Рабочая программа по экономике 10 класс (И.В. Липсиц)
рабочая программа по экономике (10 класс) на тему

Геращенко Сергей Андреевич

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekonomike_10_klass.docx51.17 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа для 10 класса составлена в соответствии с требованиями:

•        Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);

•        Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);

•        Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

•        Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

•        Учебного плана МОУ «СОШ №24 Кировского района г. Саратова»;

  • программы И.В. Липсица. Экономика, 2011.

Согласно действующему учебному плану рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа модифицирована по количеству часов (на 34 часа) в сторону увеличения для более подробного изучения материала курса экономики. Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).


II. Учебно-тематический план

п/п

Тематический блок

Количество

часов (в год)

Тема 1. Главные вопросы экономики

2

1

Что такое экономика. Методы экономической науки

1

2

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

1

Тема 2. Типы экономических систем

3

3

Традиционная экономическая система

1

4

Рыночная экономическая система

1

5

Командная и смешанная экономические системы

1

Тема 3. Силы, которые управляют рынком

4

6

Что такое спрос

2

7

От чего зависит предложение товаров

2

Тема 4. Как работает рынок

3

8

Формирование рыночных цен

2

9

Рынок на практике, или Как реально организована торговля

1

Тема 5. Мир денег

3

10

Причины возникновения и формы денег

1

11

Функции денег в современной экономике

1

12

Факторы формирования величины денежной массы

1

Тема 6. Банковская система

6

13

Причины появления и виды банков

1

14

Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы

1

15

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны

1

16

Как банки создают деньги

1

17

Причины и виды инфляции

2

Тема 7. Человек на рынке труда

4

18

Экономическая природа рынка труда

1

19

Спрос на услуги труда

1

20

Предложение труда

1

21

Что такое заработная плата и от чего она зависит

1

Тема 8. Социальные проблемы рынка труда

3

22

Профсоюзы и трудовые конфликты

1

23

Социальные факторы формирования заработной платы

2

Тема 9. Экономические проблемы безработицы

2

24

Причины и виды безработицы

1

25

Как можно сократить безработицу

1

Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке

3

26

Зачем создаются фирмы

1

27

Экономические основы деятельности фирмы

1

28

Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса

1

Повторение изученного в 10 классе

1

Всего часов

34


III. Содержание тем учебного курса

Тема 1. Главные вопросы экономики

Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели.

Потребности. субъективный характер потребностей. факторы, влияющие на формирование потребностей.

Блага и услуги. Ограниченность благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага.

Выбор и альтернативная стоимость, Процесс принятия решения.

Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности.

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и её преимущества.

Основные вопросы экономики: что производит? Как производить? Для кого производить?

Обмен и рынок. Деньги. Принцип «невидимой руки».

Тема 2. Типы экономических систем

Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.

Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Тема 3. Силы, которые управляют рынком

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя. Эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос.

Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения. Эластичность предложения по цене.

Тема 4. Как работает рынок

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночных ситуаций с помощью кривых спроса и предложения.

Конкуренция. Факторы, влияющие на конкуренцию. Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли.

Монополия. Природа. Монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок.

Олигополия. Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель).

Монополистическая конкуренция.

Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.

Тема 5. Мир денег

Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

Тема 6. Банковская система

Банки. История банковского дела. Основные функции банков. Безналичные расчёты Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Банковская система. Центральный банк и его функции.

Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебетные карточки.

Банковские резервы. Норма обязательных резервов.

Тема 7. Человек на рынке труда

Экономическая природа рынка труда. Заработанная плата. Производный спрос. Формирование уровня оплаты на рынке труда. Различия в оплате труда. Основная заработанная плата. Сдельная заработанная плата.

Доходы населения и их источники. Дифференциация доходов. Опасность выравнивания доходов. Последствия сильной дифференциации доходов.

Измерение неравенства доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Тема 8. Социальные проблемы рынка труда

Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработаннойплаты. Прожиточный минимум. Трудовой контракт. Трудовая пенсия.

Тема 9. Экономические проблемы безработицы

Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Государственное регулирование занятости. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.

Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке

Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество.

Издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Внутренние (неявные) издержки. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки. Прибыль. Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки.

Понятия капитала и рынка капитала. Финансовый и физический капитал.

Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование своих либо заёмных средств)

Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом.

Особенности прекращения деятельности фирм различных типов. Банкротство.

Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между облигацией и акцией. Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.


IV. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания в 10 классе ученик должен:

знать/понимать:

  • функции денег,
  • банковскую систему,
  • причины различий в оплате труда,
  • основные виды налогов,
  • организационно-правовые формы предпринимательства,
  • виды ценных бумаг,
  • факторы экономического роста.

уметь:

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- получение и оценка экономической информации;

- составление семейного бюджета;

- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.


Календарно-тематическое планирование

по экономике

 

Учитель Геращенко Сергей Андреевич

Класс  10

Количество часов на год:

Всего 34_час.; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков ______, зачётов _______,   тестов__________ ч.

     

Административных контрольных уроков ________ ч.

Планирование составлено на основе:

 примерной программы среднего общего образования по экономике

                                         

                                                       

Учебник Липсиц, И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / И.В. Липсиц. 16-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 272 с.; ил.

Дополнительная литература

  1. Антология экономической классики. М., 1993.
  2. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. М.: Вита-пресс, 2010.
  3. Экономическая теория. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1995.

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем уроков

Оборудование, основные понятия и термины

Домаш-нее задание

Кол-во часов

Дата

план

факт

Первое полугодие

16

Тема 1. Главные вопросы экономики

2

1

Что такое экономика. Методы экономической науки

ПК, мультимедийный проектор

Экономика – система, наука. Микро- и макроэкономика, методы экономической науки

§1

1

02.09.15

2

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

ПК, мультимедийный проектор

Потребности и ресурсы. Ограниченность как недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения потребностей. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость, свободные и экономические блага, производительность труда, разделение труда, специализация, обмен, типы собственности

§2

1

09.09.15

Тема 2. Типы экономических систем

3

3

Традиционная экономическая система

ПК, мультимедийный проектор

Типы экономических систем. Экономические институты и стимулы. Право собственности и его значение для экономической деятельности. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей

§3

1

16.09.15

4

Рыночная экономическая система

§4

1

23.09.15

5

Командная и смешанная экономические системы

ПК, мультимедийный проектор

Особенности командной системы, основные признаки смешанной.

§5

1

30.09.15

Тема 3. Силы, которые управляют рынком

4

6-7

Что такое спрос

ПК, мультимедийный проектор

Величина спроса. Спрос.

Шкала спроса, кривая

спроса. Закон спроса.

Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Взаимосвязанные товары и услуги. Индивидуальный и рыночный спрос

§6

2

07.10.15

14.10.15

8-9

От чего зависит предложение товаров

ПК, мультимедийный проектор

Величина предложения. Предложение. Шкала предложения, кривая предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения по цене

§7

2

21.10.15

28.10.15

Тема 4. Как работает рынок

3

10-11

Формирование рыночных цен

ПК, мультимедийный проектор

Рыночное равновесие. Равновесная цена, равновесное количество, избыток и дефицит. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия

§8

2

11.11.15

18.11.15

12

Рынок на практике, или Как реально организована торговля

ПК, мультимедийный проектор

Розничная и оптовая торговля, физический и нематериальный капитал, сбережения и их превращение в капитал. Финансовый рынок. Различия между собственным и заемным капиталом

§9

1

25.11.15

Тема 5. Мир денег

3

13

Причины возникновения и формы денег

ПК, мультимедийный проектор

Товарные деньги, преимущества денег как средства обмена, ликвидность, эмиссия, формы денег, элементы денежных систем

§10

1

02.12.15

14

Функции денег в современной экономике

ПК, мультимедийный проектор

Бартер, функции денег, активы, ликвидность

§11

1

09.12.15

15

Факторы формирования величины денежной массы

ПК, мультимедийный проектор

Количественная теория денег, уравнение обмена, скорость обращения денег

Решение задач

1

16.12.15

Тема 6. Банковская система

6

16

Причины появления и виды банков

ПК, мультимедийный проектор

Банковская система. Функции банков. Виды банков. Основные виды услуг. Причины экономической рациональности деятельности банков

§12

1

23.12.15

Второе полугодие

18

17

Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы

ПК, мультимедийный проектор

Принципы кредитования, депозиты до востребования и срочные, кредитоспособность, вексель, чек, безналичный расчет, дисконтирование

§13

1

13.01.16

18

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны

ПК, мультимедийный проектор

Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке

§14

1

20.01.16

19

Как банки создают деньги

ПК, мультимедийный проектор

Кредитная эмиссия, обязательные резервы, депозитный мультипликатор. Простой и сложный процент

§13-14

1

27.01.16

20-21

Причины и виды инфляции

ПК, мультимедийный проектор

Инфляция. Покупательная способность денег, виды инфляции. Индекс потребительских цен. Реальные и номинальные величины

§14

2

03.02.16

10.02.16

Тема 7. Человек на рынке труда

4

22

Экономическая природа рынка труда

ПК, мультимедийный проектор

Рынок труда, его особенности, мобильность трудовых ресурсов, совершенная конкуренция на рынке труда. Факторы, определяющие спрос и предложение на рынке труда

§15

1

17.02.16

23

Спрос на услуги труда

ПК, мультимедийный проектор

Предельный продукт труда, закон убывающей предельной производительности переменного фактора, кривая спроса фирмы на услуги труда, отраслевой и рыночный спрос на труд

§15

1

24.02.16

24

Предложение труда

ПК, мультимедийный проектор

Альтернативная стоимость досуга, эффект замены, эффект дохода, рыночное предложение услуг труда

§15

1

02.03.16

25

Что такое заработная плата и от чего она зависит

ПК, мультимедийный проектор

Ставка зарплаты, виды зарплаты, дискриминация на рынке труда

§16

1

09.03.16

Тема 8. Социальные проблемы рынка труда

3

26

Профсоюзы и трудовые конфликты

ПК, мультимедийный проектор

Виды конфликтов, их причины, профсоюзы, задачи профсоюзов

§17

1

16.03.16

27-28

Социальные факторы формирования заработной платы

ПК, мультимедийный проектор

Ставка зарплаты, виды зарплаты, прожиточный минимум, потребительская корзина, трудовой контракт, коллективный договор, генеральное соглашение, трудовая пенсия

§18

2

23.03.16

06.04.16

Тема 9. Экономические проблемы безработицы

2

29

Причины и виды безработицы

ПК, мультимедийный проектор

Рабочая сила, занятость, безработица, уровень занятости, уровень безработицы. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения, Социальные последствия безработицы

§19

1

13.04.16

30

Как можно сократить безработицу

ПК, мультимедийный проектор

Естественный уровень безработицы, государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы, неполная занятость, монопсония, способы сокращения безработицы

§20

1

20.04.16

Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке

3

31

Зачем создаются фирмы

ПК, мультимедийный проектор

Фирма, предприниматель и предпринимательство, достоинства и недостатки мелких и крупных фирм. Хозяйственные товарищества и общества, принципы распределения прибыли, организационно-правовые формы ведения бизнеса по российскому законодательству

§21

1

27.04.16

32

Экономические основы деятельности фирмы

ПК, мультимедийный проектор

Издержки, выручка, прибыль. Максимизация прибыли. Постоянные и переменные затраты, средние и пр. издержки

§22

1

04.05.16

33

Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса

ПК, мультимедийный проектор

Предприниматель. Рыночная стоимость фирмы. Менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Нераспределенная прибыль. Амортизация. Финансирование создания и развития бизнеса. Искусство эффективного управления фирмой

§23

1

11.05.16

34

Повторение изученного в 10 классе

Краткий обзор

гл. 1-10

1

18.05.16


VI. Используемый учебно-методический комплекс

  1.  Липсиц, И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / И.В. Липсиц. 16-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 272 с.; ил.
  2. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

VII. Список литературы

  1. Антология экономической классики. М., 1993.
  2. Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. СПб.: Питер, 2006.
  3. Липсиц И.В. Программа курса экономики для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  4. Пушкарев В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. М.: Инфа-М, 1996.
  5. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004.
  6. Савенок В.С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. СПб.: Питер, 2007.
  7. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. М.: Вита-пресс, 2010.
  8. Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ. СПб.: Питер, 2005.
  9. Шевцова С., Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. СПб.: Питер, 2006.
  10. Экономическая теория. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1995.

Образовательные инернет-ресурсы

http://www.1sentember. ru

http://www.uroki.ru

http://www.metodiki.ru

http://www.school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 10 класса (Липсиц)

Рабочая программа по экономике для 10 класса (Липсиц), включая модуль по "Основам малого бизнеса"...

Рабочая программа по экономике 11 класс (И.В. Липсиц)

Рабочая программа по экономике 11 класс (И.В. Липсиц), рассчитана на 17 часов....

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономике для 7 предпрофильного класса по направлению «управление и менеджмент» к УМК И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»

Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и пр...