Рабочая программа факультативного курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание»
рабочая программа по естествознанию (6 класс) на тему

Долбнев Василий Викторович

Программа разработана на основе ФГОС с учетом авторской программы А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvoznanie.docx64.27 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГО «АЛЕКСАНДРОВСК – САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ,

САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С. ВИАХТУ

Рецензент         

Зам.директора по УВР

______________________

Протокол № __от «___» __________ 2016г.

Утверждаю
Руководитель ОУ

_______ Новикова Г.А.
 _________________________
приказ № ______ от________

Рабочая программа факультативного курса

«Введение в естественно-научные предметы. Естествознание»

6 класс

II ступень, срок реализации 2016-2017г.

Составитель рабочей программы:

Долбнев Василий Викторович,

учитель биологии и географии, первая квалификационная категория

Виахту

2016

Пояснительная записка

Программа разработана на основе ФГОС с учетом авторской программы А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и входит в состав из части, формируемой участниками образовательного процесса, и является пропедевтическим курсом по отношению к основному курсу физики 7 – 9 классов.

Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Общая характеристика факультативного курса

«Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» – интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.

Цели и задачи курса:

  • Пропедевтика основ физики;
  • Получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);
  • Формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественнонаучного цикла (в частности, к физике).

Введение физики на ранней стадии обучения в 5 – 6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.

Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Выполняя пропедевтическую роль, курс «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.

В курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула».

Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.

Интеграция различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

Предполагаемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса являются:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;
  • Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
  • Формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • Освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);
  • Формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, СБ, периодические издания и т. д.);
  • Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).

Предметными результатами изучения курса являются:

  • Освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
  • Формирование элементарных исследовательских умений;
  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

В результате внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы УУД:

познавательные УУД

- использовать общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

коммуникативные УУД 

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль, 

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; 

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

регулятивные УУД 

- формулировать и удерживать учебную задачу, 

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

- использовать речь для регуляции своего действия;

Описание места программы в структуре основной образовательной программы

Факультативный курс рассчитан на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

В соответствии с учебным планом основного общего образования курсу «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» предшествует курс «Окружающий мир» в начальной школе, включающий некоторые знания из области физики. В свою очередь, содержание курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» служит основой для последующего изучения курса физики в основной школе.

Результаты освоения курса

Содержание программы

5 класс

Введение

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

Знакомство с простейшим физическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные работы

Знакомство с лабораторным оборудованием.

Знакомство с измерительными приборами.

Определение размеров физического тела.

Измерения объема жидкости.

Измерение объема твердого тела.

Тела и вещества

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Температура. Термометры.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Плотность вещества.

Лабораторные работы

Сравнение характеристик тел.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение температуры воды и воздуха.

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение явления диффузии.

Измерение плотности вещества.

Взаимодействие тел

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение.

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Лабораторные работы

Измерение силы трения.

Определение давления тела на опору.

Измерение выталкивающей силы.

Выяснение условия плавания тел.

Физические явления

Механическое движение. Виды механических движений Скорость. Относительность механического движения. Звук, источник звука. Эхолот.

Лабораторные работы:

Вычисление скорости движения бруска;

Наблюдение источников звуков

Тепловые явления

Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Теплопередача.

Лабораторная работа:

От чего зависит скорость испарения жидкости

6 класс

Электромагнитные явления

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.

Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.

Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.

Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).

Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.

Действия тока. Тепловое действие тока.

Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.

Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

Лабораторные работы: 

Последовательное соединение.

Параллельное соединение.

Наблюдение различных действий тока.

Сборка простейшего электромагнита.

Действие на проводник с током.

Световые явления

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.

Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.

Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).

Глаз и очки.

Разложение белого света в спектр. Радуга. Химические явления

Лабораторные работы

Наблюдение теней и полутеней.

Изучение отражения света.

Наблюдение отражения света в зеркале.

Наблюдение преломления света.

Получение изображений с помощью линзы.

Наблюдение физических явлений. I

Человек и природа

Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.

Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.

Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

Лабораторные работы

Измерение атмосферного давления барометром.

Изготовление простейшего гигрометра.

Знакомство с простыми механизмами.

Вычисление механической работы.

Учебно-тематический план

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

1.

Механические явления

4

2.

Тепловые явления

4

3.

Электромагнитные явления

6

4.

Световые явления

7

5.

Химические явления

7

6.

Человек дополняет природу

6

                                                            Всего часов             34


Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Виды деятельности ученика

Планируемые результаты

РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (4 часа)

1

Механическое движение.

Наблюдение за движением различных тел. Анализ движения, определение его вида. Поиск примеров различных видов движения в природе и технике.

Предметные:

Научаться: явление инерции, физический закон, взаимодействие;

смысл понятий: путь. Скорость, масса, плотность.

Получат возможность: описывать и объяснять равномерное и прямолинейное движение; использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы; выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;

Познавательные УУД:

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Коммуникативные УУД:

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

2

Лабораторная работа. Вычисление скорости движения бруска.

Вычисление скорости движения бруска.

Решение задач на вычисление пути, скорости и времени.

Наблюдение за движением игрушечной машины. Анализ ее движения в различных системах отчета. Приведение примеров относительного движения. Работа с рисунками учебника.

3

Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука.

Выделять условия возникновения звука.

Объяснять  явление отражения звука .

Предметные:

Научаться: понятие «Звуковые волны», давать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость.

Познавательные УУД:

структурирование полученных знаний, составление и обоснование причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

Регулятивные УДД:

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

Личностные:

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

4

Обобщающее занятие по теме «Механические явления».

Знание базовых понятий.

РАЗДЕЛ 2. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (4 часа)

5

Учёт теплового расширения и использование его в технике.

Лабораторная работа «Наблюдение изменения объёма жидкостей и газов при нагревании и охлаждении»

Решение качественных и количественных задач. Выполнение лабораторной работы. Наблюдение теплового расширения различных тел.

Прослушивание сообщений, выступление с сообщениями, представление рисунков, схем, презентаций.

Предметные:

Научаться: понятия «тепловое движение», «температура».

Получат возможность: наблюдать изменения объема тела при нагревании и охлаждении.

Познавательные УУД: составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Коммуникативные УУД: Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

6

Плавление и отвердевание.

Лабораторная работа «Нагревание стеклянной трубки»

Наблюдение за таянием льда.

Выдвижение гипотез объяснения этих явлений с точки зрения строения вещества.

Выполнением лабораторных работ

Работа в группах.

Предметные:

Научаться: понятия: агрегатные состояния вещества, определения плавления, отвердевания; читать и строить графики плавления и отвердевания.

Получат возможность: строить графики плавления, отвердевания, нагревания, охлаждения, а также определять по графикам какие виды процессов произошли с веществом; наблюдение процессов плавления и отвердевания кристаллических тел.

Познавательные УУД: составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Коммуникативные УУД: работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения;

7

Испарение жидкостей. Конденсация.

Лабораторная работа «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»

Наблюдение за процессами испарения и конденсации. Выдвижение гипотез объяснения этих явлений с точки зрения строения вещества.

Выполнением лабораторных работ

Работа в группах.

Предметные:

Научаться: понятия испарения и конденсации.

Получат возможность: объяснить процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

Познавательные УУД: Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Коммуникативные УУД: Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

Регулятивные УДД: проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

8

Теплопередача.

Лабораторная работа «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха».

Знакомство с видами теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

Предметные:

Научаться: понятие «Теплопроводность», «Конвекция»,

«Излучение».

Получат возможность: иметь представление о проявлениях теплопередачи.

Познавательные УУД: составление структурно-семантической схемы учебного текста

Коммуникативные УУД: проведение дискуссии по темам.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 часов)

9

Электрический ток. Напряжение. Источники тока.

Решение качественных и количественных задач.

Наблюдение опытов, подтверждающих условия возникновения электрического тока.

Вычисления цены деления шкалы амперметра и вольтметра.

Предметные:

Научаться: понимать смысл понятий Электризация тел при соприкосновении, «напряжение», единицы напряжения, обозначение физической величины, устройство вольтметра, обозначение его в электрических цепях; объяснять взаимодействие заряженных тел. - понятия: электрический ток, источники электрического тока; условия возникновения электрического тока.

Получат возможность: работать с приборами амперметр и вольтметр, решать задачи, используя формулы.

Познавательные УУД: составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста; ответы на вопросы по теме.

Коммуникативные УУД: составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

10

Электрические цепи.

Сборка простейших электрических цепей. Измерение тока и напряжения.

Распознавание последовательного и параллельного соединений. Работают с текстом учебника. Объясняют  назначение источника тока в электрической̆ цепи, различают замкнутую и разомкнутую электрические цепи. Собирают электрическую цепь.

Включают амперметр в цепь,  определять цену деления амперметра, измеряют силу тока в цепи

Предметные:

Научаться: используя условные обозначения приборов строить схемы цепей; понимать смысл понятий «электрическая цепь», условные обозначения приборов.

Получат возможность: составлять электрические цепи, изображать схемы электрических цепей.

Познавательные УУД: составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста; ответы на вопросы по теме.

Коммуникативные УУД:

работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

11

Последовательное соединение.

Лабораторная работа «Последовательное соединение».

Предметные:

Научаться: рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при последовательном соединении проводников

Получат возможность: измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин,

Познавательные УУД: Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Коммуникативные УУД: Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

Регулятивные УДД: проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности.

Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

12

Параллельное соединение.

Лабораторная работа «Параллельное соединение».

Предметные:

Научаться: рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при параллельном соединении проводников.

Получат возможность: измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин.

Познавательные УУД: структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных.

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

Регулятивные УДД:

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности.

Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

13

Действия тока.

Называют способы усиления магнитного действия катушки с током, приводят примеры использования электромагнитов в технике и быту, собирают электромагнит и испытывают его действие. Наблюдение теплового и магнитного действия тока.

Предметные:

Научаться: понимать смысл понятия «электрический ток в металлах»;объяснять действие электрического тока и его направления.

Получат возможность: объяснять  превращение энергии электрического тока в другие виды энергии;  объяснять действие электрического тока и его направления.

Познавательные УУД: составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста.

Коммуникативные УУД:

развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

формирование целостного мировоззрения.

14

Обобщающее занятие по теме «Электромагнитные явления».

Знание базовых понятий

РАЗДЕЛ 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7 часов)

15

Свет. Источники света.

Решение качественных и количественных задач.

Наблюдение различных источников света.

Объяснение причин солнечных и лунных затмений с помощью прибора солнечного и лунного затмения.

Выполнение лабораторной работы.

Предметные:

Научаться: понимать смысл понятие «источники света»; объяснять основные закономерности; смысл понятий «свет»,  «оптические явления», «геометрическая оптика»; иметь представление об историческом развитии взглядов на природу света; закона прямолинейного распространения света; естественные и искусственные источники света; понятие: источники света.

Получат возможность: объяснить прямолинейное распространение света; строить область тени и полутени; описывать и объяснять солнечные и лунные затмения.

Познавательные УУД: составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Коммуникативные УУД: составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Регулятивные УДД:

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

формирование целостного мировоззрения.

16

Отражение света.

Лабораторная работа «Отражение света зеркалом».

Изучение закона отражения с помощью зеркал.

Выполнение лабораторных работ.

Предметные:

Научаться: смысл закона отражения света.

Получат возможность: строить отраженный луч; работать с физическим оборудованием; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; объяснять устройство двигателя постоянного тока на модели.

Познавательные УУД: структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных.

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

Регулятивные УДД:

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности.

Личностные:

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

17

Зеркала.

Лабораторная работа «Получение изображения в плоском зеркале».

Изучение закона отражения с помощью зеркал.

Построение изображения предмета в плоском зеркале.

Выполнение лабораторных работ.

Предметные:

Научаться: как построением определяется расположение и вид изображения в плоском зеркале; особенности распространения света на границе раздела двух сред; особенности зеркального и диффузного отражения света; понятие плоское зеркало.

Получат возможность: применять законы отражения для построения изображения в плоском зеркале, работать с физическим оборудованием.

Познавательные УУД: структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

Регулятивные УДД:

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

Личностные:

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

18

Преломление света.

Лабораторная работа «Наблюдение за преломлением света».

Наблюдение за преломлением света.

Выполнение лабораторных работ.

Предметные:

Научаться: смысл закона преломления света; особенности распространения света на границе раздела двух сред.

Получат возможность: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; подтверждение на опыте правила моментов сил; строить преломленный луч;  строить приблизительный ход луча при переходе в среду с более высокой или более низкой оптической плотностью.

Познавательные УУД: структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

Регулятивные УДД:

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

Личностные:

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

19

Линзы. Лабораторная работа «Наблюдение изображений в линзе».

Знакомятся с правилами построения изображения в собирающей линзе. Выполняют лабораторную работу. Наблюдают  изображение предмета в зависимости от расстояния от линзы, сравнивают с изображением предмета на чертеже. Выделять характерные причинно-следственные связи в получении изображений в линзах;

сравнивать полученные результаты; формулировать вывод.

Предметные:

Научаться: давать определение и изображать их; смысл понятий «фокусное расстояние линзы»; оптическая сила линзы;  их физические свойства и характеристики; взаимосвязь между расположением предмета, оптической силой линзы и получаемым изображением; такое линза.

Получат возможность: строить изображения, даваемые линзой; различать действительные и мнимые величины; выводить формулу тонкой линзы; применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом; определять и изображать линзы.

Познавательные УУД: структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

Регулятивные УДД:

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

Личностные:

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

20

Оптические приборы. Глаз и очки.

Используют лупы для чтения текста, объясняют по рисунку действие лупы. Знакомятся с глазом как оптическим  прибором. Объясняют причины дефектов зрения, указывают на способы их коррекции, проводят опыт иллюстрирующий инерционность зрения («птица в клетке»), объясняют причину увиденного.

Предметные:

Научаться: устройство и принцип действия оптических приборов.

Получат возможность: описывать и объяснять процесс аккомодации глаза.

Познавательные УУД: составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Коммуникативные УУД: составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

формирование целостного мировоззрения.

21

Обобщающее занятие по теме «Световые явления»

Знание базовых понятий.

РАЗДЕЛ 5. ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (7 часов)

22

Химические реакции. Лабораторная работа «Наблюдение химических явлений».

Определение понятий: химическая реакция. Ее виды. Реакции: экзо- эндотермические, горения. Наблюдения и описания признаков. Описывать объект наблюдения по плану, делать выводы,  надписи к рисунку; проводить информационно- смысловой анализ текста;

формулировать понятия:

физические и химические свойства, раствор, химическая реакция.

Предметные:

Научаться: понимать смысл понятий «химические реакции», «распад веществ».

Получат возможность: наблюдать химические реакции.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;  различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории.

Регулятивные УДД:

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, химические приборы;

давать оценку своим личностным качествам.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

23

Реакции соединения и разложения.

Определение реакций разложения, катализаторы, ферменты. Классификация химических реакций по составу исходных веществ. Наблюдение и описание признаков условий и течений реакций., Выводы. Определение реакций соединения, обратимые и необратимые реакции, каталитические, катализаторы, ферменты. Классификация химических реакций по составу исходных веществ. Наблюдение и описание признаков условий и течений реакций. Выводы. Объяснять протекания химических реакций с молекулярной точки зрения;

Использовать простые измерительные приборы;

проводить наблюдения и делать выводы.

Предметные:

Научаться: понимать смысл и различать виды химических реакций.

Получат возможность: сформировать представление о реакциях соединения и разложения и их практическом использовании.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;  различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории.

Регулятивные УДД:

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, химические приборы;

давать оценку своим личностным качествам.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

24

Оксиды. Кислоты. Основания.

Лабораторная работа «Действие кислот и оснований на индикаторы».

Определение понятия «оксиды», Определение валентности и степени окисления. Составление формул. Определение понятия «основания», «щелочи», « индикатор». Определение валентности и степени окисления. Составление формул и названия. Использования таблицы растворимости для определения растворимых оснований. Описание свойств оснований. Определение понятия «кислоты,, «кислотная среда, щелочная и нейтральная среда», «шкала рН». Определение валентности и степени окисления. Составление формул и названия. Использования таблицы растворимости для определения растворимости кислот. Характеризовать оксиды;

Применять полученные знания и умения на уроках  и в жизни .

Распознавать кислоты и основания по их действию на индикаторы, распознавать крахмал.

Решать задачи на применение изученных законов.

Предметные:

Научаться: определения «оксиды», «кислоты», «основания»; различать по существенным признакам эти элементы.

Получат возможность: объяснять по формулам оксиды, кислоты, основания; проводить наблюдения по действию кислот и оснований на индикаторы.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;  различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории.

Регулятивные УДД:

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, химические приборы;

давать оценку своим личностным качествам.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

25

Соли.

Лабораторная работа «Выяснение растворимости солей в воде».

Определение понятия «соли», Определение валентности и степени окисления. Составление формул и названия. Использования таблицы растворимости для определения растворимых солей Описание свойств солей. Классификация. Характеризовать кислоты; основания,

соли;

Знать правила обращения с основаниями, кислотами и солями;

Соблюдать технику безопасности, отработать навыки обращения с лабораторным оборудованием

на практике.

Предметные:

Научаться: понимать смысл понятия «соли»; различать соли от других химических элементов.

Получат возможность: проверить растворимость солей в воде на практике.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;  различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории.

Регулятивные УДД:

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, химические приборы;

давать оценку своим личностным качествам.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

26

Органические вещества.

Лабораторная работа «Распознание крахмала».

Характеризовать понятия белки, жиры, углеводы;

использовать обобщенный план построения при проведении лабораторных работ;

знать значение белков, жиров и углеводов для организма человека.

Предметные:

Научаться: объяснять значения углеводов, жиров, белков и приводить примеры.

Получат возможность: распознавать крахмала на практике.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;  различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории.

Регулятивные УДД:

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, химические приборы;

давать оценку своим личностным качествам.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

27

Природный газ. Нефть и нефтепродукты.

Устанавливать происхождение природного газа, нефти, угля; оперировать сведениями о наиболее важных месторождениях нефти и газа в России, их значение.

Предметные:

Научаться: объяснять значение природного газа, нефти и нефтепродуктов.

Получат возможность:

научиться распознавать крахмал при помощи разведённой настойки йода.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;  различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории.

Регулятивные УДД:

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, химические приборы;

давать оценку своим личностным качествам.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

28

Обобщающее занятие по теме «Химические явления».

Знание базовых понятий

РАЗДЕЛ 6. ЧЕЛОВЕК ДОПОЛНЯЕТ ПРИРОДУ (6 часов).

29

Простые механизмы. Механическая работа.

Знакомство с простыми механизмами. Наблюдение действия простых механизмов. Выполнение лабораторной работы. Решать задачи на определение механической работы.

Предметные:

Научаться: работать с рычагом и его свойствами; сформировать понятие механической работы. Научиться

Получат возможность:

работать с блоками (подвижным и неподвижным) и их свойствами; вычислять механическую работу по формулам.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одного вида в другой; самому создавать источники информации разного типа.

Коммуникативные УУД:

приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные УДД:

работать по самостоятельно составленному плану; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

30

Энергия. Источники энергии.

Приведение примеров механической работы.

Решение задач на применение формулы для расчета механической работы.

Определение вида энергии.

Определение источников энергии в природе и народном хозяйстве.

Предметные:

Научаться: сформировать понятие энергии; различать виды энергии и источники энергии.

Получат возможность:

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одного вида в другой; самому создавать источники информации разного типа.

Коммуникативные УУД:

приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные УДД:

работать по самостоятельно составленному плану; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

31

Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания.

Изучение принципа работы двигателя внутреннего сгорания на модели. Применение примеров использования двигателя внутреннего сгорания.

Приводить примеры практического использования механизмов и преобразовании энергии, о значении автоматики в современной жизни.

Предметные:

Научаться: понимать значение и смысл тепловых двигателей и двигателей внутреннего сгорания, их устройство и принцип работы.

Получат возможность: узнать о достижениях ученых в развитии науки и техники, роль двигателей в жизни общества.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одного вида в другой; самому создавать источники информации разного типа.

Коммуникативные УУД:

приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные УДД:

работать по самостоятельно составленному плану; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

32

Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

Объяснение принципа устройства электростанций с использованием моделей водяной и паровой турбин. Развитие умений вести дискуссию. Работа в группах.

Предметные:

Научаться: сформировать представление об электростанциях как устройствах, преобразующих различные виды энергии в электрическую энергию.

Получат возможность: объяснять значение автоматики в современной жизни.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одного вида в другой; самому создавать источники информации разного типа.

Коммуникативные УУД:

приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные УДД:

работать по самостоятельно составленному плану; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

33

Волокна: природные и искусственные.

Характеризовать понятия: отражение звука, эхо, источник звука;

проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы.

Развитие умений вести дискуссию. Работа в группах.

Распознавать природные и химические волокна.

Предметные:

Научаться: какими должны быть материалы для современной техники; как создавать материалы с новыми свойствами; со свойствами натурального каучука и продукта вулканизации каучука – резины.

Получат возможность: объяснять значение полимеров в современной жизни; значение химических волокон в современной жизни; распознавать природные и искусственные волокна;

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одного вида в другой; самому создавать источники информации разного типа.

Коммуникативные УУД:

приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные УДД:

работать по самостоятельно составленному плану; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; формирование целостного мировоззрения.

34

Итоговое занятие.

Знание базовых понятий.


Материально-техническое обеспечение

УМК

  1. Программа основного общего образования. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5-6 классы / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Дрофа, 2014.
  2. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 – 6 классы: учебник / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Дрофа, 2014.

Список наглядных пособий

  1. Лампа накаливания.
  2. Теплоизоляционные материалы.
  3. Глаз как оптическая система.
  4. Строение атмосферы Земли.
  5. Барометр-анероид.
  6. Двигатель внутреннего сгорания.

Интернет – ресурсы

  1. www.trizland.ru (Технология ТРИЗ)
  2. http://allbest.ru/mat.htm (электронные библиотеки)
  3. http://ito.edu.ru/index.html (информационные технологии в образовании)
  4. http://all – fizika.com
  5. http://www.alleng.ru/d/phys/phys196.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа к учебному курсу "Введение в естественно-научные предметы.Естествознание"

рабочая программа составлена на основе  авторской программы Плещакова.Сонина....

Рабочая программа факультативного курса учебного предмета «Физическая культура», раздел «Волейбол»

Данная рабочая программа факультативного курса учебного предмета «Физическая культура», раздел «Волейбол» составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании ...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Рабочая программа по химии 11 класс естественно-научный профиль 3 часа недельно

Рабочая программа по химии, углубленный уровень. Программа под редакцией И.Б.Барышова. Учебник под редакцией С.А.Пузакова 10-11 класс 3 часа недельно...