В мире науки и фантастики - внеурочная деятельность по ФГОС
методическая разработка по естествознанию

Добродомова Людмила Дмитриевна

Данная программа показывает красоту и романтику науки, через знакомство с биографиями великих ученых и писателей и их произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_nauki_i_fantastiki_26.01.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

2016-2017 учебный год

Программа

интеллектуального направления внеурочной деятельности

«В мире науки и фантастики» для 4-5 классов

Пояснительная записка.

Нормативно-правовая база.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 07.05.2013);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
  • Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241);
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Приказ Минобрнауки России № 576 от 08.06.2015 г."О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"
  • Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013);
  • Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2158 от 06.05.2015 «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
  • Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2328-р от 13.05.2015 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».
  • Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии № 114 Выборгского района Санкт-Петербурга;
  • Внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Назначение программы.

Данная программа занятий относится к общеинтеллектуальному направлению.

В наше время, когда дети часто слышат о необходимости прагматичного отношения к жизни, стало не модным знакомить их с профессиями научной направленности. Поэтому представляется интересным показать красоту и романтику науки, через знакомство с биографиями великих ученых и писателей, начиная со времен Леонардо да Винчи, и научно-фантастической литературой, которая еще со времен Жюля Верна предвосхищала и предсказывала последующие научные открытия и изобретения. И раннее знакомство с данным жанром послужит толчком к развитию фантазии и интереса ребенка к научным и философским вопросам и проблемам современного мира.

Актуальность и перспективность курса.

Программа базируется на знаниях, полученных на уроках по окружающему миру в начальной школе. Основой для данного курса являются материалы школьной программы по предметам естественнонаучной направленности, литература по истории наук и мировых изобретений, коллекции научно-популярных фильмов по истории научных изобретений и проблем, а также, архивы передач научно-познавательный телевизионных каналов.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.

Учащиеся 4-5-х классов возраста 11-12 лет.

Объём часов, отпущенных на занятия.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия.

Продолжительность занятия 40 минут.

Цели и задачи реализации программы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Цели и задачи курса вытекают из пояснительной записки – познакомить учеников с лучшими произведениями отечественной и зарубежной фантастики для понимания роли творчества писателей-фантастов в развитии науке и предсказании научных, экологических и социальных проблем последующих поколений. Задачами являются, во-первых знакомство с особенностями биографий ученых и писателей, во-вторых чтение книг и просмотр фильмов, знакомство с отдельными, самыми яркими эпизодами романов и повестей. Для осуществления этих задач будут использованы аудио- и видеоматериалы, многочисленные иллюстрации к книгам, а также сами книги. Будут проводиться беседы и обсуждения о достоинствах и преимуществах разных способов представления произведений (фильмы, радиопостановки, аудиозаписи книг, сопровождаемые иллюстрациями). Ученикам будет показана возможность применения своих знаний, полученных при прохождении школьной программы.

 К числу задач курса относятся также:
      -   расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
      -   укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
      -   последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
      В целом преподавание курса «В мире науки и фантастики» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.

Формы и методы работы

Урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

В процессе обучения, наравне с традиционными формами и методам используются новые, интерактивные технологии.

Содержание курса.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

История и климат

4 часа

2.

Прогнозы природных явлений

4 часа

3.

Подводные исследования

3 часа

4.

Великие изобретатели

3 часа

5.

Планеты Солнечной системы

7 часов

6.

Новейшие технологии

4 часа

7.

Загадочные исторические объекты

4 часа

8.

Экологические проблемы современности

5 часов

ИТОГО

34 часа

Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Перечень универсальных учебных действий обучающихся

I

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

История и климат

1

«Эффект бабочки». Теория Хаоса.

1

Писатель-фантаст Рэй Бредбери

1

Рассказ Рэя Бредбери «И грянул гром»

1

II

Прогнозы природных явлений

1

Писатель-фантаст Жюль Верн

1

Роман Ж.Верна «Таинственный остров»

1

Роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта»

1

III

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

Научные подводные исследования

1

Роман Ж.Верна «Двадцать тысяч лье под водой»

1

Роман А.Беляева «Человек-амфибия»

1

IV

Великие изобретатели.

1

Леонардо да Винчи – Титан эпохи Возрождения.

1

Никола Тесла – Властелин Мира.

1

V

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

Планеты Солнечной системы.

1

Сборник рассказов Р.Бредбери «Марсианские хроники»

1

Рассказ Р.Бредбери «Марсианин»

1

Рассказ Р.Бредбери «В серебристой лунной мгле…»

1

Роман А.Толстого «Аэлита»

1

Писатели-фантасты А. и Б. Стругацкие

1

Роман А. и Б. Стругацких «Страна багровых туч»

1

VI

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера(оценка коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

Новейшие технологии

1

Рассказ Рея Бредбери «Вельд»

1

Рассказ Анатолия Гуданца «Мажордом»

1

Роман А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине»

1

VII

Загадочные исторические объекты

1

Пирамиды мира

1

Стоунхендж и Аркаим

1

Плато Наска

1

VIII

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера(коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение

Экологические проблемы современности

1

Рассказ Рея Бредбери «Будет ласковый дождь»

1

Рассказ Рея Бредбери «Земляничное окошко»

1

Климат и облик Земли

1

Озеро Чад. Аральское море. Великие американские озера.

1

Итого 34 часа

Информационно- методическое, материально- техническое обеспечение.

Печатные пособия.

  1. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Артемова О. В. Науч.-поп. издание для детей. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007г.
  2. Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. Ликум А. М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 2006г.
  3. Энциклопедия праздников. Чудакова Н. А. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2008 г.
  4. Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. Шалаева Г. М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 2007г.
  5. Географические карты.
  6. Иллюстрации к литературным произведениям (гравюры Альфонса Невила и Эдуарда Риу)
  7. Индивидуальный раздаточный материал.

Цифровые ресурсы:

  1. Современные программно - технологические комплексы ((используются в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.20120 (пункт 10.18 «Продолжительность непрерывного применения технических средств на уроках»).
  2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы «Наука и фантастика».
  3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы «Наука и фантастика».
  4. Аудиозаписи (изд-во Ардис, Soundbook, коллекционный сайт «Старое радио)

Оборудование

Использование на уроках МФУ, интерактивного проектора и компьютера.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Наука и фантастика» можно считать следующее:

  • ​ овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • ​ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • ​ формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели ;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.