Открытый урок в 8 классе "Роль испарения и конденсации в природе, в жизни человека и животных"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Макарова Марина Юрьевна

Урок с использование проектно-исследовательской деятельности учащихся. Содержит презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsel_uroka.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:

       Закрепить полученные знания об основных научных положениях изучаемой темы (испарение и конденсации) во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека

Задачи урока: 

  • Овладение научными фактами, понятиями, доступными школьникам обобщениями о физических, географических и биологических объектах, явлениях и процессах, их взаимосвязях как основы целостности природы;
  • Развитие навыков экспериментально -  исследовательской деятельности; наблюдательности, умение обобщать и делать выводы;
  • Развитие творческой личности: логического мышления, памяти, речи, воображения, наблюдательности

общеобразовательные: углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процессов испарения и конденсации, рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения;

воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир;

развивающие: развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать; умение сравнивать; показывать связь данной темы с другими науками; развивать речь, мышление, эмоции, интеллект.

Оформление доски: 

“Живу, недоумевая, все время хочу понять” А. Эйнштейн.

Средства, необходимые для проведения урока:

       Компьютер; мультимедийный проектор; экран; электронное сопровождение урока (презентация в PowerPoint).

                                         

                                                   Ход урока

1.Организационный момент.

    Ребята, сегодня мы продолжим разговор об агрегатных состояниях веществ и их взаимных превращениях.

  • Какие явления мы уже рассмотрели? (Плавление, отвердевание, парообразование, конденсация).
  • Что такое парообразование?
  • Что такое конденсация?
  • Назовите два способа парообразования?
  • Какое явление называется испарением?
  • Объясните,  как происходит процесс испарения?
  • Против каких сил совершают работу молекулы, выходящие из жидкости при испарении?
  • Как объяснить понижение температуры жидкости при ее испарении?

(презентация)

        Наверное, всем известно, что африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна. К концу этого урока мы сможем ответить на эти и подобные вопросы.

2. Изучение нового материала.

Постановка проблемы

 «Выяснить от каких внешних факторов зависит скорость испарения жидкости»

Решение проблемы:

1. Исследование внешние факторов,  влияющих на скорость испарения  жидкости?

Работа учащихся

Исследовательская работа по физике № 1 (домашнее задание)

«Зависимость скорости испарения жидкости от площади поверхности»

Алгоритм работы

  1. Налить в стакан и блюдце одинаковое количество воды

(2 – 3 ложки) .

  1. Поставьте их на подоконник или  стол.
  2. Пронаблюдать за процессом испарения.
  3. Сделать записи об увиденном  через каждые 30 мин..
  4. Пронаблюдайте за скоростью испарения.
  5. Сравните, где вода испаряется быстрее?
  6. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от величины ее поверхности, обоснуйте свой вывод.

Исследовательская работа по физике № 2

«Зависимость скорости испарения

 жидкости от наличие ветра»

Алгоритм работы

  1. На салфетки капнуть 10-15 капель воды.  Постараться, чтобы пятна жидкости на салфетке были сравнимы по площади.
  2. Подвесить салфетки на штатив. Обдувать одну из салфеток холодным вохдухом из фена.
  3. С какой пластинки капля испарится быстрее? Одинаково ли время испарения влажных пятен?
  4. Сделайте вывод из своего опыта и обоснуйте его.    

Исследовательская работа по физике № 3

«Зависимость скорости испарения

 жидкости от  температуры»

Алгоритм работы

  1. Налить в одинаковые по площади тарелки    одинаковое количество воды (4-5 чайных ложек)
  2. Одну тарелку с водой поставить в холодильник, другую на холодильник
  3. Заметьте время, в течение которого вода в тарелках испарится.      
  4. Сравнить время испарения.
  5.  Сделайте вывод из этого опыта, о зависимости скорости испарения от температуры, обоснуйте его.

Исследовательская работа по физике № 4

«Зависимость скорости испарения

 от рода жидкости»

Алгоритм работы

  1. На бумажные салфетки капнуть    одинаковое количество (2 -3 капли)  масла,  воды и спирта
  2. Проследите, какая из капель испариться первой, какая – второй, а какая останется на бумаге довольно долго.
  3. Сделайте вывод и обоснуйте его.

Вывод:

     Вода испарилась быстрее на подогреваемой тарелке. Мы считаем, что скорость испарения жидкости тем больше, чем выше её температура. Потому что скорость движения молекул зависит от температуры тела. Значит в жидкости больше энергичных молекул, способных оторваться и уйти в пространство.

  • Скорость испарения зависит от температуры жидкости (чем выше температура, тем скорость испарения выше).

Вывод: Значит, чем больше  поверхность жидкости, тем быстрее она испарится. Мы объясняем это тем, что испарение – это парообразование с поверхности жидкости. Чем больше поверхность жидкости, тем больше молекул на ней.

  • Скорость испарения зависит от площади свободной поверхности жидкости.

Вывод: Та салфетка, которая обдувалась феном, высохла первой. Мы думаем, это произошло потому, что ветер, созданный феном, сдувает молекулы и освобождает место для выхода других молекул.

Так как, одновременно с испарением на поверхности жидкости происходит и обратный процесс – конденсация. Конденсация происходит из-за того, что часть молекул, беспорядочно перемещаясь над жидкостью, снова возвращается в неё. Воздушные потоки препятствуют возвращению в жидкость вылетевших молекул, что увеличивает скорость испарения.

  • Скорость испарения зависит от наличия воздушных потоков;

    Вывод: В одинаковые по площади тарелки было налито одинаковое количество  спирта, воды и масла.  Первым высох спирт, затем вода, а масло так и не высохло. Значит, скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости. Было предположено, что силы притяжения между молекулами спирта самые малые, а между молекулами масла – самые большие. Значит,  молекулы спирта легче всего отрываются от поверхности жидкости. Поэтому масло так и не высохло.

  • Скорость испарения зависит от рода жидкости.

В результате исследовательской работы, были сделаны следующие выводы:

На доске

Скорость испарения зависит:

  • от температуры жидкости (чем выше температура, тем скорость испарения выше);
  • от площади свободной поверхности жидкости;
  • от наличия воздушных потоков;
  • от рода жидкости.

Теперь можно ответить на вопросы, заданные в начале урока и презентации

2. Проектно-исследовательская работа ученицы «Роль испарения и конденсации в природе, в жизни человека и животных» (домашнее задание)

 Подведение итогов урока:

  • скорость испарения зависит от многих внешних факторов
  • испарение и конденсация играют огромную роль в природе, особенно в жизни человека и животных.

Домашнее задание:

 16, упр. 9 (1,2,6 устно)

Исследовательская работа на дом:

1.  Найдите информацию о таких растений как  кактус и бегония.

 Рассмотрите эти растения.

Что представляют собой листья этих растений? Листья, какого растения будут испарять меньше влаги? Почему? В каких местах могут произрастать эти растения?

2. Подготовьте сообщение об эвкалипте?

Рефлексия урока:

Дополнительный материал к уроку: (если останется время)

КАК ИСПАРЕНИЕ ПОМОГАЕТ ...

        Оказалось, что при  постепенном нагревании  и  в сухом воздухе  человек способен выдержать повышение температуры  до 160С.  Английские физики Благден и Чентри, проводили   часы в натопленной печи, испытывая возможности человеческого организма. Английский физик Тиндаль высказался по этому поводу так: «Можно сварить яйца и изжарить бифштекс в воздухе помещения, в котором люди остаются без вреда для себя».

       Наш организм борется с нагреванием  с помощью   выделения пота.  

Испарение пота поглощает значительное количество тепла из  прилегающего к телу  слоя воздуха,  и тем  понижается его температуру. Это возможно, если  тело не соприкасается  непосредственно с источником тепла и  воздух  сухой.

      Человек теряет из организма воду испарением с поверхности кожи и испарением из дыхательных путей.

        При занятиях спортом человек теряет с потом около 1-2 литров жидкости в час. А при длительной физической нагрузке, особенно в жару, выделение воды с потом может достигать 3-6 литров.

Почему трещит лучина?

 «Лучина трещит и мечет искры – к ненастью».

 При повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении из них интенсивно  испаряется влага. Увеличиваясь в объеме,  пар с треском разрывает волокна древесины.

Как огурец от жары спасается ...

Оказывается, температура огурца в любую жару

 на несколько градусов ниже температуры воздуха.

 Чем это можно объяснить?

Почему летом дождевые капли крупные, а осенью мелкие?

Падающие летом мелкие дождевые капли обычно не достигают поверхности земли, так как они либо испаряются, либо поднимаются восходящими токами воздуха. Крупные же капли, образовавшихся во многих случаях от слияния меньших, достигают земли, не успев по пути испариться.

ЗНАЕШЬ ОТВЕТ?

Когда  стираешь одежду зимой, требуется  несколько дней, чтобы она высохла. А если  постирать  ее   летним днем,  то она высыхает до вечера.

 В чём дело?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мультимедийная презентация к уроку "Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека"

Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека...

Урок в 8-м классе "Испарение и конденсация в природе, в жизни животных и человека"

Основной целью данного урока является раскрытие основных научных положений изучаемой темы во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека. Задачи урока: ознакомление обучающихся с элементами э...

Урок биологии по теме «Значение насекомых в природе и жизни человека»

Дидактические материалы нацелены на формирование знаний о полезных и вредных насекомых;  на развитие навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности; ...

Открытый урок по теме " Испарение и конденсация " 8 класс (А.В.Перышкин)

Тема урока: Испарение и конденсация.Цели урока: дидактические - создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения.        ...

Методическое пособие. Урок биологии 5 класс. « Значение растений в природе и жизни человека».

Урок разработала: Куликова И.В. ГБОУ школа №469 Выборгского района Санкт - Петербурга Предмет: биология.      ...

Конспект урока на тему «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»

5 класс биология    14.04.20Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»Тип урока: Изучение нового материалаТехнология урока: Технология развития крит...