Методическая разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи"
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме

Омельков  Александр  Павлович

Разработка данного урока содержит план урока и его основные этапы, а также презентацию с активными ссылками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_zakon_oma_dlya_uchastka_cepi.rar2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока:                      Урок «открытия» нового  материала.

ТЕМА:     Закон Ома для участка электрической цепи.

Цели: 

1. Установить  и  сформулировать  закон  Ома  для  участка  цепи.

 Формировать  у  учащихся  навыки  решения  задач: расчетных, качественных  и  экспериментальных.

2. Формировать  навыки  коллективной  работы  в  сочетании  с

самостоятельностью  учащихся.

3. Научить  учащихся  применять  знания  в  новой  ситуации, развивать

умение  объяснять  окружающие  явления.

Планируемые результаты:

  1. Знать и применять закон Ома для участка цепи при решении задач на расчет электрических цепей
  2.  Создание внутренней потребности включения в учебную деятельность
  3. Умение применять полученные знания на практике.

Средства обучения:

Проектор, экран, демонстрационные приборы, таблицы, карточки.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Создание проблемной  ситуации: начинаем  урок  с  записи  домашнего  задания:  §13(3),  задачи  №15.48,  15.49,  15.50.Откройте задачники, прочитайте  предложенные  задачи. Сможете  ли  вы  справиться  с  задачами?   Ученики  отвечают, что  нет. Они  не  знают, как  определяется  сила  тока  в  зависимости  от  напряжения  в  цепи  и  сопротивления  проводника. Сегодня  на  уроке  мы  должны  установить  основной  закон  электротехники,  который  поможет  вам  решить  предложенные  задачи. Для  того,  чтобы  узнать,  что  это  за  закон, а  следовательно  установить  тему  урока  вы  должны  решить  кроссворд.

Если  вы  правильно  его  решите,  то  в  выделенных  рамках  будет  записана  тема  урока.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Сообщение  телу  электрического  заряда.

2.Величина, характеризующая  электрическое  поле.

3.Частица, имеющая  наименьший  отрицательный  заряд.

4.Прибор  для  измерения  напряжения.

5.Атом, который  потерял  или  приобрел  электрон  или  несколько  электронов.

6.Единица  измерения  сопротивления.

7.Чертеж,  на  котором  изображен  способ  соединения  электрических  приборов.                                      

8.Прибор  для  измерения  силы  тока.                            

Итак,  тема  урока:   «Закон   Ома  для  участка  цепи».

  1. Вступительное слово

Электричество  кругом  

Полон  им  завод  и  дом,

Везде  заряды: там  и тут,

В  любом  атоме  « живут».

А  если  вдруг  они  бегут,

То  тут  же  токи  создают.

Нам  токи  очень  помогают,

Жизнь  кардинально  облегчают!

Удивительно  оно,

На  благо  нам  обращено.

Всех  проводов  «Величество»

Зовётся  «Электричество».

Проявите  нынче  вы  умения

Законы  объясните  и  явления

Электризацию,  сопротивление

Приборов  вспомните  включение.

  1. Актуализация  знаний.

Наши  знания  начинаются  с  опыта. Недаром  немецкий  ученый  Кант  Иммануил  говорил:  «Без  сомнения,  все  наши  знания  начинаются  с  опыта».  Поэтому  мы  предлагаем  проверить  экспериментально, как  сила  тока  зависит  от 1)  напряжения  в  цепи,  2)  от  сопротивления  проводника. Пока  учащиеся проводят  опыт, мы  повторим  пройденный  материал  и  выявим вопросы в которых вы  испытываете  затруднения

1.  Решение  задачи  у  доски  на  расчет  сопротивления с последующим  комментированием  решения.

2. Электрическое  сопротивление.

3.  График  зависимости  силы  тока  от  напряжения.

      I(A)        R1

        R2

        U(B)

4. Амперметр. Правила  включения  амперметра  в  цепь.

5. Вольтметр.  Правила  включения  вольтметра  в  цепь.

6. «О, этот  гений!».  Сообщение  о  жизни  и  деятельности  Георга  Ома.

7. Анализ решенной задачи. (см. пункт 1)

                  Выявление  места  и  причины  затруднения.

Предлагается  учащимся  заполнить  таблицу.

Физическая величина, понятие.

   Знаю

Не знаю

Хочу  знать

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Единицы силы тока

Единицы напряжения

Единицы сопротивления

Закон Ома

4.Целепологание  и  построение  выхода  из  затруднения: записывают  тему  урока,  ставят  цели.

Цели: 1.Установить  и  сформулировать  закон  Ома.

             2.Научиться  решать  задачи: расчетные,  качественные  и                  экспериментальные.

             3.Приобрести  навыки  коллективной  работы  в  сочетании  с  самостоятельностью.

5.  Изучение  нового  материала.

Анализируем  данные, полученные учащимися при проведении эксперимента

По  графику  зависимости  силы  тока  от  напряжения  мы  видим,  что  сила  тока  прямо  пропорциональна  напряжению  цепи. Так  ли  это  проверил  немецкий  физик  Ом  и  наши  ребята.  

1.  Проверим  предположение  о  зависимости  силы  тока  от  напряжения. Что же  было  установлено  на  опыте?  Эксперимент  показал,  что  чем  больше  напряжение, тем  ярче  горит  лампочка, т.е. чем  больше  напряжение, тем  больше  сила  тока. Результаты  предыдущей  лабораторной  работы  так же  говорит  об  этом. Вывод: сила  тока  прямо  пропорциональна  приложенному  напряжению.

2. Проверим предположение  о  зависимости  силы  тока  от  сопротивления.

При  проверки  зависимости  силы  тока  от  сопротивления  было  установлено, что  чем  больше  сопротивление  цепи, чем  меньше  сила  тока, Вывод:  сила  тока  обратно  пропорциональна  сопротивлению  проводника.

А  теперь  сформулируйте  закон, установленный  Омом?

СИЛА ТОКА  В  ЦЕПИ  ПРЯМО  ПРОПОРЦИОНАЛЬНА  НАПРЯЖЕНИЮ  ЦЕПИ  И   ОБРАТНО  ПРОПОЦИОНАЛЬНО СОПРОТИВЛЕНИЮ  УЧАСТКА  ЦЕПИ.

Запишем  полученный  результат  с  помощью  формулы:  I=U/R.

Чтобы  лучше  запомнить  формулу  демонстрируем учащимся  правило  треугольника.

                                          U=IR          R=U/I.

6. Первичное  закрепление  с  проговариванием  во  внешней  речи.

1. Как  увеличится  сила тока  в  цепи, если  напряжение  увеличить  в  два  раза,  сопротивление  проводника  также  увеличить  в  два  раза?

Ответ:  сила  тока  не  изменится.

2. Напряжение  в  цепи  увеличится  в  4 раза,  сопротивление  проводника  уменьшится  в  2  раза. Что  произойдет  с  силой  тока?

Ответ: сила  тока  увеличится  в  8  раз.

3. Каким   будет  накал  лампочки,  если  её  сопротивление  уменьшится?

Ответ:  накал  лампочки  увеличится.

Итак,  в  чем  заключается  закон  Ома  для  участка  цепи,  сформулируйте  его.  Запишите  формулу  закона  Ома   и  используя  правило  треугольника  определите:

  1. напряжение  в цепи, если известны сила  тока  и  сопротивление
  2.  сопротивление  проводника, если известны сила  тока  и напряжение

Теперь  еще  раз  вернемся  к  домашнему  заданию  посмотрим,  сможем  ли  теперь  решить  предложенные  задачи  и  свой  ответ  занесите  в  таблицу  в  графу  «Знаю».

Средства: комментирование,  выполнение  продуктивных  заданий.

7. Самостоятельная  работа  с взаимопроверкой по  эталону.

     Тест.

1. Что   произойдет  с  силой   тока,  если   увеличится   напряжение  в цепи?  А)  не  изменится;  Б) увеличится; В) уменьшится.

2. Что  произойдет  с  силой  тока, если  увеличится  сопротивление  проводника ? А) не изменится,  Б) увеличится, В) уменьшится.

3. Найдите  силу  тока  в  цепи, если  напряжение  в  ней  220В, сопротивление  проводника 100 Ом.  А) 2,2А,  Б) 3,3А; В) 4,4А.

4. Каково  напряжение  на  резисторе  сопротивлением 10Ом,  сила  тока  в  котором  0,5А?   А) 10В,  Б) 5В; В) 2В.

5. Каково  сопротивление  проводника,  сила  тока  в  котором  равна0,2А  при  напряжении 4В?  А)50Ом,  Б)10Ом, В) 20 Ом.

Методы оценивания:   взаимопроверка(1 балл за верный ответ)  

8. Подведение  итогов  урока 

 Заполнение таблицы, анализ достигнутого результата, выставление    оценок на основе количества баллов за каждый этап урока.