Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс
календарно-тематическое планирование по экономике (10 класс) по теме

 

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика, раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:   переходом России на рыночные отношения  и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;    отсутствием специального предмета в школе;    недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

Экономика (X класс)

(17 часов)

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.

Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.

Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:

  1. переходом России на рыночные отношения  и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;
  2. отсутствием специального предмета в школе;
  3. недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.

Цель курса:

усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, о производстве продукции, товаров, о распределительных и товарообменных процессах, о финансах и денежном обращении.

Задачи  курса:

  1. ознакомление учеников с фундаментальными идеями и понятиями экономики;
  2. приобретение школьниками простейших навыков прикладного характера;
  3. выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
  4. изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.

Работа элективного курса строится на принципах:

  1. междисциплинарности;
  2. научности и доступности;
  3. экологичности;
  4. личностно-деятельностного подхода;
  5. гуманизации.

Каждое занятие включает в себя разнообразные формы: работу с классом, индивидуальную работу с учащимися и работу в малых группах. В процессе обучения приоритет отдан активным формам: моделирующим играм, упражнениям, исследованиям, самостоятельным работам, с последующим анализом полученных результатов. Такие педагогические методы адекватны возрастным особенностям десятиклассников, поэтому более эффективны как для мотивации учеников, так и для создания учителем отправной точки, которая поможет школьникам вспомнить. Поразмышлять и построить новые знания о тех же понятиях, когда они будут изучать их в дальнейшем.

Особое место в курсе занимает работа по формированию навыков самостоятельной работы с информацией.

В курсе широко используются материалы, разработанные сотрудниками Межрегиональной общественной организацией  «Достижения молодых – Junior Achievement Russia» и сотрудниками Международного центра экономического и бизнес-образования (МЦЭБО).

 В результате  изучения данного курса учащиеся

 должны знать:

  1. что такое экономика;
  2. виды экономических систем;
  3. функции денег;
  4. роль государства в экономике;
  5. взаимосвязь между ценой и спросом;
  6. ценовую эластичность предложения;
  7. равновесие рынка;
  8. вклады, инвестиции, потребительский кредит и страхование;
  9. роль малого бизнеса в экономике;
  10. финансирование бизнеса.

должны уметь:

  1. использовать полученные знания для решения простейших экономических задач и конкретных жизненных ситуаций;
  2. различать виды экономических систем;
  3. строить кривые спроса и предложения;
  4. находить различия между эффектом цены и изменением предложения;
  5. находить равновесную рыночную цену;
  6. составлять бизнес-план;
  7. определять потребности проекта в денежных средствах;
  8. анализировать финансовые отчеты;
  9. пользоваться различными источниками информации.

Формы контроля:

  1. уроки самооценки и оценки товарищей;
  2. презентация бизнес-плана;
  3. тестирование;
  4. задания в рабочей тетради;
  5. работа в «экономической лаборатории».

Тема

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практикум

1

Что такое экономика?

2

1

1

Ролевая игра «Открываем ограниченность».

Анализ кривых производственных возможностей.

2

Экономические системы

2

1

1

Упражнение «Экономические загадки».

Тест.

3

Спрос

2

0,5

1,5

«Экономическая лаборатория».

Тест.

4

Предложение

2

0,5

1,5

«Экономическая лаборатория».

Тест. Экокроссворд.

5

Равновесие рынка

2

0,5

1,5

Построение графиков. Тест.

Решение задач.

6

Потребление, сбережение, вклады, инвестиции.

2

1

1

Анализ месячного бюджета семьи.

Тест.

«Экономическая лаборатория».

7

Бизнес и предпринимательство

3

1

2

Бизнес-план. «Экономическая лаборатория».

8

Финансирование бизнеса

2

1

1

«Экономическая лаборатория».

Тест.

Всего

17

6,5

10,5

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                         Тема 1. Что такое экономика?  (2 часа)

Понятие «Экономика». Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о такой деятельности. Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей. Потребности и ресурсы. Факторы производства. Возрастающая роль технического прогресса в развитии хозяйственной деятельности. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Проблема выбора. Процесс принятия решений.

                      Тема 2. Экономические системы.  (2 часа)

        Фундаментальные вопросы экономики: Что? Как? Кто? Экономическая система. Понятие и структура экономических систем. Основные типы экономических система. Традиционная система.  Командная система. Рыночная система. Смешанные экономические системы. Экономический образ мышления.  Проблема координации в различных экономических системах. Деньги.

                                       Тема 3. Спрос. (2 часа)

Рынок. Структура рынка. Спрос. Закон спроса. Индивидуальный спрос, рыночный спрос. Объем спроса. Изменение в величине спроса. Факторы, оказывающие влияние на спрос. Ценовая эластичность спроса.

                                       Тема 4. Предложение.(2 часа)

Предложение. Индивидуальное и рыночное предложения. Ценовая эластичность предложения. Эффект цены. Факторы, оказывающие влияние на предложение.

Тема 5. Равновесие рынка.(2 часа)

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная рыночная цена. Как определить равновесную цену? Дефицит и избыток товаров и услуг. Равновесие на рынке. Очищение рынка.

Тема 6. Потребление, сбережения, вклады, инвестиции. (2 часа)

Источники денежных доходов. Семейный бюджет. Вклады, инвестиции, потребительский кредит, страхование. Права потребителя в условиях рынка.

                           Тема 7. Бизнес и предпринимательство.(3 часа)

Бизнес. Предпринимательство. Классификация предпринимательской деятельности. Организационные формы предпринимательской деятельности. Малый бизнес. Бизнес-план.

Тема 8. Финансирование бизнеса.

Финансирование бизнеса. Распределение финансовых потоков. Финансовые рынки. Финансирование малого бизнеса. Финансовая отчетность бизнеса.

Список, используемой литературы:

  1. Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  2.   Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.
  3. Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  4. Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
  5. Экономика (базовый курс): И.В.Липсиц. –М.,  «Вита пресс»,2007.
  6. Борисов Е.Ф. Основы экономики. -М.: Дрофа, 2012.

 

№ урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

 

Дом. задание

план

факт

Что такое экономика?

 1

§1

Потребности и ресурсы. Проблема выбора.

 1

§2

конспект

3.

Экономическая система. Виды

1

§3 конспект

4.

Проблемы координации в экономической системе

1

§ 3,4

5.

Структура рынка

1

§ 5

6.

Спрос. Ценовая эластичность спроса.

1

§5конспект

7.

Предложение

1

§ 6,7

8.

Ценовая эластичность предложения

1

§ 6,7

9.

Взаимодействие спроса и предложения

1

§ 8,9 таблица

10.

Дефицит и избыток товаров и услуг

1

§ 10,11

11.

Семейный бюджет

1

Конспект, доклад

12.

Права потребителя в условиях рынка.

1

§ 12, конспект

13.

Бизнес. Предпринимательство.

§ 15-17

14.

Классификация предпринимательской деятельности.

1

§ 18-19

15.

Малый бизнес. Бизнес-план.

1

§ 20

16.

  Финансовые рынки

1

§ 21

17.

Финансовая отчетность бизнеса.

1

§ 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу 9 класс

Рабочая программа, элективный курс, 9 класс...

Рабочая программа по элективному курсу 11 класс

Рабочая программа, элективный курс, 11 класс...

Рабочая программа для элективного курса 11 класс

Элективный курс по математике для 11 класса...

рабочая программа по элективному курсу 11 класс

рабочая программа по элективному курсу...

Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс.

Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс....