Школьное экономическое образование: из опыта работы
статья по экономике (10 класс) на тему

Гордина Инга Викторовна

Из опыта работы по курсу экономики в школе для старших классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ГОРДИНА ИНГА ВИКТОРОВНА

Кандидат исторических наук,

учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №49» г. Улан-Удэ

Школьному экономическому образованию в России почти 20 лет. Заинтересованность в школьном экономическом образовании есть у учителей и учеников. В начале 90-х годов стало понятно, что кроме академического набора наук, преподававшихся в школе в течение десятилетий, школа должна дать ученикам знания, навыки и умения, в связи с вхождением нашей страны в рыночную экономику, навыки адекватного восприятия ребенком новых условий рыночной жизни. Поэтому, преподавание экономики в школе и перспективы развития данного школьного предмета увязаны с требованиями экономического воспитания и формированием новой экономической культуры молодого поколения.

Изначально преподавание основ экономических знаний было введено в школах с 8 класса, однако одного часа в неделю и 15 часов на раздел по экономике, безусловно, недостаточно. При этом мы, учителя, были в растерянности, заданий на ЕГЭ по экономике с каждым годом становилось больше, и сложность вопросов усиливалась, а главное, учителя должны подготовить выпускника к реалиям экономической жизни общества. Поэтому и возникла потребность разработки программы профильного курса, тем более поступил и социальный заказ от родительской и ученической общественности на создание социально-экономического класса.

Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования. Это означает, что должен быть новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина, поэтому новый ФГОС – общественный договор, включающий баланс взаимных обязательств и баланс требований.

Основы экономических знаний необходимы для формирования у подростка адекватного восприятия экономической ситуации в стране, в мире. Они также являются инструментом, который выпускник общеобразовательной школы сможет использовать для правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими структурами. Овладение базовыми знаниями по экономике и праву – обязательный элемент развития социально активной личности, обладающей необходимым для современного общества уровнем правосознания и экономико-правовой культуры. В свою очередь, это воспитывает внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения социально-экономических прав, ответственное и уважительное отношение к свободам других лиц, гражданскую позицию. Для учащихся старших классов курс поможет углубить понимание экономико-правоведческих ценностей, почувствовать себя гражданином своей страны, понять ответственность за её судьбу, осознать многообразие современного мира. Поэтому особое внимание в новых стандартах образования уделяется тому, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не только сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

С первых лет появления экономики как школьного предмета появилось несколько популярных программ: авторские программы И. Липсица и С. Иванова. Подобная ситуация сохранилась и на сегодняшний день. Это говорит в первую очередь о том, что преподавание экономики в школе во многом до сих пор носит экспериментальный характер, а вопросы о том, что и для чего следует изучать, каким образом включать ребенка в реальные экономические отношения и сегодня находятся в стадии обсуждения и разработки. На мой взгляд, так, до сих пор остался нерешенным вопрос о том, с какого возраста может (или должен) получать ребенок экономические знания. Однако необходимо отметить, что действует новый государственный стандарт образования, в нем конкретно сформулированы требования к минимуму содержания знаний. Понятно, что для выполнения требований стандарта должны использоваться единые принципы сквозного экономического образования, что пока мы наблюдать не можем. Кроме того, основной проблемой для учителя по экономике будет вопрос определения подхода к преподнесению школьникам экономических знаний, другой проблемой является – недостаточная квалификация школьных учителей для преподавания экономики. К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников самостоятельно, согласно со своими реальными условиями: материальными, кадровыми и др., не имея возможности считаться с социальным заказом. Хотелось бы высказать слова благодарности разработчикам цифровых ресурсов сайта «видео-уроки» (http://videouroki.net), благодаря им можно разнообразить образовательный процесс видео-уроками, воспользоваться тестовым материалом как в печатном, так и в редакторе MyTest, что намного облегчает труд школьного учителя.  

Таким образом, наша современная школа должна решить ряд задач: необходимо целенаправленно готовить учителей экономики в высших учебных заведениях; необходимо улучшить учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по экономике для всесторонней реализации экономического образования в школах; необходимо формировать экономическое мышление у учащихся средствами учебного материала, а также совершенствование навыков применения экономических знаний на практике; необходимо учить детей умению преодолеть психологические препятствия и быть устойчивыми к социально-экономическим проблемам; необходимо формировать индивидуальные качества личности, способной социализироваться, адаптироваться к условиям меняющейся рыночной конъюнктуры.

Решить многие задачи и минимизировать проблемы экономического образования, которые испытывает современная школа, призван новый ФГОС второго поколения: в частности метапредметный, деятельностный, практико-ориентированный подходы. Так, можно строить образовательный процесс, что учителя-предметники средствами своего предмета иллюстрировали экономические понятия и законы, совершая метапредметное погружение в среду. В школьном образовании достаточно много происходит совпадения знаний, умений и навыков по одному предмету со знаниями, умениями и навыками по другому предмету. Это требует умения мыслить широко и экономически оценивать различные процессы общественного развития на основе понимания системной сущности всех явлений, происходящих в мире. Смысловые повороты на экономические проблемы в различных предметах позволяют обобщить знания, обозначить взаимодействие экономики с другими дисциплинами, представить реальный вклад каждого предмета в раскрытие экономической содержательной линии, отраженной в новых стандартах образования по экономике. Все это направлено на формирование развитой и обученной личности, умеющей своим экономическим поведением успешно разрешать любые жизненные ситуации.

Использованные источники:

Ларин Максим Станиславович, учитель экономики, «Концепция экономического школьного образования», http://www.uischool8.ru/ 

http://studopedia.ru/ 

http://videouroki.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования (из опыта работы)

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка – приобщение её к опыту творческого освоения д...

Психологические основы формирования личности школьника защищённого типа средствами дополнительного образования. (Из опыта работы туристско-краеведческого сектора школьной лаборатории юного петербуржца)

Основываясь на данных эксперимента по проблеме «Физическое, духовное и социальное оздоровление школьников через туристское направление краеведческой деятельности» можно констатировать: Совершенст...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы по научно-техническому направлению в МБОУ «Первомайский центр образования» (из опыта работы)

В МБОУ «Первомайский центр образования» выстраивается система работы по научно-техническому направлению, базирующаяся на нескольких аспектах: Робототехника, Инженерное моделирование, Техно...

«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)

В данной разработке  раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей  в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...