Разработка комплекса познавательно-развивающих занятий для детей «Человек природе друг»
материал по экологии на тему

Корепанова Ольга Владимировна

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году». В настоящее время проблема экологии – это одна из глобальных проблем современности. Главная цель Года экологии – это привлечение внимание общественности к экологическим проблемам в стране, обеспечение безопасности существующих экосистем и сохранение многообразия биологических видов.

Одним из механизмов реализации целей Года экологии является экологическое образование. Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Важно отметить, что эффективность экологического образования складывается из непрерывности процессов обучения, воспитания и развития личности. Таким образом, процесс трансляции экологических знаний необходимо начинать с дошкольного возраста и включать в программу обучения на всех ступенях образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _ob_ekologii_detyam_vlasenko_m.pptx452.46 КБ
Файл ob_ekologii_detyam.docx319.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка комплекса познавательно-развивающих занятий для детей «Человек природе друг» Департамент образования города Москвы Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» Автор проекта: Власенко Мария Руководители: Гаврева Н.Л. Корепанова О.В.

Слайд 2

Цель проекта Разработка комплекса познавательно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста «Человек природе друг» Задачи проекта Анализ литературных источников по выбранной тематике. Разработка плана познавательно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста «Человек природе друг». Проведение познавательно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста «Человек природе друг».

Слайд 3

План-сетка комплекса познавательно-развивающих занятий «Человек природе друг» № занятия Название занятия Цель 1 Вводное занятие «Наука о доме » Введение в основы экологии для детей 2 Игровое занятие «Экология и я» Формирование у воспитанников экологически грамотного отношения к природе 3 «Экологическая сказка» Формирование бережного отношения к окружающей среде 4 «Твори добро» Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами и изготовления кормушек для птиц из подручных материалов 5 «Экологический кроссворд» Активизация познавательной деятельности у детей 6 «В мире животных» Знакомство с «Красной книгой» и проблемой исчезновения некоторых видов животных и растений 7 Выставка творческих работ воспитанников «Человек природе друг» Закрепление пройденного материала; обратная связь

Слайд 4

Эко логия – это … «логос» - наука «экос» - дом Экология – это «наука о доме» Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой

Слайд 5

Игра № 1 « Знакомство» Цель: снятие эмоционального напряжения, знакомство с участниками занятия. Ход игры: Участники игры образуют большой круг. Ведущий, стоящий в кругу со всеми, произвольно бросает мяч любому участнику, при этом задача каждого, у кого в руках оказывается мяч, назвать своё имя, а также любое животное или растение на первую букву имени. Например: Маша, маргаритка. Назвав своё имя и животное/растение, участнику необходимо передать мяч любому человеку, стоящему в кругу, не называвшему имени.

Слайд 6

Игра № 2 «Мусорный мир» Для того, чтобы ребятам наглядно рассказать об экологических проблемах, ведущий раздаёт каждому участнику игры лист бумаги. Сам ведущий держит в руках пакет символизирующий нашу планету. По команде, каждый участник должен смять лист и положить его в пакет к ведущему. От избытка мусора пакет рвётся – вот, что происходит с нашей планетой.

Слайд 7

Игра № 3 «Экологические проблемы» Ведущий говорит предложение, а дети встают, если это вредит экологии и садятся, если не вредит. Петя бросает фантик на тротуар. Настя помогает маме поливать цветы. Рома разжигает костер в лесу. Таня ловит бабочек. Ирина топчет газон. Дедушка Маши срубил в лесу елку на новый год. Родители Вани купили искусственную новогоднюю елку. Кирилл принес домой ящерицу поиграть. Лёша поджигает пластиковые бутылки. Оля купается в пруду.

Слайд 8

Ожидаемые результаты Формирование у детей представление о проблеме экологии в современном мире. Воспитание в детях чуткого и ответственного отношения к природе. Развитие творческих способностей .

Слайд 9

Литературные источники Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. М.: Сфера, 2009. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-пресс , 2002. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2010 Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.



Предварительный просмотр:

Разработка комплекса познавательно-развивающих занятий для детей
«Человек природе друг»

Автор:

Власенко Мария

Руководители:

Гаврева Н.Л., преподаватель

Корепанова О.В., социальный педагог

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году». В настоящее время проблема экологии – это одна из глобальных проблем современности. Главная цель Года экологии – это привлечение внимание общественности к экологическим проблемам в стране, обеспечение безопасности существующих экосистем и сохранение многообразия биологических видов.

Одним из механизмов реализации целей Года экологии является экологическое образование. Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Важно отметить, что эффективность экологического образования складывается из непрерывности процессов обучения, воспитания и развития личности. Таким образом, процесс трансляции экологических знаний необходимо начинать с дошкольного возраста и включать в программу обучения на всех ступенях образования.

ГАПОУ Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина является уникальной площадкой для организации непрерывности процесса экологического образования. Комплекс охватывает несколько ступеней образования: дошкольное, начальное, основное, среднее и профессиональное. Таким образом, процесс экологического образования можно организовать не только с позиции воспитатель-воспитанник, учитель-учащийся, но и с позиции учащийся-воспитанник. Данный подход к обучению лег в основу идеи проекта по разработке комплекса познавательно-развивающих занятий для детей «Человек природе друг».

Цель комплекса познавательно-развивающих занятий – это формирование у воспитанников экологически грамотного отношения к природе и окружающему миру.

Задачи:

  1. Анализ литературных источников по выбранной тематике.
  2. Разработка плана познавательно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста «Человек природе друг».
  3. Апробация познавательно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста «Человек природе друг».  

Ведущими занятий являются студенты первого курса, обучающиеся по профессии «Повар, кондитер», освоившие дисциплину «Экология» в рамках учебного плана.

В таблице 1 представлен план-сетка комплекса познавательно-развивающих занятий «Человек природе друг». Каждое занятие рассчитано на 30-40 минут. Занятия проводится один раз в неделю.

Таблица 1

№ занятия

Название занятия

Цель

1

Вводное занятие

«Наука о доме»

Введение в основы экологии для детей

2

Игровое занятие

«Экология и я»

Формирование у воспитанников экологически грамотного отношения к природе

3

«Экологическая сказка»

Формирование бережного отношения к окружающей среде

4

«Твори добро»

Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами и изготовления кормушек для птиц из подручных материалов

5

«Экологический кроссворд»

Активизация познавательной деятельности у детей

6

«В мире животных»

Знакомство с «Красной книгой» и проблемой исчезновения некоторых видов животных и растений

7

Выставка творческих работ воспитанников

«Человек природе друг»

Закрепление пройденного материала; обратная связь

Учитывая психологические особенности развития детей дошкольного возраста, занятия «Человек природе друг» разработаны в игровой форме с элементами творческой деятельности. В начале каждого занятия предполагается проведение вводной игры, направленной на снятие эмоционального напряжения участников. По окончании занятия участникам предлагается провести рефлексию, дать обратную связь организаторам.  На занятиях преобладает применение наглядных методов обучения. Материал представляется в виде ярких схем-рисунков (рисунок 1).

Ожидаемые результаты реализации комплекса познавательно-развивающих занятий для детей «Человек природе друг»:

  • формирование у детей представления о проблеме экологии в современном мире;
  • воспитание у детей чуткого и ответственного отношения к природе;
  • развитие творческих способностей.

Рисунок 1. Введение в основы экологии для детей

Список литературных источников

  1. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. М.: Сфера, 2009.
  2. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-пресс, 2002.
  3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических  представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2010
  4. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса занятий по охране природы.

ОглавлениеРазработка занятия для детей среднего школьного возраста «Меньше мусора - меньше проблем!»Занятие по профилактике табакокурения «Вы рискуете своими лёгкими»Социальный проект «Изучение ...

Методическая разработка «Комплекс по ритмической гимнастике для детей школьного возраста»

Данный комплекс упражнений можно рекомендовать педагогам для занятий по ритмике на ФГОС...

Презентация по теме: "Человек природе друг или враг?"

Презентация на тему "Человек природе друг или враг?" была создана для того, чтобы расширить кругозор детей на основе материала доступного их пониманию; воспитывать любовь и бережное отношение к природ...

Методическая разработка открытого занятия по теме "Человек и природа"

Материал представляет собой  подробный конспект открытого  занятия по теме "человек и природа" ....

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека»

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия и урока "Мир природы и человека". Закрепление и совершенствование знаний о жизни лесных животных зимой и обогащение активного...

методическая разработка«Комплекс по ритмической гимнастике для детей"

методическая разработка«Комплекс по ритмической гимнастике для детей"...

«Тема занятия: “Красная книга «Будь природе другом» ”.

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог»  «Тема занятия: “Красная книга «Будь природе другом» ”.Цель занятия: Познаком...