Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)
план-конспект занятия по экологии (5 класс) на тему

Мартынова Наталья Валентиновна

Тема: "Путешествие по заповедным местам

 Самарского края»

Цели:

1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.

2) развивать познавательный интерес к природе, вырабатывать умения видеть необычное в привычном, воспитывать чувства удивления и восхищения;

3) обобщать знания о природе родного края;

4) показать уникальность и значимость природы Самарского края;

4) учить работать в коллективе, сотрудничать друг с другом, помогать друг другу.

Оборудование: мультимедиа, иллюстрации, открытки, аудиозапись, эмблема,  плакат с девизом праздника «Самарский край – жемчужина России»,  карта Самарской области, декорация с изображением поезда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_zapovednym_mestam_samarskogo_kraya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Путешествие по заповедным местам

 Самарского края»

Цели:

1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.

2) развивать познавательный интерес к природе, вырабатывать умения видеть необычное в привычном, воспитывать чувства удивления и восхищения;

3) обобщать знания о природе родного края;

4) показать уникальность и значимость природы Самарского края;

4) учить работать в коллективе, сотрудничать друг с другом, помогать друг другу.

Оборудование: мультимедиа, иллюстрации, открытки, аудиозапись, эмблема,  плакат с девизом праздника «Самарский край – жемчужина России»,  карта Самарской области, декорация с изображением поезда.

Ход занятия.

                                           

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте друзья!

                Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

                 Выходя поутру из ворот.

                 Понимаешь, у каждого в жизни

                 Предостаточно бед и забот.

                 Разве любы нам хмурые лица

                 Или чья-то сердитая речь?

                 Ты улыбкой сумей поделиться

                 И ответную искру зажечь.

                 Подарите улыбку друг другу.

-Приятного Вам дня!

2. Сообщение темы занятия

Учитель: Сегодня нас ждёт впереди увлекательное, сказочное  путешествие.

  1. Знакомство

      Ребята, давайте познакомимся, меня зовут Наталья Валентиновна, ответьте мне:

      Как вас зовут? (ответ детей)

      Где вы живете?  (ответ детей)

  1. Введение в образовательную программу

 (На фоне музыки,  из программы “В мире животных” (Звучат слова и в это время идет показ слайдов об удивительной природе Самарского края).

Учитель:

Самарский край – уникальное место на нашей планете. Этот удивительный островок среди безбрежного разнообразия моря природы России представляет собой своеобразную зону, где нам посчастливилось жить в этом необыкновенном месте, где красавица Степь нарядилась в цветной сарафан, распустив по плечам шелковистые волосы из огромного разнообразия трав. Волга – голубая ленточка,  украшает прическу Степи. А Жигулевские горы – могучие братья охраняют покой сестры. Как не любить тебя, родной край Самарский?! Как не беречь просторы твои?! Как не заботиться о твоем процветании?! Эти вопросы сегодня затронем мы.

Ребята, давайте совершим путешествие по заповедным местам Самарского края.

Ребята, а как вы думаете, что такое заповедник? (ответы детей)

А для чего создаются заповедники? (ответы детей)

Действительно, заповедники  были созданы в целях сохранения уникальных растительных сообществ, водно-болотных угодий с их обитателями. Для того, чтобы сохранить места произрастания редких, ценных в научном и практическом отношении видов растений, чтобы сохранить важные озерные акватории в период миграций птиц, чтобы сохранить неповторимый растительный и животный мир, необычайно красивую природу Самарского края.

Для получения знаний мы отправимся в путь, следующим по маршруту г. Самара  – заповедные места Самарского края. Наш путь лежит через станции: “Степная”, “Лесная”, “Водная”, “Горная”. К концу путешествия вы должны собрать 4 части от карты Самарской области, на которой отмечены заповедные зоны. Девизом нашего путешествия будут слова «Самарский край – жемчужина России» (показ слайда со словами).

Вас, прекрасные друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды!

Только в мире этом надо
Отгадать чуть-чуть загадок,
На вопросы отвечать,
В игры весело играть.

Педагог я не простой,
С умной шибко головой.
Расскажу вам о природе,
О зверях и о погоде.

Все готовы с нами в путь?
Только знанья не забудь.
Будь внимателен и смел,
Чтоб везде со мной поспел.

Педагог: – Ну что, ребята, в путь? А чтобы было веселей в дороге,  послушаем  песню (показ слайдов  о защите природы), на мотив песни «Голубой вагон».

 Педагог: Итак, мы прибыли на станцию «Степная»

 Станция “Степная”

(Звучит стихотворение)

 Мне степь мила.

Слова И. Котюшева

Шуршат травинки, что-то лепеча,
И вся цветами степь моя одета.
Как будто драгоценная парча,
Она красива на исходе лета.
А чуть подальше колосится рожь,
Под ветром тёплым стелется пшеница.
К улусу тропкой узенькой идёшь
 –
В дали вечерней крыша серебрится.

(Игра “Засели степь”, на ватмане нарисована голая степь (трава))

Педагог: На нашем плакате, ребята, степь выглядит безжизненной, безрадостной. Как вы думаете, почему? (рассуждения детей о вредном воздействии человека на природу)

А давайте сделаем так, чтобы наша степь ожила! (Учитель загадывает загадки детям об обитателях степи, дети отгадывают и наклеивают картинки на плакат),

отгаданные животные и растения показываются на мультимедиа, и учитель даёт небольшой рассказ.

Она как змейка в траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост оборвёт, другой наживёт.

(Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение ящерицы на плакат).

Педагог: Думаю каждый из вас знаком с этим животным. Что вы знаете о ящерице?

(Высказывания детей, дополнения педагога).

То ли тело, толи хвост,
Вверх пойдёт – немалый рост,
По земле протянется –
Так с землёй сливается,
Плоская головка
Всё глотает ловко.

(Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение ужа на плакат).

Педагог: Повсеместно распространяется уж обыкновенный.  На Самарской Луке водится водяной уж и узорчатый полоз (реликт Жигулей). Особое внимание заслуживает гадюка Никольского.          Длина ужа может быть от 10см до 3,5м. Бывают ядовитые и неядовитые. Укус ужа для человека не опасен. Некоторые виды внесены в “Красную книгу”.

Маленькая, серая,
С длинным хвостом.
За сыром бежит,
Громко пищит.

(Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение мышки).

Педагог: Длина мышки от 5 см и более. Они имеют собственные “дорожки” – знаки, помечая необходимые им места и дорогу домой.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит
 – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…

(Дети отгадывают загадку о птице и наклеивают изображение Скопы).

Обитает в степи дрофа и журавль-красавка. Они занесены в Красную книгу.

(Дети наклеивают изображение птиц).

Стоит Василий,
Молодой да сильный,
В зелёном армяке,
В ярко-синем парике,
Все на него смотрят
Да любуются.

(Наклеиваем изображение василька)

В зелёной пелерине –
Красотка-балерина,
На одной ножке скачет,
В жёлтом топе
Да белой пачке.

(Наклеиваем изображение ромашки)

Педагог: Ромашка используется в народной медицине.

Сидит на склоне
Синий царь в короне,
Синяя корона –
Царь благородный.
Солнечно на склоне
 –
Царя в сон клонит.

Педагог: Сон-трава – ядовитое растение.

Цветущая степь переливается разными цветами. Давайте и в нашу степь внесём разнообразие красок. В степи растёт: тюльпан Шренка, украшают цветением шалфей луговой, таволга шестилепестная, смолевка Гельма, лапчатка волжская, полынь солянковидная,  ковыль Залесского, наголоватка многоцветковая и многие другие.

Педагог: Вспомните, какая степь была сначала?

А какая она теперь?

Одна из задач заповедника  сохранить уникальный степной растительный мир.

Педагог: Молодцы, ребята, вы проехали эту станцию. Я вам вручаю первую часть от карты. Едем дальше  (проигрыш музыки).   Итак, мы прибыли на станцию:

Станция “Лесная”.

Звучат слова о лесе на фоне слайдов. Слышно пение птиц.

Педагог:

Вот и пришли мы, ребята, в гости к нашему зеленому другу. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы, зверя. Без дерева жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
 

Педагог: Ребята, поиграем в игру «Живая буква». За одну минуту вспомнить название цветка, дерева, насекомого, птицы, зверя.

Б

О

М

Цветок

Бархатцы

одуванчик

Мак

Дерево

Береза

Ольха

Магнолия

Насекомое

Бабочка

Овод

Муха

Птица

Беркут

Орел

Малиновка

Зверь

белка

Олень

Мул


Перед вами рисунки, изображающие действия людей в природе. Вам нужно пояснить их. (Дети поясняют  рисунки и формулируют правила поведения в лесу).

Дети называют правила поведения в лесу.

1.Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
2.Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
3.Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
4.Не рвать большие букеты цветов.
5.Не оставлять мусор в лесу, а закопать его в яму.

Молодцы, ребята!

Много трав растет полезных,
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

В книгу Красную они,
Уж давно занесены.

Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга природы? (Дети отвечают)

- 1: Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных.

- 2: Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.

Педагог: А еще я хочу поговорить с вами о листьях. Зачем они вообще нужны?

Педагог: А знаете, чем вы дышите?

 Все мы дышим кислородом, а если сказать точнее - то воздухом, в котором находится кислород.

Учитель: Листья не просто листья, а самые настоящие фабрики кислорода. Особенно хорошо дышится там,  где много зелени, растений. Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев жить нельзя.

Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо знаете лес и его жителей. Вы достойны получить вторую часть карты.

Едем дальше… (проигрыш музыки)

Мы прибыли на станцию

Станция “Водная”.

(На фоне слайдов звучат слова учителя).

Учитель: Любимые места нарушителей природоохранной зоны – это реки, озера, пруды.  Самая крупная река  - полноводная Волга – матушка, мирового значения. Именно на Волге встречаются Европа и Азия. На территории Самарского края находится курорт Сергиевские минеральные воды, это курорт федерального значения. Многочисленные озера являются важной акваторией в период миграций птиц. Гнездятся птицы, занесенные в Красную книгу. Это беркут,  филин, степной лунь, журавль – красавка. Всего 136 видов птиц! Но эти заповедные уголки уникальной природы страдают из-за “дикого” туризма. После отдыха туристов остаются горы мусора на берегах водоемов, который попадает затем в воду. Сломанные деревья, выжженный дёрн в местах кострищ, битые бутылки. Это пример того, как нельзя поступать. Иначе, что мы оставим своим потомкам?! Грязные водоёмы?!

Педагог: Ребята, к нам в гости приплыла рыбка, которая поведала нам о своем горе.

Жалоба рыбки (показ слайда): Ох, и любят меня люди. Мясо мое  питательно и полезно. Я рада приносить человеку пользу, но ведь всему должна быть мера. Пользуются тем, что сказать в свою защиту ничего не могу.  Сердце  болит от того, что вылавливают нас сетями, разрывается, когда губят наших деток, да и дышать нам нечем, что только человек не бросает в моё жилище: банки, склянки, разный мусор.

Педагог: Ребята, вам жалко рыбку? Я думаю, что вы знаете, как нужно вести себя у водоема.  А давайте выработаем с вами правила поведения у водоема.

Педагог: Ребята, вы успешно справились с заданием и заслуженно заработали третью часть карты.  

Едем дальше… (проигрыш музыки)

Вы прибыли на последнюю станцию:

Станция “Горная”.

(На фоне слайдов звучат слова учителя).

Правобережье Самарского края занимает Приволжская возвышенность с Жигулевскими горами, покрытыми лесами. Горы невысокие. Их высота достигает 300-375 м (самая высокая точка - гора Стрельная, 375 м). Жигулевские горы огибает река Волга, как бы дополняя величие и красоту Жигулей. То глубокие, то узкие, то широкие овраги и балки, где пылали в старину костры волжской вольницы, разделяют всю гряду на отдельные горы: Усинский курган, Молодецкий курган, гора Лысая и гора Лепешка, Могутовы горы.

Особенная прелесть Жигулей в том, что они удивительно под стать величавой и спокойной Волге, словно созданы только для нее.

Красота Жигулей воспета в песнях, былинах и современных художественных произведениях, запечатлена на полотнах И.Е. Репина, Сурикова и др. русских художников.

Послушайте, как поэт А. Ширяевец пишет о Жигулях:

Точно в сказке, скалы, горы,

На вершинах — темный лес

Призадумался и смотрит

В бездну синюю небес.

Плещут волны, бродят волны

У откосов берегов,

Рассыпаются на солнце

Миллионом жемчугов...

Волга, огибая Жигули, образует излучину – Самарскую Луку. Экзотические скалы и утесы, глубокие долины и пещеры – это не только памятники природы, они хранят следы деятельности древнего человека, память о казачьей вольнице атамана Разина, повстанцах Пугачева и других событиях в истории нашей Родины.

Педагог: Оказавшись на любой из вершин, у вас дух захватит от волнения. Необозримая даль сливается с горизонтом. Посмотришь – и кажется, что паришь над землей.

Педагог: Давайте, ребята, поиграем в игру “Третий лишний” для того, чтобы покорить вершину горы Стрельная (375м).

Правила игры:

 

Педагог: Молодцы, ребята, вы справились, и за это получаете четвёртую часть карты.

Рефлексия. Подведение итогов – составление книги памяти.

Педагог: Ребята, вам удалось получить 4 части карты. Хорошо, теперь необходимо вам собрать карту Самарской области. Если вы успешно справитесь с заданием, то вы увидите, где на территории области расположены заповедные, т.е. охраняемые территории. (Дети собирают карту и склеивают ее, затем учитель просит перевернуть карту на другую сторону).

Педагог: Ребята, что здесь написано? (“Книга Памяти”). Как вы думаете, кого мы можем внести в эту книгу? (Подводим к мысли о вымерших животных). Давайте заполним нашу “Книгу Памяти”. (Перед вами фотографии животных, которые когда-то обитали на территории Самарского края.) Чтобы внести их в “Книгу Памяти”, нужно ответить на вопрос, который они вам зададут. (Он записан на обратной стороне фотографии)

Фото – баран снежный, вопрос: составьте правила поведения в заповеднике.

Фото – овцебык, вопрос: почему нельзя загрязнять водоемы?

Фото – мамонт, вопрос: что такое Красная книга?

Фото – кулан, вопрос: какие животные обитают в степи?

Фото – сайгак, вопрос: почему нельзя вырубать леса?

Фото – песец, вопрос: без чего люди, растения, животные не могут жить?

Фото – зубр, вопрос: какое дерево является символом России?

Педагог: Эту книгу вы оставьте себе на память. Давайте сделаем все, чтобы животные и растения, обитающие на территории нашего края, не попали в эту книгу.

Учитель раздает лист самооценки обучающегося

Вопросы

оценка

1. Понравилось ли вам занятие?

2. Важны ли вам знания, полученные на занятии?

Ваши пожелания

Наше путешествие по родному краю Самарскому - жемчужине России завершилось.

Педагог: Вы достойно прошли все этапы нашего путешествия и вас можно считать полноправными членами общества защитников природы (детям выдаются дипломы с эмблемой путешествия и стихотворением)

Пока еще мы дышим и живем

Воздух, воду

Всю планету

Непременно сбережем!

За отличные знания и эрудицию в области экологии орденом награждается – (кто набрал наибольшее количество баллов).

Педагог: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля – величайшее чудо, она у нас одна.

Педагог: Благодарю всех за знания! Спасибо! С вами я не прощаюсь, т.к.  надеюсь вновь встретиться на экологических мероприятиях, проводимых ОСЮН. До новых встреч! Желаю вам доброго пути к познанию нового неопознанного окружающего мира. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

"Заповедные места Родного края"

в презентации содержится фотоотчет об участии в экологической акции ...

Открытое занятие "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели:1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.2) развивать поз...

Экологический урок, посвященный Международному Дню птиц. «Птицы родного края и заповедные места Ростовской области».

Составила: Белоногова Валентина Андреевна, педагог дополнительного образования  МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-ДонуК редким животным, включенным в «Красную Книгу», встречающимся на территории Ростовск...

Пушкинские места Москвы «Края Москвы, края родные…»

Тема проектной работы – «Пушкинские места Москвы».Цель проектной работы — изучить и обобщить сведения о пушкинских местах столицы, с которыми связаны важнейшие события в жизни ...

Презентация: "Святыни Самарского края"

На самарской земле было обретено и хранится немало православных святынь. Святыни нашей губернии известны не только в ее пределах. Среди них-чудотворные иконы и мощи святых. Я расскажу о самых почитаем...