Интегрированный урок по обществознанию по теме: "Мир денег"
план-конспект урока по экономике (11 класс) на тему

Интегрированный урок по обществознанию "Мир денег" выполне по требованиям ФГОС, предоставлен конспект урока и его технологическая карта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по экономике и истории с использованием ИКТ « Мир Денег».

Учебная дисциплина: экономика и история

Раздел программы: основные понятия в экономике

Тема урока: Мир денег

Целевая аудитория: 19. 02. 08. «Технология мяса и мясных продуктов»,

 I курс

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Вид занятий: интегрированный урок с элементами групповой работы и использования ИКТ

Методы обучения:

Словесно-логические – рассказ, выступления обучающихся, объяснение, беседа, работа в парах.

Иллюстративные – демонстрация  мультимедийной презентации.

Практические – выполнение заданий, устные ответы

Цель урока: рассмотреть причины возникновения денег, изучить функции денег и их свойства.

Задачи:

Задача:

Для обучающихся

Для преподавателя

Образовательная

Усвоить знания о причинах возникновения денег, знать свойства и функции денег. Закрепить полученные знания через различные виды деятельности

Создать условия для усвоения новых знаний и умений обучающихся по данной теме.

Развивающая

Развивать навыки  самостоятельной работы и умения применять свои знания; вырабатывать и аргументированно выражать свое мнение, уважать мнение других.

Создать условия для коммуникативной деятельности, развития навыков самостоятельной работы, памяти, речи, внимания

Воспитательная

  • Воспитывать интерес к изучаемой теме и дальнейшему изучению экономики и истории.

Убедить обучающихся в практической и жизненной значимости темы.

Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Формирование профессиональных компетенций:

ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

Оборудование:  учебник «Введение в экономику» под ред. В.С. Автономова,   компьютеры, интерактивная доска, презентация, рабочие листы, монеты.

Форма организации деятельности студентов: фронтальная

Планируемые результаты занятия:

  • Личностные - воспитывать грамотного участника рыночных отношений;  развивать навыки сотрудничества. Активизировать  интерес к изучаемым предметам.
  • Метопредметные – развивать умения представлять и защищать работы самостоятельной творческой деятельности; развивать коммуникативную культуру учащихся.
  • Предметные  – знать определения термина «деньги», причины их возникновения, свойства и функции денег; уметь ориентироваться в интернет ресурсах (выбирать нужную информацию).

Понятия, которые учащиеся должны усвоить в процессе изучения материала:

  • Деньги.
  • Эмиссия денег.
  • Наличные и безналичные деньги.
  • Бартер (натуральный продуктообмен).
  • Функции денег.
  • Свойства денег.

Технологическая карта занятия.

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Средства обучения

Результат

I.Организационный момент (1 мин.)

Приветствуют

студентов, гостей.

Включают музыку.

Приветствуют преподавателей, занимают рабочие места, готовятся к занятию

Рабочие листы

Обучающиеся готовы к работе.

Мотивация учебной деятельности

(3 мин.)

Слово преподавателя экономики.

 Загадки о деньгах

  • Маленькая, кругленькая. Из кармана в карман скачет (монетка)
  • Как не берегутся, а растрясутся (деньги)
  • Штучка невелика, а всякому нужна (деньги).

После задается вопрос:

- как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Ответ – о деньгах.

Давайте определим тему и сформулируем цель урока.

 

Определяют тему, формулируют цель урока; записывают число и тему  в тетрадь

Презентация сл.1,2

Обучающиеся вовлекаются в работу.

3. Выдвижение гипотез, актуализация знаний. (3 мин.)

Деньги…  А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? Напишите их на доске. (Приём «Корзина чувств»: на доске вывешивается слово «Деньги», а обучающиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

По желанию выходят к доске, пишут ассоциации

Школьная доска

Работа у доски

II. Актуализация знаний (1 мин.)

Знакомство с эпиграфом и задание на урок

- Что для вас деньги – созидатель или тиран?

Слушают

Презентация сл.3

III Изучение нового материала

1. Сообщение

студентки

 (2 мин.)

Слушают

Презентация студента к сообщению

2. Игра «Давай обменяемся»

(3 мин).

 

проводит преподаватель истории.

Задает вопросы

Участвуют в игре и отвечают на вопросы, делают выводы

Презентация сл.5,6.

3. Сообщение

студентки (3 мин.)

Слушают

4.Работа с терминами (5 мин.)

Преподаватель экономики задает вопросы

формулируют определение к термину «деньги»

(3 мин).

Презентация

сл. 7,8.

Заполняют рабочий лист (работа с определениями)

(2 мин.)

5. Гимнастика для ума (2-3 мин.)

(проводя преподаватель истории и экономики)

Участвуют

Презентация

сл.9, 10.

Считают

6. Свойства денег

(3+3 мин.)

Преподаватель экономики объясняет и беседует с обучающимися

Определяют свойства денег, закрепляют

Презентация

сл. 11, 12

Записывают в рабочий лист, работают с таблицей, оценивают свою работу, выставляя оценки в лист самооценки

7. Виды денег

Объяснение преподавателя по схеме

Работают со схемой, вместе с преподавателем

Презентация

сл. 13

Заполняют   рабочий лист

8. Функции денег

Выписываем 3 основных функции

Работа с учебником стр. 98 

Проверяют. Закрепляют, работая с ситуациями

Презентация сл.14, 15

Заполняют  рабочий лист, оценивают свою работу, выставляя оценки

IV. Закрепление материала (3 мин.)

Собрать поговорки

Работают с раздаточным материалом. зачитывают

Подводят итоги, выставляя оценки

V. Рефлексия

Выполняют задание урока:

 - Что для вас деньги – созидатель или тиран?

Складывают монеты в банки:

Зеленая – согласны что деньги – великий созидатель;

Желтая  - деньги - жесточайший тиран

Презентация сл.16, 17

Вовлекаются в работу

VI. Домашнее задание

Составить свой образец для новых купюр (200, 2000 р), которые будут выпущены в России

Записывают д/з

Презентация сл.18

Задают возможные вопросы

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. (звучи музыка)

Мы рады приветствовать всех присутствующих на нашем уроке! Актуализация.

Загадки о деньгах

  • Маленькая, кругленькая. Из кармана в карман скачет (монетка Новгородская губерния)
  • Как не берегутся, а растрясутся (деньги)
  • Штучка невелика, а всякому нужна (деньги).

Тема сегодняшнего урока «Мир денег»

Деньги…  А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? Напишите их на доске. (Приём «Корзина чувств»: на доске вывешивается слово «Деньги», а обучающиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

Эпиграфом к нашему уроку мы взяли следующее высказывание:  «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»

Задание на урок: Что для вас деньги – созидатель или тиран?

Изучая экономику, мы до сих пор почти не говорили о деньгах, подразумевая их роль как нечто само собой  разумеющиеся. И действительно, деньги - это самый известный экономический механизм, известный нам с раннего детства.

Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Экономика  помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей.  Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Сегодня на уроке мы и попытаемся  в этом разобраться.

Вопросы для рассмотрения:

  • Причины возникновения денег.
  • Формы и свойства денег.
  • Функции денег.

  1. Объяснение нового материала.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли.

Сообщение студентки:

 Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова «скот». В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли «солинусы» (от этого слова произошло «солдат»).

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Преподаватель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на выполнение задания

Преподаватель:

– Понравилось ли вам на ярмарке?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

- Обмен одного товара на другой  называется бартером.

Сообщение студента:  - Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами.

Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны (одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами.

На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»

Слово «рубль» возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать» и стало названием гривны (слитка серебра)

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем. 

До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами. Вес пятака равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.

Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году, при Екатерине 2 и назывались ассигнациями. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.

Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.

У вас на столе лежат монеты. Давайте рассмотрим их.

У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Язык монеты.

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс (орел) - лицевая сторона монеты,

Реверс (решка) – оборотная сторона монеты,

Легенда – надпись на монете.

Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.

Гурт - боковая поверхность монеты.

Из всего сказанного, давайте сформулируем определение термина «деньги»

Задание – переписать определение в тетрадь, заполнив пропуски.

Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.

 (Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги).

А чтобы легко было запомнить, запишите первыми буквами слов

 (определение) ДЭОТКПВВОНЛДТИУ

Гимнастика для ума:

 Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. Ответьте мне, кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги?

- Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего? Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.

- Прислушайтесь, как кричат зазывалы: «Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек).

Теперь мы знаем что такое деньги. Давайте, с вами определим, каковы же свойства. (записать)

Свойства денег:

Ликвидность (легко реализуются, и обмениваются).

Делимость  (деньги легко делятся на части. В 50-х годах в московских трамваях по утрам ездил «честный заяц». Каждый раз он протягивал кондуктору тысячерублевую купюру, и никто не мог ему дать сдачи. Таким образом, он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались со средствами и не разменяли ему эту банкноту).

Прочность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности. Один банковский кассир, работал с золотыми монетами не на полированном столе, а на суконной скатерти. За 10 лет получил для себя 3 кг золота сжигая скатерти.

Защищенность (спецзнаки для защиты от подделок) Портативность (деньги должны быть удобны в обращении, малы, легки для транспортировки).

Стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра)

Защищены от инфляции 1$= 67 рублей

Проверочные задания.

Оцените, на сколько каждый из перечисленных предметов пригоден для выполнения свойства денег. (Оценивание 1 балл за правильный ответ.=16 б.)

Таблица 1

Обратите внимание, насколько хорошо он может служить в качестве средства обмена, стандарта ценности и средства накопления.          

Поверка

 

Предметы, выступающие в роли денег

Компактность

Делимость

Долговечность

Однородность

Кол-во баллов

                       1

Соль

-

+

+

+

3

2

Каменные колеса

-

-

+

+

2

3

Рыба

-

-

-

-

-

4

Золото

+

+

+

+

4

5

Медные монеты

-

+

+

+

3

6

Чек на предъявителя

+

+

+

+

4

Форма денег

                                                  Наличные                                              безналичные  

                  Монеты                             купюры                             чеки      кредитные карты электронные деньги

           (металлические)               (бумажные)        

Используемые нами деньги могут быть бумажными – банкноты, купюры, или металлические - монеты (мелочь). Эти деньги называются наличными – деньги в явном виде, в своей первичной форме.

А деньги, не существующие в явной, наличной форме, но позволяющие получить наличные или сами выполняют платежные функции и хранящиеся на банковских счетах называются безналичными.

Чек – письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными или переводе на текущий счет другого лица определенной суммы денег.

Кредитная карта – платежно-расчетный документ, выдаваемый банком своим вкладчикам и дающий право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными.

Электронные деньги(пластиковая карточка)- расчеты ведутся с помощью компьютера, деньги получают через банкомат.

Обращение денег тесно связано с их выпуском (печатанием и чеканкой)

Эмиссия – это выпуск денег в обращение.

В России деньги выпускает «Монетный Двор».

Сущность денег как всеобщего эквивалента раскрывается в их функциях.

(работа с учебником В.С. Автономов «Введение в экономику», стр. 98)

Функции денег (работа с учебником)

  • Средства обращения (посредник при обмене)
  • Средства платежа (платим за услуги и товары)
  • Средства накопления, сбережения  (деньги можно копить или хранить)
  • Мера стоимости (выражают стоимость благ, их измерение в деньгах)
  • Мировые деньги (золото, конвертируемая валюта).

1. Заполнение таблицы.

Примеры ситуаций

Функции денег

Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой.

средство сбережения

Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится.

 мера стоимости

Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон.

средство платежа

Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты.

средство накопления

Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб.

мера измерения

Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице.

средство платежа

Вывод:

Мир денег -  удивительный и необычный мир, и за его внешней простатой скрывается много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30000 работ. Это говорит о том, что человек всегда уделял теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать их роль, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Еще раз хочу вернуться к нашему эпиграфу: «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»

Рефлексия. 

Складываем деньги в банки:

Зеленая – согласны что деньги – великий созидатель; Желтая  - деньги - жесточайший тиран

Д/З составить свой образец для новых купюр (200, 2000 р), которые будут выпущены в России

Рабочий лист

Дата:________Тема урока:___________________

Эпиграф:  «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»

Вопросы для рассмотрения:

  • Причины возникновения денег.
  • Формы и свойства денег.
  • Функции денег.

Ход урока

  1. Бартер - ________________________________________________________________

Эквивалент - __________________________________________________________________ 

  1.                                 Язык монеты

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс (орел) - лицевая сторона монеты,

Реверс (решка) – оборотная сторона монеты,

Легенда – надпись на монете.

Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.

Гурт - боковая поверхность монеты.

Деньги – особый __________, который принимается всеми в _________ на любые другие товары и ___________.

  1.                                  Свойства денег:

Ликвидность

Компактность

Однородность 

Делимость 

Прочность (долговечность)

Защищенность

Стабильность

Защищены от инфляции 1$= 67 рублей

  1. Задание: Оцените, насколько каждый из перечисленных предметов пригоден для выполнения функций денег по предложенным свойствам.

Предметы, выступающие в роли денег

Компактность

Делимость

Долговечность

Однородность

Количество баллов

Соль

Каменные колёса

Рыба

Золото

Медные монеты

Чек на предъявителя

  1.                                   Формы денег:

6.                             Функции денег (работа с учебником стр. 98)

а)

б)

в)

г) Мера стоимости (выражают стоимость благ, их измерение в деньгах)

д) Мировые деньги (золото, конвертируемая валюта).

7.                                      Заполнение таблицы.

Примеры ситуаций

Функции денег

Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой.

Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится.

 

Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон.

Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты.

Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб.

Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице.

8. Д/З

Лист самооценки

ФИО______________________________

Группа_____________

Активность на

уроке

Выступление

перед группой

Таблица 1

Таблица 2

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

Активность на уроке – макс. 5 б.

Выступление перед группой – 5 б.

Таблица 1 – макс.16 б.

Таблица 2 – макс. 6 б.

«5»  - за 32-27 б.

«4» - 26 – 21 б.

«3» - 20 – 15 б.

«2» - ниже 14 б.

Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
На деньги ума не купишь. 
Здоровье дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (информатика - обществознание) по теме "Политические партии современной России".

При разработке данного урока за основу была взята идея другого учителя (к сожалению, не помню его ФИО), найденная в Интернете.  Данный урок был проведен в 11 классе учителем информатики Исаковой ...

Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.

В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...

Интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"

Данная презентация представляет интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"...

Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе) по теме «Символы России»,

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ-ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЯХ...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе. Тема урока: « Конфликт и пути выхода из конфликта»

В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства ...

Интегрированный урок литература + обществознание по теме «Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Цель:Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи: Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.Развивать умени...