Рабочая программа для 5 класса по экономике
рабочая программа по экономике (5 класс) по теме

Лизякина Ирина Константиновна

Программа составлена на основании областной программы экономического образования школьников (5 – 11 кл.): Сборник программ по экономике для средней школы. – С 23 Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 131 с. Рецензент: канд. Экон. наук М.В.Сивов. Составители: кафедра экономического образования НИРО.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по экономике (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (компонент образовательного учреждения), курс рассчитан на изучение в 5 -9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 34 учебных часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_5.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004 г.).

Программа составлена на основании областной программы экономического образования школьников (5 – 11 кл.): Сборник программ по экономике для средней школы. – С 23 Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 131 с. Рецензент: канд. Экон. наук М.В.Сивов. Составители: кафедра экономического образования НИРО.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по экономике (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (компонент образовательного учреждения), курс рассчитан на изучение в 5 -9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 34 учебных часа. При разработке программы экономического образования школьников учитывались:

- временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.1998 г. 1236);

- обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999 г. 56);

- концепции экономической теории и прикладной экономики, разработанные отечественными и зарубежными специалистам.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основа хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности школьника.

Областная программа построена на основе выделения трех концентров:

1-й – изучение экономики в 5 – 7 классах основной школы;

2-й – изучение экономики в 8 -9 классах основной школы на основе знаний, полученных в 5 – 7 классах;

3-й изучение экономики в 10 – 11 классах средней (полной) школы на основе знаний, полученных в 5 – 9 классах.

           Каждый концентр предполагает усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем; формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации, решать экономические задачи и выполнять упражнения.

            Освоение материала каждого концентра предполагает достижение конечного результата обучения – основных критериев (ориентиров) подготовки социально адаптированной личности.

            Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В результате изучения экономики  за 5 класс обучающийся должен:

  • Уметь анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений.
  • Осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего, школьного и любого другого имущества.
  • Принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей, об экономии ресурсов и времени.
  • С учетом опыта своих родителей и других  близких людей задумываться о необходимости выбора своего места в жизни, в будущей профессии, в обществе.
  • Анализировать источники доходов семьи, приучаться к экономии и бережливости, видеть возможности увеличения доходов.
  • Принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учиться рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам, стараться выполнять все обязательства перед самим собой, родителями, близкими людьми.
  • Осознавать необходимость уплаты налогов для решения социальных и экономических проблем, касающихся каждого человека.
  • Анализировать, как изменение минимальной заработной платы, процентных ставок и величины налогов влияет на поведение потребителей, производителей, инвесторов, вкладчиков.
  • Стремиться к самоорганизации, самопланированию, дисциплинированности, приучать себя к порядку во всем, не успокаиваться на достигнутом, не бояться перемен, нового, то есть вырабатывать в  себе качества, которые помогут в будущем плодотворно трудиться в любой области.

Тематический план

Название темы

Содержание темы

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Количество часов

1

Что изучает экономика

Потребности: духовные, социальные, физиологические, их многообразие и неограниченность.

Блага как средства удовлетворения потребностей.

Экономические и неэкономические блага.

Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность.

Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.

Выделять духовные, социальные, физиологические потребности и осознавать  их безграничность.

Приводить примеры благ, удовлетворяющих различные потребности.

Приводить примеры экономических и неэкономических благ.

Классифицировать ресурсы, осознавать их ограниченность

4

2

Труд

Труд как экономический ресурс.

Разделение труда и специализация.

Производительность труда.

Профессия и квалификация.

Заработная плата.

Различать разделение труда и специализацию, приводить примеры.

Решать типовые задачи на расчет производительности труда.

Приводить примеры различных профессий.

Выявлять причины различий в оплате труда.

4

3

Товары и услуги

Товары и услуги как результат объединения (взаимодействия) экономических ресурсов.

Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности. Различия товаров и услуг.

Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг.

4

4

Обмен

Обмен. Его экономическая сущность, предпосылки возникновения.

Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена.

Торговля как наиболее эффективная форма обмена.

Объяснять предпосылки возникновения обмена. Аргументировать утверждение о том, что обмен расширяет возможности удовлетворения потребностей, повышает взаимозависимость людей и что он выгоден обменивающимся сторонам.

Различать бартер и обмен при помощи денег. Приводить примеры.

Объяснять, почему обмен при  помощи денег является более эффективной формой по сравнению с бартером.

4

5

Рынок и конкуренция

Потребитель и его экономические интересы.

Производитель и его экономические интересы (мотивы).

Рынок как взаимодействие экономических интересов потребителей и производителей. Необходимые условия существования рынка.

Конкуренция и конкуренты.

Ценовая и неценовая конкуренция продавцов.

Влияние конкуренции на цены.

Рынок продавца и рынок покупателя.

Объяснять мотивы деятельности производителей и потребителей.

Различать рынок как результат взаимодействия экономических интересов продавцов и экономических интересов покупателей и как место купли – продажи.

Приводить примеры конкуренции среди продавцов и среди покупателей.

Различать ценовую и неценовую конкуренцию, приводить примеры.

Объяснять, кто и почему выигрывает на рынке продавца и на рынке покупателя.

Видеть плюсы и минусы конкуренции.

5

6

Экономика семьи. Семейный бюджет.

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке.

Права потребителей и их защита.

Источники доходов семьи: заработная плата, пенсия, стипендии, пособия; доходы от сдачи в аренду, от вложения денег в банк, от подсобного домашнего хозяйства.

Основные расходы семьи: постоянные и переменные.

Планирование расходов и доходов.

Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный семейный бюджет. Сбережения. Рациональное ведение домашнего хозяйства.

Перечислять основные права потребителей.

Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения доходов и экономии расходов.

Различать постоянные и переменные расходы семьи. Приводить примеры сбалансированного, избыточного, дефицитного бюджетов.

Решать типовые задачи по составлению семейного бюджета.

Заполнять бланки  отдельных оплат.

9

Ресурсное обеспечение рабочей программы

  • Экономика. Рабочие тетради.5 класс Н.Новгород:  НГЦ,2013г.
  • Медиаресурсы: компьютерная презентация «Все профессии нужны, все профессии важны!», компьютерная презентация для игры «Экономическая лужайка»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКОНОМИКЕ

5 КЛАСС

1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА.

урока

Изучаемый материал

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

Тема 1. Что изучает экономика         4 часа

1

Потребности, их многообразие и неограниченность

1

05.09.13

05.09.13

2

Блага как средство удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага.

1

12.09.13

3

Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность.

1

19.09.13

4

Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.

1

26.09.13

Тема 2. Труд.

4часа

5

Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация.

1

03.10.13

6

Производительность труда

1

10.10.13

7

Профессия и квалификация

1

17.10.13

8

Заработная плата как плата за использование услуг труда

1

24.10.13

Тема 3. Товары и услуги

4

9, 10

Товары и услуги как результат объединения  (взаимодействия) экономических ресурсов

2

31.10.13

14.11.13

11

Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности

1

21.11.13

12

Различия товаров и услуг

1

28.11.13

Тема 4. Обмен

4

13

Обмен, его экономическая сущность, предпосылки его возникновения

1

05.12.13

14

Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена

1

12.12.13

15, 16

Торговля как наиболее эффективная форма обмена

2

19.12.13

26.12.13

Тема 5. Рынок и конкуренция

5

17

Потребитель и его экономические интересы

1

16.01.14

18

Производитель и его экономические интересы

1

23.01.14

19

Рынок как взаимодействие экономических интересов покупателей и продавцов. Необходимые условия существования рынка

1

30.01.14

20

Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены

1

06.02.14

21

Рынок продавца и рынок покупателя

1

13.02.14

Тема 6. Экономика семьи. Семейный бюджет

9

22, 23

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителя и защита прав потребителя

2

20.02.14

27.02.14

24, 25

Источники доходов семьи

2

06.03.14

13.03.14

26, 27

Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы

2

20.03.14

27.03.14

28, 29

Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения

2

10.04.14

17.04.14

30

Рациональное ведение домашнего хозяйства

1

24.04.14

Резерв времени

4

08.05.14

15.05.14 22.05.14

29.05.14

итого

34

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...

Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы

Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...

Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществозна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию (включая Экономику и Право) 11 класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы средн...

Рабочая программа по право и экономике 10 -11 класс

Рабочая программа по стандартам ФГОС по экономике и праву (база,профель) 10-11 класс...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 9 классе

       Данная рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом...