Рабочая программа по экономике (базовый уровень) 10 класс (Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова)
рабочая программа по экономике (10 класс) на тему

Геращенко Сергей Андреевич

Рабочая программа по экономике (базовый уровень) 10 класс (Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова), рассчитана на 17 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekonomike_10_klass_2017.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68-ФЗ, в ред. 19 декабря 2016 года);
  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 года №Пр-271);
  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 года №1089 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №1576);
  • Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года №1312 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 01 февраля 2012 года №74 с изм., вступившими в силу с 01 сентября 2012 года);
  • Приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года);
  • Письма Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования Саратовской области от 06 декабря 2004 года №1089 (в ред. приказа Минобразования Саратовской области от 06 апреля 2012 года №1139);
  • Учебного плана МОУ «СОШ №24» Кировского района г. Саратова;
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) (Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений / Сост. Л.Н. Поташева. М.: Вита-Пресс, 2008);
  • авторской программы Королевой Г.Э. «Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации».

Изучение экономики в старшей школе направлено на достижение следующих цели и задач:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Сроки реализации данной программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Экономика»: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение экономики в 10-11 классах в целом выделяет 34 ч. В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 24» на изучение экономики в 10 классе отводится 0,5 часа в неделю.

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.


II. Содержание учебного предмета

Экономика и экономическая наука

Что изучает экономическая наука. Микро и макроэкономика. Потребности. Блага. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Товары и услуги. Классификация благ. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность благ. Производство. Продукт. Факторы производства и факторные доходы. Выбор и альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей как пример экономической модели. Закон возрастающих альтернативных затрат. Производственные возможности.

Экономические системы

Главные вопросы экономики: что производить? Как производить? Для кого производить? Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и ее преимущества, обмен. Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда.

Типы экономических систем. Традиционная экономика. Централизованная экономика. Рыночная экономика. Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда. Случаи несостоятельности рынка. Смешанная экономика. Общественные блага и внешние эффекты. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.

Рынок

Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Принцип убывающей предельной полезности, эффект замещения и эффект дохода. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения.

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Равновесная выручка. Рыночное равновесие. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Нарушение рыночного равновесия. Анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения. Конкуренция и ее виды. Основные рыночные структуры.

Конкуренция. Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов, возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о спросе и предложении товаров на рынке) Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.

Олигополия. Особенности формирования цены на олигопольном рынке. Механизмы согласования цен фирмами-олигополистами «лидерство в ценах» «издержки+прибыль», прямой сговор.

Монополия. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для потребителей и общества в целом. Естественная монополия. Экономически и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок. Монопсония. Антимонопольная политика.

Фирма

Фирма. Роль и цель фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Основные организационные формы бизнеса в России. Индивидуальная деятельность, хозяйственные товарищества и общества, кооператив. Акционерное общество. Сравнительные преимущества и недостатки отдельных форм бизнеса. Основные источники финансирования бизнеса.

Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование собственных либо заемных средств). Внутренние и внешние источники финансирования. Виды ценных бумаг. Акция. Номинал акций. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между акцией и облигацией. Надежность и доходность ценных бумаг. Фондовый рынок (Рынок ценных бумаг). Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы. Предпринимательство и менеджмент. Маркетинг. Экономика фирмы. Производство и производительность труда. Издержки. Виды издержек: постоянные, переменные, средние. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в экономическом анализе.

Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом. Особенности прекращения деятельности фирм различных видов. Банкротство. Бизнес-план предприятия. Элементы бизнес-плана: сфера деятельности предприятия, рынки сбыта продукции, конкуренция, план маркетинга, план производства, финансовый план.

Рынок труда и его особенности

Особенности рынка труда. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда (демографические и социальные). Экономически активное население. Заработная плата. Ставка заработной платы, Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда. Производительность труда. Факторы производительности труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Семейная экономика

Рациональный потребитель. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Расходы семьи. Основные статьи расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Реальные и номинальные доходы. Черта бедности. Закон Энгеля. Кривая Лоренца. Индекс Джини. Меры социальной поддержки. Сбережения. Формы сбережений (накопление, банковские вклады, вложения в ценные бумаги). Доходность и надежность сбережений. Страхование.

Формы организации учебных занятий и видов учебной деятельности: урок, урок-лекция, урок-практикум, урок-диалог, зачет; работа с учебником и дополнительной литературой, работа с раздаточным материалом.


III. Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения экономики ученик должен:

Знать:

Функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

Уметь приводить примеры:

факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать:

действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять:

взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:

-получения и оценки экономической информации;

-составления семейного бюджета;

 -оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.


IV. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Экономика и экономическая наука (3 ч.)

1

Что изучает экономическая наука

14.09.16

2

Экономические блага

28.09.16

3

Производственные возможности

12.10.16

Экономические системы (1 ч.)

4

Экономические системы

26.10.16

Рынок (5 ч.)

5

Анализ рыночной ситуации

16.11.16

6

Рынок

30.11.16

7

Конкуренция и ее виды

14.12.16

8

Олигополия

9

Монополия и монопсония

Фирма (5 ч.)

10

Акционерное общество

11

Экономика фирмы. Выручка. Прибыль

12

Экономика фирмы

13

Фирма

14

Бизнес-план предприятия

Рынок труда и его особенности (1 ч.)

15

Заработная плата

Семейная экономика (2 ч.)

16

Семейный бюджет

17

Сбережения. Страхование


V. Учебно-методическое и информационное обеспечение

  1. Королева Г.Э, Бурмистрова Т.В. Экономика. 10-11 классы. Учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. Кашанина Т.В., Каманин А.В. Право и экономика: 10-11 кл. М., 2000.
  3. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику». М.: Вита-Пресс, 1999.
  4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. М.: Вита-Пресс, 1998-2006.
  5. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 2. М.: Вита-Пресс, 1999-2006
  6. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике. № 1-4. М.: Вита-Пресс, 2002-2006.