Главные вкладки

    Презентация к уроку физики (11 класс) по теме:
    Интерференция света

    Данная работа является дополнительным материалом при изучении интерференции света.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    interferenciya_sveta.ppt2.68 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Учитель физики Сухова Татьяна МихайловнаМОУ «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» Ленинского районаг.Саратова.
    Когерентность волн
    Это волны, имеющие одинаковые частоты, постоянную разность фаз, а колебания происходят в одной плоскости.
    Наложение когерентных волн, приводящее к перераспределению энергии в пространстве (интенсивности света).
    Как происходит интерференция?
    Как происходит интерференция?
    Томас Юнг – разносторонний учёный, светский человек, врач, гимнаст и музыкант. В 20 лет стал членом королевского научного общества, за доказательство того, что хрусталик человеческого глаза – линза с переменной кривизной.
    Свет от точечного монохроматического источника S падал на два небольших отверстия на экране. Эти отверстия – два когерентных источника света S1 и S2.Волны от них интерферируют в области перекрытия, проходя разные пути: r1 и r2.
    Различные цвета тонких плёнок – результат интерференции двух волн, отражающихся от нижней и верхней поверхности плёнки. Усиление света произойдёт в том случае, если преломлённая волна 2 отстанет от отражённой 1 на чётное число длин волн.
    2
    1
    Потеря полуволны λ/2 происходит при отражении от верхней поверхности плёнки. Следовательно, оптическая разность хода Δ=2dn­λ/2. Тогда условие максимального усиления интерферирующих лучей в отражённом свете следующее: mλ=2dn­λ/2.Различные цвета тонких плёнок зависят от:1) толщины плёнки;2) вещества, соприкасающегося с плёнкой;3) угла падения;4) длины световой волны. Если плёнка имеет неодинаковую толщину, то при освещении её белым светом появляются различные цвета. Там, где плёнка тоньше усиливаются лучи с малой длиной волны (синие, фиолетовые), там, где толще – с большей длиной волны (оранжевые, красные).
    Кольца Ньютона возникают при интерференции света, отраженного верхней и нижней границами воздушного зазора.Волна 1 – результат отражения её от выпуклой поверхности линзы на границе стекло- воздух.Волна 2 – отражение от плоской пластины на границе воздух-стекло.Волны когерентны: они имеют одинаковую длину и постоянную разность фаз, которая возникает из-за того, что волна 2 проходит больший путь, чем волна 1.
    Волна 1 не изменяет своей фазы, а волна 2 при отражении от пластины возвращается в противофазе. Поэтому лучи гасят друг друга и наблюдается тёмное пятно.Тёмные кольца возникают при выполнении условия MAX: разность хода равна целому числу длин волн.Светлые кольца возникают там, где MIN: разность хода равна нечётному числу длин полуволн.
    Если свет, освещающий установку, белый, то будут наблюдаться цветные кольца. По расположению колец для разных цветов можно подсчитать длину волны соответствующих цветных лучей. Юнг проделал этот расчет и определил длину волны для разных участков спектра. Интересно, что при этом он использовал данные Ньютона, которые были достаточно точными.
    Начиная с XIX века взгляды ученых-оптиков постепенно склоняются в пользу волновой теории света. Уже известные кольца Ньютона, цвета тонких пленок и ряд эффектов, говорящих о неаддитивности освещенности от нескольких источников, весьма смутно объяснялись корпускулярной теорией. В первую очередь благодаря работам Томаса Юнга появляется теория интерференции как явления перераспределения световой энергии в пространстве. Ставший классическим интерференционный опыт Юнга с двумя щелями позволил впервые оценить длину световой волны.
    Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. – М.: Просвещение, 1986;Сивухин Д. В. Общий курс физики — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Физматлит, МФТИ, 2002. — Т. IV. Оптика. — 792 с. Библиотека наглядных пособий «Физика 7-11».Пермь:Дрофа и Формоза, 2004.