Рабочая программа по физике 8 класс по учебнику Перышкин А.В.
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Мацко (Прилука) Татьяна Ивановна

 

Рабочая программа по физике составлена на основе:

1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Физика».

2.Примерной программы основного общего образования по физике.

3.Авторской программы :А.В.Перышкина, Е.М.Гутник (автор-составитель Г.Г.Телюкова).: Учитель, 2007 г.

 

Рабочая программа включает разделы:

Ø пояснительная записка,

Ø цели и задачи курса,

Ø основное содержание с распределением часов по разделам,

Ø тематическое планирование курса,

Ø требования к уровню подготовки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8f_rabochaya_programma_i_ktp.docx109.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе:

1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Физика».

2.Примерной программы основного общего образования по физике.

3.Авторской программы :А.В.Перышкина, Е.М.Гутник (автор-составитель Г.Г.Телюкова).: Учитель, 2007 г.

Рабочая программа включает разделы:

  • пояснительная записка,
  • цели и задачи курса,
  • основное содержание с распределением часов по разделам,
  • тематическое планирование курса,
  • требования к уровню подготовки учащихся.

Особенность планирования курса физики 8 класса является то, что конструирование тем базируется на основе опережающего фронтального эксперимента, внутри предметной интеграции  и вводном демонстрационном эксперименте. Формирование учебных знаний планируется проводить на основе метода графических образов  с опорой на аспекты субъектного опыта ученика и его сенсорные системы, на основе диалога ученика с учителем. Большое внимание уделено организации обратной связи ученика с учителем, рефлексии учебной деятельности, для осуществления которых предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе после выполнения фронтального эксперимента, просмотра кинофильма и т.п. Проведение лабораторных работ основывается на методе научного прогнозирования с использованием типового оборудования и компьютерных программ.

Место предмета в базисном учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ рабочая программа по физике в 8  классе рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов за год). Предлагаемое планирование рассчитано на 2 часа физики в неделю. Считаю целесообразным 2 часа резервного времени, предусмотренного программой, добавить на изучение темы «Изменение агрегатных состояний вещества». Кроме того, на изучение темы «Тепловые явления» в пособии отведено 25 часов вместо 26, за счет чего на последнем, 70-м уроке можно провести анализ контрольной работы № 5, работу над допущенными в ней ошибками и повторить некоторые вопросы курса физики 8 класса. Если же по каким-либо причинам на изучение курса фактически остается меньше положенных 70 уроков, то необходимую экономию времени с наименьшим ущербом для знаний учащихся можно получить за счет объединения, например, уроков 18 и 19, при необходимости допустимо не проводить урок 60.

Данное планирование рассчитано на все элементы урока, соответствующие целям и содержанию данного курса. По каждому уроку предполагается применение необходимого числа задач для закрепления и отработки нового материала, которые находятся непосредственно в учебнике, в конце каждого параграфа, а в некоторых случаях — и для повторения ранее пройденного. Задачи для классной и домашней работы подобраны так, чтобы в классе в первую очередь отрабатывались задачи тех типов, которые будут даны в домашнем задании и контрольных работах. Уровень сложности предлагаемых задач соответствует уровню, заданному обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике и учебником «Физика. 8 класс» А. В. Перышкина.

В то же время ко многим урокам подобраны задачи для учащихся, проявляющих способности и интерес к изучению физики. Это позволяет учителю без дополнительных затрат времени реализовать дифференцированное обучение.


Цели изучения физики:

  • формирование представлений о физической картине мира на основе знаний о физических явлениях, законах, которым они подчиняются;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнение экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.


Основное содержание:

Лабораторные работы по физике 8 класс

№ п/п

Название

Оборудование

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Калориметр, мензурка, стакан с водой, термометр

Набл. за охлаждением воды при её испарении и определении влажности воздуха

Мензурка, стакан с водой, термометр демонстрационный, термометр лабораторный, кусок марли, психометрическая таблица

Сборка электрической цепи и измерение силы тока

Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода

Сборка электрической цепи и измерение напряжения

Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, соединительные провода, спирали-резисторы – 2 шт., вольтметр

Регулирование силы тока реостатом

Источник питания, ползунковый реостат, ключ, амперметр, соединительные провода, исследуемый проводник (небольшая никелированная спираль), вольтметр

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра

Измерение работы и мощности электрического тока

Источник питания, амперметр, соединительные провода, ключ, низковольтная лампа на подставке, секундомер, вольтметр

Сборка электромагнита и исследование его действия

Источник питания, ключ, соединительные провода, детали сборки электромагнита

Получение изображения при помощи линзы

Собирающая линза, экран, лампа с колпачком, в котором сделана прорезь, измерительная лента


Тематическое планирование курса физики 8 класса.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Номер урока

Тема урока

Метод обучения

Форма работы

Средства обучения, демонстрации

Требования к базовому уровню подготовки

Требования к повышенному уровню подготовки

Вид контроля

Домашнее задание

1

Повторение материала, изученного в 7 классе

Информационно - развивающий

Игровая

Демонстрации

Уметь объяснять свойства вещества на основе представлений о молекулярном строении

Повторить определения 7 класса

Глава I. Внутренняя энергия (14 часов)

2

Тепловые явления. Температура

Частично - поисковый

Эвристическая беседа

Демонстрация принципа действия термометра

Знать/ понимать смысл физических величин: «температура», «средняя скорость теплового движения»; смысл понятия «тепловое равновесие»

Знать различные температурные шкалы - Ремера, Фаренгейта, Цельсия. Иметь понятие о принципах действия минимальных и максимальных термометров

Проверка домашнего задания

§1, вопросы

№№915, 916

3

Внутренняя энергия.

Проблемно - поисковый

Исследовательская работа. Лабораторные микроопыты

Лабораторное оборудование: набор по термодинамике. Демонстрация изменения внутренней энергии тела при совершении работы и теплопередаче

Знать/понимать смысл физических величин: «работа», «внутренняя энергия»

Уметь описывать и объяснять процесс изменения внутренней энергии при совершении работы и при передаче количества теплоты

Проверка домашнего задания

§2, вопросы

№№920, 921

4

Способы изменения внутренней энергии тела.

Знать/понимать смысл физических величин: «работа», «количество теплоты», «внутренняя энергия»

Проверка домашнего задания

§3, вопросы

№№929, 934 Зад. 1, с. 10

5

Виды теплопередачи

Проблемно - поисковый

Эвристическая беседа

Демонстрация теплопроводности различных материалов, конвекции в жидкостях и газах

Уметь описывать и объяснять явления теплопроводности, приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью, конвекции

Уметь объяснять различную теплопроводность материалов на основе представлений о строении вещества Знать/понимать способы усиления и торможения конвективных процессов, иметь понятие о принудительной конвекции

Уметь для различных случаев определять/предлагать самый эффективный способ теплопередачи

Проверка домашнего задания

§4-6, вопросы

№№956, 960, 970, 979

Упр. 1-3

6

Примеры теплообмена в природе и технике.

Творчески - репродуктивный

КМД, решение задач и вариативные упражнения

Демонстрационные плакаты: термос, водяное отопление, устройство теплоизоляционных материалов

Уметь определять, какими способами происходит теплопередача в различных случаях; объяснять/предлагать способы защиты от переохлаждения и перегревания в природе и технике

Проверка домашнего задания

СР №1

(Тест №1)

§4-6, вопросы

№№965, 976, 981 Доклады по желанию

7

Расчет изменения внутренней энергии

Проблемно - поисковый

Объяснение, беседа

Справочная литература

Проверка домашнего задания

§7, вопросы

№№1007, 1008, 1010

8

Удельная теплоемкость.

Информационно - развивающий

Беседа

Демонстрации нагревания жидкостей на двух горелках

Знать/понимать смысл понятия «удельная теплоемкость»

Проверка домашнего задания

§8, вопросы

№№933, 1003, 1004, 1030

9

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Репродуктивный

Объяснение, беседа

Справочная литература

Уметь рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры тела

Уметь решать задачи повышенной сложности

Проверка домашнего задания

§9, вопросы

№№1007-1009, 1021

Упр. 4

10

Решение задач

Репродуктивный

Выполнение упражнений по образцу, упражнения

Справочная литература, сборники тестовых заданий

Уметь решать качественные задачи по теме «Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи»

Уметь решать задачи повышенной сложности

Проверка домашнего задания

Тест №2

§7-9, вопросы

№№1024, 1025, 1027

11

Повторение и обобщение пройденного материала.

Репродуктивный

Беседа

Индивидуальная работа

Сборники тестовых заданий

Уметь решать задачи на расчет количества теплоты

Уметь решать задачи повышенной сложности по теме «Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи»

СР №2

Повторить §1-9

Доклады по желанию

12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

Информационно - развивающий

Беседа, сам. работа с учебной литературой

Справочная литература

Знать/понимать, что такое топливо, виды топлива, уметь рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при сгорании

Проверка домашнего задания

§10, вопросы

№№ 1035-1039

Упр. 5

13

Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса

Информационно - развивающий

Эвристическая беседа

Демонстрация смешивание холодной и тепловой воды, устройство калориметра

Знать/понимать закон сохранения энергии, понятие изолированной системы, уравнение теплового баланса

Уметь решать задачи на составление уравнения теплового баланса

Проверка домашнего задания

§11, вопросы

Упр. 6

14

Л.р № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Репродуктивный

Выполнение лабораторной работы по инструкции

Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии

Уметь использовать измерит. приборы для расчета количества теплоты, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы

Уметь составлять уравнение теплового баланса

Л.р. №1

Тест №3

§7-9, 11, вопросы

№№1026, 1031

15

Контрольная работа №1 по теме «Внутренняя энергия»

Репродуктивный

Индивидуальная работа

КИМы по теме «Внутренняя энергия»

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов

К.Р.№1

Повторить §1-11

Глава II. Изменение агрегатных состояний вещества (15 часов)

16

Агрегатные состояния вещества

Информационно - развивающий

Объяснение, демонстрации

Справочная литература

Знать/понимать понятия сублимации, плавления, парообразования, десублимации

§12, вопросы

№№1012, 1013

17

Плавление и отвердевание кристаллических тел

Информационно - развивающий

Объяснение, демонстрации, лабораторный опыт

Демонстрация явления плавления и кристаллизации

Уметь описывать и объяснять явление плавления и кристаллизации

Уметь объяснять постоянство температуры при плавлении и кристаллизации на основе молекулярных представлений

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

§13-14, вопросы

№№ 1055-1057 Упр. 7

18

Количество теплоты, необх. для плавления тела при его кристаллизации

Творчески - репродуктивный

Беседа

Справочная литература

Знать/понимать понятия удельной теплоты плавления, производить расчет количества теплоты при плавлении и кристаллизации

Проверка домашнего задания

§15, вопросы

Упр. 8

Зад. 2

19

Решение задач на плавление и отвердевание

Репродуктивный

Выполнение упражнений по образцу, упражнения на тренажерах

Справочная литература, сборники тестовых заданий

Уметь решать задачи на расчет количества теплоты, построение графиков и объяснение графиков изменения температуры

Уметь решать задачи на составление уравнения теплового баланса, определение удельной теплоты плавления и массы расплавленного в-ва

Проверка домашнего задания

Тест №4

Повторить §14-15, вопросы

№№ 1074-1077

20

Испарение и конденсация.

Проблемно - поисковый

Эвристическая беседа, лабораторные опыты

Демонстрации зав-сти скорости испарения от рода жидкости, t° и площади поверхности; понижения t° жидкости при испарении

Уметь описывать и объяснять явления испарения и конденсации

Уметь объяснять различную скорость испарения жидкостей на основе молекулярных представлений о строении вещества

Проверка домашнего задания

§16-17, вопросы

Доклады по желанию

21

Л. р № 2 «Набл. за охлаждением воды при её испарении и определении влажности воздуха»

Информационно - развивающий

Объяснение, беседа

Лабораторное оборудование

Уметь работать с физическим оборудованием, сопоставлять полученные результаты с табличными, обобщать и делать выводы Уметь описывать и объяснять явления испарения и конденсации

Проверка домашнего задания

Л.р. №2

§17, вопросы

Зад. 3

22

Кипение.

Информационно - развивающий

Беседа. Решение задач

Демонстрация зависимости t° кипения от давления, постоянства t°кипящей жидкости

Уметь описывать и объяснять явление кипения

Знать/понимать смысл удельной теплоты парообразования

Тест №5

§18, вопросы

Упр. 9

23

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

Информационно - развивающий

Беседа, демонстрация, лабораторная работа

Демонстрация гигрометров и психрометров, справочная литература

Знать/понимать понятие влажности воздуха, уметь определять влажность воздуха при помощи психрометра

Уметь объяснить принцип действия психрометра; уметь описывать и объяснять образование тумана и выпадение росы

Проверка домашнего задания

С.Р. №3

§19, вопросы

24

Удельная теплота парообразования и конденсации

Творчески - репродуктивный

КМД, фронтальная работа, упражнения на тренажерах

Справочная литература

Знать/понимать понятие удельной теплоты парообразования

Проверка домашнего задания

§20, вопросы

Упр. 10

Зад. 4

№№ 1114-1117

25

Решение задач на расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества и при изменении температуры твердых и жидких тел

Творчески - репродуктивный

КМД, фронтальная работа, упражнения на тренажерах

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

Уметь решать задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Уметь решать задачи на составление уравнения теплового баланса в общем случае

Проверка домашнего задания

Повторить §13-20

№№

1121-1123

26

СР №4

Повторить §12-20 Упр. 10, Зад. 4 №№ 1043-1045

27

Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.

Информационно - развивающий

Беседа

Справочная литература

.Знать/понимать смысл понятий «двигатель», «тепловой двигатель», коэффициента полезного действия и уметь вычислять его

Уметь решать задачи на определение КПД с использованием формул механической работы и теплоты сгорания топлива

Проверка домашнего задания

§21, 24, вопросы

№№ 1126-1130

Зад. 5

28

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

Информационно - развивающий

Беседа

Демонстрация модели двигателя внутреннего сгорания, устройства паровой турбины

Знать различные виды тепловых машин, уметь приводить примеры их практического использования 

Уметь объяснить принцип действия четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Знать/понимать преимущества и недостатки каждого вица тепловых машин

Проверка домашнего задания

§22-23, вопросы

29

Семинар по теме «Виды тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых машин»

Творчески - репродуктивный

Защита проектов

Наглядные пособия

Уметь использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относится к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач

Заслушивание докладов

Повторить §13-24

подготовиться к к.р.

30

Контрольная работа №2 по теме «Изм-ние агрегатных состояний в-ва. Тепловые двигатели»

Репродуктивный

Индивидуальная работа

КИМы по теме «Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловые двигатели»

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов

К.Р.№2

Повторить §13-24

Глава III. Электрические явления (25 часов)

31

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов

Информационно - развивающий

Лекция

Демонстрация электризации тел, существования двух видов электрических зарядов

Знать/понимать смысл понятия «электрический заряд»

§25, 26, вопросы

№№1169, 1171. 1172

32

Электроскоп. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

Проблемно - поисковый

Эвристическая беседа.

Исследовательская лабораторная работа

Демонстрации взаимодействия одноименных и разноименных зарядов; переноса электрического заряда с одного тела на другое, устройства и принципа действия электроскопа.

Уметь описывать взаимодействие электрических зарядов, устройство и принцип действия электроскопа. Знать/понимать смысл понятия «электрическое поле»

Знать/понимать взаимосвязь между величиной и конфигурацией электрического заряда и характеристиками электрического поля.

Проверка домашнего задания

§27, 28, вопросы

№№1187, 1201, 1205

33

Делимость электрического заряда. Электрон

Проблемно - поисковый

Эвристическая беседа.

Демонстрация переноса эл. заряда с одного тела на другое. Демонстрация проводников и диэлектриков

Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия электроскопа

Уметь предложить способ изготовления электроскопа из подручных материалов

Проверка домашнего задания

СР №5

§29, вопросы

№№1209, 1215, 1216

34

Строение атомов. Схема опыта Резерфорда

Информационно - развивающий

Лекция, беседа

Демонстрационные таблицы со схемой опыта Резерфорда и планетарной модели атома. Демонстрация закона сохранения заряда

Знать/понимать строение атомов, уметь объяснять на этой основе процесс электризации, передачи заряда

Уметь описывать и объяснять различие в строении проводников и диэлектриков

Проверка домашнего задания

§30, вопросы

№№1218, 1219

35

Объяснение электрических явлений

Тест №6

§31, вопросы

Упр. 11, 12

36

Электрический ток. Источники тока

Информационно - развивающий

Лекция

Демонстрация действия электрического тока, источников тока

Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источники тока»

Знать различные виды источников тока, уметь описывать и объяснять принцип их действия

СР №6

§32, вопросы

№№1233, 1235, 1236, 1239

Зад. 6

37

Электрическая цепь и ее составные части.

Информационно - развивающий

Беседа,

Демонстрация составления электрической цепи

Знать/понимать правила составления электрических цепей. Уметь собирать простейшие электрические цепи по заданной схеме, уметь чертить схемы собранной электрической цепи

Уметь составлять схемы и собирать электрические цепи с заданными свойствами

Фронтальный опрос

§33, 34, вопросы

№№1248, 1250, 1251

Упр. 13

38

Действие эл. тока. Направление эл. тока.

Информационно - развивающий

Проверка домашнего задания

§35, 36, вопросы

№№ 1261

39

Сила тока. Амперметр. Решение задач

Информационно - развивающий

Беседа

Демонстрация измерения силы тока амперметром

Знать/понимать смысл величины «сила тока»;уметь решать задачи на определение силы тока

Уметь решать задачи повышенной сложности

Фронтальный опрос

§37,38, вопросы, №№ 1258-1260

Упр. 14, 15

40

Л. р № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока»

Репродуктивный

Беседа, лабораторная работа по инструкции

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока

Знать правила включения в цепь амперметра, уметь измерять силу тока в цепи

Уметь определять погрешность измерений

Фронтальный опрос

Л.Р.№3

§38, вопросы

№№1261, 1263, 1264

41

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Информационно - развивающий

Беседа

Демонстрация измерения напряжения вольтметром

Знать/понимать смысл величины «напряжение»; знать правила включения в цепь вольтметра

Уметь решать задачи повышенной сложности

СР №7

§39-41, вопросы

№№1266, 1267, 1273

42

Л. р № 4 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения»

Репродуктивный

Беседа, лабораторная работа по инструкции

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, вольтметры

Уметь измерять напряжение на участке цепи, знать правила включения в цепь вольтметра

Уметь определять погрешность измерений

Л.Р.№4

§41, вопросы

Упр. 16

43

Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление.

Информационно - развивающий

Беседа, индивидуальная работа

Демонстрация эл. тока в различных металлических проводниках

Знать/понимать смысл явления электрического сопротивления

Уметь объяснять наличие электрического сопротивления проводника на основе представлений о строении вещества

Проверка домашнего задания

§43,45, вопросы

№№1302, 1307, 1313, 1312 Упр. 18

44

Закон Ома для участка эл. цепи

Проблемно - поисковый

Исследовательская работа

Демонстрация зависимости силы тока в цепи от сопротивления и напряжения

Знать закон Ома для участка цепи. Уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи

Уметь решать задачи на применение закона Ома для участка цепи в нестандартных ситуациях

Индивидуальные карточки

§42, 44, вопросы

Упр. 17, 19

45

Реостаты. Решение задач

Информационно - развивающий

Беседа

Демонстрации устройства и принципа действия реостатов; различные виды реостатов

Знать/понимать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала

Уметь описывать и объяснять причины зависимости электрического сопротивления от размеров проводника и рода вещества

Фронтальный опрос

§46, 47, вопросы

Упр. 20, 21

46

Л. р № 5 «Регулирование силы тока реостатом»

ЛР №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Репродуктивный

Лабораторная поисковая работа

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры, реостаты

Уметь пользоваться реостатом для регулирования силы тока, уметь определять сопротивление проводника

Уметь строить графики зависимости силы тока от напряжения и на основе графика определять сопротивление участка цепи

ЛР №5

ЛР №6

Повторить материал по теме «Закон Ома для участка цепи» №№1319, 1320, 1328, 1330

47

Последовательное соединение проводников.

Проблемно - поисковый

Эвристическая беседа, поисковая Лабораторная работа

Демонстрации цепь с последовательно соединенными лампочками; постоянство силы тока в различных участках цепи; напряжения в цепи с последовательным соединением

Знать/понимать, что такое последовательное соединение проводников; знать, как определяются сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при последовательном соединении проводников

Уметь самостоятельно сформулировать законы последовательного соединения проводников

СР №8

§48, вопросы

№№1342, 1350, 1353, 1354

Упр. 22

48

Параллельное соединение проводников.

Проблемно - поисковый

Лабораторная поисковая работа

Демонстрация измерения силы тока в разветвленной электрической цепи

Знать/понимать, что такое параллельное соединение проводников; знать, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при параллельном соединении проводников

Уметь самостоятельно сформулировать законы параллельного соединения проводников

СР №9

§49, вопросы

Упр. 23

49

Смешанное произведение проводников. Решение задач

Творчески - репродуктивный

Групповая и индивидуальная работа

КМД

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Закон Ома»

Уметь решать задачи на применение законов последовательного и параллельного соединения проводников

Уметь решать задачи на расчет цепей со смешанным соединением проводников

Фронтальный опрос

Тест №7

§48, 49, вопросы

№№ 1385-1387

50

Контрольная работа №3 по теме «Строение атома. Сила тока, напряжение, сопротивление»

Репродуктивный

Индивидуальная работа

КИМы по теме «Строение атома. Сила тока, напряжение, сопротивление»

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов

К.Р.№3

Повторить §30-49

51

Работа и мощность электрического тока

Информационно - развивающий

Беседа

Демонстрация светового, теплового и механического действий эл. тока, зав-сти мощности от напряжения и силы тока

Знать/понимать смысл величин «работа электрического тока» и «мощность электрического тока»

§50-52, вопросы

№№1396, 1398, 1405, 1407

Упр. 24-26

Зад. 7

52

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца

Информационно - развивающий

Беседа

Демонстрация теплового действия тока

Уметь описывать и объяснять тепловое действие тока

Тест №8

Индивидуальные карточки

§53, вопросы

№№

Упр. 27

Доклады по желанию

53

Применение теплового действия эл. тока

Информационно - развивающий

Беседа

Демонстрация плавкого предохранителя

Уметь приводить примеры практического использования теплового действия электрического тока

Уметь описывать и объяснять преимущества и недостатки электрических нагревательных приборов

Фронтальный опрос

§54, 55, вопросы

№№1443, 1444, 1446

Зад. 8

54

Повторительно - обобщающий урок по теме «Электрические явления»

Творчески - репродуктивный

КМД, работа на тренажерах, вариативные задания

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Электрические явления», сборники тестовых заданий

Уметь описывать и объяснять эл. явления, решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности эл. тока

Уметь описывать и объяснять электрические явления, решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности эл. тока. Уметь производить расчет цепей с последовательным и параллельным соединением проводников

55

Л. р № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока»

Репродуктивный

Лабораторная работа по инструкции

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры

Уметь использовать физические приборы для измерения работы и мощности электрического тока

ЛР №7

Повторить §50-53, вопросы

Глава IV. Электромагнитные явления (5 часов)

56

Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

Информационно - развивающий

Объяснение

Демонстрация опыта Эрстеда, демонстрация магнитного поля тока

Знать/понимать смысл понятия «магнитное поле»; понимать, что такое магнитные линии и каковы их особенности

Знать/понимать, что замкнутость магнитных линий означает отсутствие магнитных зарядов в природе

§56, 57, вопросы

№№1459, 1462, 1463, 1464

57

Л. Р № 8 «Сборка электромагнита и исследование его действия»

Проблемно - поисковый

Лабораторная исследовательская работа

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, катушки, компасы

Знать/понимать, как характеристики магнитного поля зависят от силы тока в проводнике и формы проводника; уметь объяснять устройство и принцип действия электромагнита

Уметь предлагать способы увеличения/уменьшения магнитного поля, создаваемого катушкой с током

ЛР №8

§58, вопросы

Упр. 28

Зад. 9

58

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

Информационно - развивающий

Беседа, лабораторный опыт

Демонстрация взаимодействия постоянных магнитов. Лабораторное оборудование: набор прямых и дугообразных магнитов, железные опилки

Уметь описывать и объяснять взаимодействие постоянных магнитов, знать о роли магнитного поля в возникновении и развитии жизни на Земле

Уметь описывать и объяснять причину возникновения и роль радиационных поясов, северных сияний и магнитных бурь

СР №10

§59, 60, вопросы

Зад. 10

59

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Информационно - развивающий

Беседа

Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током, модель электрического двигателя

Уметь описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током, понимать устройство и принцип действия электродвигателя

Знать/понимать неразрывность и взаимосвязанность электрического и магнитного полей

Фронтальный опрос

Тест № 9

§61, вопросы

Зад. 11

60

Повторительно - обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления». Кратковременная контрольная работа №4

Творчески - репродуктивный

КМД, решение задач

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, сборники тестовых заданий

Знать/понимать взаимосвязь электрического и магнитного полей, уметь описывать и объяснять взаимодействие электромагнитов и постоянных магнитов. Уметь рисовать форму и расположение магнитных линий

Уметь выполнять творческие задания и задания повышенной сложности по данной теме

К. Р. №4

Глава V. Световые явления. (9 часов)

61

Источники света. Прямолинейное распространение света

Информационно - развивающий

Лекция с элементами беседы

Демонстрация прямолинейного распространения света, источников света. Демонстрация шкалы электромагнитных колебаний

Уметь строить область тени и полутени. Знать/понимать смысл понятий «свет», «оптические явления», «геометрическая оптика», закон прямолинейного распространения света

Уметь описывать и объяснять солнечные и лунные затмения. Иметь представление об историческом развитии взглядов на природу света

§62, вопросы

Упр. 29

Зад. 12

62

Отражение света. Законы отражения света. Изображение в плоском зеркале

Информационно - развивающий

Беседа, лабораторный опыт

Демонстрация отражения света, зависимости угла отражения света от угла падения, лабораторное оборудование: набор по оптике.

Знать/понимать смысл закона отражения света, уметь строить отраженный луч; знать, как построением определяется расположение и вид изображения в плоском зеркале

Уметь решать графические задачи на восстановление пропущенных фрагментов (например, определение положения зеркала по падающему и отраженному лучу)

Фронтальный опрос

СР №11

§63, 64, вопросы

№№1547, 1549, 1551, 1554

Упр. 30, 31

63

Преломление света

Информационно - развивающий

Лекция с элементами беседы, лабораторный опыт

Демонстрация явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения, набор по оптике

Знать/понимать смысл закона преломления света, уметь строить преломленный луч

Понимать, в каких случаях происходит увеличение /уменьшение угла преломления света. Уметь строить приблизительный ход луча при переходе в среду с более высокой или более низкой оптической плотностью

СР №12

§65, вопросы

Упр. 32

64

Линзы

Информационно - развивающий

Объяснение

Демонстрация хода лучей в собирающих и рассеивающих линзах. Демонстрация получения изображений с помощью линз

Знать/понимать смысл понятий «фокусное расстояние линзы», «оптическая сила линзы». Уметь строить изображение в тонких линзах. Уметь различать действительные и мнимые величины

Уметь решать графические задачи на восстановление пропущенных фрагментов (например, определение положения линзы по известным положениям предмета и его изображения)

Фронтальный опрос

§66, вопросы

№№1583, 1585, 1586, 1589

Упр. 33

65

Построение изображений, полученных с помощью линз

Проверка домашнего задания Фронтальный опрос

§67, вопросы

№№ 1592-1594, 1596

Упр. 34

66

Решение задач на построение изображений, полученных при помощи линз

Творчески - репродуктивный

Решение задач и вариативных упражнений

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Геометрическая оптика»

Уметь решать задачи на построение изображений

Уметь решать нестандартные задачи на построение изображений

Фронтальный опрос

Тест № 10

Повторить §66, 67, вопросы

№№1597, 1599

67

Формула тонкой линзы

Проблемно - поисковый

Исследовательская работа

Чертежные инструменты

Знать/понимать взаимосвязь между расположением предмета, оптической силой линзы и получаемым изображением

Уметь выводить формулу тонкой линзы

СР №13

Повторить §66, вопросы

подготовиться к Л.Р. №10

68

ЛР №9 «Получение изображения при помощи линзы»

Творчески - репродуктивный

Лабораторная поисковая работа

Лабораторное оборудование: набор по оптике

Уметь получать различные виды изображений при помощи собирающей линзы, измерять фокусное расстояние собирающей линзы

Знать несколько способов определения фокусного расстояния линзы

ЛР №9

Повторить §66, 67

69

Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления»

Репродуктивный

Индивидуальная работа

КИМы по теме «Световые явления»

Уметь решать качественные, расчетные и графические задачи по теме «Световые явления»

К. Р. №5

Итоговое повторение (1 час)

70

Повторение курса физики 8 класса

Творчески - репродуктивный

Защита проектов, чтение докладов и рефератов, игры и конкурсы

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств; использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относиться к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач

Тест № 11

Принятые сокращения в тематическом планировании

ЛР – лабораторная работа

СР – самостоятельная работа

КМД – коллективная мыследеятельность при работе малыми группами


Календарно-тематическое планирование

курса физики 8 класса

        

1

2

3

4

№ п\п

№ урока в главе

Раздел/ тема

Дата проведения

1

Повторение материала, изученного в 7 классе

Глава I. Внутренняя энергия (14 часов)

Тепловые явления. Температура

Внутренняя энергия.

Способы изменения внутренней энергии тела.

Виды теплопередачи

Примеры теплообмена в природе и технике.

Расчет изменения внутренней энергии

Удельная теплоемкость.

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Решение задач

Повторение и обобщение пройденного материала.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса

Л.р. № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Контрольная работа №1 по теме «Внутренняя энергия»

Глава II. Изменение агрегатных состояний вещества (15 часов)

Агрегатные состояния вещества

Плавление и отвердевание кристаллических тел

Количество теплоты, необходимое для плавления тела при его кристаллизации

Решение задач на плавление и отвердевание

Испарение и конденсация.

Л. р. № 2 «Наблюдение за охлаждением воды при её испарении и определении влажности воздуха»

Кипение.

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

Удельная теплота парообразования и конденсации

Решение задач на расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества

Решение задач на расчет количества теплоты при изменении температуры твердых и жидких тел

Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

Семинар по теме «Виды тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых машин»

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловые двигатели»

Глава III. Электрические явления (25 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов

Электроскоп. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

Делимость электрического заряда. Электрон

Строение атомов. Схема опыта Резерфорда

Объяснение электрических явлений

Электрический ток. Источники тока

Электрическая цепь и ее составные части.

Действие  и направление электрического тока.

Сила тока. Амперметр. Решение задач

Л. р. № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока»

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Л. р. № 4 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения»

Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи

Реостаты. Решение задач

Л. р. № 5 «Регулирование силы тока реостатом»

Л. р. №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Последовательное соединение проводников.

Параллельное соединение проводников.

Смешанное произведение проводников. Решение задач

Контрольная работа №3 по теме «Строение атома. Сила тока, напряжение, сопротивление»

Работа и мощность электрического тока

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца

Применение теплового действия электрического тока

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электрические явления»

Л. р. № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока»

Глава IV. Электромагнитные явления (5 часов)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

Л.р. № 8 «Сборка электромагнита и исследование его действия»

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления».

Кратковременная контрольная работа №4

Глава V. Световые явления. (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света

Отражение света. Законы отражения света. Изображение в плоском зеркале

Преломление света

Линзы

Построение изображений, полученных с помощью линз

Решение задач на построение изображений, полученных при помощи линз

Формула тонкой линзы

Л. р. №9 «Получение изображения при помощи линзы»

Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления»

Итоговое повторение (1 час)

1

Повторение курса физики 8 класса


Требования к уровню подготовки.

Иметь представление о 

  • методах физической науки, её целях и задачах;
  • молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, взаимодействия между молекулами.

Знать и понимать: 

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
  • смысл физических величин: работа, мощность, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, отражение света;
  • использовать физические и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • решать задачи на применение изученных физических законов.

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа по физике в 8 классе реализуется по учебнику «Физика 8» А.В. Перышкин. - М. Дрофа 2008г. С использованием учебно-методического комплекта:

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Физика 7-11»: развернутое тематическое планирование/ автор-составитель Г.Г.Телюкова.- Волгоград: Учитель, 2007г. – 103 с.
  2.  Сборник задач по физике 7-9 класс В.И.Лукашик, Е.В.Иванова – М. Просвещение 2008 г.
  3.  Книга для учителя. В.А.Волков, С.Е.Полянский – М. Вако, 2010 г. 
  4. Демонстрационные опыты по физике . Н.М.Шахмаев
  5. Тесты по физике. 8 класс к учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 кл." - Чеботарева А.В. 3-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2010. - 160 с

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по физике-10 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

Рабочая программа по курсу физики для 10-х общеобразовательных классов составлена в соответствии с авторской программой Г.Я.Мякишева и на основе «Примерных программ по физике для общеобразовател...

Рабочая программа по физике-11 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

На изучение курса физики в 11 классе отводится 170 ч.(5 ч. в неделю). Программа соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, она составлена на основе «Примерны...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...