Главные вкладки

    Методическая разработка по физике (7 класс) по теме:
    Методическая разработка урока по теме "Плавание тел" - 7 класс

    Манкович Елена Васильевна

    Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию к уроку в 7 классе по теме: "Плавание тел".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    plavanie_tel.rar736.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок физики в 7-м классе по теме: "Плавание тел"

    Цели  урока:

    • Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе. Развивать умения учащихся  делать выводы по результатам экспериментальных заданий.
    • Показать использование условий плавания тел в природе,  технике, в народном хозяйстве.
    • Развивать творческую активность, творческие способности учащихся.

    Оборудование:

    • Компьютер, медиапроектор, презентация «Плавание тел», плакат с девизом урока, портрет Архимеда.
    • 1, 2 вариант( на каждый ученический стол):  сосуд с водой и набор тел - кусочки пенопласта, пробки, парафина,  стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, алюминия, Тела находятся в коробке с перегородками, в каждой ячейке указано название вещества; 3 вариант:  два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики;  4 вариант: сосуд с водой, сосуд с насыщенным раствором поваренной соли, картофелина средней величины; 5 вариант: сосуд с водой и кусок пластилина.

    Ход урока

    Девиз урока:

    Я буду умным,

    Я буду знающим,

    Я буду стараться

    И все получится!

    1. Организационный момент.

    II.       Актуализация знаний:

    На предыдущих уроках мы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в неё. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

    Уч: Архимедова сила.

    Учит: Куда направлена эта сила?

    Уч: Она направлена вертикально вверх.

    Учит: От чего зависит архимедова сила?

    Уч: Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.

    Учит: А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?

    Уч: Тогда для подсчета архимедовой силы надо использовать формулу FA = ж g V, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость.

    Учит: Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?

    Уч: Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе.

    Если тело в жидкость опустить,

    Будет жидкость на него давить.

    Почему же тело погружается?

    Может быть здесь физика кончается?

    Если взять два разных тела,

    В жидкость поместить одну,

    Видно, что одно всплывает,

    А другое – вмиг ко дну.

    Жидкость та ж, сомненья нет,

    Ну, а в чем же тут секрет?

    В чем сущность явлений?

    На это ответ

    Нашел сиракузский мудрец Архимед.

    III.   Новый материал:

    Сегодня на уроке мы с вами тоже выясним как и почему плавают тела. Почему одни тела тонут другие всплывают, почему маленький гвоздик тонет, а огромный корабль плавает? Поэтому  тема  урока: «Плавание тел»

    Запишите в тетради тему урока - “ Плавание тел”      ( слайд2 )

    Учит. : Итак, на любое тело погруженное в жидкость действует выталкивающая сила или сила Архимеда направленная вертикально вверх, а какая еще сила действует на тело в противовес ей и как она направлена?

    Уч. Сила тяжести, направленная вниз.

    Учит. Давайте сделаем рисунок  и обозначим силы. ( демонстрируется слайд3,  идет обсуждение. В ходе беседы выясняем и устанавливаем поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения этих сил. Ученики делают рисунки и записи в тетрадях )

    1. Если Fтяж > FА, то тело тонет.

    2. Если Fтяж < FА, то тело всплывает.

    3. Если Fтяж = FА, то тело плавает внутри жидкости.

    Учит. : Но почему одно и тоже тело в одной жидкости тонет в другой плавает ( демонстрация опыта свеча в воде и в спирте). Нет ли еще какой-то зависимости?

    Попробуем получить эти  сведения из опытов.

    (Ребята получают карточки с заданиями и оборудование для их выполнения - 5вариантов. Варианты заданий не одинаковы по уровню трудности: первое, второе – наиболее простое, 4, 5, – сложнее. Они даются соответственно уровню подготовки.)

    Первый вариант: понаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.

    Плотность жидкости

    Плотность вещества

    Тонет или плавает

     

     

     

    Оборудование: сосуд с водой и набор тел: кусочки пенопласта, пробки, парафина. Тела находятся в коробке с перегородками, в каждой ячейке указано название вещества.

    Второй вариант: понаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.

    Плотность жидкости

    Плотность вещества

    Тонет или плавает

     

     

     

    Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, алюминия, Тела находятся в коробке с перегородками, в каждой ячейке указано название вещества.

    Третий вариант: сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров; выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

    Оборудование: для проведения опыта нужны два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики.

    Четвертый вариант: заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.

    Оборудование: сосуд с водой, сосуд с насыщенным раствором поваренной соли, картофелина средней величины.

    Пятый вариант: добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.

    Оборудование: сосуд с водой и кусок пластилина.

    Пока учащиеся выполняют задания, наблюдаю за их работой, учитель оказывает необходимую помощь. Поскольку ответы ребят будут использоваться при изложении нового материала, намечаем, в какой последовательности они будут отчитываться.

    Учит: Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов. Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут.

    (Отвечают  ребята, выполнявшие задания первого и второго варианта. Один из них называет те тела, который тонут в воде, другой – тела, которые плавают, третий сравнивает плотности тел каждой группы с плотностью воды. После этого все вместе делают вывод.)

    Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет. А если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает.

     Демонстрация слайда 2 (Выводы записываются  в тетрадях.)

    1. Если вещества > жидкости, то тела тонут.

    2. Если вещества < жидкости, то тела всплывают на поверхность жидкости.

    3. Если вещества = жидкости, то тело плавает.

    Учит. : Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Некоторые ребята рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости. Что они заметили?

    Уч: Глубина погружений тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.

    Учит: Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды, масла?

    Уч: В масле брусок погружался глубже, чем в воде.

    Учит: Таким образом, Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.

    Запишем этот вывод.

    Учит. : Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину или пластилин. Посмотрим опыт. Бросим эти тела в воду (проводится демонстрация). Что вы наблюдаете?

    Уч: Они тонут в воде.

    Учит: А у Леши картофелина в воде плавает. В чем же дело?

    Уч: Чтобы заставить картофелину плавать, я насыпал в воду больше соли.

    Учит: Что же произошло?

    Уч: У соленой воды увеличилась плотность и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла и архимедова сила стала больше.

    Учит: Правильно. А у ребят, выполнявших задание с пластилином, соли не было. Каким образом вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде?

    Уч: Я сделал из пластилина лодочку. Она имеет большой объем и поэтому плавает.

    Учит: Наверно не просто большой, а больший, чем у куска пластилина.

    Учит: Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело.

    Значит, условия тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества.

    Где в природе и технике учитываются эти условия? Слайд плавание судов.

    Уч: При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде. Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. С ними поступают так, как мы поступили с пластилином: увеличивают объем, архимедова сила становится больше, и они плавают. Еще плавают и подводные лодки.

    Слайд с подводной лодкой и рассказ: Любая подводная лодка – прочный герметичный корпус с множеством отсеков. Принцип погружения и всплытия основан на заборе воды из моря в балластные системы и выдавливании воды сжатым воздухом при всплытии.

    Слайд с рыбкой и рассказ о плавании рыб.

    Плавательный пузырь рыбы легко меняет свой объем. Когда рыба с помощью мышц опускается на большую глубину и давление воды на нее увеличивается, пузырь сжимается, объем тела рыбы уменьшается и она не выталкивается вверх, а плавает в глубине. При подъеме плавательный пузырь и объем всего тела рыбы увеличивается и она плавает уже на меньшей глубине. Таким образом, рыба может в определенных пределах регулировать глубину своего погружения. Киты регулируют глубину своего погружения за счет уменьшения и увеличения объема легких.

    Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.

    А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости? Да, при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов.

    Но подробнее мы поговорим об этом на следующих уроках.

    А теперь давайте посмотрим как вы усвоили материал сегоднешнего урока  ( слайд с вопросами).

    Домашнее задание: Откройте дневники и запишите задание на дом: § 48. ( Слайд)

    Рефлексия:

    Учащиеся дописываю предложения:

    Сегодня на уроке я узнал(а) нового…

    Я бы хотел(а) узнать еще..

    Для меня было трудным…


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    План – конспект урока «Плавание тел»

     В ходе урока учащиеся выясняют условия плавания тел. На уроке применяются различные виды деятельности: эксперимент...

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ «АРХИМЕДОВА СИЛА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ» 7класс

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ  «АРХИМЕДОВА СИЛА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ» 7класс ...

    "Плавание тел"

    Разработка урока по теме "Плавание тел"...

    Плавание тел

    Рассмотрен раздел физики, которому незаслуженно уделяется очень мало внимая в старших классах школы - сила Архимеда и ус...

    Викторина по физике "Архимедова сила. Плавание тел"(7 класс)

    Данная разработка выполнена в виде презентации. Может использоваться при проведении внеклассных мероприятий и декады физ...

    Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»

       Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучени...

    7 класс урок "Плавание тел"

    Разработка урока в седьмом классе по теме "Плавание тел". Представлен материал (конспект урока, презентация и карта урок...

    Разработка урока "Плавание тел"

    Урок "Плавание тел" в 7 классе...