Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса "За страницами учебника"
материал по физике (9 класс) по теме

Чикунова Светлана Викторовна

 

Игра "За страницами учебника" рассчитана на учеников 9 класса. Цели игры: обобщение и углубление изученного материала в области физики за основную школу; развитие познавательных и творческих способностей, умение самостоятельно пополнять знания; развитие интереса к опытам и экспериментам по физике; развитие у учащихся интереса к предмету и к процессу обучения в целом. Требует предварительной подготовки, которая заключается в создании 2-х команд и выполнении ими "домашнего задания".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_stranicami_uchebnika.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №4 гРтищево

Внеклассное мероприятие по физике

Учитель: Чикунова С.В.

2012-2013 уч.год


Игра "За страницами учебника".

Цели и задачи:

-Обобщение и углубление изученного материала в области физики за основную школу;

- Развитие познавательных и творческих способностей, умение самостоятельно пополнять знания;

- развитие интереса к опытам и экспериментам по физике;

- в игровой форме развивать у учащихся интерес к предмету и к процессу обучения в целом.

Оформление кабинета:   2 карточки с № опыта,  с заданиями к 3-му конкурсу,

       Учитель физики:

Физика, физика – это наука!
Но вижу в глазах у детей только муку.
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как же трудно их выстроить в ряд!
Но без физики не объяснить,
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
И почему самолеты летают,
И корабли в моря уплывают,
Как у нас лампочки светят в квартире,
Как мы программу смотрим в эфире,
Как в Космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим.

И сегодня я предлагаю вам заглянуть за страницы учебника и познакомиться с физическими явлениями, которые встречаются нам в жизни. Ведь слово «физика» в переводе с греческого означает природа.

                                                   Ход игры

Игра состоит из семи раундов. Класс выставляет на соревнование две  команды из 6 человек. Из зрителей выбирают трёх членов жюри.

1.  Словарная  разминка «Происхождение слов». 

Участникам  предлагается выбрать один ответ из пяти предложенных.  (Задание выводится на слайдах). На вопросы отвечают одновременно обе команды. Команда первая правильно ответившая на вопрос зарабатывает 1 балл. Команда набравшая наибольшее количество баллов выбирает себе карточку с номером эксперимента

ПРОБИРКА – это слово

1) латинское,

2) русское,

3) французское,

4) испанское,

5) итальянское.

(Ответ: русское.)

УТЮГ – это слово

1) турецкое,

2) китайское,

3) русское,

4) финское,

5) немецкое.

(Ответ: турецкое.)

ГИПОТЕЗА – это слово

1) голландское,

2) латинское,

3) греческое,

4) австрийское,

5) русское.

(Ответ: греческое.)

РАКЕТА – это слово

1) русское,

2) немецкое,

3) английское,

4) китайское,

5) греческое.

(Ответ: немецкое.)

ОРБИТА – это слово

1) французское,

2) английское,

3) русское,

4) латинское,

5) немецкое.

(Ответ: латинское.)

ФИЗИКА – это слово

1) русское,

2) латинское,

3) греческое,

4) английское,

5) польское.

(Ответ: греческое.)

ТРАНСФОРМАТОР – это слово

1) латинское,

2) русское,

3) немецкое,

4) французское,

5) английское.

(Ответ: латинское.)

ИНЕРЦИЯ – это слово

1) итальянское,

2) греческое,

3) латинское,

4) французское,

5) русское.

(Ответ: латинское.)

ЛИТР – это слово

1) русское,

2) греческое,

3) французское,

4) литовское,

5) испанское.

(Ответ: французское.)

МАЯТНИК – это слово

1) русское,

2) голландское,

3) французское,

4) монгольское,

5) арабское.

(Ответ: русское.)

2.  Конкурс  «На  «ты»  с приборами».

 Исследователь проводит эксперимент, в это время команда участвует в 3 конкурсе.   

Опыт «Подъем тарелки с мылом»

Задача: поднять тарелку, с помощью воды и мыла не дотрагиваясь до неё руками

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

3. Конкурс «Изобрази, чтобы угадали».  

Команды удаляются для обсуждения того, как будут изображать ситуации:

1 команда:   

  1. Все тела состоят из молекул.
  2. Если не воздействовать на тело, оно сохраняет свою скорость.
  3. В жидкости на тело действует выталкивающая сила.
  4. Изобразите электрическую  лампочку.

2 команда:

1. Силе действия всегда есть сила противодействия.

2. Изобразите явление инерции.

3. Изобразите весы.

4. Изобразите электрический ток, проходящий по цепи.

4. Конкурс «Кроссворд» 

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Каждая команда должна заранее приготовить кроссворд для команды соперника.

Запасной

 1. Вещество, непроводящее электричество. 2 и 6. Ученые, опыты которых доказали существование электрона и позволили измерить его заряд. 3. Сообщение телу электрического заряда. 4 и 5. Частицы, из которых состоит атома. 7. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов. 8. Прибор, служащий для обнаружения заряда. 9. Одно из веществ, испускающих альфа-частицы.

По вертикали в выделенном столбце: ученый, опыты которого лежат в основе ядерной модели строения атома.

Ответы: 1. Диэлектрик.   2. Милликен.    3. Электризация.     4. Не      5. Протон.      6. Иоффе.            

7. Ион.          8. Электроскоп.                9. Радий.                                 По вертикали: Резерфорд.

Вопросы болельщикам.

Пока команды выполняют задания, для болельщиков предлагаются загадки. За правильный ответ 1 балл в пользу команд.

  1. Рассыпалось к ночи золотое зерно,
    Глянули поутру – нет ничего. (звезды на небе)

2. Ни до неба, ни до земли (падающая звезда.)

3. Влезет в окно, Растянется как сукно,
Не прогонишь ни пестом,
Ни плетью, ни шестом.
Пора придет – сам уйдет. (свет.)

4. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает. (роса.)

5. Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (ветер.)

6. Летит птица орел,
Несет в зубах огонь,
Огневые стелы пускает,
Никто ее не поймает. (молния.)

7. Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (дождь.)

8. Громко стучит,
Звонко кричит,
А что говорит –
Никому не понять,
И мудрецам не узнать. ( гром.)

9. Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск. ( молния, гром, дождь.)

10. Раскинулся золотой мост,
На семь сел, на семь верст. (радуга.)

11. Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (мороз.)

12. На дворе горой,
А в избе водой. (лед.)

13. По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. ( волна.)

14. Сидит Пахом,
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает. (очки.)

15. Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела, а живет,
Без языка кричит. (эхо.)

16. Я в Москве, он в Ленинграде,
В разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним.
Кто нам помогает?
(телефон)

17. В нашей комнате одно,
Есть волшебное окно.
В нем летают чудо – птицы,
Бродят волки и лисицы.
Знойным летом снег идет,
А зимою сад цветет.
В том окне чудес полно.

Что же это за окно? (телевизор)

5. Конкурс «Гонка»   (на время)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы первой команде

1. Частицы, из которых состоят молекулы  (Атомы)

2. Единица измерения силы тока     (Ампер)

3. Изобретатель лампы накаливания         (Лодыгин)

4. Процесс перехода вещества из парообразного состояния в жидкое.     (Конденсация) 

5. Атом, потерявший иди получивший электрон         (Ион)

Вопросы второй команде.

1. Устройство, с помощью которого уменьшают трение вращающихся валов машин, станков        (Подшипник)

2. Английский физик, предложивший ядерную модель атома          (Резерфорд)

3. Передача заряда Земле           (Заземление)

4. Катушка с железным сердечником внутри           (Электромагнит)

5. Прибор для измерения силы                (Динамометр)

Итог игры, награждение

Ведущий: Время игры подошло к концу. Мы убедились, что у команд качественные знания по физике. Уверена что каждый из Вас, в ходе игры узнал много нового и интересного.