Реализация технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках физики
методическая разработка по физике по теме

Климова Ирина Николаевна

В работе "Реализация технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках физики" приведена теоретическая основа данной технологии: цели, задачи , методы , а также конкретные примеры применения на уроках физики в 7-11 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования

(повышения квалификации) специалистов

Московской области

Педагогическая Академия последипломного образования

Творческая разработка

«Реализация технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках физики»

 

                                                    Выполнила:

                                                        Климова И.Н.,

                                                           учитель физики

                                                                              МОУ Истринской

                                                                               СОШ № 3

                                                                               Проверила:

                                                                               В.М. Жураковская,

                                                                               к.п.н.,

                                                                               доцент кафедры

                                                                              «Развитие образования»

г. Москва

2011 год

Технология развития критического мышления учащихся:

теория и практика.

Авторы технологии: Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл

Определения технологии критического мышления  учащихся:

Развитие критического мышления через чтение и письмо — педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

 Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс:

· развитие базовых качеств личности (критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности);

· развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях);

· формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

 · стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Актуальность данной технологии можно подтвердить требованиями, предъявляемые к обучающимся, установленные ФГОС.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Большинство этих требований реализуется использованием технологии критического мышления через чтение и письмо.

Применение технологии развития критического мышления актуально, т.к. использование данной технологии на уроках физики позволяет формировать:

- развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений;

- личность готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии;

- личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;

- личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;

- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.

Принципы технологии:

 Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.

Технология развития критического мышления — стадии и методические   приемы

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

I. Вызов (evocation)

Направлена на вызов    у    уча щихся уже име ющихся знаний по   изучаемому вопросу,    акти визацию их дея тельности,    мо тивацию к даль нейшей работе

Ученик «вспоминает»,       что ему известно по изучаемому воп росу        (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, зада ет  вопросы,   на которые    хочет получить ответы

Составление списка «извест ной     информа ции»:

рассказ-пред положение     по ключевым  сло вам;

систематиза ция   материала (графическая): кластеры,   таб лицы;

верные и не верные утверж дения;

перепутанные логические   це почки и т. д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записыва ется, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

II.   Осмыс ление     со держания (realization of      mean ing)

Направлена на    сохранение интереса к теме при     непосред ственной работе с новой инфор мацией,   посте пенное продви жение   от   зна ния «старого» к «новому»

Ученик чита ет       (слушает) текст,    исполь зуя предложен ные     учителем активные мето ды чтения,  де лает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления но вой     информа ции

Методы      ак тивного чтения:

маркировка с использованием значков      «V», «+»,    «—»,    «?» (по мере чтения их ставят на по лях справа);

ведение     раз личных записей типа      двойных дневников,   бор товых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На втором этапе осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм, материал параграфа и т.д.). Работа ведется индивидуально и в парах.

III.      Рефлексия-(reflection)

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изучения информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно- следственных связей между блоками информации.

Возврат  к ключевым словам, верным  и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по       отдельным вопросам     темы и т. д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Конспект урока по теме «Лампа накаливания» (8 класс).

Тип занятия: урок первичного ознакомления с материалом и практического применения знаний и умений.

Цели урока:

образовательная

подвести учащихся к творческому переосмыслению уже известной информации о лампах накаливания и критическому восприятию новой;

развивающая

- создать условия для развития умения переработки полученной информации, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

-создать условия для развития коммуникативных навыков в процессе работы в малой группе, умение связно и логично излагать свои мысли;

Воспитательная

- помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала

- формирование умений принимать коллективные и самостоятельные решения.

Задачи урока:

 Образовательные

  1. изучение строения ламп накаливания и их работы
  2. изучить материал о создателях первых ламп накаливания

2. Развивающие

  1. продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме.
  2. работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний.

3. Воспитывающие

  1. показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека.
  2. раскрыть значение накопления фактов и их уточнений при познавании явлений.
  3. познакомить учащихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира.

.

Системы действий учителя и учащихся

Организация работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап «Вызов»

Прием

Работа с таблицей

«З-У-Х»

  1. Нарисуйте в тетрадях лампу накаливания так, как вы ее себе представляете.

  2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о лампочках.

3. В тетради нарисуйте таблицу  с тремя одинаковыми колонками.

  Рисует на доске таблицу с маркировкой первой колонки «Знаю».

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать

 

 

 

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о лампе накаливания.

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о лампах накаливания?)

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся.

1. Каждый в тетради рисует лампочку.

2. Вспоминают все, что связано с лампочкой.

3. Рисуют маркировочную таблицу.

 

 

 

 

4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о лампах

5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о  лампах.

 Дополняют записи в левой колонке таблицы.

 

   Этап «Осмысление содержания»

Прием

«Инсерт»

Этап

«Рефлексия»

 1. Прочитайте параграф 54 в учебнике и одновременно

сделайте в тексте пометки (не более 10 минут).

 Пометки: (записаны на доске)

«V» -  знаю;

  «-» – противоречит моим первоначальным представлениям;

  «?» – хочу узнать;

  «+» – это для меня новое.

  3. А теперь самостоятельно заполните остальные колонки таблицы.  Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое».

  4. Давайте обсудим, что вы записали во 2 колонку.

   Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы «Узнал новое».

  5.Давайте обсудим, что вы записали в третью колонку таблицы «Хочу узнать»   Заполняет в ходе обсуждения третью колонку таблицы на доске.

 

  6. «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?», «У кого есть энциклопедии?» и др.

1.Посмотрите на ваши пометки и скажите: « Какая информация противоречила вашим первоначальным знаниям? Что нового вы хотите узнать?» Дает установку на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросы по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе».

 1. Читают параграф 54

 и на полях карандашом делают предложенные учителем пометки.

 

 

 

 

 

 

3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.

  4. Участвуют в обсуждении.

 

 

 5. Участвуют в обсуждении.

 

 

 

 

 6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

 

 1.Высказывают свои мнения.  Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

 

Прием

«Синквейн»

 Давайте подведем итог нашего изучения в следующей форме.

Сочините стихотворение из пяти строк, но чтобы
в первой строчке было одно существительное,
во второй строчке два прилагательных,
в третьей строчке три глагола,
в четвертой строчке словосочетание,
в пятой резюме (краткий вывод).

 

  Проводят рефлексию, сочиняют стихотворение.

 Этап «Домашнее задание»

 Параграф 54, распределяет сообщения на возникшие вопросы по новому материалу, сочинение стихотворений приемом «Синквейн» по желанию.

 

 Записывают  домашнее задание.

На уроках физики в 11 классах применяю прием «Лекция со стопами».

Читаю лекцию на тему: «Специальная теория относительности», затем делаю паузы, в которых рассказываю об экспериментальных доказательствах следствий СТО, о  парадоксе близнецов, об искривлении пространства, об предсказании Эйнштейна о возникновении черных дыр во Вселенной, о биографии основателя теории относительности.

       На уроках физики в 7 классах при изучении темы «Трение в быту и технике» применяю прием « Плюс-минус-вопрос». В начале урока на стадии вызова вспоминаем, что нам известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставлю проблему: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку  методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делаем вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно.

           Прием « Концептуальная таблица» применяю при рассмотрении темы «Двигатели внутреннего сгорания». На уроке при закреплении материала ( уже рассмотрены строение двигателя, его работа) на стадии осмысления материала прошу  заполнить следующую таблицу, сравнивая положительные и отрицательные свойства двигателей внутреннего сгорания: карбюраторного и дизельного.

ДВС

+

-

карбюраторный

дизельный

Затем на стадии рефлексии идет обсуждение: к чему могут привести выбросы неотработанных газов при работе ДВС, заходит речь о возникновении кислотных дождей, озоновых дырах, решаем вопросы: как уменьшить вредные последствия ДВС, о переходе на другие формы энергии.

             Приём «Перепутанные логические цепочки» на стадии рефлексии  применяю в 7 классе при изучении темы «Почему существует воздушная оболочка Земли?». Дана фраза: «Атмосфера - это воздушная оболочка Земли, а воздух – это прозрачная, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни веса смесь газов». Находим ошибку в тексте и рассуждаем о весе воздуха, какими экспериментами можно это доказать.

Еще один текст для примера. Тема «Плавание судов»(7 класс).

«Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в 17 веке действие на тела, погруженные в жидкость, выталкивающей силы, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила, всплывают, а те, на которые она не действует, тонут. Оказалось, что у всплывающих тел плотность их вещества больше плотности жидкости». Далее идет обсуждение условия плавания тел, сравнение плотности тела и жидкости, кому принадлежит этот закон,  в чем его суть и т.д.

           

 Прием «Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов» применяю при изучении темы «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»» в 7 классе на стадии рефлексии.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Существует ли диффузия в твердых телах?

Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду?

Зависит ли скорость диффузии от температуры?

Где лучше сохранить детский шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?

В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше?

Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?

Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества?

Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?

 После ответа на «тонкие» вопросы переходим к обсуждению «толстых» вопросов.

      При изучении темы «Физика и НТР» в 11 классе, можно привести пример дискуссии на тему: «Научно – технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?» На стадии вызова определяем, какие конкретные достижения НТР будем рассматривать. Учащиеся предлагают следующие темы: АЭС, космос, излучения, новейшая техника. В результате обсуждения появляются достижения, записанные в левой колонке таблицы.

Достижения

Результат достижения

положительный

отрицательный

Строительство ГЭС-гигантов

Большая выработка электроэнергии

Затопление огромных территорий, разрушение природных ландшафтов, вредные экологические последствия

Строительство АЭС

Выработка дешевой электроэнергии

Радиационная опасность в случае аварии, проблема транспортирования и захоронения радиационных отходов

Космические исследования

Создание спутников связи и метеоспутников, обеспечение радио- и телесвязи, прогнозы погоды, исследование планет Вселенной и разума жизни

Отрицательное воздействие на озоновый слой атмосферы, большие денежные затраты, образование космического мусора.

Конструирование реактивных двигателей и ракет

Создание реактивного миномета»Катюша», запуск ИСЗ, появление реактивных самолетов, скоростных воздушных лайнеров

Создание ракетного современного вооружения, представление опасности для человечества.

Разработка новейшей техники

Облегчение трудовых операций, обеспечение высокого качества товаров, скоростное передвижение

Для управления требуются высококачественные специалисты, дороговизна оборудования, частые поломки, аварии, жертвы

Изучение оптического излучения

Создание лазеров и их использование в медицине, строительстве, обработке материалов, создание многоканальной телесвязи

Создание смертоносного лазерного оружия

Нанотехнологии

Использование нанотехнологий в медицине, военной технике, в арт-искусстве, в создании новых веществ и их свойств

Опасное влияние на организм человека и природу

На стадии осмысления содержания учащимся 1 варианта предлагаю найти в учебнике или другой литературе положительные результаты достижений, а учащимся 2 варианта – отрицательные. На стадии рефлексии в результате обсуждения на следующем уроке заполняем таблицу, обмениваемся мнениями и приобретенными знаниями.

           Прием «Фишбоун» предлагаю использовать при рассмотрении темы 10 класса «Основные положения молекулярно-кинетической теории». Во главе «скелета» на стадии вызова предлагаю рассмотреть основные положения МКТ. При прочтении параграфа на стадии осмысления материала выписать основные положения этой теории («верхние косточки») и экспериментальные доказательства каждого положения («нижние косточки»).

Вывод:

теория является основанием для газовых законов

Любое вещество состоит из частиц

Все частицы непрерывно движутся

Частицы взаимодействуют

Смачивание

Склеивание

Сжатие

Растяжение

Диффузия

Броуновское движение

Мех. дробление

Растворение веществ

Расширение при нагревании

деформация

Каковы основные положения  МКТ?

На стадии рефлексии делаем выводы: вся молекулярная физика основывается на основных положениях МКТ, дает дальнейшее развитие  к изучению газовых законов.

Прием «Верные и неверные  утверждения» часто применяю в образовательном процессе 7 класса, только я его называю «Веришь - не веришь». Приведу пример при рассмотрении темы «Взаимодействие молекул». На стадии рефлексии учащиеся должны дать ответ: «да» или «нет».

1.Вещества состоят из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет).

2.Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа (да).

3.Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размерам (нет).

4.Молекула – мельчайшая частица вещества (да).

5.В молекуле может быть более 1000 атомов (да).

6.Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т.к. промежутки между молекулами становятся больше (да).

7.Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).

Прием «Таблица – синтез» мне нравится применять при изучении темы                   «Планеты Солнечной системы» по астрономии. При изучении материала заполняется следующая таблица, которая синтезирует знания учащихся по всем планетам.

Планеты

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Радиус

Плотность

Состав атмосферы

Давление  атмосферы

Температура

поверхности

Спутники

Расстояние до Солнца

Ускорение св.падения

На стадиях вызова предлагаем характеристики, по которым будем сравнивать планеты Солнечной системы. На стадии осмысления материала заполняем эту таблицу. На стадии рефлексии при обсуждении делаем выводы, что все планеты можно разделить на планеты земного типа и планеты-гиганты, распределяем планеты Солнечной системы на две эти группы, даем общие характеристики. Эта же таблица дает возможность распределить планеты на внутренние и внешние.

       Домашнее сочинение любят дети младших классов. В 7 классе после изучения темы «Сила притяжения» я даю задание написать сочинение «Вдруг исчезло земное притяжение…» с сохранением физических понятий. После написания сочинения в классе с разрешения учащегося зачитываем текст и разбираем, есть ли ошибки с точки зрения физики, понравилось ли сочинение. Ученики сами выбирают сюжет и пишут или в жанре сказки или приключений, или фантастики или вообще с точки научного подхода.

Приведу пример сочинения Яковлева Антона .

                «Жил да был в царстве-государстве царевич Иванушка. Он был не очень-то умный. Сидел как-то за столом  и нечаянно задел чашку. Она упала и разбилась. Позвал царевич придворного мудреца и спрашивает:

- А почему моя чашка упала и разбилась без моего позволения?

- А все из-за земного притяжения. Чашка потеряла опору, упала, притягиваемая к земле и разбилась.

- Так уберите это притяжение!

- Но…

- Ни каких «Но!!!», делайте то, что говорю.

    Нашли старенького колдуна, тот в присутствии царевича произнес заклинание. Притяжение исчезло. Иванушка подпрыгнул от радости, но, подлетев вверх, стукнулся головой о потолок. От удара у него искры из глаз посыпались. Открыв глаза, он увидел, висит со своими придворными в воздухе.

- Почему мы висим в воздухе, и я стукнулся головой?

- Притяжение земли исчезло, и некому тянуть нас вниз.

    Решил царевич пообедать. Но не тут-то было! Вся жидкая еда собралась в шары, которые трудно поймать, и если до них дотронуться, они разбивались на более мелкие шарики, которые лезли за шиворот, в волосы, но не в рот.

- Почему я не могу нормально поесть?

- Из-за земного при…

- Хватит! Зови колдуна, чтоб вернул все как прежде!

     Второй раз прочел колдун свое заклинание, и Иванушка шлепнулся на землю.

- Почему?

- Из-за земного при…

- Замолчи! Хорошо, что оно существует!!!»

      При обсуждении на стадии рефлексии  выясняем, что в результате силы притяжения все тела падают вниз, что жидкости принимают форму шара в условиях невесомости,  и если не будет силы притяжения, то все тела будут «парить» в воздухе.

           В 11 классе можно  применять прием «Бортового журнала» при изучении темы «Свет». В начале изучения темы на стадии вызова прошу заполнить левую часть таблицы.

Что мне известно о свете

Что нового я узнал(а) после изучения темы

После изучения темы учащиеся заполняют правый столбец таблицы. На стадии рефлексии сравниваем объем информации до и после изучения темы.

       Приведу пример использования приема «Синквейн» на уроках физики на стадии рефлексии учебного материала.

             При прохождении темы «Трансформаторы»:

Трансформаторы

Повышающие, понижающие.

Гудят, преобразуют, нагреваются.

Нужны во благо человеку.

Опасны. .

При прохождении темы «Электризация»

 Электризация

 Вредная, полезная.

 Притягиваются, трутся, искрятся.

 Сообщение телу электрического заряда.

 Ей поддаются все тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма

В статье дается краткое описание основных свойств критического мышления. Рассмотрены основные стадии технологии и описание наиболее распространенных приемов технологии....

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Групповое обучение: метод мозгового штурма.

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отл...

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

    Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...

Мастер-класс на тему «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»

Мастер-класс на тему «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»...