Открытый урок экономики по теме "Стили менеджмента" (10-11 класс, социально-экономический профиль)
методическая разработка по экономике (10 класс) по теме

Терехова Елена Анатольевна

Открытый урок экономики по теме "Стили менеджмента" рассчитан на учащихся 10-11 классов социально-экономического профиля. Методическая разработка включает в себя конспект урока и 3 презентации, выполненные в программе MS Power Point. Данный материал можно использовать на занятиях элективного курса "Менеджмент" и во внеклассной работе по экономике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_ekonomiki_po_teme_stili_menedzhmenta.zip739.67 КБ

Предварительный просмотр:

Терехова Елена Анатольевна, учитель математики и экономики

МОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Котовска Тамбовской области

Открытый урок экономики по теме «Стили менеджмента»

Тема: Стили менеджмента

Предметная область: экономика

Профиль: социально-экономический

Класс: 10-11

Интеграция с темами курса информатики: «Создание презентаций в программе MS Power Point»

Цели урока:

  1. рассмотреть совместно с учащимися   азиатскую и западную модели менеджмента;
  2. проанализировав данные модели, заполнить таблицу их сравнительных характеристик;
  3. познакомить учащихся с российским стилем менеджмента, находящимся в данное время в стадии развития.

Задачи урока:

1) образовательные:

  1. изучить две модели управления, выявить их сильные и слабые стороны;
  2. рассмотреть пути развития отечественного менеджмента;
  3. закрепить  навыки демонстрации презентации перед широкой аудиторией.

2) развивающие:

  1. развитие культуры речи;
  2. формирование аналитического и логического мышления учащихся;
  3. закрепление навыков демонстрации презентации перед широкой аудиторией;
  4. формирование умений прогнозировать заданную ситуацию на основе имеющихся данных.

3) воспитательные:

  1. закрепление навыков работы в команде;
  2. повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных приемов объяснения нового материала (работают команды учащихся) и его закрепления;
  3. сознательное усвоение материала учащимися.

Тип урока: комбинированный – изучение нового материала с элементами практической работы.

Длительность урока: 45 минут

Форма работы учащихся: индивидуальная и групповая

Программное обеспечение урока:

  1. Microsoft Power Point

Оборудование: компьютерный класс (или проектор и экран).

Дидактический материал:

  1. Таблица «Сравнительная характеристика азиатского и западного стилей менеджмента (на примере японской и американской моделей)» (на каждого учащегося), которую во время урока учащиеся заполняют.

Наглядные пособия:

  1. презентация «Азиатский стиль менеджмента», подготовленная к уроку группой учащихся «Восточники» в программе Microsoft Power Point;
  2. презентация «Западный стиль менеджмента», подготовленная к уроку группой учащихся «Западники» в программе Microsoft Power Point;
  3. презентация «Особенности российского менеджмента», подготовленная к уроку учителем в программе Microsoft Power Point.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

  1. Бебнева Н. А. Изучение курса «Экономика для всех»: Книга для учителя. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003. – 178 с.
  2. Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента: Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2004. – 112 с.
  3. Тесленко И. Б., Федин С. В., Федина Н. В. Менеджмент: Учебное пособие по элективному курсу для 8 – 9 кл. общеобразовательных учреждений: Предпрофильная подготовка учащихся. – М., Вита-Пресс, 2005. – 64 с.
  4. Юрьев В. М. Основы теоретической экономики: Учебное пособие для вузов. – Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. – 222 с.
  5. Все картинки для презентаций взяты из стандартной Коллекции Microsoft Office.

План урока:

1) Вводное слово учителя. Постановка цели урока.

2) Изучение нового материала и его закрепление:

  1. выступление группы учащихся «Восточники» с презентацией «Азиатский стиль менеджмента»;
  2. выступление группы учащихся «Западники» с презентацией «Западный стиль менеджмента»;
  3. обсуждение и анализ в группах учащихся;
  4. закрепление изученного материала - заполнение таблицы «Сравнительная характеристика азиатского и западного стилей менеджмента (на примере японской и американской моделей)»;
  5. самостоятельная творческая работа учащихся по составлению «идеальной модели    менеджмента»;
  6. демонстрация учителем презентации «Особенности российского менеджмента» и ее обсуждение с учащимися.

3) Подведение итогов урока.

4) Домашнее задание.

                          Ход урока:

I. Вводное слово учителя. Постановка цели урока

Учитель: При рассмотрении моделей управления обычно выделяют 2 вида: азиатскую и западную модель, появление которых было обусловлено спецификой стран, условиями функционирования экономики, уровнем социального развития, пронизано религиозной философией и мировоззрением, основано на исторических предпосылках…

Сегодня на уроке мы рассмотрим характерные черты и специфические особенности данных моделей.

II. Изучение нового материала

Учитель: Группа «Западники» в составе … (перечисляются фамилии и имена учащихся) предлагает вашему вниманию презентацию «Западный стиль менеджмента».

(Учащиеся показывают презентацию «Западный стиль менеджмента», сопровождая ее рассказом)

Обсуждение с классом.

Учитель: Какие черты американского менеджмента являются наиболее привлекательными для вас?

Ответы  учащихся:

- Индивидуализм, так как поощряются личные качества работника, его инициатива, творчество, талант, мастерство, профессионализм. Можно быстро продвинуться по служебной лестнице, сделать «головокружительную» карьеру за короткий период времени, если много работать и приложить максимум усилий.

- Прагматизм, так как люди ставят реальные цели, «не разбрасываются по мелочам», все силы направляются на результат, на успех.

Учитель: Какие черты американского менеджмента являются менее привлекательными?

Ответы учащихся:

- Стремление к богатству (алчность) – с одной стороны, люди должны получать за свой труд достойную зарплату (кто больше и лучше работает – у того и доходы должны быть выше), стремиться увеличивать свое благосостояние, повышать статус; но, с другой стороны, «доллары в глазах» могут заслонить духовные ценности: любовь,  дружбу, милосердие, доброту…, превратив жизнь человека в вечную гонку за доходами.

Учитель: А теперь группа «Восточники» в составе … (перечисляются фамилии и имена учащихся) предлагает вашему вниманию презентацию «Азиатский стиль менеджмента».

 (Учащиеся показывают презентацию «Азиатский стиль менеджмента», сопровождая ее рассказом)

Обсуждение с классом.

Учитель: Какие черты японского менеджмента являются наиболее привлекательными для вас?

Ответы учащихся:

- Бережливость, так как разумная экономия ведет к сбережению ресурсов страны, сохранению экологии для будущих поколений. Все это ведет к дальнейшему процветанию государства.

- Аккуратность «говорит» сама за себя. Легко и приятно работать в организации, функционирование которой отлажено до мелочей. Это ведет к экономии времени и сил всех работников, к экономии ресурсов, быстрому достижению поставленных целей, следовательно, процветанию фирмы и ее работников.

- Высокая приспособляемость к новизне, так как она позволяет фирме стремительно развиваться, удерживать свои позиции на рынке во время экономических кризисов, всегда идти в ногу со временем.

Учитель: Какие черты японского менеджмента являются менее привлекательными?

Ответы учащихся:

- Патернализм, так как личные неформальные отношения, любимчики мешают нормальной деятельности фирмы, порождают в ней нездоровую атмосферу. Обидно, что происходит замедленный карьерный рост, талантливым, но молодым работникам приходится слишком долго ждать повышения.

- Коллективизм. Я считаю, что эта черта имеет и достоинства, и недостатки. Достоинство заключается в том, что решения принимаются всем коллективом, каждый член коллектива отвечает за свою работу, контроль также осуществляет весь коллектив. Ответственность ложится на всех членов, значит, люди будут стараться изо всех сил для достижения общей цели.

Недостаток – в оплате труда по показателям работы всей группы. Нет дифференцирования заработной платы, материального поощрения более достойных работников.

Учитель: Назовите черты, присущие одновременно двум моделям менеджмента? Как вы думаете, почему?

Ответы учащихся:

- Это – трудолюбие – важная составляющая успеха любой деятельности, и практицизм, так как нестандартное мышление пригодится в любой экстремальной ситуации. Жизнь никогда не дает нам готовых рецептов.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы внимательно и вдумчиво ознакомились с презентациями, верно и творчески ответили на вопросы.

Большое спасибо группам «Западников» и «Восточников» за серьезную подготовку к занятию, научность изложения тем и интересные презентации!

Закрепление изученного материала

Учитель: А сейчас, ребята, вас ждет новое задание. У вас на столах лежат пустые шаблоны таблицы «Сравнительная характеристика азиатского и западного стилей менеджмента (на примере японской и американской моделей)». Используя  теоретический материал, полученный вами в ходе просмотра и анализа презентаций, подумайте и заполните таблицу.  

Шаблон таблицы:

Сравнительная характеристика азиатского и западного стилей

менеджмента (на примере японской и американской моделей)


Характеристики


Японская модель


Американская модель

  1. Преобладающие

деловые качества

  1. Карьерный рост

  1. Профессиональная

компетентность

  1. Кто и как принимает

решения

  1. Отношение сотрудников

к своей фирме и работе

  1. Характер внедрения

инноваций

  1. Форма деловых

отношений

(Учащиеся обсуждают вопросы в своих группах и заполняют таблицу.15 минут)

Таблица-ответ:

Сравнительная характеристика азиатского и западного стилей менеджмента

 (на примере японской и американской моделей)


Характеристики


Японская

модель


Американская модель


  1. Преобладающие

деловые качества


Умение работать

в «команде»,

ориентация

на коллектив,

нежелание рисковать


Отказ от индивидуализма, коллективные формы, продуманный риск


  1. Карьерный

рост


Жизненный опыт,

хорошее знание производства.

Медленный карьерный рост


Высокая квалификация, способность к обучению.

Быстрый карьерный рост



  1. Профессиональная

компетентность


Специалисты имеют широкий профиль, предъявляются специальные требования к повышению квалификации: обязательная переподготовка;

ротация места работы

(или должности);

письменные отчеты о работе



Переход от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями.

Традиционные методы обучения и повышения квалификации


  1. Кто и как

 принимает решения


Решения принимаются долго, реализуются быстро.

Решения принимаются по принципу «консенсуса»


Решения принимаются быстро, реализуются медленно.

Решения принимаются индивидуально менеджером


  1. Отношение работников

к своей фирме и работе



Пожизненный найм.

Переход в другую фирму считается неэтичным поступком.

Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально-психологическими факторами


Краткосрочный найм.

Частая смена работы в зависимости

от материальной пользы.

Главный мотив – экономические факторы (деньги)

  1. Характер внедрения

инноваций

Эволюционный путь

Революционный путь

  1. Форма деловых

отношений

Личные контакты на основе взаимного доверия

Контракты

Учитель: Молодцы, ребята! Вы успешно справились и с этим заданием! Теперь вы хорошо знаете характерные черты и американского, и японского стилей управления, их особенности, достоинства и недостатки.

А сейчас давайте вместе подумаем, какой стратегии придерживаются российские менеджеры, какой стиль управления им ближе?

Ответы групп учащихся:

Группа 1: Мы думаем, что российским менеджерам больше подходит западный стиль. Давно уже в моде все западное: музыка, одежда, кино… В экономических вопросах мы тоже многое копируем у Запада, олигархи и партийные боссы вывозят туда огромные суммы денег, ради наживы выкачиваются наши природные богатства и др. Экономические факторы – основа деятельности и фирм, и отдельных менеджеров как в России, так и в странах Запада.

Группа 2: А наша группа считает, что у российского менеджмента должен быть свой особый национальный путь развития. Россия во все времена славилась талантливыми поэтами, писателями, художниками, великими учеными и полководцами, мастерами-«золотые руки». О русском смекалистом мужике рассказывают в народных сказках. Значит, и российские менеджеры должны быть самыми лучшими.

Группа 3: Мы считаем, что российские менеджеры должны взять на вооружение такие черты азиатского менеджмента, как трудолюбие, аккуратность, бережливость, коллективизм, высокая приспособляемость к новизне. Очень важны и моральные качества служащих, стабильность занятости, личное доверие, гармонизация отношений между рабочими и управляющими.

Учитель: Ребята! Мнение каждой из групп достойно уважения и несет в себе зерно истины, потому что российская модель управления до сих пор находится на стадии развития. Ее будущее находится и в ваших руках, ведь скоро вы закончите школу, получите высшее образование, станете финансистами, менеджерами, специалистами по маркетингу … и будете своими знаниями, умениями, навыками повышать уровень социально-экономического развития  России, создавать новую прогрессивную модель управления.

  Учитель: Предлагаю вашему вниманию презентацию «Особенности российского менеджмента».

(Работа с презентацией «Особенности российского менеджмента»)

III. Подведение итогов урока

Урок был интересным, насыщенным. У учителя есть возможность оценить работу каждой группы учащихся, поощрить самых активных учеников. По итогам урока учитель определяет «самую активную», «самую компетентную», «самую творческую» группы. Им предоставляется бонус – оценка «5» в журнал по предмету «Экономика». Особо отмечаются учащиеся, подготовившие презентации к уроку. (Это самые сильные, активные учащиеся (материал для презентации они собирают сами, получая консультации учителя)).

IV. Домашнее задание

Учитель: Ребята, почувствуйте себя фантазерами. Дома каждая группа (или отдельные учащиеся), взяв лучшее из каждой модели менеджмента, попробуют составить свою «идеальную» модель управления. На следующем уроке мы обсудим результаты вашей домашней работы.

Спасибо за урок! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания для 10 класса (социально-экономический профиль)

этот урок предполагает интерактивные методы работы учащихся по теме "нации и межнациональные отношения"...

Урок по теме:"Геометрическая прогрессия в экономике."10 класс, социально-экономический профиль

ТЕМА: Геометрическая прогрессия в экономике. 10 класс, социально-экономический профиль...

Методическая разработка урока "Лауреаты Нобелевской премии по экономике" в 10 классе социально-экономического профиля

Презентация к уроку курса Экономической теории в 10 классе "Современная экономическая мысль" содержит систематизацию данных о лауреатах Нобелевской премии по экономике в соответствии с исследованными ...

Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.

АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по экономической теории для 10-11 классов социально-экономического профиля

Рабочая программа по учебному предмету «Экономическая теория» для 10-11 классов социально-экономического профиля составлена на основе программы Экономика: учебная программа среднего (полно...