Организация предпрофильного обучения по физике в основной школе
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Кошелева Лидия Анатольевна

       Предпрофильная подготовка – процесс создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени в отношении профилирующего направления собственной учебно-познавательной или другой социально востребованной деятельности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Организация предпрофильного обучения по физике

в основной школе

 Предпрофильное обучение характеризуется наличием двух взаимосвязанных компонентов: основного общего образования по физике (7–9 кл.) и предпрофильной подготовки по ведению элективных курсов (9 кл.). Приоритетные направления модернизации естественно - научного образования(физика, химия, биология):

- формирование у обучающихся основной школы систематических знаний о различных явлениях;

-ознакомление с естественнонаучным методом исследования; формирование основ ценностного отношения человека к природе, самому себе и техническим достижениям цивилизации.

Предпрофильное обучение по физике  проходит в 9 классе через элективные курсы и  осуществляется в системе общего основного образования, что гарантирует соответствие Государственному образовательному стандарту. Рекомендуется в содержание обучения использовать региональный компонент для усиления практической направленности обучения. Всё это позволяет понять значимость физических знаний, умений, навыков для их практического применения, помогает учащимся расширить свой кругозор.          

       Организация предпрофильного обучения  по физике состоит из:

      1.Наличие и обоснованность запроса личности, общества, государства к образованию. Оно отражено в нормативно-правовой базе документов РФ по вопросам образования.

      2. Стандартизация требований к результатам обучения по образовательным программам основного содержания физического образования и элективных курсов по физике на ступени среднего (полного) общего образования. Известно, что  в настоящее время  отсутствует или слабо выражена преемственность образовательных программ по физике. Это ограничивает возможность выбора индивидуальной образовательной  подготовки как в школе, так и в образовании в целом.

      3. Сертификация образовательных программ на федеральном и региональном уровнях. Так создан Федеральный экспертный Совет, который присваивал грифы «Допущено» или «Рекомендовано» программам и учебным материалам, а также КИМ.

      4. Соответствие ресурсов образовательной сети ( демографических, материально-технических, человеческих, научно-методических, административных, рыночных, географических и др.) требованиям функционирования системы управления предпрофильным обучением. Это условие носит административный характер и непосредственно не относится к субъектам обучения – учителю и ученику. Однако именно оно обеспечивает осуществление профессионально-педагогической и учебно-познавательной деятельности.

     Прежняя система образования диктовала свои требования к содержанию обучения, которые были отражены в программах и учебных материалах, а также в их методическом и дидактическом сопровождении. Требовалось передать все те знания и умения, которыми обладал учитель, в полной мере всем учащимся, используя при этом одинаковые приёмы и методы. В силу индивидуальных различий обучающихся возникало противоречие между необходимостью научить хорошо всех и возможностью научиться как можно лучше каждому. Учитель считался единственным носителем и источником достоверной информации и, следовательно, должен был качественно передавать эту информацию обучающимся, следя за дисциплиной и успеваемостью. В эту систему были встроены факультативные учебные курсы, предназначенные для свободного выбора учащимися. Факультативные учебные курсы – это форма группового дифференцированного обучения, обеспечивающая освоение расширенного содержания учебно-образовательной информации (относительно стандартного содержания) и способов познавательной деятельности. Такая традиционная модель  только увеличивала недельную учебную нагрузку.

        Первая задача предпрофильной подготовки  поставлена для работы с обучающимися достаточно высокого уровня мотивации к учению и способными осознанно совершить предварительный выбор профиля собственного образования.

         Вторая задача – для обучающихся с достаточно высоким уровнем мотивации к практической деятельности, имеющих намерения покинуть основную школу после 9 класса и продолжать образование с целью получить профессию.

         Третья задача призвана разрешить проблему слабо мотивированных на традиционное обучение учащихся, давая им возможность найти и распознать свои способности к той или иной деятельности.

        Четвёртая поставлена для работы с обучающимися среднего уровня мотивации к учению вообще и неспособными на данный момент времени осознанно совершить предварительный выбор профиля собственного образования.

       Предпрофильная подготовка – процесс создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени в отношении профилирующего направления собственной учебно-познавательной или иной социально востребованной деятельности. Профильная подготовка, как следует из концепции профильного обучения, – это «система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»), можно чётко определить понятия элективного курса каждого типа:

       Элективные курсы предпрофильной подготовки – обязательный для посещения образовательный курс по выбору обучающихся, направленный на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения и (или) пути дальнейшего образования. Курсы реализуются за счёт школьного компонента.

         Деятельностно-творческое образование будет способствовать формированию компетентности, личностного опыта и других показателей образованности, которые нельзя сложить из простого набора знаний и умений. Первичное освоение методов теоретического и эмпирического познания на основе алгоритмически заданных учителем действий должно дополняться проведением научно-прикладных исследований под руководством учителя, самостоятельной работой с источниками знаний с целью добывания необходимой информации.

        Обновлённое содержание обучения, когда приоритетным является деятельностный компонент, выдвигает перед учителем новые задачи. Их решение требует обновления профессиональных компетенций учителя в вопросах мотивации обучения, т.е. в вопросах педагогической психологии. На уровне предпрофильного образования для повышения уровня мотивации учащихся,  можно рекомендовать создание проблемных ситуаций на учебном занятии: с использованием субъектного опыта учителя или другого взрослого человека, хорошо известного учащимся; с использованием субъектного опыта учащегося или группы учащихся; с помощью средств массовой информации, научно-популярной, художественной литературы, произведений искусства и т.п.; наконец,  с помощью проблемного физического эксперимента.

        Учебные программы предполагают формирование ЗУНов, так что умственное развитие школьников является лишь сопутствующим процессом. В образовательных программах главное внимание сосредотачивается на развитии личности, на выявлении её мотивационных  качеств. Здесь овладение ЗУНами и другими компетенциями осуществляется на основе личностно ориентированного подхода в условиях развития субъектного опыта учащихся и поэтому основным процессом учебного познания является развитие.

Предметно-ориентированные программы могут иметь углублённый, повышенный или расширенный уровень содержания физического образования.

       Пример классификации предпрофильных элективных курсов по физике:

– углублённый уровень содержания физического образования предполагает увеличение числа предметных компетенций в рамках освоения учащимися теоретического метода познания природы; увеличение может производиться не более чем на 30% относительно базового уровня содержания физического образования.

– повышенный (не более чем на 30% относительно базового) уровень содержания физического образования предполагает увеличение числа предметных компетенций в рамках освоения учащимися и теоретического, и эмпирического (практического) методов познания природы;

– расширенный (не более чем на 30%) уровень содержания физического образования предполагает увеличение числа предметных компетенций в рамках освоения учащимися практического метода познания природы.

«Необходимыми условиями создания образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы самоопределению подростка, является, прежде всего, введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору» (Концепция профильного обучения).

Задачи предпрофильной подготовки:

 1.Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.

2. Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками опыта, связанного с профессиональным становлением.

3. Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

4.Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

        Межпредметные (ориентационные) курсы предпрофильной подготовки предполагают выход за рамки учебного предмета «Физика». В процессе их реализации должны найти решение такие задачи обучения, как раскрытие спектра и основного содержания деятельности в современных профессиях и специальностях, соответствующих физико-математическому, естественнонаучному, оборонно-спортивному и др. профилям; создание информационной базы для ориентации ученика в мире современных профессий, где востребованы ключевые и предметные компетенции по физике; ознакомление на практике со спецификой видов деятельности, соответствующих предполагаемым профессиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения

Соответственно изменениям социально-экономических условий меняются и цели обучения и воспитания сельских школьников. Без профильной дифференциации обучения, глубокой предпрофессиональной  подгото...

Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения

Рассматривается система предпрофильной подготовки в общеобразовательном учреждении...

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Статья "Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по образовательной системе "Школа 2100"

Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качествш...

Организация дистанционного обучения по физике в школе

дистанционное обучение по физике в школе...