Роль физического эксперимента на уроках физики
презентация по физике на тему

Данный методический материал можно использовать на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfera_zemli.docx29.22 КБ
Файл domashnie_laboratornye_raboty_po_fizike_v_7.docx17.83 КБ
Файл opyt_1.docx11.08 КБ
Office presentation icon kopiya_atmosfera.ppt2.77 МБ
Файл fizicheskiy_eksperiment.docx207.53 КБ

Предварительный просмотр:

Атмосфера Земли.

Запись на доске: “Молодой человек моей Родины! Первое – это настойчиво овладевай всей широтой имеющихся знаний… учиться всегда, учиться упорно – вот второе, что я хочу тебе посоветовать. Умей работать в коллективе. Без умения работать в большом коллективе не может быть ученого. В учебе, в труде, в науке, в беззаветно служении своему народу, ты найдешь свое счастье”.

Зелинский Н.Д. – академик

“Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек – все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают вершины гор, так и их подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые… Не кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадное, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча для того, чтобы отдать нам впоследствии”.

Камил Фламмарион – французский астроном XIX века.

Презентация

Учитель: мы живем на дне сказочно красивого океана. Он велик и безбрежен. Как вы считаете, о чем идет разговор?

Ученик: об атмосфере, которая раскинулась над Землей.

Учитель: слова: “Мы живем на дне воздушного океана”, - принадлежат известному ученому итальянцу Эванжелисто Торричелли, об открытии которого мы чуть позже сегодня узнаем (слайд 1 компьютерной презентации).

Древние греки думали, что окружающий нас воздух – это спарившаяся вода, и назвали оболочку, окружающую планету – АТМОСФЕРОЙ (от греческих слов  (атмос – шар) и  (сфера – шар) (слайд 2 компьютерной презентации).

Если глобус диаметром 35 см мысленно окружить слоем воздуха толщиной 3 см, то получится модель, показывающая сравнительные размеры Земли и атмосферы. Наша атмосфера имеет реально толщину более 1000 км. (слайд 3 компьютерной презентации).

Изучая географию, вы можете ответить на следующий вопрос:

Одинакова ли толщина атмосферы на разных высотах?

Ученик: нет, различная. Атмосферу условно делят на несколько слоев – тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу.

Учитель: правильно, как показали полеты космических кораблей, атмосфера на разных высотах различна. Границы условных слое следующие:

тропосфера – до 16 км;

стратосфера – до 50 км;

мезосфера – до 80 км;

термосфера – до 150 км;

экзосфера – 150км и выше (слайд 4 компьютерной презентации), преходящая в космическое пространство.

90% всей массы воздуха сосредоточена в тропосфере. Ее толщина не везде одинакова (слайд 5 компьютерной презентации). Над экватором – 17 км, в полярных областях – 8-9 км, в средних широтах –10-11 км. Как вы думаете, почему?

Ученик: в экваториальных широтах воздух сильно нагревается, расширяется и увеличивается в объеме. В полярных широтах – наоборот.

Учитель: названия слоев атмосферы произошли от греческих и латинских слов:

тропосфера - “тропос” - греческое слово – поворот. В ней находится весь водяной пар, это родина облаков и всех природных явлений;

стратосфера – “стратум” латинское слово – настил, слой. Здесь находится 1/5 часть атмосферы, это царство стужи, перламутровых облаков, состоящих из кристаллов льда и капелек переохлажденной жидкости, небо здесь черное или темно-фиолетовое;

мезосфера – “мезо” - греческое слово – средний, промежуточный; воздух здесь разряжен, содержит озон, серебристые облака, которые видны только в сумерки;

термосфера – “терма” - греческое слово – тепло; здесь невиданная жара при сильно разряжении;

экзосфера – внешняя оболочка атмосферы, простирающаяся на 500-600 км, это слой рассеяния (слайд 6 компьютерной презентации).

Сравним массы и объемы слоев атмосферы, рассмотрев слайд 7 компьютерной презентации.

Откройте учебник на странице 49, рассмотрим рисунок 55 (слайд 8 компьютерной презентации).

Назовите летательные аппараты, которые могут подниматься на разные высоты.

Ученик: самолет на границе тропосферы и стратосферы; стратостат в стратосфере; радиозонд в стратосфере; космический корабль в термосфере; первый советский искусственный спутник Земли на границе термосферы и экзосферы; метеорологический спутник в экзосфере.

Рассмотрите последнюю вертикальную ось на рисунке и ответьте на вопрос:

Как изменяется плотность атмосферы с высотой?

Ученик: плотность атмосферы с высотой уменьшается.

Учитель: измерения показывают, что плотность воздуха быстро убывает с высотой. Так, на высоте 5,5 км над уровнем моря плотность воздуха в 2 раза меньше, чем у поверхности Земли. На высоте 11 км в 4 раза меньше и так далее… чем выше, тем воздух разреженнее. И наконец, в самых высоких слоях – сотни и тысячи км над Землей – атмосфера постепенно переходит в безвоздушное пространство. Таким образом, четкой границы атмосфера не имеет.

Что такое воздух? То, чем мы дышим? Стихия? Ветер? Нечто однородное? Сложное соединение? (слайд 9 компьютерной презентации).

Еще 200 лет назад воздух считался элементарным веществом, и до середины XVIII века представления ученых о составе воздуха оставались не более, как гениальными догадками.

Ученик: воздух – это смесь газов.

Учитель: ученые многих стран и разных эпох занимались этой проблемой:

Роберт Бойль (Англия), М.В.Ломоносов (Россия), Карл Шееле (Швеция), Джозеф Пристли (Англия), Антуан Лавуазье (Франция), Генри Кавендиш (Англия), Уильям Рамзай (Англия).

В соответствии с современными представлениями в состав воздуха входят газы: рассмотрите круговую диаграмму и назовите эти газы в порядке убывания по количеству.

Ученик: азота – 78%, кислорода – 21%, инертных газов – 0,94%, углекислого газа – 0,03% (слайд 10 компьютерной презентации).

Учитель: найдите сумму всех долей составляющих воздуха.

Ученик: сумма всех долей не дотягивает до 100%. Почему?

Учитель: в воздухе есть переменные составные части, на их долю приходится 0,03% (чего как раз и не хватает до 100%). Что это за переменные составные части?

Это – оксиды азота, серы, угарный газ, аммиак, элементарная сера, сероводород, вода и пыль. Эти вещества попадают в атмосферу естественным путем. Вода в составе воздуха определяет ее влажность, способствует образованию облаков и осадков. Остальные вещества играют отрицательную роль. Они являются загрязнителями атмосферы.

(слайд 11 компьютерной презентации) – при извержении вулкана в атмосферу попадают сернистый газ, сероводород, элементарная сера.

(слайд 12 компьютерной презентации) – пылевые бури способствуют появлению пыли.

(слайд 13 компьютерной презентации) – попаданию оксидов азота в атмосферу способствуют грозовые разряды, во время которых азот и кислород воздуха реагируют друг с другом, и деятельность почвенных бактерий, способных высвобождать оксиды азота из нитратов, а также лесные пожары, горение торфяников.

Процессы разрушения органических веществ сопровождаются образованием различных газообразных соединений серы.

Важное значение имеет слой озона, расположенный в статосфере (слайд 14 компьютерной презентации). Озон образуется в верхних разреженных слоях под влиянием коротковолновых ультрофиолетовых лучей их двухатомной молекулы кислорода, путем расщепления на отдельные атомы, которые, соединяясь по трое, образуют молекулы озона, которые располагаются тонким слоем толщиной всего 3-6 мм.

Озоновый слой, расположенный на высоте 20-30 км над Землей, защищает все живое от пагубных лучей Солнца с малой длиной волны. Если растения будут разрушены этим излучением, то сразу нарушится соотношение кислорода и углекислого газа в природе, а также соотношение между остальными газами в атмосфере Земли. Вместе с тем, слой озона пропускает длинноволновые ульрофиолетовые лучи, которые благотворно влияют на все живое на Земле.

Поэтому тонкий слой обязательно должен быть сплошным и непрерывным. Но озон – весьма хрупкое соединение, он легко распадается на молекулу и атом кислорода, который быстро окисляет поверхность металлов.

Содержание озона в близких к Земле слоях атмосферы весьма мало, но в горах и в моменты молний, количество озона увеличивается в десятки раз. Поэтому после грозы мы всегда чувствуем аромат свежести, который придает воздуху озон. Не случайно исследователи конца XVII века назвали озон газом, которым “пахнет” электричество.

Количество и равномерность распределения озона изучается учеными, которые могут разглядеть прозрачные дыры в озоновом слое и понять причины их возникновения (слайд 15 компьютерной презентации). Очень разрушают озоновый слой пары газа фреона, содержащиеся в холодильных установках и аэрозолях (анимация “Озоновые дыры” - слайд 16 компьютерной презентации).

Почему у Земли есть атмосфера? Какие силы действуют на воздух?

Воздух объемом 1м3 имеет массу 1,3 кг (слайд 17 компьютерной презентации).

Ученик: со стороны Земли на воздух, как на всякое другое тело действует сила тяжести. Он притягивается Землей.

Учитель: но тогда почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на поверхность Земли?

Ученик: молекулы находятся в непрерывном хаотичном движении.

Учитель: почему же тогда молекулы не покидают Землю?

Ученик: чтобы покинуть Землю, молекуле, как и ракете, нужно иметь скорость11,2 км/с (вторая космическая скорость) (слайд 18 компьютерной презентации),но скорость движения молекул газов много меньше данного значения.

Учитель: итак, два фактора – беспорядочное движение и действие силы притяжения, приводят к тому, что молекулы располагаются вокруг Земли, образуя атмосферу.

В Солнечной системе на планетах атмосфера есть, но иная.

(слайд 19 компьютерной презентации) – на Венере и Марсе – углекислый газ, на планетах-гигантах – гелий, метан, аммиак (слайд 20 компьютерной презентации), на Луне и Меркурий атмосферы нет (слайд 21 компьютерной презентации).

В 1862 году английский естествоиспытатель Джеймс Глейшер с другом отправились путешествовать на воздушном шаре в одних пиджаках. Поднявшись на высоту 11 км, путешественники потеряли сознание и сильно обморозились. Они на знали, что с подъемом на каждые 1500 м температура падает на 80С (слайд 22 компьютерной презентации). Почему так происходит?

Ученик: на больших высотах воздух разряжен и молекулы редко сталкиваются, поэтому скорость их движения уменьшается, и температура воздуха понижается.

Учитель: но такая картина в тропосфере на высоте 17 км. На этой высоте над тропиками температура - 750С, в стратосфере температура повышается до 00С, в мезосфере падает до – 850С, в термосфере на высоте 400 км температура 7270-9270С, в экзосфере температура 10000 – 12000С (слайд 23 компьютерной презентации).

Как на таких высотах летают космические корабли?

Ученик: атмосфера очень разрежена, почти достигая вакуума. Такая атмосфера не оказывает сопротивления кораблям, что позволяет им годами оставаться на орбитах.

Учитель:

Береги свою планету!

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Здесь в траве живет беспечно

Стрекотун-певун кузнечик,

Юный ветер, хулиган,

Щекочет старый океан,

Грациозные дельфины

Вальс танцуют и поют,

В общем, счастливо живут.

Здесь лишь утро золотое,

Воздух нежно-голубой,

Дышится легко и вволю.

Забываем мы порой:

Воздух дан в аренду нам,

Он один на всех землян.

Чтобы жизнь торжествовала,

Охранять нам воздух надо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Галина Маршанова.

Учитель: какое действие оказывает атмосфера на поверхность Земли? Рассмотрим схему действия – (слайд 24 компьютерной презентации).

Ученик: верхние слои действуют на нижние и следовательно на дне воздушного океана давление наибольшее, так как на нас давит толстый слой воздуха.

Учитель: итак, существует атмосферное давление. Проведем опыты , доказывающие существование атмосферного давления.

Опыт 1: возьмем стакан с водой, накроем листом бумаги, прижмем рукой и перевернем. Уберем руку и видим, что лист бумаги не падает. Почему? Ведь на лист оказывает давление столбик воды.

Ученик: сила давления воды направлена вниз, а ее уравновешивает сила атмосферного давления, направленная вверх.

Опыт 2: затянем горлышко воронки резиновой пленкой и присоединим воронку резиновой трубкой к насосу. Будем накачивать воздух под пленку в воронку. Поставим на пленку небольшой груз. Что наблюдаем? Почему?

Ученик: пленка выгибается, так как давление воздуха изнутри превышает атмосферное, и даже груз поднимается вместе с пленкой.

Учитель: итак, несмотря на то, что воздух очень легкий, он производит значительное давление – на 1 см2 давит с силой в 1 кг. Поверхность человека в среднем составляет 1,5 м2 и каждый из нас испытывает давление воздуха в 15 тонн (слайд 25 компьютерной презентации).

Первым убедительным опытом, доказывающим, что атмосферное давление велико, был опыт бургомистра города Мегдебурга (Германия) с медными полушариями, который он продемонстрировал перед членами рейхстага 8 мая 1654 года. На просмотр прибыл даже император Фердинант (слайд 26 компьютерной презентации).

(слайд 27 компьютерной презентации) – одно полушарие было снабжено трубкой для откачивания воздуха. Соединив медные полушария, Герике откачал насосом воздух из получившегося шара. По мере откачивания он убедился, что поршень насоса с трудом вытягивался несколькими физически сильными рабочими. И даже 8 лошадей, впряженных с разных сторон, не смогли разъединить полушария. Давайте попробуем объяснить этот опыт.

Ученик: чем больше выкачивали воздух из полого шара, тем сильнее прижимались полушария атмосферным давлением снаружи (слайд 28 компьютерной презентации)

Учитель: дома можете попробовать проделать аналогичный опыт – для этого понадобится два стакана, огарок свечи, немного газетной бумаги и ножницы.

Поставьте зажженный огарок в один из стаканов. Вырежьте из нескольких слоев газетной бумаги, положенных один на другой, круг диаметром немного большим, чем внешний край стакана. Затем вырежьте середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана оставалась открытой. Смочите бумагу водой, полученную эластичную прокладку положите на верхний край первого стакана. Осторожно поставьте на прокладку перевернутый второй стакан и прижмите его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обоих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь, взявшись за верхний стакан, поднимите его. Нижний стакан как бы прилип к верхнему и поднялся вместе с ним. Почему это произошло? Объясните после выполнения.

Ученик: огонь нагрел воздух, содержащийся в нижнем стакане, воздух расширился и часть его вышла из стакана. Когда мы медленно приближали к первому стакану второй, содержащийся в нем воздух тоже нагрелся и часть его вышла наружу. Значит, когда оба стакана были плотно придавлены один к другому, в них было меньше воздуха, чем до начала опыта. Свеча потухла, как только был израсходован весь содержащийся в обоих стаканах кислород. После того как оставшиеся газы остыли, давление их уменьшилось, а атмосферное давление снаружи осталось неизменным. Оно-то так плотно и придавило стаканы друг к другу, а точнее, разность между атмосферным давлением и давлением газов внутри стаканов.

Рассмотрим еще один опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Опыт 3: в сосуд с водой опускаем прозрачный цилиндр с поршнем, плотно прилегающим к стенкам цилиндра. Поднимем поршень из нижнего положения вверх. Что наблюдаем? Почему?

Ученик: вода поднимается вслед за поршнем вверх, так как вода по закону Паскаля передает давление, оказываемое атмосферой на воду в сосуде. В пространстве под поршнем образовалось разряжение, куда и устремилась вода под действием атмосферного давления.

Учитель: в 1640 году в Италии герцог Тосканский решил построить фонтан на террасе дворца (слайд 29 компьютерной презентации). Денег не жалел, ему хотелось быть обладателем самого большого фонтана. Построили насос, однако он поднимал воду из подземного источника всего лишь на высоту 10,3 м над уровнем водоема. Герцог рвал и метал, обвиняя ученых в невежестве, а местных служителей церкви в неумении изгнать злого духа из насоса. Тогда пригласили Эванжелисто Торричелли – ученика Галилея, и он высказал мысль, что вода в насосе поднимается под действием веса атмосферы. Давление столба воды высотой 10,3 м как раз уравновешивается давлением атмосферы. А если взять не воду, а более плотную жидкость, например ртуть, плотность которой 13600 кг/м3, что более, чем в 13 раз больше плотности воды, то высота столба жидкости будет менее 1 м. И Торричелли проделал следующий опыт (слайд 30 компьютерной презентации):

Стеклянную трубку длиной 1 м, запаянную с одного конца, заполнил полностью ртутью, и плотно закрыв открытый конец трубки, перевернул ее этим концом в чашку с ртутью. Часть ртути из трубки вылилась. Часть осталась. Над ртутью образовалось безвоздушное пространство.

Почему часть ртути вылилась?

Ученик: атмосфера давит на ртуть в чашке, ртуть в трубке тоже давит на ртуть в чашке, так как установилось равновесие, то эти давления равны. Значит атмосфера оказывает такое же давление, как столбик ртути в трубке.

Учитель: высота столбика ртути в опыте Торричелли оказалась равной 760 мм. Рассчитать давление ртути в трубке означает рассчитать давление атмосферы. Если атмосферное давление повышается или понижается, то столбик ртути в трубке соответственно повышается или понижается. Так появилась единица измерения атмосферного давления - мм. рт. ст. – миллиметр ртутного столба (слайд 31 компьютерной презентации).

Связь между единицами измерения давления: 1 мм.рт.ст. = 133,3 Па. Нормальное атмосферное давление принято считать равным 760 мм.рт.ст.:

760 мм.рт.ст. = 760 х 133,3 = 101300Па = 101,3 кПа.

Наблюдая за уровнем ртути в трубке, Торричелли заметил, что уровень меняется, значит он не является постоянным и зависит от изменения погоды.

(слайд 32 компьютерной презентации) – если давление повышается, погода будет хорошей: холодной –зимой, жаркой – летом. Если давление резко понижается, значит будет появление облачности и насыщение влагой воздуха. Давайте вспомним из курса географии, почему так происходит?

Ученик: давление повышается, если будут происходить перемещения масс воздуха вниз (нисходящие потоки). Опускается с больших высот сухой воздух, поэтому погода будет хорошей без осадков. Давление понижается при восходящих потоках воздуха. Вверх поднимается воздух, обильно насыщенный водяными парами. Вверху он охлаждается, что приводит к появлению облачности, выпадению осадков – погода резко ухудшается.

Учитель: также давление зависит от высоты над уровне моря. Так, подъем на каждые 12 м ведет к уменьшению давления на 1 мм.рт.ст. (133,3 Па) (слайд 33 компьютерной презентации).

Сравните давления атмосферы на станции метро и у вагона метро; у подножия горы и на вершине.

Ученик: так как давление с глубиной увеличивается, то у вагона метро оно будет больше. И наоборот, так как давление с высотой уменьшается, то на вершине горы оно будет меньше.

Учитель: трубка Торричелли с приставленной линейкой представляет собой первый прибор для измерения атмосферного давления – ртутный барометр (слайд 34 компьютерной презентации) – от греческого слова – baros – тяжесть).

Удобен ли такой прибор?

Ученик: нет, так как очень громоздкий и небезопасен, так как ртуть – ядовитая жидкость.

Учитель: поэтому жидкостный барометр заменен безжидкостным. Это – барометр – анероид (слайд 35 компьютерной презентации). В переводе с греческого  – Нерей –морской бог.

Рассмотрим схему: (слайд 36 компьютерной презентации) гофрированная коробочка из которой выкачан воздух, соединена плоской пружиной с передаточным механизмом, на который насажена спираль, конец которой соединен со стрелкой. Как работает данное устройство?

Ученик: при изменении атмосферного давления изменяется объем гофрированной коробочки, вследствие чего изменяется сжатие пружины. Передаточный механизм передает движение пружины стрелке, которая скользит вдоль шкалы прибора.

Учитель: шкала барометра (слайд 37 компьютерной презентации) проградуирована в мм.рт.ст. и в кПа. Иногда шкала барометра указывает и погодные условия. Сконструированы модификации барометра – барограф – прибор для непрерывной автоматической записи изменений атмосферного давления; и альтиметр – прибор для определения высоты полета самолета.

Итак, сегодня мы познакомились с понятием атмосферного давления и с приборами для его измерения.

На следующем уроке мы поговорим о значении атмосферного давления в нашей жизни, о влиянии, учете и использовании атмосферного давления.

Домашнее задание: прочитать страницы 50-51 учебника и выполнить экспериментальное задание на странице 55 № 1 по инструкции.

Экспериментальное задание № 3.

Тема: “Расчет силы давления атмосферы на книгу”.

Цель: Рассчитать силу давления атмосферы на учебник “Физика-7”.

Оборудование:

учебник,

линейка,

барометр.

Расчетные формулы:

F = p х S

S = a х b

Ход работы

1. Измерьте длину и ширину учебника.

2. Запишите результат и осуществите перевод в систему С. И.:

a = … см = …м

b = … см = …м

3. Рассчитайте площадь поверхности учебника:

S = a х b = … м … м = … м

4. Рассмотрев шкалу барометра, измерьте атмосферное давление (в мм. рт. ст.).

5. Запишите результат и осуществите перевод в систему С. И., помня, что:

1мм. рт. ст. = 133,3 Па

p = … мм. рт. ст. = … Па

6. Рассчитайте силу давления атмосферы на учебник:

F = p х S = … Па х …м = … Н

7. Выразите силу давления в килоньютонах:

F = … Н = … кН

8. Сделайте вывод.

Используемая литература:

Кириллова И.Г., Книга для чтения по физике, Москва, Просвещение,1978.

Бесчастная Н.С. Физика в рисунках, Москва, Просвещение, 1981.

под редакцией академика Ландсберга Г.С. Элементарный учебник физики, том 1, механика, теплота, молекулярная физика, Москва, Наука, 1973.

Храмов Ю.А. Физики: Библиографический справочник, Москва, Наука,1983.

Балебанова Т.В., Козина Е.В., Естествознание, 5-6 классы, Москва, Аквариум,1997.

Гуревич А.Е. Физика 7 класс, Москва, Новая школа, 1996.

Керол Варли, Лайза Майлз, , География, энциклопедия, Москва, Росмен, 2002.

Арманд Н.Н., Утехина В.Д. Наша планета, Москва, Мир,1985.

Большая энциклопедия эрудита, Москва, Махаон, 2004.

программное обеспечение – 1с: школа, Физика, библиотека наглядных пособий, 7-11 классы, Дрофа , Формоза;

Интерактивный курс физики для 7-11 классов, Физикон



Предварительный просмотр:

Домашние лабораторные работы по физике в 7-м классе

Тема: Первоначальные сведения о строении вещества

1        Взаимное притяжение молекул.

2.           Как впитывают влагу различные ткани?

3        Смешиваем несмешивающиеся.

4        Рост кристаллов.

Тема: Взаимодействие тел

5        Определение пройденного пути из дома в школу.

6        Взаимодействие тел.

7        Определение плотности куска мыла.

8        Тяжел ли воздух?

9        Определение массы и веса воздуха в твоей комнате.

10.         Почувствуй трение.

Тема: Давление

11        Определение зависимости давления газа от температуры.

12        Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.

13.        Плавает или тонет.

Тема: Работа и мощность

14        Вычисление работы, совершаемой учеником при подъеме по лестнице.

15        Определение мощности, которую ученик развивает при подъеме.

16        Выяснение условия равновесия рычага.

Домашняя лабораторная работа № 1

Тема: “Взаимное притяжение молекул”

Оборудование: картон, ножницы, миска с ватой, жидкость для мытья посуды.

Ход работы:

1. Вырезать из картона лодочку в виде треугольной стрелы.

2. Налить в миску воды.

З Осторожно положить лодочку на поверхность воды.

4. Окунуть палец в жидкость для мытья посуды.

5. Осторожно погрузить палец в воду сразу за лодочкой.

6. Описать наблюдения.

7. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 2

Тема: “Как впитывает влагу различные ткани”

Оборудование: разные лоскутки ткани, вода, столовая ложка, стакан, круглая резинка, ножницы.

Ход работы:

1. Вырезать из различных кусочков ткани квадрат размером 10x10 см.

2. Накрыть стакан этими кусочкам.

3. Закрепить их на стакане круглой резинкой.

4. Осторожно налить на каждый лоскуток ложку воды.

5. Снять лоскуты, обратить внимание на количество воды в стакане.

6. Сделать выводы.

Домашняя лабораторная работа № 3

Тема: “Смешиваем несмешивающиеся”

Оборудование: пластиковая бутылка или прозрачный одноразовый стакан, растительное масло, вода, ложка, жидкость для мытья посуды.

Ход работы:

1. Налить в стакан или бутылку немного масла и воды.

2. Тщательно перемешать масло и воду.

3. Добавить немного жидкости для мытья посуды. Размешать.

4. Описать наблюдения.

5. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 4

Тема: “Рост кристаллов”

Оборудование: стакан, вода, кастрюли, карандаш, нить, сахар, стакан.

Ход работы:

1. Взять две части воды и одну часть сахара. Перемешать.

2. Попроси родителей помочь тебе нагреть раствор.

3. Перелить раствор в стакан.

4. Привязать к карандашу нить так, чтобы она опустилась в раствор.

5. Положить карандаш сверху стакана.

6. Оставить стакан на несколько дней.

7. Посмотреть, что образовалось на нити.

8. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 5

Тема: “Определение пройденного пути из дома в школу”

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

1. Выбрать маршрут движения.

2. Приблизительно вычислить с помощью рулетки или сантиметровой ленты длину одного шага. (S’)

3. Вычислить количество шагов при движении по выбранному маршруту (n).

4. Вычислить длину пути: S = S’ . n, в метрах, километрах, заполнить таблицу.

5. Изобразить в масштабе маршрут движения.

N        

S, см        

N, шт.        

S, см        

S, м        

S, км

6. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 6

Тема: “Взаимодействие тел”

Оборудование: стакан, картон.

Ход работы:

1. Поставить стакан на картон.

2. Медленно потянуть за картон.

3. Быстро выдернуть картон.

4. Описать движение стакана в обоих случаях.

5. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 7

Тема: “Вычисление плотности куска мыла”

Оборудование: кусок хозяйственного мыла, линейка.

Ход работы:

1. Взять новый кусок мыла.

2. Прочитать на куске мыла чему равна масса куска (в граммах)

3. С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см)

4. Вычислить объем куска мыла: V = a . b . c (в см3)

5. По формуле вычислить плотность куска мыла: p = m/V

6. Заполнить таблицу:

m, г        

а, см        

b, см        

с, см        

V, см 3        

р, г/см 3

7. Перевести плотность, выраженную в г/см 3, в кг/м 3

8. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 8

Тема: “Тяжел ли воздух?”

Оборудование: два одинаковых воздушных шара, проволочная вешалка, две прищепки, булавка, нить.

Ход работы:

1. Надуть два шарика до одиночного размера и завязать ниткой.

2. Повесить вешалку на поручень. (Можно положить палку или швабру на спинки двух стульев и прицепить вешалку к ней.)

3. К каждому концу вешалки прикрепить прищепкой воздушный шарик. Уравновесить.

4. Проткнуть один шарик булавкой.

5. Описать наблюдаемые явления.

6. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа №9

Тема: “Определение массы и веса в моей комнате”

Оборудование: рулетка или сантиметровая лента.

Ход работы:

1. С помощью рулетки или сантиметровой ленты определить размеры комнаты: длину, ширину, высоту, выразить в метрах.

2. Вычислить объем комнаты: V = a . b . c.

3. Зная плотность воздуха, вычислить массу воздуха в комнате: m = р . V.

4. Вычислить вес воздуха: р = mg.

5. Заполнить таблицу:

а, м        

b, м        

c, м        

V, м 3        

Р, кг/м 3        

т, кг        

P, H

6. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 10

Тема: “Почувствуй трение

Оборудование: жидкость для мытья посуды.

Ход работы:

1. Вымыть руки и вытереть их насухо.

2. Быстро потереть ладони друг о друга в течение 1–2 мин.

3. Нанести на ладони немного жидкости для мытья посуды. Снова потереть ладони в течении 1–2 мин.

4. Описать наблюдаемые явления.

5. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 11

Тема: “Определение зависимости давления газа от температуры”

Оборудование: воздушный шар, нить.

Ход работы:

1. Надуйть шарик, завязать его нитью.

2. Повесить шарик на балкон.

3. Через некоторое время обратить внимание на форму шарика.

4. Объяснить почему:

а) Направляя струю воздуха при надувании шара в одном направлении, мы заставляем его раздуваться сразу во все стороны.

б) Почему не все шары принимают сферическую форму.

в) Почему при понижении температуры шарик изменяет свою форму.

5. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 12

Тема: “Вычисление силы с которой атмосфера давит на поверхность стола?”

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

1. С помощью рулетки или сантиметровой ленты вычислить длину и ширину стола, выразить в метрах.

2. Вычислить площадь стола: S = a . b

3. Принять давление со стороны атмосферы равным Рат = 760 мм рт.ст. перевести Па.

4. Вычислить силу, действующую со стороны атмосферы на стол:

P = F/S

F = P . S

F = P . a . b

5. Заполнить таблицу.

a, м        

b, м        

S, м2        

P, Па        

F, Н

6. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 13

Тема: “Плавает или тонет?

Оборудование: большая миска, вода, скрепка, кусочек яблока, карандаш, монета, пробка, картофелина, соль, стакан.

Ход работы:

1. Налить в миску или таз воды.

2. Осторожно опустить в воду все перечисленные предметы.

3. Взять стакан с водой, растворить в нем 2 столовые ложки соли.

4. Опустить в раствор те предметы, которые утонули в первом.

5. Описать наблюдения.

6. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 14

Тема: “Вычисление работы, совершаемой ученика при подъеме с первого на второй этаж школы или дома”

Оборудование: рулетка.

Ход работы:

1. С помощью рулетки измерить высоту одной ступеньки: Sо.

2. Вычислить число ступенек: n

3. Определить высоту лестницы: S = Sо . n.

4. Если это возможно, определить массу своего тела, если нет, взять приблизительные данные: m, кг.

5. Вычислить силу тяжести своего тела: F = mg

6. Определить работу: А = F . S.

7. Заполнить таблицу:

Sо, м        

n, шт.        

S, м        

m, кг        

F, Н        

А, Дж                 

8. Сделать вывод

Домашняя лабораторная работа № 15

Тема: “Определение мощности, которую ученик развивает, равномерно поднимаясь медленно и быстро с первого на второй этаж школы или дома”

Оборудование: данные л/р. № 14, секундомер.

Ход работы:

1. Используя данные л/р. № 14 определить работу, совершаемую при подъеме по лестнице: А.

2. С помощью секундомера определить время, затраченное на медленное поднятие по лестнице: t1.

3. С помощью секундомера определить время, затраченное на быстрое поднятие по лестнице: t2.

4. Вычислить мощность в обоих случаях: N1, N2, N1 = A/ t1, N2 = A/t2

5. Результаты записать в таблицу:

N        

А        

t1, c        

t2, с         

N1, Вт        

N2, Вт

6. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 16

Тема: “Выяснение условия равновесия рычага”

Оборудование: линейка, карандаш, резинка, монеты старого образца (1 к, 2 к, З к, 5 к).

Ход работы:

1. Положить под середину линейки карандаш, чтобы линейка находилась в равновесии.

2. Положить на один конец линейки резинку.

3. Уравновесить рычаг с помощью монет.

4. Учитывая, что масса монет старого образца 1 к – 1 г, 2 к – 2 г, З к – З г, 5 к – 5 г. Вычислить массу резинки , m1, кг.

5. Сместить карандаш к одному из концов линейки.

6. Измерить плечи l1 и l2, м.

7. Уравновесить рычаг с помощью монет m2, кг.

8. Определить силы, действующие на концы рычага F1 = m1g, F2 = m2g

9. Вычислите момент сил M1 = F1l1, М2 = Р212

10. Заполните таблицу.

l1, м        

l2, м        

m 1, кг        

m 2, кг        

F 1, Н . м        F2, Н . м        

М1 , Н . м        

M 2, Н .

11. Сделать вывод.



Предварительный просмотр:

Опыт 1: возьмем стакан с водой, накроем листом бумаги, прижмем рукой и перевернем. Уберем руку и видим, что лист бумаги не падает. Почему? Ведь на лист оказывает давление столбик воды.

Опыт 2: дома можете попробовать проделать аналогичный опыт – для этого понадобится два стакана, огарок свечи, немного газетной бумаги и ножницы.

Поставьте зажженный огарок в один из стаканов. Вырежьте из нескольких слоев газетной бумаги, положенных один на другой, круг диаметром немного большим, чем внешний край стакана. Затем вырежьте середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана оставалась открытой. Смочите бумагу водой, полученную эластичную прокладку положите на верхний край первого стакана. Осторожно поставьте на прокладку перевернутый второй стакан и прижмите его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обоих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь, взявшись за верхний стакан, поднимите его. Нижний стакан как бы прилип к верхнему и поднялся вместе с ним. Почему это произошло? Объясните после выполнения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«атмос» – пар «сфера» - шар Атмосфера

Слайд 2

тропосфера - до 16 км стратосфера - до 50 км мезосфера - до 80 км термосфера - 80 км и выше экзосфера

Слайд 3

тропосфера - 90 % всей массы воздуха над экватором -17 км в полярных областях - 8-9 км в средних широтах - 10-11 км «ТРОПОС» - ПОВОРОТ

Слайд 4

h = 5,5 км в 2 раза меньше, чем у поверхности h =11 км в 4 раза меньше, чем у поверхности ВАКУУМ СТРАТОСФЕРА - "СТРАУМ" - НАСТИЛ, СЛОЙ МЕЗОСФЕРА - "МЕЗО" - СРЕДНИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТЕРМОСФЕРА - "ТЕРМО"- ТЕПЛО ЭКЗОСФЕРА

Слайд 5

Сернистый газ, сероводород, сера

Слайд 6

Пыль

Слайд 7

Оксиды азота

Слайд 8

озон О 3 кислород О 2

Слайд 9

СО 2 Венера Марс

Слайд 10

планеты-гиганты гелий, метан, аммиак

Слайд 11

Луна Меркурий атмосферы нет

Слайд 12

тропосфера h =17 км t = -75 0 С t в стратосфере повышается до 0 0 С t в мезосфере понижается до – 85 0 С изменения температуры в термосфере на h=400 км t= 727 0 -927 0 С в экзосфере t= 1000 0 -1200 0 С

Слайд 13

p 1 p 2 p 3 p 4 p 1

Слайд 14

МАГДЕБУРГСКИЕ ПОЛУШАРИЯ

Слайд 15

ОПЫТ ТОРРИЧЕЛЛИ

Слайд 16

СВЯЗЬ МЕЖДУ ЕДИНИЦАМИ ДАВЛЕНИЯ: 1 ММ.РТ.СТ.=133,3 ПА НОРМАЛЬНОЕ АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ: 760 ММ.РТ.СТ.=760Х133,3= 101300ПА=101,3 КпА

Слайд 17

ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ НА КАЖДЫЕ 12 М ВЕДЕТ К ИЗМЕНЕНИЮ ДАВЛЕНИЯ НА 1 ММ.РТ.СТ.



Предварительный просмотр:

Физический эксперимент - способ развития творческого мышления учащихся                  

Содержание

Введение

ГЛАВА 1 Виды и роль эксперимента в обучающем процессе

1.    Демонстрационный эксперимент

2.    Фронтальные лабораторные работы

3.    Физический практикум

 ГЛАВА 2 Занимательные опыты по физике

1.    Инерция

2.    Сила тяжести давления

3.    Сила трения

Заключение

Литература

Введение

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Традиционная школа направлена на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно,

Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал, в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

Восприятие внешнего мира начинается от живого созерцания, связанного с чувственными воздействиями на человека. Эти воздействия могут проявляться при наблюдении явлений в окружающем нас мире.

Явления можно наблюдать и в специально созданных условиях, например, в физическом кабинете. В этом случае имеют дело с физическим экспериментом.

Окружающие нас физические объекты претерпевают различные изменения, т.е. происходят физические процессы или явления.

Задача физики - объяснить происходящее явление, причину его возникновения, но для этого нужно обнаружить явление среди многообразных проявлений природы, установить научный факт. Поэтому первым этапом изучения явления в науке является наблюдение. Но и ограничиться простым наблюдением нельзя. Явление нужно изучать глубоко и обстоятельно. Необходимо создать определенные условия протекания явлений и менять их в соответствии с планом исследования, то есть проводить физический эксперимент.

При проведении эксперимента воспроизводится не только физическое явление, но и выясняется взаимосвязь и зависимость протекания явления от изменения условий в данном эксперименте.

В новых условиях работы школы, в условиях возрастающего потока учебной информации и большой плотности учебного материала наряду со словесными и другими методами обучения соответствующее место должен занимать и физический эксперимент. Это тем более важно, что при обучении в школе он еще недостаточно полно используется в настоящее время.

Физический эксперимент, как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников.

Слайд 2

Осуществление видов школьного эксперимента: демонстрации опытов и проведение лабораторных работ – позволяет мне успешно решать задачу связи физики с техникой. Тем самым  развивая интерес у учащихся к предмету и способность применять знания на практике.

2.Виды и роль эксперимента в обучающем процессе.

Слайд 3

Применяемый мной демонстрационный эксперимент является одной из составляющих учебного физического эксперимента и представляет собой воспроизведение физических явлений на демонстрационном столе с помощью специальных приборов. Он относится к иллюстративным эмпирическим методам обучения. Демонстрационный эксперимент  играет в физике роль источника знаний и критерий их истинности, и дает возможности для организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Слайд 4

Значение демонстрационного физического эксперимента :

-на таком уроке я знакомлю учащихся с экспериментальным методом познания в физике, формируя у них при этом научное мировоззрение, некоторые экспериментальные умения: наблюдать явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, анализировать результаты, устанавливать зависимости  между величинами, делать выводы и т.п.

Так, например, при изучении атмосферного давления провожу эксперимент со стаканом с водой, после которого учащиеся должны объяснить существование атмосферного давления. Цель данного урока: рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие, рассмотреть использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности (в медицине).

                                                                        Магдебургские тарелки

   

Опыт 1.                                 Опыт 2

Демонстрационный эксперимент способствует наглядному восприятию учащимися учебного материала, его пониманию и запоминанию; позволяет мне осуществить политехническое обучение учащихся; способствует повышению интереса к изучению физике и созданию мотивации учения. Но при проведении демонстрационного эксперимента учащиеся только пассивно наблюдают за опытом, проводимым учителем, сами при этом ничего не делают собственными руками. Следовательно, необходимо наличие самостоятельного эксперимента учащихся по физике.

Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях “работу руками”. Это достигается мною при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты. Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений.

Слайд 6

Значение лабораторных занятий.

На таких уроках я формирую у учащихся экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. К первой группе относятся умения: определять цель эксперимента, выдвигать гипотезы, подбирать приборы, планировать эксперимент, вычислять погрешности, анализировать результаты, оформлять отчет о проделанной работе. Ко второй группе относятся умения: собирать экспериментальную установку, наблюдать, измерять, экспериментировать.

Кроме того, при выполнении таких работ у учащихся вырабатываю такие важные личностные качества, как аккуратность в работе приборами; соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, в записях, которые делаются во время эксперимента, организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется определенная культура умственного и физического труда.

Так, например, на том же уроке изучения атмосферного давления выполняется лабораторная работа «Сухая монета», которая позволяет увидеть существование атмосферного давления, уже ощущая это на практике.

Сухая монетка.

Положи на плоскую тарелку монету и налей немного воды. Монета очутится под водой. Теперь предложи товарищу взять монету голой рукой, не замочив пальцев и не выливая воду из тарелки. Едва ли он сообразит, как это сделать. А фокус в том, что воду надо отсосать. Но не ртом, конечно. Ведь неизвестно, где эта монета валялась, в каких руках она побывала.

Возьми тонкий стакан, ополосни его кипятком и опрокинь на тарелку рядом с  монетой. Теперь смотри, что будет.

Слайд  8,9

Фронтальные лабораторные работы - это такой вид практических работ, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование. Фронтальные лабораторные работы чаще всего выполняются группой учащихся, состоящей из двух человек, иногда я провожу  индивидуальную работу. Перед проведением работы я выявляю подготовленность учащихся к сознательному выполнению работы: провожу фронтальный опрос по теории, относящейся к данной лабораторной работе, определяю вместе с ними ее цель, обсуждаем ход выполнения работы, правила работы с приборами, методы вычисления погрешностей измерений. Фронтальные лабораторные работы не очень сложны по содержанию, тесно связаны хронологически с изучаемым материалом и рассчитаны, как правило, на один урок. Описания лабораторных работ можно найти в школьных учебниках по физике, но иногда я выхожу за рамки и школьного учебника и провожу кратковременные лабораторные работы. Например, при изучении колебательного движения «Зависимость периода и частоты колебания от длины нити»

Слайд 10,11

Физический практикум проводится мною с целью повторения, углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики; развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путем использования более сложного оборудования, более сложного эксперимента; формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных с экспериментом. Физический практикум не связан по времени с изучаемым материалом, я провожу его, как правило, в конце учебного года, иногда - в конце первого и второго полугодий. При этом я формирую группы из 2-4 человек на различном оборудовании. К каждой работе я составляю инструкцию, которая должна содержать: название, цель, список приборов и оборудования, краткую теорию, описание неизвестных учащимся приборов, план выполнения работы. После проведения работы учащиеся сдают отчет, который должен содержать: название работы, цель работы, список приборов, схему или рисунок установки, план выполнения работы, таблицу результатов, формулы, по которым вычислялись значения величин, вычисления погрешностей измерений, выводы. При оценке работы учащихся в практикуме  я учитываю их подготовку к работе, отчет о работе, уровень сформированности умений, понимание теоретического материала, используемых методов экспериментального исследования.      

Слайд 12

При отсутствии соответствующей технологической базы мною используется ещё один вид эксперимента –  виртуальный, который представляет большой интерес у учащихся

Слайд 13-15

Также мною на уроках широко используется выполнение домашнего экспериментального задания. Например, при изучении темы «Атмосферное давление» .

Цели данного задания:

Образовательная: вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование навыков по исследовательской деятельности.

Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы

Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к экспериментальной физике.

Задача проекта: выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления.

В процессе работы над проектом вы должны:

Выбрать эксперимент

Подобрать необходимое оборудование

Изготовить пояснительный рисунок

Показать эксперимент

Объяснить его

Эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными.

2-й этап. Организация деятельности

Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, выбирают из литературы, какой эксперимент они будут показывать.  (Перечень экспериментов – приложение 1)

3-й этап. Осуществление деятельности

4-й этап. Презентация

Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Результаты само - и взаимооценки заносят в оценочный лист . (см. приложение – 2)                         

3. Занимательные опыты по физике

Но опыты в физике могу не только иллюстрировать различные физические процессы, но и стимулировать познавательную активность и желание учиться. Так, например, некоторые опыты при изучении механики применяются мною на уроках:

Инерция.

Интереснейшим подтверждением существования инерции  служит обыкновенный волчок. Каждая частица волчка движется по окружности в плоскости, перпендикулярной оси вращения. По закону инерции частица  в каждый момент времени стремится сойти с окружности на прямую линию, касательную к окружности. Но всякая касательная расположена в той, же плоскости, что и сама окружность; поэтому каждая частица стремится двигаться так, чтобы все время оставаться в плоскости, перпендикулярной к оси вращения. Отсюда следует, что все плоскости в волчке, перпендикулярны к оси вращения, стремятся сохранить свое положение в пространстве, а поэтому и общий перпендикуляр к ним, т.е. сама ось вращения, также стремится сохранить свое равновесие, волчок как бы сопротивляется попытке его опрокинуть. Чем массивнее волчок и чем быстрее он вращается, тем упорнее противодействует он опрокидыванию.

Сила тяжести давления

Силу тяжести, с которой тела притягиваются к Земле, нужно отличать от веса тела. Понятие веса широко используется в повседневной жизни.

 Для проверки теории можно использовать следующие опыты:

 Возьмем диск из металла  (фанеры или пластмассы) диаметром 10 см., по его размерам вырежем кусок бумаги. В одну руку возьмите бумажный диск, а в другую металлический (фанерный или пластмассовый) и предоставьте им возможность свободно падать с одной и той же высоты.

Почему металлический диск упадет быстрее бумажного? Положите бумажный диск на металлический и дайте им возможность свободно падать. Почему в этом случае они падают одновременно?

Ответ: На каждый диск действует две силы: сила тяжести и сила сопротивления воздуха. В начале движения равнодействующая этих сил направлена в низ, больше для металлического диска, поэтому он будет двигаться с большим ускорением. Но с увеличением скорости сила сопротивления воздуха увеличится и станет равной силе тяжести. В итоге оба диска будут двигаться равномерно, но металлический диск – с большей скоростью. (Похожая ситуация возникает когда парашютист находится в состоянии свободного полета: выпрыгивая из самолета он имеет сравнительно небольшую скорость потом разгоняясь примерно до 50 м/с эти две силы уравновешиваются и он подает с постоянной скоростью).

Во втором случае сопротивление воздуха преодолеет только металлический диск, а сила тяжести сообщает телам равные ускорения в независимости от их масс.

·        Возьмите два одинаковых по размерам и массе листа бумаги. Один лист скомкайте. Одновременно отпустите листы с одной и той же высоты. Почему скомканный лист падает быстрее?

Ответ: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила  сопротивления со стороны воздуха.

Сила трения.

Трение – один из видов взаимодействия тел. Оно возникает при соприкосновении двух тел.

Вот опыт, показывающий, что происходит, если действие силы трения мало.

·        Возьмем шелковую нить. Привяжем ее конец узлами к какому-либо грузу и дерним за второй конец нити. Узлы развяжутся.

Или еще опыт более сложный для объяснения.

·        Возьмем линейку и положим горизонтально на указательные пальцы рук. Не торопясь перемещаем пальцы к центру линейки. Почему линейка двигается то по одному, то по другому пальцу?

Ответ: Сила давления со стороны линейки на пальцы изменяется при движении. Стало быть, изменяется и сила трения между пальцами и линейкой. Если один палец расположен ближе к центру, то на него сила давления действует больше. Между ним и линейкой действует большая сила давления, следовательно, перемещается второй палец и т.д.

Это некоторые опыты, которые можно демонстрировать на уроке. Но изучение физики не ограничивается рамками урока, возможно проведение различных викторин, физических вечеров и конкурсов.

Опыты следует тщательно готовить, так как самый занимательный опыт, не удавшийся сразу, перестает интересовать детей и внимание их ослабевает. Опыт не вызывает интереса и в том случае, неудачно сформулирован вопрос, когда плохо пояснена демонстрация.

Заключение

 Уже в определении физики как науки заложено сочетание в ней как теоретической, так и практической частей. Считается важным, чтобы в процессе обучения учащихся физике учитель смог как можно полнее продемонстрировать своим ученикам взаимосвязь этих частей. Ведь когда учащиеся почувствуют эту взаимосвязь, то они смогут многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать верное теоретическое объяснение. Это может являться показателем достаточно полного владения материалом.

Какие формы обучения практического характера можно предложить в дополнение к рассказу преподавателя? В первую очередь, конечно, это наблюдение учениками за демонстрацией опытов, проводимых учителем в классе при объяснении нового материала или при повторении пройденного, так же можно предложить опыты, проводимые самими учащимися в классе во время уроков в процессе фронтальной лабораторной работы под непосредственным наблюдением учителя. Еще можно предложить: 1)опыты, проводимые самими учащимися в классе во время физического практикума; 2)опыты-демонстрации, проводимые учащимися при ответах; 3)опыты, проводимые учащимися вне школы по домашним заданиям учителя; 4)наблюдения кратковременных и длительных явлений природы, техники и быта, проводимые учащимися на дому по особым заданиям учителя.

Опыт же не только учит, он увлекает ученика, заставляет лучше понимать то явление, которое он демонстрирует. Ведь известно, что человек заинтересованный в конечном результате добивается успеха. Так и в данном случае заинтересовав ученика, пробудем тягу к знаниям. Использование всякого рода викторин основана тоже на том, что бы заинтересовать, но здесь  проявляется монет игры, соревнования, то есть спортивный интерес. От умения учителем применять такого рода опыты напрямую зависит успеваемость его учеников.  

Литература

1.   . Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Л.А.Горев. М.: “Просвещение”, 1985.

2.     Занимательная физика. Я.И. Перельман.  М.: “Наука”, 1991.

3.     Сборник по методике и технике физического эксперимента. Под ред.  Н.В. Алексеева. М.: “Учпедгиз”, 1960.

4.     Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы.  Под ред. С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. М.: “Академия”, 2000

5. Т.И.Трофимова. “Курс физики”, изд. “Высшая школа”, М., 1999г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Балаково

Саратовской области

Физический эксперимент – способ развития творческого мышления учащихся.

                                                                    Солостовская Марина Анатольевна,    

                                                                учитель физики

                                                                    первой квалификационной категории

                                                2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА".

Задачи предлагаемого доклада - ознакомление со становлением и развитием понятий модели и метода моделирования на уроках физики путём анализа фрагментов работы, которая проводилась мною на основе специ...

Выступление на ГМО: "Роль физического эксперимента на уроках физики"

«Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением» (М.В. Ломоносов)« Опыт – верховный судья теории» (Л.Д. Ландау)«Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать»...

Роль эксперимента на уроках физики. Особенности реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо с...

«Роль физического эксперимента на уроках физики»

Цель исследования заключается в повышении эффективности учебно – воспитательного процесса посредством разработки и использования на уроках экспериментальных работ учащихся....

Демонстрационный эксперимент на уроках физики в 8 и 10 классах, при изучении некоторых тем по разделу "Электростатика". Из опыта работы учителя физики

Учитель физики Колобухов А.В.   ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)г. Санкт-Петербург               Материалы настоящей статьи содержит описание демо...

Использование виртуального физического эксперимента на уроках физики.

  Среди учебных предметов основной школы дисциплина физика занимает одно из ведущих мест. Это связанно с тем, что физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве уче...