урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Максина Неля Альбертовна

 

Цели урока:

образовательная:

  • повторить, обобщить и систематизировать материал темы,
  • совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач.

развивающая:

  • развитие коммуникативных способностей, познавательных интересов и мотивации,  образного мышления;
  • формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в  изученном материале.

воспитательная:

  • умение видеть физику вокруг себя;
  •  воспитывать культуру устной и письменной речи, культуру работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_fiziki_k_pedsovetu.zip126.42 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме

«Изменение агрегатных состояний вещества»

 Цели урока:

образовательная:

  • повторить, обобщить и систематизировать материал темы,
  • совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач.

развивающая:

  • развитие коммуникативных способностей, познавательных интересов и мотивации,  образного мышления;
  • формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в  изученном материале.

воспитательная:

  • умение видеть физику вокруг себя;
  •  воспитывать культуру устной и письменной речи, культуру работы в группе.

Оборудование:

  • мультимедиа-проектор
  • презентация
  • иллюстрации художников
  • пипетки, мензурки с водой и одеколоном.

Тип урока: закрепление пройденного материала

Форма: групповая

Место урока в учебном плане:

Данный урок является последним в теме: « Изменение агрегатных состояний вещества». Он предназначен для закрепления пройденного материала и включает в себя обобщение знаний по  этой теме.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Мотивационное начало.
  3. Работа в группах:
  4. Итог урока (рефлексия)

Ход урока.

1. Орг. Момент.

      Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение большого раздела физики «Тепловые явления». И проводим повторительно-обобщающий урок, тема которого «Тепловые явления в природе». Цель нашего урока состоит не только в том, чтобы повторить и обобщить материал, изученный нами в этом разделе, но и самое главное научиться видеть проявления изученных нами закономерностей в окружающей среде. Поэтому обратимся к литературе, поэзии и устному народному творчеству.

2. Мотивационное начало. (Через мультимедийный проектор осуществляется демонстрация темы урока)

Эпиграф к уроку

«Науку все глубже постигнуть стремись,

                                                                          Познанием вечного жаждой томись,

  Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

                                                                                    Узнаешь: предела для знания нет».

(Фирдоуси, персидский и таджикский поэт, 940–1030 г.г)

На этом этапе я использую фронтальный опрос и беседу с целью активизации имеющихся знаний,  концентрации внимания, включения учащихся в активную продуктивную работу.

 Слайд 3

1. Фронтальный опрос.

  • - Из чего состоит вещество?
  • Какую энергию называют внутренней энергией тела?
  • От чего зависит внутренняя энергия тела?
  • Как можно изменить внутреннюю энергию?
  • В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

Слайд 4

В результате беседы делается обобщение: Любое вещество, состоящее из атомов и молекул  может находиться в трех состояниях жидком, твердом. и газообразном.

-Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?

-Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей , твердых тел?]

(заслушиваются мнения учащихся).

Делается вывод: слайд 4

В рaзных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул рaзлично; Внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкости и гaза при одинаковых температурах рaзлична. 

слайд 5

-Какой процесс называется плавлением? Кристаллизацией?

- Какой процесс называется испарением? Конденсацией?

- как изменяется внутренняя энергия при переходе из одного агрегатного состяния в другое?

Делается вывод

  1. Процесс перехода «твердое вещество – жидкость- газ» связан c увеличением внутренней энергии. Значит, в таких превращениях вещество  поглощает тепло, и кинетическая энергия движения молекул возрастает т.е. ∆U> 0.

2.   А в переходе «газ–жидкость-твердое вещество» процесс перехода идeт c выделeнием тепла. При этом скорость молекул и внутренняя энергия уменьшаются, т. е.: ∆U < 0. слайд 5

2. Работа по обобщающей таблице.  слайд 6

3. Работа в группах

А)  практическая работа   слайд 7

I гр. – На лист бумаги с помощью пипетки наносят по капле воды и спирта и наблюдают за их испарением.

Вывод: Скорость испарения спирта больше, чем воды

Скорость испарения зависит от рода жидкости

II  гр.– Наносите пипеткой по капле спирта на лист бумаги и на ладонь

Вывод: Капля на руке, имеющая более высокую температуру испарится быстрее, чем капля на бумаге.

Скорость испарения зависит от температуры.

III  гр. – Нанесите пипеткой по капле спирта на 2 листа бумаги. Один лист отодвиньте в сторону, а возле второго создайте движение воздуха с помощью бумажного веера.

Вывод: Вторая капля испарится быстрее, чем первая.

Скорость испарения зависит от наличия ветра.

IV гр. На разные листы бумаги с помощью пипетки нанесите по капле спирта и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого один лист бумаги расположите вертикально, чтобы капля растекалась по нему.

Вывод: Скорость испарения второй капли больше, чем первой.

Скорость испарения зависит от площади свободной поверхности.

Делаем вывод:

Скорость испарения жидкости зависит от:

  • рода жидкости
  • площади свободной поверхности
  • температуры
  • наличие ветра.

Б) практическое задание   слайд 8

1. К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы: а) медь нагревают и плавят; б) цинк нагревают до 400 °С; в) плавящийся стеарин нагревают до 100 °С; г) воду, взятую при температуре 20 0С  нагрели до 100 0 С и испарили.

z07-07c

1гр. вопрос а)  , 2 гр. вопрос б) , 3гр. вопрос в) , 4гр. вопрос г)

 2. Какое количество теплоты потребуется для расплавления бруска олова массой 2 кг?

3.Какое количество теплоты потребуется для превращения 100г воды, взятой при температуре 20 0 С, в пар?

Поднимите карточки с формулой, которая необходима для решения первой задачи.

Проанализируйте условие второй задачи поднимите карточки, показывающие в какой последовательности происходят процессы, затем поднимите формулы, которые будете применять при решении данной задачи.

В) Увидеть физику вокруг себя

Каждой группе предлагается иллюстрация. Найдите в каждой иллюстрации то, что относится к нашей теме.

1. «Масленица» Б.М. Кустодиев

2. «Лед прошел» С.В. Герасимов

3. «В голубом просторе» А.А. Рылов

4. «Ледоход»

Учащиеся (I гр.): На картине “Масленица” деревья и улицы покрыты хлопьями пушистого снега – процесс кристаллизации.

Учащиеся (II гр.): На картине “Лед прошел” около деревьев изображены лужи. Лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, т.е. плавления.

Учащиеся (III гр): На картине “В голубых просторах” изображены облака. Образование облаков объясняется конденсацией пара. Пары воды, поднимающиеся над землей, превращаются в верхних, более холодных слоях воздуха в мельчайшие капельки воды, т.е. облака.

Учащиеся (.IV гр): На картине “Ледоход» видны большие участки чистой воды, которые образуются в результате таяния снега и льда, т.е. плавления.

Учитель: Мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи.

Г) “Узнай новое”

Я предлагаю вам послушать фрагмент песни и найти слова, которые имеют отношение к повторяемой теме. (Звучит фрагмент песни “Зима”)

(Текст песни у ребят написан на листе)

У леса на опушке
Жила зима в избушке,
Она снежки солила
В березовой кадушке,
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные да над речкою мосты,
Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая
Как пойдешь за порог,
Всюду иней
А из окон парок синий, синий

Учащиеся: В этой песне прозвучали слова: “снежки”, “ледяной”, “иней”, “парок”

Ошибка в тексте песни: парок синим быть не может. Сам водяной пар невидим. Водяной пар конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки – туман. Правильно будет спеть “А из окон туман синий, синий”.

Д) Качественные задачи

I гр.

  1. Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем?
  2. Почему ожог паром опаснее ожога кипятком?

II гр.

  1. Почему вода, налитая на мерзлую клюву, замерзает?
  2. Может ли вода быть жидкой при температуре 110 0С?

III  гр.

  1. В две тарелки налили одинаковое количество бульона: в одну горячий постный бульон, а другую жирный при  той же температуре. Какой бульон остынет быстрее?
  2. Почему говорят: “Ветер снег съедает?”

IV гр.

  1. Почему в жару собака высовывает язык?
  2. Будет ли плавиться чугунная деталь, брошенная в расплавленную медь?

Е) Семь бед, один ответ.

Семь признаков для одного:

Тепловые явления

1.1).Физическая величина

2). Жарко - холодно

3).С её изменением связаны тепловые явления

4).если она повышается, то молекулы движутся быстрее

5). Градус Цельсия

6).Если она повышается у нас - мы болеем

7). Её измеряют с помощью термометра

ответ: температура

2.1).тепловое движение

2).молекулы

3). Зависит от агрегатного состояния

4) деформация

5). Не зависит от механического движения тела

6). Очень велика

7). Можно изменить двумя способами

ответ: внутренняя энергия

3.1).Бывает плохой и хорошей у разных веществ

2). Вакуум

3). «Греет ли шуба»

4). «Нахохлился, как воробей»

5). Хорошая у металлов

6). Явление передачи внутренней энергии

7). Один из видов теплопередачи

ответ: теплопроводность

4.1). Явление

2). Ветер

3). Бывает естественная и свободная

4). Не может происходить в твёрдых телах

5). Необходимо нагревать снизу

6). Энергия переносится струями газа или жидкости

7). Вид теплопередачи

ответ: конвекция

5.1). Солнце

2).Термоскоп

3) Белое и чёрное

4). Может осуществляться в полном вакууме

5). Бывает видимое и невидимое

6). Мы это тоже делаем

7). Один из видов теплопередачи

ответ: излучение

6.1).Энергия

2). Теплопередача

3). Калориметр

4). Зависит от массы

5). Зависит от разности температур тела

6). Зависит от рода вещества

7). Измеряется в джоулях

Ответ:  количество теплоты

7.1).Один из двух способов

2). Происходит при любой температуре

3). Чем больше поверхность жидкости, тем больше его скорость

4). В финской и русской бане оно происходит с разной скоростью

5). Его скорость зависит от рода жидкости

6) Оно происходит быстрее, чем выше температура

7) Жидкость пар

ответ: испарение

8.1).Пузырьки

2). Архимедова сила

3). Чайник со свистком

4). Один из двух способов

5). Происходит при определённой температуре

6). 100 ° С

7). Когда это происходит, температура жидкости не изменяется

ответ : кипение

Ж) Разгадывание кроссворда.

В каждую клетку, включая нумерованную, поставить по букве так, чтобы слова на горизонтали означали:

1. Конвекционный поток огромного масштаба, происходящий в атмосфере.

2. Физическая величина, измеряемая в джоулях.

3. Горючее вещество, источник получения энергии.

4. Английский ученый, в честь которого названа единица измерения энергии.

5. Переход вещества из твердого состояния в жидкое.

6. Естественный источник тепла и света, источник жизни на Земле.

7. Распространенная в природе разновидность воды, в твердом состоянии.

Ответы: 1– ветер; 2 – энергия; 3 – топливо; 4 – джоуль; 5 – плавление; 6 – Солнце; 7 – снег

Подведение итогов (методом рефлексии).

1. Оценивание урока с помощью сигнальных разноцветных карточек.
2. Оценивание уровня своих знаний по теме с помощью этих же карточек.

(У каждого учащегося на столе по три карточки: красная, синяя и желтая. Каждая соответствует определенной оценке: красная – хорошо; синяя - не очень; желтая – плохо).

 Домашнее задание