Основные положения молекулярно-кинетической теории
план-конспект урока физики (10 класс) по теме

Климова Ирина Николаевна

Урок обучения новому материалу методом индивидуально-группового обучения по учебнику  Г.Я.Мякишева.

Прилагается конспект урока, лист индивидуального обучения (учащиеся должны его заполнить самостоятельно до изучения материала) и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

«Основные положения молекулярно-кинетической теории»

Цели урока:

Образовательные:

- сформулировать основные положения МКТ,

- раскрыть понятие броуновского движения,

- оценить размеры молекул,

- научиться решать качественные задачи

Развивающие:

- умение применять знания на практике,

- самостоятельность и мышление

Воспитательные:

- продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы

Используемые методики:

- метод индивидуально-группового обучения

- технология дифференцированного обучения ( в изучении нового материала делать упор на их знания и умения

Тип урока: объяснение нового материала

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колба с подкрашенной водой, 2 колбы с водой, резиновый воздушный шарик, спиртовка, прибор для демонстрации расширения тел при нагревании, пружина, стеклянная пластина .

Ход урока:

Сегодня мы приступаем к изучению молекулярной физики. Тема урока-«Основные положения МКТ» и эпиграфом  к уроку будут служить слова, сказанные Демокритом около 400 лет до н.э.

«Не существует ничего, кроме атомов». Обратимся к истории развития МКТ (слайд № 2).

                                  Продолжим, вам заранее были выданы индивидуальны листы с заданиями по рассматриваемой теме. Давайте разберем вашу работу.(Идет обсуждение п1,п 2, слайд № 3).

Обсуждаем п 3,п 4.

         Индивидуальное выступление ученицы (заранее она подготовила опыты, которые доказывают существование частиц вещества: растворение вещества, нагревание свинцового и воздушного шариков, , растяжение и сжатие пружины). На экране  - слайд № 4.

                Крупные молекулы можно увидеть с помощью зондового туннельного  электронного микроскопов. Выступление ученика о работе микроскопов (слайд № 5,6,7,8,9,10).

Краткие тезисы выступлений:

В туннельном микроскопе металлическая игла подводится к образцу на расстоянии нескольких нанометров. При подаче на иглу относительно образца небольшого напряжения возникает туннельный ток. Величина тока зависит от расстояния между иглой и поверхностью образца. Игла движется на фиксированной высоте над поверхностью образца. Компьютерная система фиксирует величину туннельного тока. На основе информации идет построение топографии поверхности.

   В электронном микроскопе создается поток электронов (1) вольфрамовым катодом (2) электронной пушки(3), пучок электронов фокусируется и попадает на образец(9) и фиксируется компьютерной системой. Полученное изображение выводится на дисплей компьютера.

       Продолжаем обсуждать п 5. Итоги обсуждения подведет ученица. Работает по слайдам 11,12,13,14,15.

        Отдельного рассмотрения заслуживает броуновское движение. О нем нам расскажет ученица. Сообщение по слайдам 16,17,18.

       Продолжаем обсуждать п 6 индивидуального листа. Слайд № 19.

Выступление ученика. Показ смачивания стеклянной пластины водой, сжатие воздушного шарика.

Объяснение графика взаимодействия 2 молекул (слайд № 20).

 Обсуждение п.7,8 (слайд № 21).

 Решение качественных задач. П.9,10,11., слайды 22 – 26.

Проверка домашней задачи. П 12.

Подведение итогов (слайд № 27.) , выставление отметок.

Домашнее задание: § 58.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный лист обучения.

  1. Прочитайте последний раздел § 57 учебника «Физика-10» под редакцией Г.Я.Мякишева стр. 153 «МКТ» и выпишите, что является целью МКТ.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Основываясь на п. 1, дайте определение молекулярной физике.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Прочитайте начало § 58 « Основные положения МКТ. Размеры молекул».

Выпишите три основных утверждения МКТ.





4.Подумайте и запишите: какие опыты можно провести для доказательства существования частиц, из которых состоит вещество.



5.Подумайте и запишите экспериментальные доказательства движения частиц.



6.Как экспериментально доказать существование взаимодействия частиц в веществе?



7.Прочитайте раздел §58 «Оценка размеров молекул». Какой опыт позволяет оценить размеры молекул?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


8.Каков примерно диаметр атома в см и м ?-------------------------------------------------


9. Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?



10. Если смешать по два равных объема ртути и воды, спирта и воды, то в первом случае получится удвоенный объем, а во втором  - меньше удвоенного объема. Почему?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


11. Чем отличается траектория движения молекулы  в воздухе от траектории её движения в вакууме?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------12. Каля масла объемом 0,003 мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем и заняла площадь 300 см2. Принимая толщину слоя равной диаметру масла, определите этот диаметр.













Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Не существует ничего, кроме атомов. Демокрит

Слайд 2

Из истории МКТ 400 г. до н.э. – Левкипп, Демокрит 18 век – М.В.Ломоносов, «О причине теплоты и холода» 19 век – А.Авогадро, Гей-Люссак, Л.Больцман, Клаузиус и др. 20 век – А.Эйнштейн, Жак Перрен, О.Штерн

Слайд 3

Молекулярная физика – раздел физики, который изучает физические свойства тел на основе рассмотрения их молекулярного строения.

Слайд 4

I. Все вещества состоят из частиц Частицы молекулы атомы электроны ядро нейтроны протоны Опыты: Механическое дробление Растворение вещества Сжатие и растяжение тел При нагревании тела расширяются Электронные и ионные микроскопы

Слайд 5

туннельный микроскоп Современные приборы позволяют видеть изображения отдельных атомов и молекул.

Слайд 7

Атомы углерода

Слайд 8

Свинцовый «листок» толщиной в два атома

Слайд 9

Электрон- ный микроскоп

Слайд 11

II. Частицы непрерывно и хаотически движутся Диффузия Броуновское движение Стремление газа занять весь объем Опыты:

Слайд 12

Диффузия Диффузия – это процесс взаимного проникновения различных веществ, обусловленный тепловым движением молекул. Диффузия возникает в: газах жидкостях, твердых телах. Скорость движения молекул: V газ > V жидкость > V твердое тело

Слайд 13

Диффузия

Слайд 14

Диффузия (начало процесса)

Слайд 15

Диффузия (установившееся положение)

Слайд 16

В 1827 году английский ботаник Роберт Броун рассматривал в микроскопе взвешенные в воде споры плауна.

Слайд 17

Броуновское движение Броуновское движение - это тепловое движение мельчайших частиц, взвешенных в жидкости или газе Явилось наглядным доказательством хаотичного молекулярного движения.

Слайд 18

Броуновская частица среди молекул Броуновские частицы движутся под влиянием ударов молекул. Из-за хаотичности теплового движения молекул, эти удары никогда не уравновешивают друг друга. В результате скорость броуновской частицы беспорядочно меняется по величине и направлению, а ее траектория представляет собой сложную зигзагообразную линию. Молекулярно-кинетическая теория броуновского движения была создана А.Эйнштейном (1905 г.) и экспериментально проверена Ж.Перреном в 1908-1913г.

Слайд 19

III. Частицы, взаимодействуя друг с другом, притягиваются и отталкиваются. Опыты : Склеивание Смачивание Твердые тела и жидкости трудно сжать Для разрыва тела требуется усилие

Слайд 21

Оценка размеров молекул

Слайд 22

Качественные задания. 1.На каком физическом явлении основан процесс засолки овощей, рыбы, мяса?

Слайд 23

2. Почему пыль довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?

Слайд 24

3.Почему из кусков разбитой чашки невозможно без применения клея изготовить новую, хотя известно, что между молекулами стекла действуют силы притяжения?

Слайд 25

4. Почему вблизи твердых кусочков йода серебряная ложка темнеет, покрываясь тонким слоем йодистого серебра?

Слайд 26

5. При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека?

Слайд 27

Значение МКТ. Американский физик Рейман считал, что если человечество и плоды его трудов исчезнут и для будущих поколений разрешено будет оставить одну фразу, то это будет следующее: а) вещество состоит из частиц, б) частицы движутся, в) взаимодействуют между собой