урок по физике 9 кл Колебания и звуковые волны
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Халитова Любовь Николаевна

урок по теме  колебания и звуковые волны 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9_kl_kolebaniya_i_zvuk.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:



МОБУ СОШ № 20 станицы Чернореченской

 Лабинского района


 






Разработка урока по физике в 9 классе


на тему: « ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ.»




учитель физики:      Халитова Л.Н.
















ст. Чернореченская

2012 год

Тема урока: «Звуковые волны».

Цель урока:

Дидактические – создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение и составление опорного конспекта урока, принципы развивающего обучения Давыдова;

Образовательные – продолжить изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений, познакомить с источниками и приёмниками звука, содействовать межпредметным связям физики и биологии;

Развивающие – формировать представление о процессе научного познания, развивать познавательный интерес;

Воспитательные – прививать культуру умственного труда.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: карточки, резиновые колечки, стеклянные стаканы, таблицы 1 и 2.

План урока:

  1. Орг.момент – 1 минута.
  2. Актуализация знаний – 8 минут.
  3. Подготовка к усвоению нового материала – 3 минуты:

а) мотивация;

б) постановка темы урока и цели урока.

  1. Проблемный эксперимент – 5 минут.
  2. Освоение нового материала – 12 минут.
  3. Первичная проверка понимания и закрепление знаний учащихся – 8 минут.
  4. Домашнее задание и итоги урока – 3 минуты.

Ход урока.

  1. Орг.момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос. Вопросы:

Что называется волной?

Приведите примеры волновых явлений.

Какие волны называют поперечными?

Какие волны называют продольными?

Текстовая работа: карточки с тремя заданиями, с выбором ответов.

За правильный ответ на вопрос и за верно выполненное задание учащиеся получают «+».

Сообщение учащегося по теме «Сейсмические волны».

  1. Подготовка к усвоению нового материала:

а) мотивация

- Послушайте стихотворение:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

б) Постановка темы урока и цели урока.

- Про что это стихотворение?.. Верно, сегодня мы будем изучать явления, которые называются звуковыми. Запишите тему урока «Звуковые волны» в опорный конспект, который вы будете заполнять в ходе урока.

- Часто ли вы сталкиваетесь со звуковыми явлениями?.. Да, очень часто. Так часто, что даже и не замечаем многие звуки вокруг. Есть люди, которые не слышат ничего с рождения, а некоторые теряют слух в результате болезни. Мы познакомимся с источниками звука, с наукой, изучающей звуковые явления – акустикой.

- Тогда какова цель нашего урока?.. Верно, изучить звуковые явления. Запишите в опорный конспект цель урока.

Для достижения цели урока давайте проведём эксперимент.

Проблемный эксперимент:

- Растяните резиновое колечко между пальцами и щипком заставьте его звучать. Изменяя натяжение, получите разные звуки. Прижмите растянутое колечко к пустому стеклянному стакану. Снова щипком заставьте резинку звучать.

Ответьте на вопросы:

- Что является источником звуковых колебаний?

- Можно ли утверждать, что всякое звучащее тело, колеблется?

- Звучит ли всякое колеблющееся тело?

- Шарик, подвешенный на нити, колеблется, но не звучит. Значит, не все колебания в природе являются звуковыми. Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны с частотой от 16 до 20000 Гц. Какое определение можно дать звуковым волнам?......

- Запишите в опорный конспект определение звуковых волн.

5. Освоение нового материала.

- Звуковые волны являются продольными. Сжатия и разряжения среды, возникающие вследствие колебаний источника звука (естественного или искусственного – колокольчика, струны, голосовых связок), достигают человеческого уха, заставляя барабанную перепонку совершать вынужденные колебания, вызывают у человека слуховые ощущения. Человеческое ухо – очень чувствительный прибор. С возрастом из-за потери эластичности барабанной перепонки верхняя граница воспринимаемых человеком частот постепенно снижается. Лишь в молодости мы способны слышать звуки с частотой 20000 Гц, в среднем и в старшем возрасте люди перестают воспринимать волны, частота которых превышает 12 – 14000 Гц. Ухудшается слух людей и в результате длительного воздействия громких звуков. Работа в шумных городских цехах, частое посещение дискотек, чрезмерное увлечение аудиоплеерами вредно влияют на остроту слуха, могут даже привести к потере слуха.

Животные в качестве звука воспринимают волны иных частот. Демонстрация таблицы 1.

В опорном конспекте запишите, что называют инфразвуком и ультразвуком.

Наука о звуке – акустика. Рассмотреть таблицу 2. Записать в опорный конспект определение.

Источники звука бывают естественные и искусственные. Приведите примеры естественных и искусственных источников звука. Запишите в опорный конспект, в каждый столбик несколько примеров источников звука.

6. Первичная проверка понимания и закрепление знаний учащихся.

Используя опорный конспект, ответьте на вопросы:

- Каким общим свойством обладают все источники звука? (Ожидаемый ответ: они все колеблются).

- Механические колебания каких частот называются звуковыми? Почему?

- Какие колебания называются ультразвуковыми?

- Какие колебания называются инфразвуковыми?

Почему мы слышим звук от летящего комара, а от летящей птицы не слышим?

Домашнее задание:

Для всех – параграф 34, вопросы 1 – 4 уметь отвечать;

Для желающих – подобрать стихи, в которых отражены звуковые явления.

Подведение итогов урока.

Посмотрите на опорный конспект. В нём зафиксированы этапы научного познания звуковых явлений сегодня на уроке. Основы метода научного познания заложил великий итальянский учёный Галилео Галилей. Именно этим путём идут учёные, совершая свои открытия. И мы на этом уроке изучали новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания. Достигли ли мы цели урока?... Спасибо за урок.

Сегодня получают оценки …….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике "Механические колебания.Превращение энергии при колебаниях."

Разработка урока  по теме "Механические колебания" включает в себя повторение основных характеристик колебательного движения, развитие навыков решения задач по данному материалу....

Урок.9кл.Звуковые колебания.Звуковые волны

Рассмотрена физическая основа возникновения звуков, звуковых волн....

Урок по физики - Вынужденные колебания. Резонанс напряжений в электрической цепи.

Цель урока: объяснить, почему большее значение имеют вынужденные колебания, а не свободные; как устанавливаются вынужденные колебания; формировать понятие резонанса, который может возникать не только ...

Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны"

На уроке учащиеся познакомятся с механизмом образования волны, основным свойством бегущей волны. Узнают виды волн, в чем их отличие друг от друга; будут приведены примеры волновых явлений в природе, п...

урок по физике тема "Колебания".

                              КОЛЕБАНИЯ1)продолжить формирование мировоззрения  на примерах рассмотрения кол...

flipchart к уроку по физике "Распространение колебаний в среде. Волны." в программе ActivInspire 9 класс

Флипчатр может быть использован самостоятельно или как набор ресурсов для интерактивной доски....

Урок физики в 9 кл: " Звуковые волны"

Урок физики в 9 классе. Цель урока показать, что любое колеблющееся тело с определенной частотой является источником звука, развивать интерес к предмету , исследовательские навыки через эксперимент, в...