Программа по Финансовой грамотности 7 класс
рабочая программа по экономике (7 класс)

Бабак Любовь Петровна

Программа по Финансовой грамотности, календарно-тематическое планирование для  7 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_finansovaya_gramotnost.docx35.94 КБ
Файл ktp_finansovaya_gramotnost.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Элективного курса

 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

7 класс

Составитель:

Кочегова У.В.

Бабак Л.П.

учитель истории и обществознания

2019 г.

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                       3

2. Результаты освоения курса                                                                                 5

3. Содержание курса                                                                                               7

4. Тематическое планирование                                                                             12

I. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 7 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Сроки реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

II. Результаты освоения элективного курса

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

III. Содержание элективного курса

7 класс (34 часа)

Модуль 1. Доходы и расходы семьи (19 часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»,От чего зависит благосостояние семьи, Учимся оценивать финансовое поведение людей, Учимся оценивать свое финансовое поведение, «Деньги: что это такое?». Урок – презентация, Мини – проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи.У чимся считать доходы семьи. Практическая работа. Исследуем доходы семьи.

Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Практическая работа Исследуем расходы семьи, Учебные мини-проекты «Расходы семьи», Как сформировать семейный бюджет. Практическая работа.

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета», Учебные мини-проекты «Семейный бюджет», Обобщение результатов модуля «Доходы и расходы семьи»

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

Модуль  2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (9 часов).

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Модуль 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают социальные пособия. Обобщение результатов модуля «Семья и государство: как они взаимодействуют». Презентация портфолио «Семья и государство: как они взаимодействуют».

IV. Тематическое планирование

7 класс (34 часа)

№ п/п

Название темы

Название раздела (количество часов)

Модуль 1. Доходы и расходы семьи (19 часов)

1.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

2.

От чего зависит благосостояние семьи

3.

Учимся оценивать финансовое поведение людей

4.

Учимся оценивать свое финансовое поведение

5.

«Деньги: что это такое?». Урок - презентация

6.

Мини – проекты «Деньги».

7.

Из чего складываются доходы семьи.

8.

Учимся считать доходы семьи. Практическая работа.

9.

Исследуем доходы семьи.

10.

Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

11

Как появляются расходы семьи.

12

Учимся считать семейные расходы. Практическая работа.

13

Исследуем расходы семьи

14

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

15

Как сформировать семейный бюджет. Практическая работа.

16

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

17

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

18

Обобщение результатов модуля «Доходы и расходы семьи»

19.

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

(9 часов)

21.

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Практическая работа.

22.

Что такое страхование и для чего оно необходимо

23.

Что и как можно страховать.

24.

Ролевая игра  «Страхование».

25.

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.

26.

Как определить надежность страховых компаний

27.

Как работает страховая компания

28.

Учебные мини-проекты «Страхование»

29.

Обобщение результатов модуля «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

30.

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

31.

Что такое налоги и почему их надо платить

32.

Какие бывают социальные пособия.

33.

Обобщение результатов модуля «Семья и государство: как они взаимодействуют».

34.

Презентация портфолио «Семья и государство: как они взаимодействуют».



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по курсу «финансовая грамотность» 7 класс (34 часа).

Дата

Тема урока ( с указанием формы)

 Вид учебной деятельности

Продукт деятельности

Предметные результаты

Форма тематического контроля

Модуль 1. Доходы и расходы семьи (19 часов)

1

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

Учебная

Ответы на вопросы

Дает определение понятиям: финансовая грамотность,

 указывает сферы ее применения,

Умеет объяснять, что значит        быть финансово грамотным человеком;

2

От чего зависит благосостояние семьи

Учебная

Записи в тетради

Дает определение понятиям: ежедневные финансовые решения, потребности, блага. умеет объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека и его семьи.

3

Учимся оценивать финансовое поведение людей

Учебная

Таблица

Дает оценку финансовому поведению людей в соответствии с имеющимися знаниями.

Проверка тетрадей

4

Учимся оценивать свое финансовое поведение

Учебно-исследовательская

Кластер

Оценивает свое финансовое поведение, строит кластер на основе реальной информации.

5

«Деньги: что это такое?». Урок - презентация

Сообщения учащихся

Конспект на основе сообщений

Раскрывает значение терминов деньги, бартер.

умение объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения, а также функции Центрального банка Российской Федерации в управлении денежной системой страны.

Выборочная проверка тетрадей

6

Мини – проекты «Деньги».

Проектная

Сравнительная таблица

Дает определение понятиям наличные и безналичные деньги, фальшивые деньги.

Умеет объяснять, какие современные разновидности денег существуют.

Оценка устного выступления

7

Из чего складываются доходы семьи.

Проектная

Таблица «Расходы и доходы моей семьи»

Раскрывает значение терминов: семейный бюджет, доходы (доходы семьи и личные доходы), источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам).

8

Учимся считать доходы семьи. Практическая работа.

Учебная

Схема «Распределение денежных средств»

Умеет называть основные источники основные направления дохдов семьи, указывая их примерную величину с учётом региона проживания.

Проверка тетрадей

9

Исследуем доходы семьи.

Учебно-исследовательская

Записи в тетрадях

На основе реальной ситуации называть основные источники доходов семьи, указывая их примерную величину с учётом региона проживания.

10

Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

Учебная

Записи в тетрадях

Решает и составляет задачи, требующие денежных расчётов.

Оценка устного выступления

11

Как появляются расходы семьи.

Учебная

Записи в тетрадях

Решает и составляет задачи, требующие денежных расчётов. Дает определение понятиям: услуги, коммунальные услуги. Дает определение понятию товары длительного пользования, товары текущего потребления,

12

Учимся считать семейные расходы. Практическая работа.

Учебная

Решенные задачи

Понимает зависимость благосостояния семьи, семейного бюджета от грамотности принимаемых финансовых решений;

умеет объяснять, как формируется семейный бюджет;

Раскрывает значение терминов: расходы, направления расходов (обязательные платежи, товары текущего потребления, товары длительного пользования),

 производит расчёт доходов и расходов семейного бюджета, умеет делать выводы о сбалансированности семейного бюджета.

Проверка тетрадей

13

Исследуем расходы семьи

Учебно-исследовательская

Записи в тетради

Дает определение понятиям денежный долг, сбережения;

решает и составляет задачи, требующие денежных расчётов.

14

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

Проектная

Ответы на вопросы

Производит расчёт доходов и расходов семейного бюджета, умеет делать выводы о сбалансированности семейного бюджета.

Оценка устного выступления

15

Как сформировать семейный бюджет. Практическая работа.

Учебная

Решенные задачи

Решает и составляет задачи, требующие денежных расчётов.

16

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

Учебная

Ответы на вопросы

Решает и составляет задачи, требующие денежных расчётов.

Оценка устного выступления

17

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

Проектная

Ответы на вопросы

Понимает зависимость благосостояния семьи, семейного бюджета от грамотности принимаемых финансовых решений;

умеет объяснять, как формируется семейный бюджет;

 производит расчёт доходов и расходов семейного бюджета, умеет делать выводы о сбалансированности семейного бюджета.

Оценка устного выступления

18

Обобщение результатов модуля «Доходы и расходы семьи»

Учебная

Проверочная работа

Обобщает и систематизирует полученную информацию, применяет ее в решении жизненных задач

Проверка тетрадей

19

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»

Учебная

Портфолио, план выступления

Владеет навыками публичного выступления.

Оценка презентации и устного выступления

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (9 часов)

20

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Практическая работа.

Учебная

Записи в тетрадях

Дает определение понятию непредвиденная жизненная ситуация.

Осознает возможность возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезни, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния семьи;

понимает, что социальные пособия        – это помощь государства гражданам в определённых сложных жизненных ситуациях;

Знает         виды социальных пособий и их примерную величину; умеет приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; умеет высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

Выборочная проверка тетрадей

21

Что такое страхование и для чего оно необходимо

Учебная

Ответы на вопросы

Знает основные понятия: материнский (семейный) капитал, резервный фонд семьи, банковская ссуда, залог, пособие по безработице.

Понимает необходимость иметь сбережения и осознает возможности страхования для решения финансовых проблем семьи в непредвиденных жизненных ситуациях;  

Дает оценку условий и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях.

22

Что и как можно страховать.

Учебная

Записи в тетрадях

Знает основные понятия: страхование, ОМС, ДМС, ОСАГО, каско, страховая компания, страховой полис,

Анализирует финансовые последствия непредвиденных жизненных ситуаций для семьи; объясняет сущность страхования и его целей; умеет называть виды страхования; соотносит виды страхования и его цели.

Проверка тетрадей

23

Ролевая игра  «Страхование».

Учебная

Ответы на вопросы

Рассчитывает        суммы         страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; рассчитывает доли годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

Оценка устного выступления

24

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.

Учебно-исследовательская

Записи в тетради

Умеет приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; умеет приводить примеры обязательного страхования и указывать примерную стоимость страховки.  

25

Как определить надежность страховых компаний

Учебно-исследовательская

Ответы на вопросы

Находит актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах.

Оценка устного выступления

26

Как работает страховая компания

Учебно-исследовательская

Ответы на вопросы

Находит актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах.

27

Учебные мини-проекты «Страхование»

Проектная

Записи в тетрадях

Рассчитывает        суммы         страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; рассчитывает доли годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

Оценка устного выступления

28

Обобщение результатов модуля «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

Учебная

Проверочная работа

Обобщает и систематизирует полученную информацию, применяет ее в решении жизненных задач

Проверка тетрадей

29

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

Проектная

Портфолио, план выступления

Владеет навыками публичного выступления.

Оценка презентации и устного выступления

Модуль 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

30

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

Учебная

Записи в тетради

Знает основные понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, юридические лица, налоговая декларация, пеня, налоговые льготы, налог на добавленную стоимость, акциз, социальное пособие, пособие по безработице, материнский (семейный) капитал, пособие по уходу за ребёнком, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсионные накопления.

31

Что такое налоги и почему их надо платить

Учебная

Записи в тетради

Понимает суть налогов и их роль в жизни общества;  осознает необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;   умеет различать прямые и косвенные налоги; рассчитывает суммы подоходного, транспортного налога, налога на имущество, НДС;  умеет проверять на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;  рассчитывает долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; умеет называть основные виды налогов в Российской Федерации; умеет приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьёй, и указывать их примерную величину.

Проверка тетрадей

32

Какие бывают социальные пособия.

Учебная

Ответы на вопросы

 Умеет перечислять основные условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; - умеет высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета; умеет находить нужную информацию        на сайтах государственных ведомств и услуг.

33

Обобщение результатов модуля «Семья и государство: как они взаимодействуют».

Учебная

Проверочная работа

Обобщает и систематизирует полученную информацию, применяет ее в решении жизненных задач

Проверка тетрадей

34

Презентация портфолио «Семья и государство: как они взаимодействуют».

Проектная

Портфолио, план выступления

Владеет навыками публичного выступления.

Оценка презентации и устного выступления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

программа по финансовой грамотности 5-6 класс

В файле представлена программа по финансовой грамотности для 5-6 класса. Добавлено поурочное планирование...

Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...

Рабочая программа по "Финансовой грамотности" для 6-7 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности", 6-7 классы, составлена на основе авторской программы по финансовой грамотности «Спецпроект Российской...

Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы....