Урок физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении жидких,твердых и газообразных тел"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Герасимова Елена Суликовна

Разработка конспекта девятого урока  по тематическому планированию , урока ,заключающего тему "Первоначальные сведения о строении вещества". На  уроке используются технология коммуникативного и игрового  обучения. Есть технологическая карта урока, тематическая   физминутка surprise

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_v_7_klasse.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ПАДОВСКАЯ средняя общеобразовательная школа

ПЕСТРАВСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок по физике в 7 классе

Тема: «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»

Учитель физики Герасимова Е.С.

Октябрь,2009-2010 учебный год

УРОК ФИЗИКИ В  7 КЛАССЕ

Тема: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Цель урока: Ознакомление  учащихся со свойствами агрегатных состояний вещества на основе строения вещества, движения и взаимодействия частиц.

Образовательные задачи урока:

а) Повторить такие элементы знаний:

- физические величины, их единицы измерения, обозначение;

 - существование взаимного притяжения и отталкивания между молекулами; - понятие смачивания , диффузии ,объема и формы  тела;

б ) Познакомить учащихся  с  новыми элементами знаний:

- различное расположение молекул в твердых, жидких и газообразных телах ; -  сохранение твердым телом формы и объема;

-сохранение жидким телом только объема;

- изменение у газообразного тела формы и объема;

в) объяснить свойства агрегатных состояний вещества на основе строения вещества.

Развивающие задачи урока:

А)развивать мышление учащихся путем решения качественных задач;

Б) Способствовать развитию творческого потенциала ученика, предлагая задания  дифференцированного типа «Создать модель молекулы»;

Воспитательные задачи:

а) Способствовать формированию у учащихся чувств коллективизма , ответственности ;

б)Содействовать экологическому воспитанию учеников;

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  доска, учебник, пластилиновый шарик на нити , 3 мензурки с водой  100 мл, стакан, колба, пробирка, свечи, спиртовка, шприц, надувной шар, модели молекулы воды (18 штук),игрушка «Неваляшка», магниты.

ПЛАН УРОКА

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1.Организационный момент





2.Актуализация опорных знаний


 


3.Изучение нового материала: строение твердых, жидких и газообразных тел, объяснение их свойств



4. Закрепление и обобщение изученного.


 5.Домашнее задание

1-2





7-10


   


15-18






7-10



1-2

Приветствие, проверка готовности к уроку, информирование учащихся о целях и задачах урока.


Фронтальный опрос

Работа на доске и по карточке.

Устный мини- диктант


Ролевая игра

Рассказ учителя с элементами  беседы.

Работа с учебником.



Проведение  опытов


Запись задания на доске и в дневниках.

Пояснение задания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ! Если вы готовы  к уроку, можете садиться. (, выясняются причины неподготовленности ,если они есть).Дежурные, назовите отсутствующих и домашнее задание(§10, придумать способ соединения сломанной пополам стеклянной трубочки и обосновать его с точки зрения строения вещества. Объяснить поговорку «Вышел сухим из воды, как гусь».Ответы записать в тетради).

Учитель (МОТИВАЦИЯ) Сегодня на уроке мы повторим с вами физические величины, их единицы измерения и обозначение, понятия притяжения и отталкивания молекул, и наконец-то «разберемся» с молекулой воды (вывешивается на доске модель молекулы ), которая не меняясь, не меняя свою форму и размеры, своей внешности  может образовывать со своими «подружками- близняшками» ,и газообразное тело, и жидкое, и что самое удивительное- твердое тело. А потом экспериментально ,т.е. на опытах еще раз подтвердим наши теоретические знания.

  1. Актуализация  опорных знаний.

Работа с карточкой( 1 человек, за партой)

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения

Длина

Площадь

Масса

Работа у доски заполнить таблицы №1 ,№2 ( 2 человека, письменно)

Таблица 1 (1 человек)

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения

Скорость

Время

Расстояние

Объем

Таблица 2.  

Твердое вещество

Жидкое вещество

Газообразное вещество

На доске перечень веществ: железо, водород, лед, бензин, углекислый газ, дерево, вода, пластмасса, водяной пар, керосин, стекло.

Учитель Выбрать из списка вещества, находящиеся в обычных условиях : в твердом состоянии, затем в жидком и газообразном и занести  соответственно в таблицу№ 2.

Работа с таблицами и карточкой - 5 минут.

    Как только выполните, садитесь и работаете с классом.

Параллельная работа с классом

    Задание 3 (устно) Расскажите  способы соединения стеклянной трубочки, которая   нечаянно разбилась на прошлом уроке ,и обоснуйте ответ с точки зрения строения вещества.(зачитать по тетради)

Ученик. Стеклянную трубку можно соединить двумя способами: расплавив концы, сильно прижать друг к другу и подержать пока не затвердеет или  применить клей для стеклянных поверхностей. В первом случае  твердое стекло превратится в жидкое, и молекулы будут  перемешиваться  ,т.е. произойдет диффузия, стекло спаивается. Во втором случае молекулы клея  сильнее взаимодействуют (притягиваются)с молекулами стекла и между собой.

Учитель Объясните поговорку «Вышел сухим из воды ,как гусь», с точки зрения физических законов.

Ученик. Перышки гуся смазаны жиром , а жир  ,мы знаем, очень плохо смачивается водой, потому что молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам жира.

Учитель Почему для водоплавающих птиц очень опасно , когда в водоем попадает нефть, мазут ,бензин и т.д.

Ученик Нефть, мазут, бензин  расщепляют жир ,и перышки птиц намокают.

Учитель. Поэтому надо всегда помнить о наших меньших братьях, и не мыть автомобили, велосипеды, мотоциклы в водоемах.

(Проверить работающих учеников у доски)

Фронтальный опрос

Учитель.В1.  Что мы знаем о строении вещества? Я начинаю предложение, вы его хором ,но вполголоса завершаете:

Все тела состоят из… молекул и атомов, которые движутся …беспорядочно ( хаотически) или… колеблются вокруг своего положения равновесия и друг с другом …взаимодействуют: либо …притягиваются , либо… отталкиваются.

УчительВ2. На этих знаниях о строении вещества постройте ответ на вопрос. Почему дым сигареты  вреден даже для некурящего человека?

Ученик О2.  Это объясняется явлением диффузии –перемешиваются молекулы дыма с молекулами воздуха  и проникают в легкие некурящего человека  при вдохе.

Учитель В 3. Резиновый шнур – твердое тело? Да.  Как можно объяснить с молекулярной точки зрения растяжение резинового шнура?

Ученик О 3. Взаимодействие молекул резинового шнура между собой под действием силы растяжения уменьшается. После прекращения действия силы шнур возвращается в исходное положение.

Таблица № 2

Твердое вещество

Жидкое вещество

Газообразное вещество

Железо

Лед

Дерево

Пластмасса

стекло

Бензин

Вода

Керосин

Водород

Углекислый газ

Водяной пар

Учитель В4 А теперь, проверим  заполнение таблицы 2 ….и ответим на вопрос. Назовите одно и то же вещество, которое встречается в таблице в 3-х состояниях?

Ученик О 4. Лед, вода, водяной пар.

Учитель.В5. Скажите, молекула воды  в кофе, в чае, в молоке, пара над горячей водой, в  сосульке одинаковы между собой?

Ученик. О5. Молекулы воды везде одинаковы

Учитель  И я опять возвращаю вас к  вопросу: Почему молекулы воды одинаковы , а вещество находится в разных состояниях? Что же мы еще не знаем  до сих пор о строении вещества?… А давайте попробуем  сравнить свойства твердых, жидких и  газообразных тел, выдвинем гипотезу

( предположение) об их строении , а потом проверим ее экспериментально (на опытах).

2  . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Ролевая игра

Учитель  Сели удобно, спинка прямая.

Представьте себе, что вы – молекулы и образуете твердое тело (первый ряд от окна), жидкость (второй ряд ) и газ (третий ряд). «Твердое тело», ваша форма определяется границами первой и второй партами  и проходами. «Жидкость», вы должны показать, как может измениться ваша «коллективная «форма от нынешних границ до …(определяет новые границы). «Газ», вам предоставлен объем…(определяет пространство для «газа»).

Помните, у молекул нет ртов, совещаться можно только шепотом. В вашем распоряжении – 5 минут. По истечении этого срока  представитель вашей группы должен описать словами и продемонстрировать характер движения и взаимодействие молекул, расположение частиц  , а затем заполнить второй и третий столбик в таблице №3, используя модели молекул и магнитики. Пользуйтесь таблицей в  рабочей тетради, столбец «Расположение частиц».

( На демонстрационном столе -  модели молекул и магниты в лоточках.

Учитель отмечает столбцы в таблице.)

(Ученики моделируют строение твердого тела, жидкости и газа Представители групп выступают и делают зарисовки в таблице №3)

Работа  в группе

Работа  в группе          Работа в  паре §11  

                                         стр.26-27                

Работа в  паре §11              Работа сам-льно

                                                 §12 стр.28-29

стр.26-27  

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Форма

Объем

Сжимаемость

Газ


Беспорядочное, хаотическое


Жидкость






Колебания и перескоки






Твердое тело


колебания




 Учитель Спасибо , молекулы могут вернуться на свои места .Итак, расположение частиц в разном состоянии отличается друг от друга. Какие еще меняются  свойства вещества в различных  состояниях?

 Попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и характер движения. Предлагаю вам заполнить  в  таблице №3  четвертый и пятый   столбец. Вам поможет учебник, откройте §11 на стр. 26-27. Работаем в паре.

Время заполнения таблицы – 5 минут. Ответ достаточно записать одним глаголом.

Учитель проверяет задание 1 на доске

Физическая величина

Букв.обозначение

Единица измерения

Скорость

ν

 м/с, км/ч, км/с, м/мин

Время

t

с, мин, ч, сут, год, век

Расстояние

S

м, мм,см, дм, км

Объем

V

м³, мм³, см³, дм³, км³, л, мл,

ФИЗМИНУТКА (1-2 минуты)

К нам на физминутку залетели две молекулы.

Они вам расскажут о своей жизни ,

а вы слушайте их внимательно,

чтобы не опростоволосится окончательно,

попробуйте побыть на их месте.

Повторяйте за ними вместе.

Девочки(с эмблемой молекул)

Мы маленькие частицы (присели ,руки вниз)

Блуждаем, где хотим(Вокруг себя поворачиваются)

А может и на месте ( шагают на месте)

Колебания создадим( качаются из стороны в сторону)

А если мы свободны, то скорость велика (вращение руками, хождение беспорядочное)

Теперь мы ждем ответ  внимательного ученика.

Учитель Какие были названы состояния вещества?

Ответ. Жидкое, твердое , газообразное.  

Учитель вызывает представителей групп заполнить таблицу или заполняет сам под диктовку  и комментирование учеников.

Таблица №3

Работа  в группе

   Работа в группе        Работа в  паре          §11                                        

                                               стр.26-27

 Работа в  паре  §11               Работа самостоятельно

  стр.26-27                                  §12 стр.28-29

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Объем

Форма

Сжимаемость

Газ


Беспорядочное, хаотическое

Не сохраняет

Не сохраняет


Хорошая

Жидкость






Колебания и перескоки


сохраняет


Не сохраняет



Плохая

Твердое тело


колебания


сохраняет


сохраняет


Плохая

Учитель А теперь я предлагаю вам заполнить оставшийся столбец самостоятельно. Достаточно написать одно прилагательное.

 Время работы 1 минута ( Записать Домашнее задание на доске)

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

Учитель  Ну что же , а теперь пора проверить экспериментально справедливость  наших высказываний и теоретических знаний.

Опыт №1 Кусок пластилина на нити опускаем в мензурку и измеряем объем.

Вывод: изменяя форму тела , при этом объем остается неизменным

Примеры: Твердые тела - стол, стул, книга, доска и т.д. сохраняют свою форму и объем.

Опыт №2 Подкрашенную жидкость емкостью 100мл переливают из одного сосуда в другой

Вывод: форма  жидкости изменяется, объем остается  один и тот же.

Примеры: «Замуровали» воду в каменном сосуде, попробовали сжать- вода просочилась сквозь камень. Шприц наполнили водой и закрыли отверстие – сжать воду очень трудно по сравнению с воздухом.

Опыт №3 Надувной шар легко меняет свой объем, если его сжать. Поменять форму шара также очень легко.

Вывод: Газы не сохраняют ни объем, ни форму.

Примеры: Кислородные ,водородные баллоны можно накачать сильно.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§11-12, задание №84 Сб.з. Лукашик В.И. ,стр12,

  творческое задание (по желанию): создать модель строения льда, пользуясь реальным пластилином и проволокой ,или воды и водяного пара в виртуальном мире программы Word или Paint.

 Лучшие работы будут выставлены  в кабинете физики.




Модель молекулы воды

Таблица 3

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Объем

Форма

Сжимаемость

Газ








Жидкость






Тв.тело






Дом .зад.

§11-12, задание №84 Сб.З. Лукашик стр.12,

творческое задание:

создать модель строения льда, пользуясь реальным пластилином и проволокой ,или воды и водяного пара в виртуальном мире программы Word или Paint.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА ДОСКЕ

Таблица 1

Физ.вел

Букв. обозн

Единица

измерения



















Таблица 2

Тв тела

жидк

газы




Перечень веществ

Выставление и комментирование оценок

1 Таблица №1_(доска)_________________________________

2.Таблица №2 (доска)__________________________________

  1. Д/з «Стеклянная трубка»(устно)_______________________
  2. Д/з «Гусь сухой» ( устно) ____________________________
  3. Вопрос  о вреде сигаретного дыма _____________________
  4. Вопрос о резиновом шнуре___________________________
  5. Представитель группы «Газы»________________________
  6. Представитель группы « Жидкость» ___________________
  7. Представитель группы « Твердые тела» ________________
  8.   Вывод к опыту№1_________________________________
  9.  Вывод к опыту№2__________________________________
  10.  Вывод к опыту№3__________________________________

Мне кажется, что сегодня нам стали чуть-чуть ближе  те крошечные частицы , из которых состоит вся наша огромная Вселенная.

Спасибо за урок !До свидания! Все свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по физике 8 класс "Изменение агрегатных состояний вещества"

Разноуровневая контрольная работа к главе "Изменение агрегатных состояний вещества". Содержит три варианта заданий....

Урок 7 класс Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.Выяснить особенности строения вещества в различных агрегатных состояниях и объяснить их....

«Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей, твердых тел», 7 класс

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.  Вид урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщен...

"Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов."

Урок по физике,  7 класс. А.В. Пёрышкин "Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов." К уроку использую презентацию  по програме Мимио "Три состо...

Урок: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов

Урок, на котором учащиеся знакомятся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснием их с точки зрения молекулярного строения вещества....

Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Урок физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов" знакомит учащихся с основными свойствами и различиями трех основных а...

Технологическая карта урока по физике 7 класс «Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».

Краткая аннотация.Класс: 7Тема: "Агрегатные состояния вещества.Различие в молекурярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов".Тип урока : изучение новой темыЦели урока: сформировать знания...