Разработка занятия по экологии "Экологическая тропа"
план-конспект занятия по естествознанию (5 класс) на тему

Знакомство с экологической тропой.
Классы: 5-6

В процессе занятия формируется знание о хвойных и лиственных растениях нашего школьного двора. Экскурсия сменяется познавательной викториной, физминутколй на свенжем воздухе. Итогом занятия является оформление выставки рисунков ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_po_ekologii.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ – школа №9 г.о. Жуковский, Московская область

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»

(группа учеников 5-6 классы)

Подготовила: Плеханова Елена Викторовна, учитель географии

Цель: Знакомство детей с экологической тропой. Формирование знаний о деревьях (что у них общего и в чем отличия и т.д.)

Задачи:

1. Формировать основы экологической культуры.

2. Познакомить детей с новыми знаниями о растительном мире и приборами, находящимися на экологической Тропе.

3. Воспитывать бережное и сознательное отношение к окружающей среде. Развивать интерес к природе.

4. Закрепить и расширить знания детей о «хвойных» и лиственных  деревьях.

5. Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина) учить рисовать листья деревьев разными способами: примакиванием или пятнами (кончиком кисти).

6.  Развивать технические навыки в рисовании. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения. 

Предварительная работа. Экскурсия по экологической тропе. Рассматривание изображение  деревьев. Знакомство с репродукциями картин  И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева. Тонированные листы   бумаги.

Материалы, инструменты, оборудование.

Кукла « Незнайка»,2 корзины для сбора шишек, листья деревьев.

 У детей тонированные листы бумаги, которые они накануне раскрасили акварельными красками: одну треть листа занимает земля (трава), две трети – небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца;    гуашевые краски, кисточки разных размеров, мягкие и щетинистые, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (береза, дуб,  ива, осина). Репродукция картины  И. Левитана «Березовая роща».

Ход экскурсии:

Ребята  сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он узнал, что мы пойдем  на экскурсию, и  захотел  пойти с нами, чтобы мы ему показали экологическую тропу.

Мы с вами подошли к экологической тропе, находящейся на территории нашей школы. Экологическая тропа — это место, где мы наблюдаем за природой и бережем ее. Скажите, какие деревья стоят на тропе? (ели и сосны)

— Правильно, это березы, ели. А какое дерево выше?  (береза)

— Чем похожи эти деревья и чем отличаются?

—А как называются листья сосны и ели? (Хвоя.)

 Ель и сосна – это хвойные деревья.

— А на какое животное похожи эти деревья? В чем заключается их сходство?

(На ежа, есть иголки.)

—Да, ель на ежика похожа: еж — в иголках    елка — тоже. Кто знает загадки о хвойных деревьях?

Что же это за девица?

Ни швея ни мастерица,

Ничего  сама не шьет,

А в иголках круглый год.

    (елка)

Зимой и летом одним цветом

      (елка)

  — Я хочу вам рассказать об этих деревьях.

Ель

Ботаники ель называют «математическим деревом». Как вы думаете, почему? (ель похожа на пирамидку)

Потому что очертания этого дерева изысканные и геометрически правильные. Еловые ветки, их еще в народе называют «лапами», загнуты вверх. Существует предположение, что крыши домов и храмов в Японии, Китае, Корее — копия еловых крон.

Хвоя елей держится на дереве 4—8 лет, в городе — 3— 4 года. Опадают иглы постепенно и незаметно. Дерево живет до 300 лет, иногда до 500 и более. Размножается только семенами. А где находятся семена ели? (В шишках.)

Еловые семена любят белки, мыши, дятлы, зяблики и клесты. Птенцы клестов выводятся зимой, и родители их кормят хвоей, немного переваренной в желудке у птицы, такой вот кашицей. И от этой еды птенцы растут здоровыми.

Мелкие птицы прячутся от хищных своих собратьев в колючих еловых ветках. А у подножия елей растет множество грибов.

Ель называют «королевой промышленности». Из нее строят корабли, дома. Поэтому раньше говорили: «Хоть изба  еловая, да сердце  - здоровое».

Из ели делают дубильные вещества, бумагу, картон, древесину, искусственный шелк, фанеру, телеграфные столбы, мебель и музыкальные инструменты (скрипки, арфы). Лучшие скрипки получались из деревьев, в которые ударяла молния. Также из ели получают витамины, масла.

— Посмотрите, что находится рядом с елью. На табличке написано название этого прибора. (Барометр)

— Может быть, кто-то из вас знает, для чего он нужен? (для определения солнечной и дождливой погоды)

— Есть барометры, которые изготовляют на заводах. По ним можно определять погоду. А наш барометр — деревянная плоская и длинная дощечка. Что на ней написано? (0,+, —)

— Обратите внимание на кончик ветви ели, на какой знак она показывает? (+)

— А теперь представьте, если пойдет дождь, капли его сядут на ветки ели. А если  капель будет много, что произойдет с  веточкой. (От тяжести капель она опустится.)

— И тогда какой знак покажет ветвь? (-)

— Правильно. А если выглянет солнце и будет ярко светить, что произойдет с капельками дождя на иголках ели? (Они испарятся.)

— Что тогда произойдет с веткой? (Она поднимется вверх.) (0)

— Но солнце светит долго, и тогда веточка выше поднимается еще вверх и показывает знак «+». Так по ветке ели можно определять влажность воздуха и погоду.

А теперь поговорим о другом хвойном дереве, стоящем на экологической тропе.

Сосна

В нашем городе очень много сосен. Существует 20 видов этого дерева. Все деревья растут в Северном полушарии. Живет сосна до 4000 лет, высотой достигает 30 метров в возрасте 250 лет. Сосна и грает огромную  роль в  жизни человека. В Крыму растут корабельные сосны. Как вы думаете, почему их так называют? (Предположения детей.)

— Из таких сосен строят корабли. Еще из сосны делают мебель. Также ее используют  в  70 отраслях промышленности. Из сосны делают ванилин, из молодых шишек с сахаром варят варенье. Из нее делают бумагу, краски, лак, пластмассу, канифоль, духи, изготовляют  витамин С. Под соснами  растут разные грибы, в том числе и любимый грибниками белый гриб.

Сосну называют санитарно - гигиеническим деревом. От ее запаха гибнут микробы и туберкулезная палочка. Поэтому санатории для туберкулезных больных строят в сосновых лесах. Смола сосны укрепляет десна и зубы. А из иголок дерева делают хвойный концентрат для принятия успокоительных ванн. Вот какое это лечебное дерево (дети  трогают, нюхают ствол кору разных деревьев)

Подвижная игра «Кто быстрее наберет шишек»

Мальчикам и девочкам дается по одной корзинке и предлагается собрать шишки: девочкам — еловые, мальчикам - сосновые

 Кто это сделает быстрее. Потом идет счет шишек.

— Посмотрите, что это на нашей тропе? (Пень.)

— Пень — это остаток ствола дерева. А какое дерево здесь росло? (Предположения детей.)

— Как вы определили, какое это было дерево? (По коре дерева.)

— Вы спрашиваете, что стоит на пне? Давайте попробуем разгадать вместе.

(Осадкомер)

— Это тоже прибор. Из чего он сделан? (Из пластиковой прозрачной бутылки.)

— Что на ней нарисовано? (Черточки и цифры.)

— А что находится на дне прибора? (Вода)

— Что попадает к нам на Землю из атмосферы, кроме дождя? (снег, град)

— Как можно назвать одним словом дождь, снег, град? (Осадки)

—Для чего нужен такой прибор? (чтобы  узнать, сколько дождя выпало)

С помощью этого нехитрого прибора можно определить. Сколько дождя выпало за день, неделю, месяц и т.д.

— Как бы вы его назвали? (Дождемер)

— Поднимите вверх глаза. Перед вами еще один прибор. Вы знаете, как он называется? (Флюгер)

— Как вы думаете, для чего он нужен?  (Для определения направления ветра) Стрелка прибора доказывает направление ветра, а буквы у основания прибора

помогут определить, какое направление у ветра по сторонам горизонта.

— Давайте определим, какой дует ветер. (Идет определение.)

— Какие приборы есть на экологической тропе? (Барометр, осадкомер, флюгер)

—Для чего они нужны? (Барометр – для определения погоды.)

(Осадкомер – для определения сколько осадков выпало)

(Флюгер – для определения направления ветра)

— А какие деревья еще растут на экологической тропе? (Тополь, осина, дуб береза  и т.д.)

У этих деревьев нет хвои, а есть листья.

А как их можно назвать? (Лиственные деревья)

Ребята, все деревья условно можно разделить на: хвойные деревья:  у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна, кедр лиственные деревья:  у которых листочки, береза, дуб, осина, тополь и т.д.    

Тополь

У тополя  -  высокий  ствол зеленого цвета тополиные листья   свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, поэтому листья очень   подвижны: трепещут и дрожат даже при легких порывах  ветра. Тополя чаще других деревьев сажают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух  от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей.  Они не прихотливы и быстро растут.

Дуб

Дуб – это крупное лиственное дерево с крепкой древесиной, мощной шатровидной кроной, глубокой корневой системой. Толстый морщинистый ствол с толстыми ветками Листья дуба кожистые продолговатые, до 15 с длиной, сверху они блестящие, темно – зеленые, снизу светлее. Плоды дуба  - желуди созревают ранней осенью. Живут   дубы около тысячи лет.

Осина

Осина – это листопадное дерево с кроной округлой формы, с прямым зеленоватым гладким стволом  и желтовато -  белой кроной. Высокие, стройные  осины очень красивы. Листья дрожат на  высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, осинки переговариваются друг с другом.

Листья осины  зеленые, зубчатые по краю, на длинных черешках. Цветки мелкие, собранные в свисающие сережки.

Береза

 Береза получила свое название за белую кору. Листья березы зубчатые по краю. Ранней весной во время цветения с ветвей березы свешиваются длинные желтоватые сережки. Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.

Ива

Крупное дерево 20-25 м высотой, с мощным стволом, покрытым трещиноватой, серой корой. Очень эффектны молодые ветви, тонкие, свисающие, на концах серебристо-опушенные. Листья очередные,  продолговатые, длиной до 15 см,  У ивы много разновидностей: ветла – белая серебристая ива, и краснотал, и ракита, и лоза. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да и гибкие ивовые ветки – прекрасный материал для плетения корзины и коробов.

Липа

Липа относится к семейству липовых. Это листопадное дерево с черной растрескивающейся корой и раскидистой кроной. Цветки липы желтовато – белые  душистые.  Из них заваривают полезный липовый чай.  Цветет это дерево в конце июня – в начале июля.

Хорошо любоваться деревьями в любое время года, хорошо отдыхать здесь весной, когда деревья распускают листья, цветут, слышится пение птиц. В жаркий день тихо, пахнет травами. Осенью можно видеть все оттенки листвы, от желтых и желто-зеленых до багряных. Зимой на голых деревьях сразу бросается в глаза яркое оперение синиц, снегирей, свиристелей.

— Я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Воспитатель показывает детям, листок, а они должны подбежать и дотронуться до того дерева, с какого сорван лист.

Ребята, незнайка хочет поблагодарить вас за интересную экскурсию. И просит  нарисовать красивые картины «Деревья в нашем парке». Нарисуем! Да!  

Занятие по рисованию «Деревья в  нашем школьном парке»

Содержание занятия.

Учитель  выставляет на мольберте несколько пейзажей. Ребята рассмотрите внимательно эти картины.

 Мы уже с вами знакомились с репродукциями картин  И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева. - они любили рисовать природу. Выбирали очень красивые или чем – то  другим интересные или памятные места, любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может прийти или даже приехать из далека, чтобы посмотреть на них.

Ребята посмотрите на картину И. Левитана «Березовая роща»

Что изображено на картине? (лес)

Какое время года изобразил художник? (лето)

А какое время суток? (день)

Как об этом догадались? (На деревьях зеленые листья и светит солнышко)

А какой это лес? (Березовая роща)

А какое настроение в таком лесу? (Веселое, радостное)

Перед нами – изображение уголка березового леса в яркий солнечный день. Художник великолепно передает движение солнечных бликов на белых стволах берез, переливы оттенков зеленой травы и листьев деревьев, сияние искорок белых и лилово-синих цветов в траве. Игра света и теней на картине делает ее живой, трепетной, создает «настроение».

Березки бесконечно рады жизни, и нам даже кажется, что они весело улыбаются солнцу и траве. Все вокруг цветет, излучая чувство радости, причастности к энергии жизни. Зритель словно оказывается посреди благоуханного, нагретого солнцем, леса, под сенью шумящих зеленью берез. Картина словно пронизана солнцем, она как будто излучает волшебный изумрудный свет.

Полотно «Березовая роща» любима многими поколениями людей и воспринимается нами как национальный образ родной природы.

   Береза – необычайно красивое дерево, ему посвящено много песен и стихотворений. Неудивительно, что и Левитан, залюбовавшись живописным уголком березовой рощи, решил перенести на холст белые стволы берез, зеленую листву, лучезарную траву под деревьями.

  Но даже настоящие художники не сразу научились писать картины. Они долго – долго учились и каждый день много рисовали, И даже когда стали художниками, для каждой картины сначала писали этюды - небольшие наброски карандашом или углем, чтобы лучше понять, как выглядит то или  иное дерево, тот или иной предмет.

- Вот и мы с вами сегодня будем готовить этюды – рисовать отдельные деревья – Березу и дуб, иву и  осину,  чтобы лучше узнать, как они выглядят, и научится рисовать так, чтобы все могли сразу узнать, какие это деревья.

Воспитатель показывает детям изображения деревьев (береза, дуб, осина ива и др.)

 Ребята чем деревья похожи? (У всех деревьев есть  ствол,  ветки, листья)

А чем отличаются? (По высоте и толщине ствола по размеру и форме листьев и  т. д.) 

Правильно, деревья отличаются друг от друга по форме и толщине ствола, толщине веток, форме кроны, окраске и т.д.

Загадка:    

               Русская красавица стоит на поляне

          В зеленой косынке, в белом сарафане        

        (береза)

У березы белый ствол с черными пятнами, ветки от ствола растут вверх , но потом плавно закругляются  и опускаются вниз. Листья зубчатые по краю. Крона березы напоминает удлиненный треугольник (воспитатель обводит крону дерева)

Стоит над кручей

Богатырь могучий:

Плечи пораздвинул

Руки пораскинул.

                                                                                        (дуб)

У дуба толстый морщинистый ствол с толстыми  ветками, с мощной шатровидной кроной, почки у дуба расположены по несколько штук на кончиках веток и листья продолговатые темно – зеленые (воспитатель обводит крону дерева)

                                             Никто ее не пугает,

                                             А она вся дрожит

                            (осина)

У осины ствол гладкий, серо – зеленого цвета. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых  череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга. И острые почки серые. С кроной округлой формы.

                                        Весна еще не сшила

                                        Лесам, лугам рубашки,

                                         Лишь ива распустила кудрявые барашки.

У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветки украшенные  узкими продолговатыми листьями. В марте – апреле появились на ивовых ветках пухлые почки, сбросила она с них колпачки, и сережки стали ярко – желтыми, похожими на цыплят. Крона у ивы раскидистая (воспитатель обводит крону дерева).

Ребята, вы уже умеете рисовать деревья. А сегодня  вы будете рисовать разные деревья по вашему выбору.

(Дети рисуют деревья по своему желанию)

Вы, уже знаете,  что ствол дерева и ветви рисуют разными приемами: Ствол будем рисовать всем ворсом кисти: начинаем рисовать с макушки, кончиком кисточки, потому что макушка тоненькая; а книзу ствол утолщается  мы, спускаясь вниз, постепенно нажимаем на кисточку, а в самом внизу нажимаем на кисточку на всю силу).

 У дуба нарисуем морщинистый ствол.      

 У березы – белый ствол с черными черточками по бокам ствола.

  У ивы – гладкий серебристый ствол.

 У осины – гладкий ствол серо – зеленого цвета.

Большие ветки отходят от ствола, рисуем не сильно нажимая на кисточку, их всего 4 или 5, они все смотрят наверх. А  тонкие - рисуем  кончиком.

Ветки березы как и у других деревьев, растут вверх, но потом плавно закругляются и опускаются вниз. Нарисуем тонкими, изогнутыми, а ветки ивы свисающими вниз. У дуба толстый ствол с толстыми ветками растущими вверх. У  осины ветки растут вверх.

Листья и цветы на деревьях следует рисовать в последнюю очередь. Это избавит вас от лишнего промывания кисточки.

Физкультминутка: «Деревья»

Исходное положение: расположить кисти рук перед собой ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит.

(Покачивают руками из стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо,

(Машут руками себе в лицо)

Закачалось деревцо!

(Руки вверху, наклоны из стороны в сторону.)

Продолжаем рисовать листья: (Воспитатель показывает прием рисования листьев).

 Листву дуба лучше изображать вертикальными мазками мягкой кистью, используя  темно – зеленую и светло – зеленую краски.

Затем прием вертикального мазка жесткой кистью листву березы.

Сначала показываем, как набрать краски убрать лишнюю о бумажную салфетку и движениями, держа кисть вертикально к бумаге, нарисовать листву так, чтобы были видны просветы между мазками. Листья ивы рисуем тонкой мягкой кистью и т.д.

Когда  работа близится к концу, воспитатель советует вносить дополнения, которые сделают рисунки более интересными.

После занятия: 

Оформление экспресс – выставки «Деревья в нашем школьном  парке». Незнайка поблагодарил всех ребят за их старание и труд.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Заповедными тропами"

Особо охраняемые природные территории, объет особого изучения. Изучая природу родного края, впервую очередь мы учимся любить и беречь родную природу. Взгляни на глобус:Вот он - шар земной,На нём ...

методическая разработка городского экологического конкурса "Тропинка" 2013г

методическая разработка содержит все этапы конкурса юных экологов "тропинка".Может быть использована для подготовки детей к экологическим конкурсам...

Программа для занятий со старшеклассниками "Тропинка к себе"

Программа предполагает не просто приобретение новых теоретических и практических знаний, а мотивирует участников на дальнейшее познание, на изменение видения тех проблем, с которыми они уже имели дело...

Разработка занятия на экологической тропе

Маршрутный лист, который является вспомогательныс средством для участников экскурсии. Определяет шаги действий....

Разработка план-схемы «Экологическая тропа»

детская работа в рамках кружка...

Игра-занятие по "Экологической тропе"

Ученики продолжают знакомиться с законами природы. Шагая по импровизированной "лесной троппе" разгадыва.ют загадки, решают экологические задачки, получают за это баллы. В процессе игры иполдьзуется на...