)
  2. Сравним ель и сосну. Одинаковые ли у них корни? (У сосны корни в 12 раз длиннее, чем у ели, в 24 раза длиннее, чем у пихты, ее корни являются хорошей опорой для ствола и кроны; у ели через 10—15 лет отмирает главный корень, и деревья держатся за счет боковых корней, поэтому в ельниках после сильных ветров или ура-
    ганов много поваленных деревьев.)

3. Чем отличается от других хвойных деревьев лиственница? (Сбрасывает свои иголки каждый год.)

Замена иголок у хвойных деревьев происходит не сразу, а постепенно, и срок жизни иголок зависит от породы дерева. У сосны, например, хвоя живет 2—3 года, у ели 5—7 лет, у пихты дольше всего — 10— 12 лет. А сейчас послушайте загадки о других деревьях.

Загадки

  1. Дерево-долгожитель, живет до 2000 лет. В древности славяне использовали его в магических обрядах, посвященных богу грома и молнии Перуну. Из него вырубали статую и разжигали перед ней огонь. В дубовых рощах приносились жертвы, совершались обряды, жрецы и князья сходились судить, рядить о важных делах. Боясь, что срубленное дерево принесет несчастье, деревья в рощах не рубили. В Греции дерево посвящено богу Солнца,
    науки и искусству — Апполону. Ветвь его означала могущество. Венком из его веток награждали за спасение жизни и воинские подвиги. (Дуб.)
  2. Дерево-долгожитель, живет более 500 лет. Многие детали на кораблях и отделка на нем сделаны из этого дерева. Постройки «самого мокрого города» в мире — Венеции — стоят на сваях из этого дерева, хотя волокна его древесины неровные, плохо отделяются друг от друга и топор увязает в полене. Это прекрасный «пылесос», очищающий воздух от пыли и сажи. (Вяз.)
  3. Это дерево, как и хамелеон, тоже изменяет свою окраску: срубленное — краснеет, подсохнет — становится нежно-розового цвета. Красновато-оранжевый лубяной слой сменяется на буро-коричневый, потом становится фиолетовым. Кора дерева всегда остается гладкой, даже в старом возрасте, на ней нет трещин. У него липкие и почки, и побеги, и молодые листья. «Пылит» раньше других деревьев. Листья не меняют цвета, всегда остаются зелеными. (Ольха.)

Это дерево живет долго. Листья похожи на сердечки. За красивый и нежный облик древние славяне посвящали его богине любви и красоты Ладе. Взрослое дерево дает 12 кг меда, который считается лучшим. (Липа.)

  1. Дерево живет мало, около 100 лет, потому что часто ломается от ветра и древесина его гниет. Цветет до появления листьев. Если нет листьев, то по вкусу, горькому и специфическому запаху можно определить, что это за дерево. Также отличается от других тем, что осенью его листочки расцвечиваются и вместе с листопадом происходит ветвепад: живые ветки с почками падают — так дерево само освобождается от лишних ветвей. Порос-
    ли от пня у этого дерева не бывает. (Осина.)
  1. Дерево после «смерти» хорошо сохраняется. Из него делали колоды-саркофаги, боевые колесницы, на сваях из этого дерева по повелению Петра 1 построили г. Санкт-Петербург. (Лиственница.)

Какие деревья выделяют фитонциды и что это такое? (Фитонциды — это летучие вещества, содержащие синильную кислоту. Фитонциды пихты, дуба, тополя убивают бациллы дифтерии, фитонциды сосны — возбудителей туберкулеза. Есть они у ели, лиственницы и ряда других деревьев. Сосновый лес за день выделяет 5 кг фитонцидов, лиственный — около 2 кг, можжевеловый — до 30 кг. Выделяют эти вещества и другие растения: черемуха, жасмин, черная смородина, мята, борщевик, ландыш, крапива, лимон, апельсин, укроп, петрушка, редька.)

Далее проводится дидактическая игра «Определи дерево по листьям и плодам».

  1. Педагог. В лесной фабрике большую роль играют жители нижних этажей — грибы. Ответьте на вопросы, связанные с жизнью грибов.
  1. Из чего состоит гриб? (Из плодового тела и грибницы.)
  2. Сколько живет гриб? (5—6 дней или полторы недели, а затем старится и гниет.)
  3. Сколько лет живет грибница? (Может дожить до 100 лет.)
  4. Без чего не могут жить грибы? (Без деревьев; дерево отдает грибу сахар и питательные вещества, а гриб делится с ним растворенными в воде минеральными солями.)
  5. Какой лес предпочитает белый гриб? (Ельник, дубравник, березняк, сосновый бор, растет и рядом с липой.)
  6. С каким деревом дружит сыроежка? (Она любит разные деревья.)
  7. В какой работе участвуют грибы в лесу? (Перерабатывают растительные остатки, разрушают пни, поваленные деревья, упавшие сучья, отмершую листву, т.е. являются санитарами леса.)

Поговорим теперь о лишайниках — лесных первопроходцах, они селятся в самых безжизненных, бесплодных местах. Отмирая, образуют перегной, на котором потом могут произрастать разные растения. Обычным лишайникам в лесу 30—50 лет, некоторым 100 лет и более. Растут они медленно, по 4—5 мм в год. Но есть среди них и долгожители, которые предпочитают валуны и скалы, им по 4000 лет.

А сейчас выясним, что вы знаете о лишайниках.

  1. Что такое лишайник? (Это союз гриба и водоросли. Гриб получает от водоросли питательные вещества, которые она производит на свету, как это делают растения. Водоросль же берет у гриба воду с растворенными в ней минеральными солями.)
  2. Можно ли по состоянию лишайников определить загрязненность воздуха? (В тех местах, где их нет, воздух отравлен заводами и фабриками; если нет лишайников вблизи от дороги, значит, шоссе загрязнено выхлопными газами на расстоянии 300 м.)

Растут в лесной фабрике и мхи. Многие из них небольшого роста. Есть, правда, такие, которые вытягиваются до полуметра и больше, но их немного. Растут они, как правило, не в одиночку, а скученно, образуя коврики, подушечки. Так легче удерживать и собирать влагу, легче защищаться от холода и жары, сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а они не исчезают.

Итак, что вы знаете о мхах? Попробуйте ответить на мои вопросы.

  1. Есть ли корни у мхов? (Нет, у них есть стебли и листья.)
  2. Выносливы ли они? (Стойко переносят высыхание, низкую температуру, зимуют под снегом и даже растут под ним, устойчивы к затенению.)
  3. Что в переводе означает название мха — «сфагнум»? (Губка.)
  4. Сколько влаги может впитать в себя мох? (В 30—40 раз больше, чем весит сам.)

У лесной фабрики есть друзья и враги. Назовите группы вредителей растений. {Дети подходят к столу, на котором лежит коллекция насекомых, рассматривают и называют их, и определяют, к какой группе они относятся.)

I группа вредителей растений — хвое и листьегрызущие; II группа — стволовые; III группа — вредители корней; IV группа — вредители плодов шишек и семян.

Далее проводится игра «Продолжи поговорку», тематически связанная с жизнъю насекомых.

Муравей невелик... (а горы сворачивает).

Невелика блошка... (а спать не дает).

Осиный рой лучше... (не тревожь).

Всяк сверчок... (знает свой шесток).

Не на себя пчела... (работает).

Заткал, как паук... (муху).

Мал, как... (комар).

Словно языком... (кружева плетет).

Как оса лезет... (в глаза).

Брюзжит, что худая муха... (в осень).

Каков мед, таково и мух ... (нальнет).


Педагог. А теперь ответьте на вопросы, касающиеся насекомых.

  1. По каким признакам можно определить, что это насекомое? (6 ног; три части тела: голова, грудь, брюшко; тело состоит из маленьких члеников и все в насечках.)
  2. Сколько стадий развития у насекомых? (Яйцо — личинка — гусеница — куколка — взрослое насекомое.)
  3. Сколько крыльев у насекомых? (Почти у всех по 4; у комара, пчелы, осы — по 2.)
  4. Влияет ли размер крыльев на скорость полета? (Нет, лучше летают те, которые чаще взмахивают крыльями.)
  1. Могут ли насекомые «нюхать усами»? (Муравьи, бабочка-сатурния.)
  2. Назовите насекомых, являющихся санитарами леса. (Муравьи, божья коровка, жужелица, стрекоза, жуки-мертвоеды, трупоеды, могильщики.)

Не все насекомые, рождаясь, проходят одинаковые стадии развития. Например, клопы, тли, богомолы, кузнечики рождаются из яичек сразу похожими на своих родителей.

Каких друзей леса мы не назвали? (Друзьями леса являются птицы: воробьи, синицы, скворцы, кукушки, дятлы и др.)

А знаете ли вы, что божья коровка за день съедает от 50 до 270 тлей, за всю жизнь — 5—6 тыс? Ее личинка обладает еще бульшим аппетитом: она съедает за день несколько сотен тлей.

Обитатели муравейника средней величины уничтожают в день по 15—20 тыс. вредителей леса. Если сравнить «работу» муравьев и наиболее активных птиц, то окажется: чтобы уничтожить такое же количество насекомых, синица должна «работать» 2 месяца, а малый пестрый дятел — 20 дней.

Насекомоядные птицы во время вскармливания птенцов уничтожают: воробьи — 8 тыс. насекомых, семья скворцов — 12 тыс. Ласточка за лето ловит до полумиллиона мошек, комаров, тлей. Если сложить этих насекомых, то получится один километр.

Проводится игра «Кто здесь лишний?» (Написаны названия насекомых, птиц, земноводных, оставить необходимо только насекомых.)

Люди издавна обращали внимание на явления природы, связанные с изменением погоды. Знаете ли вы народные приметы?

К хорошей погоде:

мошки и комары летают роем;

высоко летают стрижи и ласточки;

очень рано улетают пчелы в поле;

много паутины на траве, кустах, деревьях;

летает навозный жук;

муравьи «работают не покладая рук».

К дождю:

воробьи кувыркаются в пыли и громко чирикают;

стрижи и ласточки летают низко;

куры перебирают свои крылья клювом;

из воды выползают лягушки и хрипло квакают;

у каштана и клена «текут» слезы;

большая часть ходов муравейника закрыта и муравьев мало;

прячутся в надежные укрытия бабочки и др.

Ну а теперь очень простой вопрос: «Человек для леса друг или враг?» (Ответы учащихся.) Знаете ли вы правила экологически правильного поведения человека в лесу?

Главные правила

(формулируются педагогом вместе с детьми)

  1. Не рви цветы, не ломай деревья.
  2. Не разоряй гнезда и муравейники.
  1. Оберегай растения и животных, особенно занесенных в Красную книгу.
  2. Жги костры только в специально оборудованных местах: костер должен быть удален от деревьев, место костра очищено от травы и обложено камнями или землей; для костра использовать сухой валежник или специально запасенные дрова; перед уходом костер залей водой и засыпь землей.
  3. Не жги весной траву, так как от неё может загореться лес.
  4. Не устраивай мусорных куч, все пустые банки и бутылки вместе с другим мусором унеси с собой из леса и выбрось в специально оборудованные для этого места или закопай.
  5. Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.
  6. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.

9.        Не шуми и не тревожь обитателей леса.

Педагог. Много есть на свете кроме России хороших стран и земель, но одна у человека родная мать и одна у него Родина. И ваша большая и малая Родина нуждается в вас, ребята, в ваших умных руках, добром сердце. У вас есть права, но есть долг и обязанности. К вам обращается поэт Г.Зайцев:

Простите, дети, слог огрубленный,                                                                                                                               Мир в состояньи аварийности.                                                                                                                                    Плач над березкою погубленной —                                                                                                                                Природа требует взаимности                                                                                                                                    Нужны спасательные акции,                                                                                                                                    Протест зеленого движения,                                                                                                                                        Чтоб здравый смысл цивилизации

Со смертью выиграл сражение!

Вопросы для викторины «Деревья»

Iвариант

1.        В переводе с латинского название этого дерева означает «скала». Корни в 12 раз длиннее, чем у ели, и в 24 раза, чем у пихты. Хвоинки живут 2—3 года, а процесс созревания семян длится 22—23 месяца. Крона ажурная, лес, состоящий из этих деревьев, светлый. Очень чувствительно это дерево к загрязнению окружающей среды, воздуха. Выделяет фитонциды, убивающие микробы туберкулеза. (Сосна.)

  1. Хвоинки этого дерева живут 5—7 лет, располагаются поодиночке. Цветет раз в 4—5 лет. В лесу это дерево выглядит таинственно, под ногами ковер из мхов, нижние ветви покрыты лишайником. Поразительна его живучесть, в древесине волокна распределены равномерно, из нее получаются музыкальные инструменты с
    изумительным звуком и резонансом. (Ель.)
  2. Хвоя этого дерева живет 10—12 лет. Шишки подняты вверх, как свечи, созрев, рассыпаются на части, оставляя стержень. На коре много вздутий, до 700, а в них прозрачная «пахучая» жидкость, ее называют «бальзам». Зимой эта смола защищает дерево от холода, в другое время — от насекомых, пытающихся проникнуть под кору. (Пихта.)
  3. На зиму это дерево сбрасывает свою хвою. Хвоинки мягкие, шелковистые. Долгожитель. После «смерти» хорошо сохраняется древесина. Санкт-Петербург построен на сваях из этого дерева. Колоды-саркофаги, боевые колесницы с колесами раньше строили из него. Шишки овальной формы. (Лиственница.)
  4. В переводе с латинского «кверкус» — красивое дерево. Долгожитель. Очень устойчив к нападению вредителей, сильным бурям, засухе. Олицетворение силы, мощи, крепости. Венком из ветвей этого дерева награждали за спасение жизни и воинские подвиги. Древние славяне это дерево почитали как магическое, связанное с богом грома и молнии Перуном, а древние греки связывали его с богом Солнца, науки и искусства Аполлоном. (Дуб.)
  5. Это дерево отличается от других цветом коры, в ней находится белое вещество — бетулин. В любую погоду кора его остается прохладной. (Береза.)
  6. Дерево — прекрасный пылесос, впитывает в себя пыль и сажу, топором рубить его невозможно: топор увязает в нем. Древесина срубленного дерева не трескается при высыхании, не коробится от воды. Постройки «самого мокрого» города в мире — Венеции — стоят на сваях этого дерева. (Вяз.)
  7. В древесине этого дерева есть «млечный» сок, в котором содержится каучук. На листьях этого дерева не бывает каких-либо повреждений, сделанных гусеницами и жуками, — насекомые почему-то не трогают листву дерева. По «слезам» дерева можно предсказать приближение дождя. (Клен.)
  8. За нежный, красивый облик это дерево древние славяне связывали к Ладой, богиней любви и красоты. Название от греческого слова «птилон» — крыло. Листья сердцевидной формы. Большое дерево в период цветения дает 12 кг меда, который считается самым лучшим. (Липа.)
  9. Древесина этого дерева быстро гниет, а живет оно мало — 80—100 лет. Осенью в период листопада дерево сбрасывает с себя и лишние ветки. Когда нет листьев, дерево можно узнать по вкусу коры — чувствуются горечь и запах. Цветет дерево до появления листьев. От пня поросль не дает. (Осина.)

11.        Дерево-«хамелеон», древесина изменяет свою окраску на месте спила. «Пылит» раньше других деревьев. Листву не трогают домашний скот и заяц, зато охотно поедает косуля. Это дерево-пионер селится где угодно. Листья его всегда остаются зелеными, не расцвечиваются. (Ольха.)

12.        Хвоинки у этого дерева растут по пять. Дерево похоже на сосну, так же красиво и любит свет. В шишках находятся очень вкусные и питательные орешки. (Кедр.)

II вариант

  1. У какого дерева даже в самый жаркий летний день кора остается прохладной? (У березы.)
  2. В благоприятных условиях дерево может дожить до 1000 лет, а отдельные экземпляры — даже до 2000 лет. (Дуб.)
  3. Листья этого дерева никогда не расцвечиваются, всегда остаются зелеными. (Ольха.)
  4. Дерево можно узнать по вкусу: кора у него горькая, есть еще такая особенность: вместе с листьями осенью также дерево освобождается от лишних веток. (Осина.)
  5. Назовите деревья-пионеры, которые заселяют любой свободный клочок земли. (Береза, ольха.)
  6. Какое дерево очень выносливо, растет всю жизнь, но сильный ветер нередко ломает его? (Ель.)
  7. По «слезам» каких деревьев можно предсказать изменение погоды, приближение дождя? (Клена, каштана.)
  8. Какое дерево — прекрасный «пылесос», один из лучших очистителей пыли и сажи? Волокна древесины неровные, и топор в ней увязает. (Вяз.)

9.        Самое раскидистое дерево в мире, по-научному его называют баньян, в его тени хорошо отдыхать. Ветви от материнского дерева укореняются, от них появляются новые молодые деревья, в результате деревьев становится много, их количество доходит до 100 и более. Каково его народное название? (Дерево-роща.)

       10.Это дерево растет на Кавказе. Древесина твердая, от нее отскакивает даже топор. Нож его не берет. В воде сразу идет ко дну. Из него изготавливают детали машин. Его научное название самшит, а какое народное? (Железное.)

  1. Плоды дерева похожи на колбасу, но несъедобны. (Колбасное дерево.)
  2. Ствол имеет длину около 10 м, высота около 100 м. Живет 3—4 тыс. лет. В одном таком дереве индейцы прорубили тоннель в 9 м, в котором ездил грузовик. В другом дереве устроили танцплощадку, где танцевали 15 пар, играл духовой оркестр и еще хватило места для 20 зрителей. Этих деревьев осталось всего 500. Как оно называется? (Секвойя, или мамонтово дерево.)
  3. Это дерево растет в тропиках. Плод круглый, достигает веса 16—30 кг. Из него пекут лепешки, разрезая плод и добавляя дрожжи, молоко. (Хлебное дерево.)
  4. Высота его 100-200 м. Один бедняк устроил в нем жилье для себя и еще осталось место для конюшни. Как оно называется? (Австралийский гигантский эвкалипт.)
  5. Оно растет в Бразилии. Дерево-корова — так называют его в народе. Чтобы его «подоить», надо надрезать кору. Сок напоминает молоко. Каково его научное название? (Молочное дерево.)
  6. Это дерево можно встретить в Индии, Китае, Японии, на Кавказе, в Крыму. Подсушенные плоды напоминают конфеты. Что это за дерево? (Конфетное дерево.)
  7. Диаметр дерева составляет примерно 10 м. Оно кормит, поит и одевает. Листья едят как овощи. Из плодов готовят напиток, похожий на лимонад. Из коры получают волокно для сетей, мешков, бумаги, одежды. Кора мягкая, и поэтому ее поражает грибок, в дуплах устраивают кладовки, склады и жилые помещения для людей. (Баобаб.)
  8. Древесина этого дерева не гниет в воде, а, побывав в ней, становится крепче. Санкт-Петербург построен на сваях этого дерева. Осенью дерево сбрасывает свою хвою (Лиственница.)

      19. Шишки на этом дереве растут вверх, после созревания чешуйки распадаются и остается голый стержень, как свечка. На коре много вздутий, содержащих пахучее вещество — бальзам, который защищает дерево от мороза и вредных насекомых. (Пихта.)

20. Главный корень у него отмирает через 10—15 лет, поэтому деревья из-за ветров ломаются. Из древесины делают самые лучшие скрипки (Амати, Страдивари). (Ель.)

Вопросы для викторины «Деревья для человека»

  1. Какие деревья живут дольше всех? (Дуб — 500-2000 лет, лиственница — 400-500, отдельные деревья — до 700-900 лет; один из видов липы — до 1000 лет, простая — 150 лет; ель простая — 250—300, иногда 500—600, а ель «колючая» живет до 800 лет; сосна простая — 350 лет, а сосна желтая, кедровая — 500—600 лет; сосна «остистая» живет до 4500 лет; кедр — 300—500 лет, а «европейский и маньчжурский — 500-800 лет.)
  2. Какие деревья мало живут? (Ольха — 80—100 лет; осина — не более 100 лет; рябина — 80 лет; ива — 80-100 лет.)
  3. Из древесины каких деревьев делают спички? (Осина, тополь.)
  4. Дрова каких деревьев хорошо горят? (Клен, береза, сосна, ольха.)
  5. Дрова каких деревьев дают мало тепла? (Осина, липа.)
  6. Какая древесина идет на изготовление карандашных палочек? (Кедр.)
  1. Назовите деревья-«пионеры», которые заселяют любой свободный клочок земли. (Осина, ольха, береза).
  2. Древесина каких деревьев идет на изготовление мебели и отделку помещений? (Сосна, дуб, вяз, клен, рябина, ольха, береза.)
  3. Какие деревья идут на изготовление бумаги? (Ель, осина, тополь.)
  1. Из каких деревьев изготавливают музыкальные инструменты? (Ель, ольха, кедр.)
  2. Хвоя какого дерева используется в парфюмерии? (Пихта.)

Корни этого дерева помогают гидростроителям, скрепляя берега не хуже стальной арматуры и не позволяя волнам подмывать или размывать берега? (Ива.)

  1. Из древесины каких деревьев делают детали машин? (Рябина, клен, черный (мореный) дуб, лиственница.)
  2. Древесина какого дерева используется в пищевой и кондитерской промышленности? (Липа.)
  3. Древесина какого дерева твердая, крепкая, долговечная, вязкая и ценная, не трескается и не коробится, топор в ней увязает? (Вяз.)
  4. Древесина какого дерева отличается удивительной прочностью, мягкостью и гибкостью? (Ива.)
  5. Из древесины какого дерева изготавливают скипидар, серу, канифоль? (Лиственница.)
  6. Из древесины каких деревьев изготавливают фанеру? (Тополь, осина.)
  1. Древесина какого дерева идет на изготовление лыж? (Береза.)
  2. Из чего изготавливают картон? (Ель, тополь.)
  1. Древесина каких деревьев идет на изготовление колес? (Береза, вяз, рябина, ель.)
  2. Из древесины каких деревьев делают бочки? (Ольха, осина, дуб.)
  1. Из чего делают фанеру? (Осина, тополь.)
  2. Из древесины каких деревьев делают телеграфные столбы? (Лиственница.)
  3. Из хвои, листьев, древесины каких деревьев получают лекарственные средства? Какие? (Ель — глицерин и лекарства, липа — лекарства; пихта и кедр — смола от ожогов.)
  4. Какие деревья являются «медоносами»? (Клен, липа.)
  5. Какие деревья дарят нам маленькие вкусные орешки? (Кедр.)
  6. Из какого дерева плетут рыболовные снасти, веревки, корзины, делают мешковину? (Ива.)
  7. Какие деревья неприхотливы и не боятся ни жары, ни холода? (Ольха, осина, береза.)
  8. Семена какого дерева прорастают лишь во влажном состоянии после воздействия на них пониженных температур? (Лиственница.)

Вопросы для викторины «Птицы»

  1. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки, австралийские сорные куры, некоторые шалашики и вдовушки.)
  2. У каких птиц самцы вьют гнезда, а самки в этом участия не принимают? (У многих видов ткачиков и вдовушек гнездо вьют только самцы.)
  3. Какая птица переносит птенцов с места на место в лапах? (Вальдшнеп.)
  4. Какие птицы преподносят друг другу подарки? (Это делают многие птицы: крачки, их самец приносит самке рыбу; пингвины адели и кроншнепы — камешки; чомги и северные олуши подносят друг другу обрывки водорослей; самец американской свиристели подает самке ягоду; цапли — палки.)
  5. Дятлы любят переезжать каждый год на новую квартиру. А у какого вида дятлов гнездо квадратное? (У черного дятла - желны.)
  6. В Испании эту птицу называют «обманщик пастухов». Ведет ночной образ жизни, спасая коз и коров от насекомых, которые летают у их вымени и мучают, не давая им отдыхать. (Козодой.)
  7. Эта птица при опасности может шипеть, так вытягивая шею и поворачивая голову, что многие принимают ее за змею. (Вертишейка.)
  8. Сколько раз в день прилетают родители к птенцам, пока их вскармливают? (Королек, горихвостка, поползень — 400 раз в день; мухоловка 500—700 раз; стриж прилетает раз 20, но за эти 20 раз приносит до 8 тыс. насекомых. Если их выстроить в линию, то получится около 1 км).

9.        Какая птица летает со скоростью 100-200 км/ч? (Стриж.)

  1. Самцы этих птиц очень вежливы и заботливы: уступают лучшую еду самкам и прилежно воспитывают птенцов, к нам прилетают с первым снегом. (Снегири.)
  2. Эта птица в хорошем настроении издает нежные звуки, за это ее называют «лесная флейта», а в плохом настроении кричит, как кошка, за что ее называют «лесная кошка». (Иволга.)
  3. Какая птица ноет, как будто «ревет», и кудахчет? Живет она в Индии, длиной больше 1 м. (Калао — индийский носорог.)
  1. Эта птица замуровывает себя на 4 месяца в дупле. Высиживает там яйца, вскармливает птенцов и линяет. Делает она это для того, чтобы в дупло не заползли ядовитые змеи, — оставляет только щель для дыхания. (Самка-носорог.)
  2. Какая птица у нас самая маленькая и много ли она ест? (Королек, весит все-
    го 6—7 г, в день съедает столько, сколько весит сама.)
  3. Эта птица ловит насекомых на лету, даже строительный материал для гнезда находит в воздухе. На земле она ведет себя беспокойно из-за своих коротких ног и длинных крыльев. Название получила за свои звуки, а может, за то, что, летая, она «стрижет воздух». (Стриж.)
  1. В народе птицу называют «лесной барашек», в полете крылья, гудя от ветра, издают блеющий звук. (Бекас.)

Викторина «Лекарственные растения в помощь человеку»

  1. Какие растения останавливают кровь? (Калина, мох, подорожник, птичий горец, крапива, мята, зверобой, тысячелистник.)
  2. Какие растения заживляют раны, язвы? (Ноготки, или календула, зверобой, подорожник, калина, птичий горец, мох, крапива, язву желудка — алоэ, или столетник, подорожник, облепиха, прочие язвы — тысячелистник.)
  1. Какие растения очищают кровь? (Фиалка трехцветная, или анютины глазки.)
  2. Какие растения богаты витаминами? (Шиповник, мята, малина, калина, земляника и клюква улучшают состав крови, облепиха.)
  1. Какие растения применяются при различных воспалениях? (Зверобой, липа, шиповник, ромашка, малина, облепиха, ноготки, толокнянка, или медвежьи ушки.)
  2. Какие растения используют для полоскания горла, носа, глаз, волос? (Облепиха, ромашка, липа, календула, или ноготки, фиалка трехцветная, или анютины глазки, зверобой, черника.
  3. Какие растения применяют как ан-тисептик? (Мята перечная, зверобой, ка-лендула или ноготки, толокнянка, или медвежьи ушки.)
  4. Какие растения применяют как слабительное? (Папоротник мужской, можжевельник, липа, толокнянка, или медвежьи ушки, птичий горец, или спорыш, еще ее называют птичья, гусиная травка; липа, фиалка трехцветная, или анютины глазки, мята перечная.)
  5. Какие растения применяют при заболеваниях кожи? (Алоэ или столетник, лопух, или репейник, облепиха, птичий горец, или спорыш, зверобой, рябина черноплодная, анютины глазки, или фиалка трехцветная, чистотел.)
  6. Какие растения применяют при простуде и кашле? (Малина, липа, мята, подорожник, фиалка трехцветная, или анютины глазки, багульник, фенхель.
  7. Какие растения применяют при аллергиях? (Фиалка трехцветная, или анютины глазки, календула или ноготки.)
  8. Какие растения применяют как успокоительное? (Пустырник, валерьяновый корень, мята, ромашка, анютины глазки, ландыш, боярышник.)
  9. Какие растения применяют при заболеваниях глаз? (Черника, чистотел (очень осторожно, строго по рецепту, передозировка опасна!), календула, или ноготки.)
  10. Какие растения применяют при заболеваниях почек? (Птичий горец, или гусиная травка, толокнянка, или медвежьи ушки, фиалка трехцветная или анютины глазки.)
  11. Какие растения применяют при заболеваниях сердца? (Анютины глазки, рябина черноплодная, калина.)
  12. Какое растение понижает сахар в крови? (Черника.)
  13. Какие растения полезны при заболеваниях желудочно-кишечного тракта? (Облепиха, птичий горец, или спорыш, ромашка, мята перечная, черника, зверобой, шиповник, рябина черноплодная, или арония, фиалка трехцветная, или анютины глазки.)

18.Какое растение содержит ментол — физиологически активный компонент, обладающий анестезирующим действием? (Мята перечная — антисептик.)

Веками из уст в уста, из поколения в поколение передавались рецепты настоев, отваров, порошков и примочек, которые обычно готовили люди из корней, коры, листьев, плодов, семян трав, кустов и деревьев, что росли в округе. Знали они, как, когда и где их надо искать и собирать. Прежде чем использовать какое-либо растение в качестве лекарства, необходимо знать правила их сбора и приготовления.

Подводятся итоги мероприятия и вручаются «медали» лучшим знатокам природы

(В завершении мероприятия звучит песня в исполнении ребят)

(На мотив «Птица счастья»)

1.    На планете нашей голубой

Есть то место, где живём с тобой,

Родина моя – Тамбовская земля

Будем мы всегда беречь тебя:

Здесь растут и ёлка и сосна,

И берёзка  белая моя,

Дуб, осина, клён

Все деревья в нем

Край Тамбовский –

Я в тебя влюблён!!!

    ПРИПЕВ:  Земля – любимый наш дом

Где птицы летают, и звери кругом

Чтоб всем здесь дышалось легко

Мы будем беречь  – Богатство твое

2.    Будем мы природу охранять

И леса её преумножать,

Чтоб Земля жила, долгие века

И потомкам счастье принесла.

Птица в небо из гнезда летит,

А зайчишка под кустом сидит,

Лес всем дом родной летом и зимой

Здесь живут одной большой семьей!

        ПРИПЕВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Занимательная экология"

Программа предназначена для педагогов  допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....

Значение экологических знаний, их формирование и развитие при изучении курса «Занимательная экология

Материал разработан как методическое пособие к рабочей программе "Занимательная экология"...

программа оздоровительного лагеря "Занимательная экология"

Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Занимательная экология"...

Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология"

Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология" разработана для учащихся начальной школы с целью изучения вопросов экологии, включая вопросы охраны природы родного края. Пр...

ДООП "Занимательная экология"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная экология»  реализуется в рамках естественнонаучной направленности. Программа построена на принципах развива...

Занимательная экология на уроке биологии в 6 классе в соответствии ФГОС

Раздел экологии является обязательной частью  программы по биологии. В настоящее время экологическое воспитание очень важно...