Главные вкладки

    Презентация к уроку по физике по теме:
    презентация "проблемноке обучение на уроках физики"

    Иванова Мария Александровна

    обобщение  опыта работы. В данной презентации  представлена структура и содержание курса физики с точки зрения задач проблемного обучения.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Венгеровская средняя школа №2. Учитель физики Иванова М.А.
    Чтобы использовать метод проблемного обучения учитель четко должен представлять себе следующее:Какие цели преследует создание проблемной ситуации на уроке?Что будет способствовать возникновению проблемной ситуации на уроке?Какие интеллектуальные затруднения возникнут у учащихся при решении предложенной учителем задачи?Как будет создана проблемная ситуация? Будет ли это проблемный вопрос, или задание, или демонстрация опыта и т.д.?Как вовлечь учащихся в познавательный поиск?
    Главная цель проблемного обучения – при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.При отборе проблемных заданий для самостоятельного выполнения необходимо учитывать, что:самостоятельное выполнение проблемных заданий ведет к глубокому усвоению учениками соответствующих вопросов курса и способствует интенсивному умственному развитию учащихся;на выполнение таких заданий затрачивается больше времени.
    При составлении системы главных проблем необходима последовательность действий.Определение стержневой идеи данного раздела, которая вытекает из общих целей и задач обучения и воспитания в процессе преподавания физики с учетом конкретного физического материала. Например, в оптике – развитие представлений о природе света.Выделение основных этапов в развитии центральной идеи.Формулировка проблем, решение каждой из которых создает переход от одного этапа к другому. Это – главные проблемы в системе проблемного обучения (при объяснении нового материала), вскрывающего логику и закономерности развития науки. Они позволяют учащимся понять, что « внутренними пружинами» развития науки являются противоречия между господствующей научной концепцией и новыми опытными фактами, которые она не в состоянии объяснить; преодоление этих противоречий и означает движение науки вперед (появление новых идей и физических теорий).

    Процесс решения учебных проблем.1 этап. Постановка проблемы. Уяснение сути проблемы, ее формулировка, возможно постепенное уточнение. Перед демонстрацией опытов можно задать вопросы: что произойдет, если…; что будет, когда…?2 этап. Прогнозирование. Выдвижение гипотез.3 этап. Разработка способов проверки гипотезы и ее осуществление. При обучении физике можно выделить два основных способа: 1) теоретическое обоснование гипотезы; 2) экспериментальное доказательство.
    .
    Проблемное изучение:
    Наблюдение явления.Выявление характерных особенностей явления.Установление связей данного явления с другими ранее изученными и объяснение природы явления.Введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление.Установление количественных закономерностей, относящихся к рассматриваемому явлению.Практическое применение явления: объяснение природных явлений, применимость в технике, применение при решении задач и выполнении лабораторно – практических работ.
    В общем виде фронтальный проблемный эксперимент включает следующие элементы:
    Проблемное обучение и самостоятельный эксперимент учащихся
    Типы проблемных заданий, используемых при закреплении и повторении материала.Задания, цель которых – закрепление только что изученного вопроса темы.Обобщающие задания. Целью этих заданий являются повторение группы связанных между собой вопросов темы или всей темы.
    Основные типы домашних проблемных заданий.

    Воздушная оболочка Земли оказывает давление обоснование этого факта весом воздуха. Демонстрация: Взвешивание воздуха в стеклянном шаре.2.Фонтан в стеклянном сосуде с разряжённым воздухом как проявлениеатмосферного давления
    Тема: «Атмосферное давление» 1.Показываю опыт и задаю вопрос:» почему до откачивания воздуха из цилиндра плёнка не прогибалась?» 2.почему поднимается вода за поршнем? 3. предсказать результат опыта (раздувание резиновой камеры, помещённой под колокол воздушного насоса при откачивания воздуха из под колокола)
    Предположим мы выбрали метод постановки учебной проблемы с помощью опыта по обнаружению выталкивающей силы.Тело подвешено к пружине, растяжение которой фиксируется стрелкой – указателем на штативе. При опускании тела в воду пружина сокращается. В чем дело? Создана проблемная ситуация. Для анализа проблемной ситуации учащиеся актуализируют знания. И высказывают мысль о том, что в воде на тело действует выталкивающая сила. Формулируется учебная проблема: узнать, от чего зависит значение этой силы и выяснить ее природу, выяснить как можно ее измерить. Ученики высказывают предположение и их правильность можно тут же подвергнуть экспериментальной проверке.
    Учащиеся обычно полагают, что выталкивающая сила зависит от объема тела, от его массы и от глубины погружения тела в жидкость. Далее проделывают опыты. Измеряют выталкивающую силу при погружении в воду двух тел равных масс, но разных объемов (равенство масс проверяется с помощью весов) и устанавливают факт зависимости выталкивающей силы от объема погруженного в жидкость тела. Вывод записывают. Измеряют выталкивающую силу при погружении в воду двух тел равных объемов, но разных масс, и устанавливают независимость выталкивающей силы от массы погруженного в жидкость тела. Вывод записывают. Опровергается на опыте и гипотеза о зависимости выталкивающей силы от глубины погружения тела в жидкость. Учитель наводящими вопросами также подводит учащихся к выводу о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости, если учащиеся не догадываются об этом. Опыт с погружением тела в пресную воду и крепкий раствор соли подтверждают предположение. Вывод записывают.
    .1. Р.И Малафеев: «Проблемное обучение физике в средней школе». – Москва «Просвещение» 1980.2. Н.М. Зверева: «Активизация мышления учащихся на уроках физики». – Москва «Просвещение» 1980.3. Л.А.Иванова: «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики». - Москва «Просвещение» 1983. 4. Журнал «Физика в школе» 1993.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Венгеровская средняя школа №2. Учитель физики Иванова М.А.
    Чтобы использовать метод проблемного обучения учитель четко должен представлять себе следующее:Какие цели преследует создание проблемной ситуации на уроке?Что будет способствовать возникновению проблемной ситуации на уроке?Какие интеллектуальные затруднения возникнут у учащихся при решении предложенной учителем задачи?Как будет создана проблемная ситуация? Будет ли это проблемный вопрос, или задание, или демонстрация опыта и т.д.?Как вовлечь учащихся в познавательный поиск?
    Главная цель проблемного обучения – при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.При отборе проблемных заданий для самостоятельного выполнения необходимо учитывать, что:самостоятельное выполнение проблемных заданий ведет к глубокому усвоению учениками соответствующих вопросов курса и способствует интенсивному умственному развитию учащихся;на выполнение таких заданий затрачивается больше времени.
    При составлении системы главных проблем необходима последовательность действий.Определение стержневой идеи данного раздела, которая вытекает из общих целей и задач обучения и воспитания в процессе преподавания физики с учетом конкретного физического материала. Например, в оптике – развитие представлений о природе света.Выделение основных этапов в развитии центральной идеи.Формулировка проблем, решение каждой из которых создает переход от одного этапа к другому. Это – главные проблемы в системе проблемного обучения (при объяснении нового материала), вскрывающего логику и закономерности развития науки. Они позволяют учащимся понять, что « внутренними пружинами» развития науки являются противоречия между господствующей научной концепцией и новыми опытными фактами, которые она не в состоянии объяснить; преодоление этих противоречий и означает движение науки вперед (появление новых идей и физических теорий).

    Процесс решения учебных проблем.1 этап. Постановка проблемы. Уяснение сути проблемы, ее формулировка, возможно постепенное уточнение. Перед демонстрацией опытов можно задать вопросы: что произойдет, если…; что будет, когда…?2 этап. Прогнозирование. Выдвижение гипотез.3 этап. Разработка способов проверки гипотезы и ее осуществление. При обучении физике можно выделить два основных способа: 1) теоретическое обоснование гипотезы; 2) экспериментальное доказательство.
    .
    Проблемное изучение:
    Наблюдение явления.Выявление характерных особенностей явления.Установление связей данного явления с другими ранее изученными и объяснение природы явления.Введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление.Установление количественных закономерностей, относящихся к рассматриваемому явлению.Практическое применение явления: объяснение природных явлений, применимость в технике, применение при решении задач и выполнении лабораторно – практических работ.
    В общем виде фронтальный проблемный эксперимент включает следующие элементы:
    Проблемное обучение и самостоятельный эксперимент учащихся
    Типы проблемных заданий, используемых при закреплении и повторении материала.Задания, цель которых – закрепление только что изученного вопроса темы.Обобщающие задания. Целью этих заданий являются повторение группы связанных между собой вопросов темы или всей темы.
    Основные типы домашних проблемных заданий.

    Воздушная оболочка Земли оказывает давление обоснование этого факта весом воздуха. Демонстрация: Взвешивание воздуха в стеклянном шаре.2.Фонтан в стеклянном сосуде с разряжённым воздухом как проявлениеатмосферного давления
    Тема: «Атмосферное давление» 1.Показываю опыт и задаю вопрос:» почему до откачивания воздуха из цилиндра плёнка не прогибалась?» 2.почему поднимается вода за поршнем? 3. предсказать результат опыта (раздувание резиновой камеры, помещённой под колокол воздушного насоса при откачивания воздуха из под колокола)
    Предположим мы выбрали метод постановки учебной проблемы с помощью опыта по обнаружению выталкивающей силы.Тело подвешено к пружине, растяжение которой фиксируется стрелкой – указателем на штативе. При опускании тела в воду пружина сокращается. В чем дело? Создана проблемная ситуация. Для анализа проблемной ситуации учащиеся актуализируют знания. И высказывают мысль о том, что в воде на тело действует выталкивающая сила. Формулируется учебная проблема: узнать, от чего зависит значение этой силы и выяснить ее природу, выяснить как можно ее измерить. Ученики высказывают предположение и их правильность можно тут же подвергнуть экспериментальной проверке.
    Учащиеся обычно полагают, что выталкивающая сила зависит от объема тела, от его массы и от глубины погружения тела в жидкость. Далее проделывают опыты. Измеряют выталкивающую силу при погружении в воду двух тел равных масс, но разных объемов (равенство масс проверяется с помощью весов) и устанавливают факт зависимости выталкивающей силы от объема погруженного в жидкость тела. Вывод записывают. Измеряют выталкивающую силу при погружении в воду двух тел равных объемов, но разных масс, и устанавливают независимость выталкивающей силы от массы погруженного в жидкость тела. Вывод записывают. Опровергается на опыте и гипотеза о зависимости выталкивающей силы от глубины погружения тела в жидкость. Учитель наводящими вопросами также подводит учащихся к выводу о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости, если учащиеся не догадываются об этом. Опыт с погружением тела в пресную воду и крепкий раствор соли подтверждают предположение. Вывод записывают.
    .1. Р.И Малафеев: «Проблемное обучение физике в средней школе». – Москва «Просвещение» 1980.2. Н.М. Зверева: «Активизация мышления учащихся на уроках физики». – Москва «Просвещение» 1980.3. Л.А.Иванова: «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики». - Москва «Просвещение» 1983. 4. Журнал «Физика в школе» 1993.

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Презентация к докладу "Исследовательское обучение на уроках физики"

    Презентация к докладу "Исследовательское обучение на уроках физики"...

    проблемное обучение на уроках физики

    Презентация содержит материал по созданию проблемных ситуаций при изучении нового материала по физике...

    Доклад "Исследовательское обучение на уроках физики"

    Доклад был представлен на педагогических чтениях, посвященным инновационным формам педагогической работы. В докладе расс...

    Презентация "Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики"

    Презентация "Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики"...

    презентация Интеграция как один из способов повышения качества обучения на уроках физики

    Физика тесно связана с другими науками, подчеркивая это на уроках, можно значительно повысить качество обучения...

    Использование ЭОР на уроках физики

    Обучение школьников и учителей информационным технологиям с использованием инновационного учебно- методического комплекс...

    Техника безопасности на уроках физики

    Презентация для вводного инструктажа по технике безопасности на уроках физики....

    Самостоятельная робота на уроках физики

    Значение самостоятельной работы при изучении  физики, различные формы работы на уроках :таблицы, обобщенные планы, ...

    Модульное обучение на уроках физики

    Обозначается проблема: как на практике осуществить процесс обучения, позволяющий реализовать несколько индивидуальных по...