Главные вкладки

    Презентация к уроку (физика, 9 класс) по теме:
    открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"

    Марченко Марианна Анатольевна

    конспект урока и презентация.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по физике в 9 классе.

    «Электромагнитная индукция».

    Цели урока:

    Образовательная: изучить физические особенности явления электомагнитной индукции, сформировать понятия: электомагритная индукция, индукционный ток.

    развивающая:  формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом  разными  способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

    воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность  и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

    Задачи урока

    Обучающие:

    1. изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
    2. рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
    3. показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
    4. способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

    Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные        суждения и аргументировать свою точку зрения.

    Воспитательные:

    1. способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
    2. способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.

    Ход урока.

    1. Орг. Момент.

    Сегодня на уроке мы продолжаем изучать магнитные явления. Будем знакомиться с новым явлением, которое лежит в основе работы источников переменного тока. Но вначале нам необходимо вспомнить основные понятия, которые будут нам необходимы.

    Проверка усвоения ранее изученного материала 

    дифференцированное задание (1 вариант – тест; 2 вариант -  таблица)

    после выполнения задания ученики меняются заданиями для проверки.

    1 вариант

    1. Магнитное поле существует… (выберите варианты правильных ответов)

    а) вокруг проводника с током
    б) вокруг движущихся заряженных частиц
    в) вокруг неподвижных зарядов (-)
    г) вокруг магнита

    1. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?

    а) Эрстед (+)
    б) Ньютон
    в) Архимед
    г) Ом

    1. Чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок 1), нужно:

    а) алюминиевую рамку заменить железной
    б) поднимать рамку вверх
    в) взять более слабый магнит 
    г) усилить магнитное поле (+)

    Рисунок 1

    1. Проводник, показанный на рисунке 2, притягивается к магниту, потому что:

    а) проводник медный
    б) на проводник действует сила Ампера (+)
    б) проводник наэлектризован
    в) проводник слабо натянут

    Рисунок 2

    5. Как направлена сила, действующая со стороны магнитного поля на движущийся электрон:

                                                                             3  

               В                                                          

                                                                 2                       1

             е                    V                                        4

    1) 1          2) 2          3) 3        4) 4

    6. Определите неизвестную величину: L= 1м ; В = 0,8Тл ; I= 20A                        F - ? 

    1. Ответы 1. а, б, г             оценка:    
    2. 2. а                    без ошибок «5»
    3. 3. г                    1 ошибка     «4»
    4. 4. б                    2 ошибки    «3»
    5. 5. 4
    6. 6. 16 Н

    2 вариант

    Электростатическое поле

    Магнитное поле

    Вихревое электрическое поле

    Источник поля

    Что служит индикатором поля?

    Потенциальное или вихревое?

    Линии поля замкнутые или незамкнутые?

    Ответы:

    Электростатическое поле

    Магнитное поле

    Вихревое электрическое поле

    Источник поля

    Электрические заряды

    Движущиеся заряды - ток

    Изменяющееся магнитное поле

    Что служит индикатором поля?

    Электрические заряды

    Движущиеся заряды

    Электрические заряды

    Потенциальное или вихревое?

    Потенциальное

    Вихревое

    Вихревое

    Линии поля замкнутые или незамкнутые?

    Не замкнуты, начинаются и заканчиваются на зарядах

    Замкнуты

    Замкнуты

    оценка:   по 1 баллу за  каждую
                   правильно заполненную строку                                  

    1.  Изучение нового материала.

    Сегодня мы с вами изучаем явление электромагнитной индукции. Попробуем разобраться в чем заключается это явление и каково его значение.

    До начала XIX в. человечество знало только химические источники тока — гальванические элементы. Английский ученый Майкл Фарадей был убежден в существовании взаимосвязи между различными явлениями природы. Магнитные и электрические поля связаны друг с другом. Эл. ток способен вызывать появление магнитного поля. А не может ли магнитное поле создать электрический ток? Эту задачу пытались решить многие ученые в начале 19 века. Но первый решающий вклад в открытии ЭМ взаимодействий был сделан Майклом Фарадеем. Ведь можно преобразовывать тепловую энергию в механическую и наоборот, электрическую в химическую и наоборот. Поэтому в своем дневнике в 1822 г. Майкл Фарадей так и записал: «Превратить магнетизм в электричество!» И шел к своей цели целых десять лет. Как напоминание о том, над чем ему все время следует думать, он даже носил в кармане магнит. И такая взаимосвязь была установлена.

    Опыты Фарадея .Просмотр фильма .

    1. Анализ полученных результатов, выводы. (Систематизация знаний)

    Вопросы к фильму. 

                  Что было общего во всех четырёх опытах Фарадея?

    1. Когда возникает ток в катушке?

    2. Отчего зависит направление индукционного тока? 

    3. Отчего зависит величина индукционного тока? 

    4. В чем заключается явление электромагнитной индукции? 

    5. Где и для чего можно применить это  явление? 

    -

    1. Первичный контроль знаний (работа в группах) Закрепление пройденного
    1. Задание 1-й группе: Кем, когда и как было открыто явление ЭМИ?
    2. Задание 2-й группе: Как возникает и как происходит  явление ЭМИ?  
    3.  Задание 3-й группе:  Каково значение явления ЭМИ?

    1. Подведение итогов урока 

    Сегодня на уроке мы с вами

    1. изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
    2. рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
    3. показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем, что электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток

    (Оценки за урок)

    1. Задание на дом 

    ξ49,упр 39 (1, 2)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Ответы оценка
    : по 1 баллу за каждую
    правильно заполненную строку
    Электростатическое поле
    Магнитное поле
    Вихревое электрическое поле
    Источник поля
    Электрические заряды
    Движущиеся заряды - ток
    Изменяющееся магнитное поле
    Что служит индикатором поля?
    Электрические заряды
    Движущиеся заряды
    Электрические заряды
    Потенциальное или вихревое?
    Потенциальное
    Вихревое
    Вихревое
    Линии поля замкнутые или незамкнутые?
    Не замкнуты, начинаются и заканчиваются на зарядах
    Замкнуты
    Замкнуты
    Генератор электрического тока
    Это устройство, в котором механическая энергия переходит в электрическую

    Поэтому Фарадей по праву считается одним из основателей электротехники.
    Проверка усвоения ранее изученного материала
     
    Выберите варианты правильных ответов
    .
    1. Магнитное поле существует…
    а) вокруг проводника с током
    б) вокруг движущихся заряженных частиц
    в) вокруг неподвижных зарядов
    г) вокруг магнита
    2. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?
    а) Эрстед
    б) Ньютон
    в) Архимед
    г) Ом
    Ответы:
    1. а, б, г оценка:
    2. а без ошибок «5»
    3. г 1 ошибка «4»
    4. б 2 ошибки «3»
    5. 4
    6. 16 Н
    Электромагнитная индукция
    - это явление возникновения индукционного тока в катушке при любом изменении магнитного поля, пронизывающего площадь его витков.
    заключение
    Всесторонние исследования ЭМИ показали, что с помощью этого явления можно получить электрический ток любой мощности, что позволяет широко использовать электроэнергию в промышленности.
    Сейчас почти вся электроэнергия, используемая в промышленности, получается с помощью индукционных генераторов, принцип работы которых основан на явлении ЭМИ.
    Открытый урок по физике в 9 классе.

    Явление электромагнитной индукции
    МОУ «СОШ №19»
    Г.о. Электросталь
    Домашнее задание
    §

    49,
    упражнение 39 (1, 2) устно.
    Заполните таблицу
    Электростатическое поле
    Магнитное поле
    Вихревое электрическое поле
    Источник поля
    Что служит индикатором поля?
    Потенциальное или вихревое?
    Линии поля замкнутые или незамкнутые?
    Вопросы к фильму:
    1
    . Когда возникает ток
    в
    катушке
    ?
    2. Отчего зависит направление индукционного
    тока

    ?

    3. Отчего зависит величина индукционного
    тока

    ?

    4. В чем заключается явление электромагнитной
    индукции
    ?
    5. Где и для чего можно применить это явление
    ?
    ?

    Фильм
    5. Как направлена сила, действующая со стороны магнитного поля на движущийся электрон:
    3
    В
    2 1
    е
    V
    4
    1)
    1
    2)
    2
    3)
    3
    4)
    4
    6
    .
    Определите неизвестную величину
    :
    L
    = 1м ; В = 0,8Тл ;
    I
    = 20
    A

    F
    - ?
    Сегодня на уроке :

    мы изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
    рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
    показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем:
    электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток.
    Опыты Фарадея

    Индукционный ток - это ток, который возникает в катушке, когда относительно неё движется постоянный магнит

    3. Чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок 1), нужно:
    а) алюминиевую рамку заменить железной
    б) поднимать рамку вверх
    в) взять более слабый магнит 
    г) усилить магнитное поле

    Рисунок 1
    4. Проводник, показанный на рисунке 2, притягивается к магниту, потому что:
    а) проводник медный
    б) на проводник действует сила Ампера
    б) проводник наэлектризован
    в) проводник слабо натянут

    Рисунок 2
    Изучение новой темы
    Майкл Фарадей
    (22.09 .1791 - 25.08.1867)
    1821 г.- "Превратить магнетизм в электричество"
    29 августа 1831 г. - открытие явления электромагнитной индукции
    Закрепление пройденного
    Работа в группах
    .
    I
    группа
    Кем, когда и как было открыто явление ЭМИ?
    II
    группа
    Как возникает и как происходит явление ЭМИ?
    III
    группа
    Каково значение явления ЭМИ?

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Повторение по теме "Электромагнитная индукция"

    Тест с ответами для повторения темы "Электромагнитная индукция"...

    Физика анимация интерактивная электромагнитная индукция

    На сайте представлены интерактивные модели по физике, предназначенные для использования в качестве лекционных демонстрац...

    открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"

    Данный урок «Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея» - является продолжением темы «Электромагнитные явления» в 9 класс...

    Электромагнитная индукция

    Электрические и магнитные поля порождаются одними и теми же источниками – электрическими зарядами. Поэтому можно сделать...

    Презентация к урокам "Магнитное поле", "Электромагнитная индукция"

    Данная презентация используется  на повторно - обобщающем уроке, в качестве повторения и обобщения материала.После ...

    Урок с использованием ИКТ по теме "Электромагнитная индукция".

    Урок по теме "Электромагнитная индукция" для 11х классов, с использованием ИКТ....

    интеллект-карта к уроку "Электромагнитная индукция"

    Работа на уроке строится так, что ученики, работая по группам, изучают свой вопрос. Анализируют, проводят эксперименты, ...

    Презентация к уроку по теме "Электромагнитная индукция" 11 клас

    Презентация подготовлена в соответствии с рабочей программой общеобразовательной средней школы и может быть использована...

    Электромагнитная индукция

    Опыты по получению индукционного тока.Понятия : индукционный ток, ЭДС, электромагнитная индукция, магнитный поток.Природ...

    1курс СПО (11класс). Кратковременные самостоятельные работы по темам «Магнитное поле» и « Электромагнитная индукция».

     Кратковременные самостоятельные работы  по темам «Магнитное поле» и « Электромагнитная индукция» содержа...

    Комментарии

    Марченко Марианна Анатольевна

    Конспект содержит тест для проверки усвоения ранее пройденного материала в двух вариантах. В виде альтернативного задания предлагается заполнить таблицу. Презентация содержит видео с опытом по наблюдению электромагнитной индукции и фильм о М. Фарадее.