Главные вкладки

    Презентация к уроку (физика, 9 класс) по теме:
    открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"

    Марченко Марианна Анатольевна

    конспект урока и презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по физике в 9 классе.

    «Электромагнитная индукция».

    Цели урока:

    Образовательная: изучить физические особенности явления электомагнитной индукции, сформировать понятия: электомагритная индукция, индукционный ток.

    развивающая:  формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом  разными  способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

    воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность  и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

    Задачи урока

    Обучающие:

    1. изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
    2. рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
    3. показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
    4. способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

    Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные        суждения и аргументировать свою точку зрения.

    Воспитательные:

    1. способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
    2. способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.

    Ход урока.

    1. Орг. Момент.

    Сегодня на уроке мы продолжаем изучать магнитные явления. Будем знакомиться с новым явлением, которое лежит в основе работы источников переменного тока. Но вначале нам необходимо вспомнить основные понятия, которые будут нам необходимы.

    Проверка усвоения ранее изученного материала 

    дифференцированное задание (1 вариант – тест; 2 вариант -  таблица)

    после выполнения задания ученики меняются заданиями для проверки.

    1 вариант

    1. Магнитное поле существует… (выберите варианты правильных ответов)

    а) вокруг проводника с током
    б) вокруг движущихся заряженных частиц
    в) вокруг неподвижных зарядов (-)
    г) вокруг магнита

    1. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?

    а) Эрстед (+)
    б) Ньютон
    в) Архимед
    г) Ом

    1. Чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок 1), нужно:

    а) алюминиевую рамку заменить железной
    б) поднимать рамку вверх
    в) взять более слабый магнит 
    г) усилить магнитное поле (+)

    Рисунок 1

    1. Проводник, показанный на рисунке 2, притягивается к магниту, потому что:

    а) проводник медный
    б) на проводник действует сила Ампера (+)
    б) проводник наэлектризован
    в) проводник слабо натянут

    Рисунок 2

    5. Как направлена сила, действующая со стороны магнитного поля на движущийся электрон:

                                                                             3  

               В                                                          

                                                                 2                       1

             е                    V                                        4

    1) 1          2) 2          3) 3        4) 4

    6. Определите неизвестную величину: L= 1м ; В = 0,8Тл ; I= 20A                        F - ? 

    1. Ответы 1. а, б, г             оценка:    
    2. 2. а                    без ошибок «5»
    3. 3. г                    1 ошибка     «4»
    4. 4. б                    2 ошибки    «3»
    5. 5. 4
    6. 6. 16 Н

    2 вариант

    Электростатическое поле

    Магнитное поле

    Вихревое электрическое поле

    Источник поля

    Что служит индикатором поля?

    Потенциальное или вихревое?

    Линии поля замкнутые или незамкнутые?

    Ответы:

    Электростатическое поле

    Магнитное поле

    Вихревое электрическое поле

    Источник поля

    Электрические заряды

    Движущиеся заряды - ток

    Изменяющееся магнитное поле

    Что служит индикатором поля?

    Электрические заряды

    Движущиеся заряды

    Электрические заряды

    Потенциальное или вихревое?

    Потенциальное

    Вихревое

    Вихревое

    Линии поля замкнутые или незамкнутые?

    Не замкнуты, начинаются и заканчиваются на зарядах

    Замкнуты

    Замкнуты

    оценка:   по 1 баллу за  каждую
                   правильно заполненную строку                                  

    1.  Изучение нового материала.

    Сегодня мы с вами изучаем явление электромагнитной индукции. Попробуем разобраться в чем заключается это явление и каково его значение.

    До начала XIX в. человечество знало только химические источники тока — гальванические элементы. Английский ученый Майкл Фарадей был убежден в существовании взаимосвязи между различными явлениями природы. Магнитные и электрические поля связаны друг с другом. Эл. ток способен вызывать появление магнитного поля. А не может ли магнитное поле создать электрический ток? Эту задачу пытались решить многие ученые в начале 19 века. Но первый решающий вклад в открытии ЭМ взаимодействий был сделан Майклом Фарадеем. Ведь можно преобразовывать тепловую энергию в механическую и наоборот, электрическую в химическую и наоборот. Поэтому в своем дневнике в 1822 г. Майкл Фарадей так и записал: «Превратить магнетизм в электричество!» И шел к своей цели целых десять лет. Как напоминание о том, над чем ему все время следует думать, он даже носил в кармане магнит. И такая взаимосвязь была установлена.

    Опыты Фарадея .Просмотр фильма .

    1. Анализ полученных результатов, выводы. (Систематизация знаний)

    Вопросы к фильму. 

                  Что было общего во всех четырёх опытах Фарадея?

    1. Когда возникает ток в катушке?

    2. Отчего зависит направление индукционного тока? 

    3. Отчего зависит величина индукционного тока? 

    4. В чем заключается явление электромагнитной индукции? 

    5. Где и для чего можно применить это  явление? 

    -

    1. Первичный контроль знаний (работа в группах) Закрепление пройденного
    1. Задание 1-й группе: Кем, когда и как было открыто явление ЭМИ?
    2. Задание 2-й группе: Как возникает и как происходит  явление ЭМИ?  
    3.  Задание 3-й группе:  Каково значение явления ЭМИ?

    1. Подведение итогов урока 

    Сегодня на уроке мы с вами

    1. изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
    2. рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
    3. показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем, что электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток

    (Оценки за урок)

    1. Задание на дом 

    ξ49,упр 39 (1, 2)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1
    Открытый урок по физике в 9 классе. Явление электромагнитной индукции МОУ «СОШ №19» Г.о. Электросталь

    Слайд 2
    Проверка усвоения ранее изученного материала   Выберите варианты правильных ответов . 1. Магнитное поле существует… а) вокруг проводника с током б) вокруг движущихся заряженных частиц в) вокруг неподвижных зарядов г) вокруг магнита 2. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле? а) Эрстед б) Ньютон в) Архимед г) Ом

    Слайд 3
    3. Чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок 1), нужно: а) алюминиевую рамку заменить железной б) поднимать рамку вверх в) взять более слабый магнит  г) усилить магнитное поле Рисунок 1 4. Проводник, показанный на рисунке 2, притягивается к магниту, потому что: а) проводник медный б) на проводник действует сила Ампера б) проводник наэлектризован в) проводник слабо натянут Рисунок 2

    Слайд 4
    5. Как направлена сила, действующая со стороны магнитного поля на движущийся электрон: 3 В 2 1 е V 4 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 6 . Определите неизвестную величину : L = 1м ; В = 0,8Тл ; I = 20 A F - ?

    Слайд 5
    Заполните таблицу Электростатическое поле Магнитное поле Вихревое электрическое поле Источник поля Что служит индикатором поля? Потенциальное или вихревое? Линии поля замкнутые или незамкнутые?

    Слайд 6
    Ответы: 1. а, б, г оценка: 2. а без ошибок «5» 3. г 1 ошибка «4» 4. б 2 ошибки «3» 5. 4 6. 16 Н

    Слайд 7
    Ответы оценка : по 1 баллу за каждую правильно заполненную строку Электростатическое поле Магнитное поле Вихревое электрическое поле Источник поля Электрические заряды Движущиеся заряды - ток Изменяющееся магнитное поле Что служит индикатором поля? Электрические заряды Движущиеся заряды Электрические заряды Потенциальное или вихревое? Потенциальное Вихревое Вихревое Линии поля замкнутые или незамкнутые? Не замкнуты, начинаются и заканчиваются на зарядах Замкнуты Замкнуты

    Слайд 8
    Изучение новой темы Майкл Фарадей (22.09 .1791 - 25.08.1867) 1821 г.- "Превратить магнетизм в электричество" 29 августа 1831 г. - открытие явления электромагнитной индукции

    Слайд 9
    Опыты Фарадея Индукционный ток - это ток, который возникает в катушке, когда относительно неё движется постоянный магнит

    Слайд 10
    Вопросы к фильму: 1 . Когда возникает ток в катушке ? 2. Отчего зависит направление индукционного тока ? 3. Отчего зависит величина индукционного тока ? 4. В чем заключается явление электромагнитной индукции ? 5. Где и для чего можно применить это явление ? ? Фильм

    Слайд 11
    Электромагнитная индукция - это явление возникновения индукционного тока в катушке при любом изменении магнитного поля, пронизывающего площадь его витков.

    Слайд 12
    Генератор электрического тока Это устройство, в котором механическая энергия переходит в электрическую

    Слайд 13
    Закрепление пройденного Работа в группах . I группа Кем, когда и как было открыто явление ЭМИ? II группа Как возникает и как происходит явление ЭМИ? III группа Каково значение явления ЭМИ?

    Слайд 14
    Сегодня на уроке : мы изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения; рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического; показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем: электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток.

    Слайд 15
    Домашнее задание § 49, упражнение 39 (1, 2) устно.

    Слайд 16
    заключение Всесторонние исследования ЭМИ показали, что с помощью этого явления можно получить электрический ток любой мощности, что позволяет широко использовать электроэнергию в промышленности. Сейчас почти вся электроэнергия, используемая в промышленности, получается с помощью индукционных генераторов, принцип работы которых основан на явлении ЭМИ.

    Слайд 17
    Поэтому Фарадей по праву считается одним из основателей электротехники.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

    Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

    Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

    Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

    Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

    Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

    открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"

    Данный урок «Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея» - является продолжением темы «Электромагнитные явления» в 9 классе. Очень интересная тема  с исторической, теоретической и практической точк...

    Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

    Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познава...

    Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

    Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познавательн...

    Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

    Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....


     

    Комментарии

    Марченко Марианна Анатольевна

    Конспект содержит тест для проверки усвоения ранее пройденного материала в двух вариантах. В виде альтернативного задания предлагается заполнить таблицу. Презентация содержит видео с опытом по наблюдению электромагнитной индукции и фильм о М. Фарадее.