Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций. Классный час «Поговорим о деньгах»
классный час по экономике (5 класс) на тему

Букреева Наталья Николаевна

 

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.

Классный час «Поговорим о деньгах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в краевом конкурсе

«Лучшая методическая разработка

по финансовой грамотности»

1

Фамилия, имя, отчество.

Букреева Наталья Николаевна.

2

Место работы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новопавловская средняя общеобразовательная школа №2"

Российская Федерация, 357300, Ставропольский край, Кировский р-н, Новопавловск г, Центральная, 10

3

Занимаемая должность.

Учитель русского языка и литературы

4

Номинация.

Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.

5

Тема

Классный час «Поговорим о деньгах»

6

Категория участников (возрастная группа)

Учащиеся 5 класса общеобразовательной школы

7

E-mail

shkola1905@mail.ru

8

Контактный телефон

. +7 (87938) 5-23-76



Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.

Классный час «Поговорим о деньгах»

Учащиеся 5 класса общеобразовательной школы

Учитель русского языка и литературы Букреева Наталья Николаевна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новопавловская средняя общеобразовательная школа №2"

Российская Федерация, 357300, Ставропольский край, Кировский р-н, Новопавловск г, Центральная, 10

Цели :

1.Расширить представления ребенка о деньгах, богатстве, бедности.

2Формировать активную жизненную позицию ребенка.

3.Развивать умение вести дискуссию, выражать свою точку зрения.

4.Развивать ребенка посредством творчества.

Ход урока.

Учитель. Сегодня мы поговорим о такой важной составляющей жизни человека как деньги. Обратимся к истории возникновения денег. Я вам расскажу историю, которую поведал своим читателям писатель Петр Кошель, и если она вам понравится, обратитесь к замечательным рассказам этого удивительного человека, который так просто и ясно говорит о сложных и интересных вещах. Было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах, вооружен был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны.
Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей.
А если чего нельзя было достать трудом, прибегали к силе и отнимали нужное себе у чужого из другой семьи.
Какое-нибудь племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже была нужна. Ну, и начиналась война, и тот, кто побеждал, становился хозяином.
Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого топоры, стрелы, горшки.
Постепенно обмен развивался все больше и больше. Для того, чтобы меняться, люди стали сходиться в определенные места. Приходили из разных окрестностей и приносили с собой для обмена те вещи, которых у них было много.
Выработались и правила для обмена. Согласились, например, считать, что можно обменивать 1 топор или на 10 стрел или на 2 копья или на 2 горшка или на 1 овцу.
А больше всего любили первобытные люди меняться на украшения —раковины, кусочки янтаря и прочие красивые вещи.
И у кого больше было навешено разных украшений, тот считался красивее и богаче.
Поэтому на все эти предметы скорее всего можно было выменять нужную себе вещь.
Не только украшения, еще и хозяйственные предметы служили деньгами.
У некоторых племен деньгами был скот: овцы, коровы, лошади. И даже впоследствии названия некоторых денег оказались происшедшими от слова «скот». У индусов теперь денежный знак называется «рупия», а это слово раньше обозначало скот.
У других деньгами служили шкуры животных или куски холста: его отмеряли «локтями», то есть рукой от локтя до конца пальцев, и за несколько «локтей» получали нужные себе предметы. Но все эти деньги были очень неудобны. Там, где деньгами служили скот или шкуры, неудобство было уже потому, что этими деньгами нельзя платить за дешевые предметы.
Целого быка какая-нибудь вещь, например, не стоит, а половины от него не отделишь, не убивая. То же самое можно сказать и о шкурах. Раздери ее на куски,—никто ничего и не даст за них.
Значит, к этим деньгам нужно еще и «мелочь» иметь — мешки с бобами или зернами.
Кроме того, все овцы и быки разные. Одни больше, другие меньше, одни жирные, другие нет. Да и места все эти деньги занимали слишком много. Нужно идти на базар за покупками,— значит, гони целое стадо овец или тащи мешки с зерном.
Такие деньги в карман не спрячешь
И вот все с большой охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать.
Самыми распространенными вначале были медь и железо.
Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения — кольца, бляхи и прочее, и потому металлы выменивали с удовольствием.
Кроме того, их можно было делить на части, они удобнее для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерна и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами.
Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.
Почему так? Ведь золото и серебро почти бесполезны в хозяйстве! Золотой топор никуда не годится против железного, оружие из меди прочнее золотого или серебряного, так как и золото и серебро гораздо мягче железа и меди.
Как же случилось, что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди?
Опять-таки, это произошло потому, что наши предки очень любили украшать себя. А украшений лучше, чем из золота и серебра, и не придумаешь. Эти металлы легко плавятся, хорошо куются, из них легко можно сделать затейливые штучки, и, кроме того, золото и серебро не ржавеют.

Но не надо думать, что эти первые металлические деньги были хоть немного похожи на наши теперешние.
Тогда люди стали из кусочков золота делать квадратные пластинки, кружочки, наносили на них какие-нибудь рисунки, обозначали вес и пускали в оборот.

Это было началом изготовления или, как теперь говорят, чеканка монет.
В древности эта работа производилась вручную. Кусок металла расплющивался молотком, и получалась пластинка. Затем зубилом из пластинки вырубался кружок. Чтобы получить на кружке изображение, надпись или какой-нибудь знак, кружок нагревался, затем на него ставился металлический стержень, в котором уже были вырезаны первые знаки. По другому концу стержня ударяли молотком, и на кружке получался оттиск этого штемпеля.

Монеты не всегда были круглыми. Были и четырехугольные, и треугольные, и совсем неправильной формы.

И поныне находят в земле древние греческие монеты с изображением черепахи или быка,— это первые монеты, им более двух тысячелетий. Такие монеты с изображениями священных животных чеканили жрецы.
В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом, в конце Х века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и «гривны» (мелкая монета).

Медные деньги начали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда.
Сначала медные деньги выпускались полноценными и были очень велики и тяжелы.
А сейчас деньги печатают на особой бумаге с водяными знаками. Если на такую бумагу посмотреть на свет, увидишь на ней узоры или цифры, или даже лицо человека. Вот это и есть водяные знаки. Такая бумага делается государством, чтобы кто-нибудь другой не напечатал фальшивых денег.

Теперь вы знаете историю возникновения денег.

Я думаю, никто из вас не станет спорить о том, нужны они людям или нет. В обществе распространены два противоположных взгляда на деньги.

Одни считают, что деньги - это зло. Другие же придерживаются мнения, что деньги - мерило достоинства человека, а если люди богаты, значит они успешны и достойны уважения, но если бедны, то, увы, не могут быть уважаемыми людьми. Как вы считаете, верна ли эта точка зрения?

Ответы учеников.

Вы уже достаточно взрослые люди, чтобы задуматься над тем, можно ли только по наличию денег судить, счастлив человек или нет. Поможет нам вести этот серьезный разговор притча, которую сыграют ребята.

Итак. Перед нами мудрец, который учит неразумных людей.Послушаем и мы его речи.

Ведущий

-Однажды люди толковали о том, что такое счастье — какое кому счастье суждено. Дело было не без зависти: больные завидовали здоровым, младшие — старшим, а особливо бедные — богатым. Бедные утверждали, что только и есть счастье, что в богатстве, и что если человек богат, то всё ему нипочем. Мудрец, выслушав все эти неразумные толки, рассказал следующую притчу:

Мудрец

- Знавал я одного богача; жил он в раззолоченных палатах, носил тонкое, дорогое платье, сладко ел, сладко пил, каждый день у него на дому было словно пир какой. Однажды приехал к богачу в гости старый друг; давно уже они не видались; на радостях богач сделал пиршество и созвал гостей. На столе были поставлены золотые и серебряные блюда, а в блюдах были дорогие яства; кубки также были золотые, а в кубках пенились заморские вина. Долго сидели друзья за столом; были веселы; лишь хозяин почти ничего не ел и не пил, хотя и вел потешную речь со своими гостями. Под конец обеда приезжий друг сказал богачу:

Друг

-Нигде я не видал такого богатства и такой роскоши, как у тебя: должно сказать, что нет человека счастливее тебя в целом свете

Богач вздохнул, взял с золотого блюда яблоко и подал его другу; яблоко было румяно и свежо на вид, но когда его разломили — в нем сидел червяк и точил его сердцевину. Все гости с удивлением посмотрели на богача, а богач промолвил:

Богач

- То, что яблоко, то и я — с виду я счастлив, а никому незаметно, что червяк меня точит». С этими словами богач развернул свое богатое платье, и все увидели, что  его точит серьёзная болезнь.

Учитель

Ребята, чему учит нас эта притча? Как вы считаете, богатство - синоним счастья или нет.

Ответы детей (счастье не в деньгах, не только деньги нужны для счастья).

Наши актеры приготовили еще одну притчу, но она о том, как мудро поступил человек с Богатством и Бедностью. Внимательно послушайте и скажите, почему герой принял такое решение.

Ведущий

Однажды Бедность и Богатство поспорили между собой, кто из них красивее. Они долго не могли решить этот вопрос самостоятельно, поэтому решили обратиться к первому встречному человеку.

Пусть первый встретившийся нам мужчина разрешит наш спор,” – решили они и отправились вперёд по дороге.

Навстречу им шёл мужчина средних лет. Он не сразу заметил, что к нему с двух сторон подскочили Бедность и Богатство.

Богатство и Бедность

— Только ты можешь разрешить наш спор! Скажи, кто из нас красивее!

Ведущий

— Вот беда! – подумал про себя мужчина, – скажу, что Бедность красивее, Богатство обидится и уйдёт от меня. А если скажу, что Богатство, тогда Бедность может разозлиться и напасть на меня. Что же делать?

Мужчина подумал немного и говорит им:

Мужчина

— Я так сразу не могу сказать, когда вы на месте стоите. Вы сначала немного пройдитесь по дороге туда-сюда, а я погляжу.

Ведущий

-Стали Бедность и Богатство разгуливать по дороге. И так пройдут, и эдак. Каждой хочется выглядеть получше.

Богатство и Бедность

— Ну? Кто же из нас красивее?

Мужчина улыбнулся им и ответил:

Мужчина

— Ты, Бедность, очень красива и обворожительна со спины, когда уходишь! А ты, Богатство, просто превосходно, когда ты поворачиваешься лицом и приходишь!

Учитель.

-Ребята, почему так поступил мудрый мужчина?(ответы детей)

Учитель. А почему никто не хочет быть бедным? Для чего необходимы деньги?

-без денег не будет возможности носить красивую одежду

- есть хорошие продукты

-не сможем радовать близких людей подарками

-не сможем путешествовать

- не сможем оплачивать коммунальные услуги…

Учитель

Да, это верно. Но бывает и так. Приобретает человек деньги, а распорядиться ими не может, вот и пропадает из-за глупого отношения к деньгам.

Послушайте еще одну притчу в исполнении одноклассника, а потом побеседуем о ее смысле.

Ученик

-У одного крестьянина был только небольшой участок земли с садом, но он жил счастливо и семью свою содержал своими трудами; он был добр к людям, весел, здоров и доволен. У него не только хватало на прожитие и на все необходимые нужды, но он ежегодно мог еще откладывать часть денег в запас на детей.

Однажды, при чистке своего колодца, он нашел на дне большой медный сосуд с золотыми и серебряными монетами. Находка обрадовала его, и он вообразил, что добыл истинное счастье. С этой минуты он передал все полевые работы прислуге, стал одеваться богаче, чем позволяли его занятия, стал роскошно есть и пить, не заботиться о будущей жизни, тратил без толку деньги на все прихоти и пустые удовольствия и вовсе не думал, что он может когда-либо обеднеть, и что такая жизнь и вредна, и грешна. Скоро случилось то, чего и нужно было ожидать. Через неумное употребление богатства он стал нищим. Все, что он имел, было продано с молотка. Здоровье его расстроилось от беспорядочной жизни, и в сердце его не осталось искры благочестия. В конце концов, он пропал. Искали его, искали, да и не нашли.Все гоняются за богатством, а оно, бывает, губит.

Учитель

- В чем был неправ герой притчи?

Ответы детей (Не сумел правильно распорядиться деньгами , потратить их на доброе дело)

Учитель

- Ребята, скажите, пожалуйста, на что правильно тратить деньги, а на что неправильно? Какие траты необходимы, а какие могут и подождать?

Ученики (если кто-то в семье болен или есть деньги на оплату самого необходимого, ребенок не должен требовать деньги на сладости, телефоны, игрушки).

Учитель

-Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах и богатстве? Сейчас мы поиграем.

1. Класс делится на две команды, каждая команда по очереди говорит пословицу на эту тему. Выигрывает та команда, которая назвала пословицу последней.

2.А сейчас каждая команда выберет себе пословицу и придумает притчу, которая бы заканчивалась этой пословицей.

На бедного Макара и шишки валятся.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет.

3.Перед каждой командой карандаши и бумага. Вы должны изобразить понравившуюся вам пословицу о богатстве, бедности или деньгах.

Подведение итогов.

Учитель

- А сейчас я дам вам советы, которые, надеюсь, вам помогут правильно обращаться с деньгами:

1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это всегда делали многие известные люди, не знавшие недостатка в деньгах.

2. Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а наедине с собой, ведь это ваше личное дело.

3. Планируйте свои расходы. Будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4. Но никогда не экономьте на заботе о близких! Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того, порадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать.

5. Старайтесь не влезать в долги, это может привести к очень неприятным последствиям.

Ребята, понравился ли вам наш классный час? Что особенно запомнилось? Что пригодится в будущем?

Литература.

1. Петр Кошель. История денег .Рассказы для детей. 2014,http://www.proza.ru/

2. Притчи православия. Величайшие слова в мире.Псалом.ру

3.Не хлебом единым. Притчи и христианские легенды. Псалом.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций. Викторина "Угадай-ка"

Викторина "Угадай-ка" для учащихся 5 (6) класса   Цели:1. Развитие интереса школьников к экономическим процессам, показанным в мультфильмах;2. Формирование экономического мышлени...

Методическая разработка занятия по курсу "Финансовая грамотность" 7 класс. Мини-проект "Деньги" 2 часа.

Данная методическая разработка занятия расчитана на два занятия. В результате данных занятий появляется продукт в виде брошюр или плакатов....

Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике

Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся...

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 5-7 класса

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...

Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Умение прогнозировать свои финансовые расходы, планировать семейный и личный бюдж...