Рабочая программа по физике 7-8 классы.
картотека по физике (7 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений ФИЗИКАи АСТРОНОМИЯ 7-11 классы( авторов Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин) Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_2013.docx55.79 КБ

Предварительный просмотр:

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А                                                                  

П О    Ф И З И К Е

                 7-8  классы

Пояснительная записка.

     Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений ФИЗИКА и АСТРОНОМИЯ 7-11 классы. Издательство Москва «Дрофа» 2009 г. (авторов Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин).

     Данная программа составлена в соответствии с утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. На изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ согласно БУП отводится 2 часа в неделю, т.е.68 час. в год по каждому классу.

     Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

     Познавательная деятельность.

     1. Использование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

     2. Формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории.

     3. Овладение алгоритмическими способами решения задач.

     Информационно-коммуникативная деятельность.

     1. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.

     2. Использовать для решения учебных задач различные источники информации.

     Рефлексивная деятельность.

     1. Владение навыками самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности.

     Целями обучения физике являются:

  • формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий (молекулярно-кинетической, механики, электродинамики, квантовой физики); подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента;
  • формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;
  • развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;
  • формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

     Курс физики носит экспериментальный характер. В нем изучаются элементы физических теорий. Кроме того, появляется возможность продемонстрировать эвристическую роль теории, предсказывая протекание некоторых процессов или свойств тел. Содержание курса и характер изложения материала дают возможность познакомить учащихся с теоретическими методами познания, расширяют их представления об идеализированных моделях.

     Требования к уровню подготовки выпускников.  

     В результате изучения физики ученик должен:

     знать/понимать   

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

     уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

     Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и физических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.

Основные знания и умения  обучающихся 7 класса.

      Обучающимся необходимо знать

      Положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).

      Понятия: инерция, масса, скорость, путь, время, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага.

      Формулы связи силы тяжести и массы, давления жидкости под действием силы тяжести.

       Закон Паскаля.

       Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.

       Обучающимся необходимо уметь

       Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давления газа, закона Паскаля.

       Определять цену деления измерительного прибора; правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром, барометром-анероидом, таблицами физических величин.

       Решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел.

       Решать расчетные задачи (преимущественно в одно – два действия) с применением следующих формул:

 

       Изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.

                       

                                      Учебно-тематический план

             

                                              7 класса   (  68 ч.)

        

                   Тема

Всего часов

Теория

Контр. работы

Лаборат. работы

1

Введение.

4

3

-

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

5

4

-

1

3

Взаимодействие тел.

21

12

2

7

4

Давление твёрдых тел жидкостей и газов.

23

18

2

3

5

Работа и мощность. Энергия.

13

10

1

2

6

Резервное время

2

2

ИТОГО

68

49

5

14

Тематическое планирование по физике.

7 класс (68 час.)

Урок

№ п/п

Дата

Содержание

Кол-во часов

Введение (4 ч)

1

Что изучает физика. Физические явления.

1

2

Наблюдения, опыты, измерения. Погрешность измерений.

1

3

Лабораторная работа № 1. « Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».

1

4

Физика и техника.

1

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

5

Молекулы.

1

6

Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел».

1

7

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.

1

8

Притяжение и отталкивание молекул.

1

9

Различные состояния вещества и их объяснения на основе молекулярно-кинетической теории.

1

Взаимодействие тел (21 ч)

10

Механическое движение. Равномерное движение.

1

11

Скорость.

1

12

Лабораторная работа № 3. « Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1

13

Инерция.

1

14

Взаимодействие тел.

1

15

Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.

1

16

Лабораторная работа № 4. « Измерение массы тела на рычажных весах».

1

17

Плотность вещества.

1

18

Лабораторная работа № 5. «Измерение объема твердого тела».

1

19

Лабораторная работа № 6. « Измерение плотности твердого тела».

1

20

Решение задач на расчет плотности тела.

1

21

Решение задач на расчет скорости пути, времени движения.

1

22

Контрольная работа № 1. «Механическое движение. Плотность тела».

1

23

Р.н.о.

Сила тяжести. Явления тяготения. Связь между силой тяжести и массой

1

24

Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука.  Вес тела. Центр тяжести тела.

1

25

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

1

26

Лабораторная работа № 7. « Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

1

27

Лабораторная работа № 8. « Определение центра тяжести плоской пластины».

28

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя, подшипник.

1

29

Лабораторная работа № 8. « Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

1

30

Контрольная работа № 2. «Взаимодействие тел».

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)

31

Давление. Давление твердых тел.

1

32

Лабораторная работа № 10. « Измерение давления твердого тела на опору».

1

33

Решение задач на расчёт давления твёрдого тела на опору.

34

Давление газа. Объяснение давления газа на основе МКТ представлений.

1

35

Закон Паскаля.

1

36

Давление в жидкости и газе.

1

37

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

38

Решение задач на расчет давления.

1

39

Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

1

40

Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой.

1

41

Манометр. Насосы.

1

42

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1

43

Решение задач на расчёт давления.

1

44

Контрольная работа № 3. «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

45

Архимедова сила.

1

46

Лабораторная работа № 11. « Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

47

Условие плавания тел.

1

48

Лабораторная работа № 12. « Выяснение условия плавания тел».

1

49

Водный транспорт.

1

50

Воздухоплавание.

1

51

Решение задач на расчет Архимедовой силы.

1

52

Решение задач на тему «Условие плавания тел»

1

53

Контрольная работа № 4. «Архимедова сила. Условие плавания тел».

1

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

54

Р.н.о.

Работа силы, действующей по направлению движения тела.

1

55

Мощность.

1

56

Простые механизмы. Условия равновесия рычага.

1

57

Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения.

1

58

Виды равновесия.

1

59

Лабораторная работа № 13. « Выяснение условия равновесия рычага».

1

60

«Золотое правило» механики.

1

61

КПД механизма.

1

62

Лабораторная работа № 14. « Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

63

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины.

1

64

Кинетическая энергия движущегося тела.

1

65

Превращение одного вида энергии в другой.

Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

1

66

Контрольная работа № 5. «Работа и мощность. Энергия».

1

67

Повторение темы.  Взаимодействие тел.

1

68

Повторение темы.  Давление.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

     1. В.А. Коровин, В.А. Орлов Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 7-11 класс: программа. – М: Дрофа, 2009.

     2. А.В. Пёрышкин. Физика – 7: учебник. – М: Дрофа, 2010.

     3. А.В. Пёрышкин. Физика – 8: учебник. – М: Дрофа, 2010.

     4. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. Физика – 9: учебник. – М: Дрофа, 2010.

     5. О.И. Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7,8,9 классы. – М: «Экзамен», 2010.

     6. О.И. Громцева. Тесты по физике 9 класс. – М: «Экзамен», 2010.

     7. А.В. Пёрышкин. Сборник задач по физике 7-9 классы. – М: «Экзамен», 2011.

     8. Р.Д. Минькова. Тематическое и поурочное планирование по физике.

9 класс. -  М: «Экзамен», 2005.

     9. Р.Д. Минькова, Е.Н. Панаиоти. Тематическое и поурочное планирование по физике. 8 класс. - М: «Экзамен», 2004.

    10. Р.Д. Минькова, Е.Н. Панаиоти. Тематическое и поурочное планирование по физике. 7 класс. - М: «Экзамен», 2004.

     11. Дидактические карточки-задания по физике. - М: «Экзамен», 2009.

     12. Р.Д. Минькова. Рабочая тетрадь по физике.  – М: «Экзамен», 2005.

     13. М.А. Ушаков, К.М. Ушаков. Дидактические карточки задания. 8 класс. – М: Дрофа, 2005.

     14. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Учебно-методическое пособие. 9 класс. – М: Дрофа, 2006.

     15. Е.Н. Криволапова. Учебно-методическое пособие. – М: АСТ-Астрель, 2002.

     16. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. 7 класс. – М: Дрофа, 2005.

     17. М.В. Бойденко, О.Н. Мирошкина. ГИА. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. – Ярославль, Академия развития, 2010.

     18. Н.К. Ханнанов. ГИА в новой форме. Сборник заданий. 9 класс. – М: Эксмо, 2010.

     19. Н.Е. Важеевская, Н.С. Пурышева, Е.Е., Камзеева и др. ГИА. Тематические тренировочные задания. 9 класс. – М: Эксмо, 2010.

     20. Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. ГИА - 2012. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. 9 класс.  М: АСТ-Астрель,  2011.

     21. Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. ГИА - 2012. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. 9 класс. – М: АСТ-Астрель,  2011.

     22. С.Б. Бобошина. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. – М: «Экзамен», 2010.

     23.  Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. ГИА - 2009. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. 9 класс. – М: АСТ-Астрель,  2008.

Пояснительная записка.

   

  Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений ФИЗИКА и АСТРОНОМИЯ 7-11 классы. Издательство Москва «Дрофа» 2009 г. (авторов Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин).

     Данная программа составлена в соответствии с утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. На изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ согласно БУП отводится 2 часа в неделю, т.е.68 час. в год по каждому классу.

     Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

     Познавательная деятельность.

     1. Использование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

     2. Формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории.

     3. Овладение алгоритмическими способами решения задач.

     Информационно-коммуникативная деятельность.

     1. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.

     2. Использовать для решения учебных задач различные источники информации.

     Рефлексивная деятельность.

     1. Владение навыками самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности.

     Целями обучения физике являются:

  • формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий (молекулярно-кинетической, механики, электродинамики, квантовой физики); подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента;
  • формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;
  • развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;
  • формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

     Курс физики носит экспериментальный характер. В нем изучаются элементы физических теорий. Кроме того, появляется возможность продемонстрировать эвристическую роль теории, предсказывая протекание некоторых процессов или свойств тел. Содержание курса и характер изложения материала дают возможность познакомить учащихся с теоретическими методами познания, расширяют их представления об идеализированных моделях.

     Требования к уровню подготовки выпускников.  

     В результате изучения физики ученик должен:

     знать/понимать   

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

     уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

     Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и физических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.

   

 

Основные знания  и   умения   обучающихся 8 класса.

         

                                             Тепловые явления

       

 Обучающимся необходимо знать:

     Понятия: внутренняя энергия; работа как способ изменения внутренней энергии; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение);количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления; удельная теплота парообразования.

   Формулы: вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении  агрегатных состояний вещества.

   Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

Обучающимся необходимо уметь: 

    Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия  внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газы), плавления тел, испарения жидкостей, охлаждение жидкости при испарении.

     Пользоваться термометром и калориметром.

         Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.

        Решать качественнее задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.

        Находить по таблицам значения удельной теплоёмкости вещества, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления и кристаллизации, удельной теплоты парообразования.

        Решать задачи с применением формул:

        

        Электрические и электромагнитные явления

     

   Обучающимся необходимо знать:

       Понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение и сопротивление, удельное электрическое сопротивление.

     Закон Ома для участка цепи.                

      Формулы: для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности электрического тока; количества теплоты выделяемого проводником с током.

        Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах  ( электромагнитах,  электродвигателях, электроизмерительных приборах).

        Обучающимся необходимо уметь: 

Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.

Чертить схемы простейших электрических цепей, собирать электрическую цепь по схеме, измерять силу тока  в  электрической  цепи, напряжения на концах проводника ( резистора), определять сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.

Решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления ,длины проводника и площади поперечного сечения, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, стоимости израсходованной энергии( при известном тарифе), определять силу тока или напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника.

 Находить по таблице удельное сопротивление проводника.

       Решать задачи с применением закона Ома для участка  электрической цепи и следующих формул:

        Световые явления

             

  Обучающимся необходимо знать:

      Понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломления света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.

        Законы отражения и преломления света.

        Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

        

Обучающимся необходимо уметь:

        Получать изображения с помощью линзы, строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

        Решать качественные и расчётные задачи на законы отражения и преломления света.

                                      Учебно-тематический план

             

                                              8 класса  ( 68 ч.)

        

                   Тема

Всего часов

Теория

Контр. работы

Лаборат. работы

1

Тепловые явления.

12

8

1

3

2

Изменение агрегатных состояний вещества.

11

9

1

1

3

Электрические явления.

27

20

2

5

4

Электромагнитные явления.

7

5

2

5

Световые явления.

9

5

1

3

6

Резервное время

2

2

ИТОГО

68

49

5

14

Тематическое планирование по физике.

8 класс.

Урок

№ п/п

Дата

Содержание

Кол-во часов

Тепловые явления (12 ч)

1

Тепловое движение. Связь температуры тела со скоростью. Термометр.

1

2

Лабораторная работа 1. « Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»..

3

Внутренняя энергия.

1

4

Два способа изменения внутренней энергии.

1

5

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

1

6

Конвекция, излучение.

1

7

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества.

1

8

Лабораторная работа 2.  «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды».

1

9

Лабораторная 3.  «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

1

10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

1

11

Решение задач на расчет количества теплоты.

1

12

Контрольная работа 1  «Тепловые явления»

1

Агрегатные состояния вещества (11 ч)

13

Р.н.о.

Плавление и отвердевание тел.Температура плавления.

1

14

Удельная теплота плавления.

1

15

Испарение и конденсация.

1

16

Кипение. Температура кипения.

1

17

Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

1

18

Объяснение изменений агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

19

Относительная влажность воздуха и её измерение.  Психрометр.

1

20

Лабораторная работа 4. « Измерение относительной влажности воздуха».

1

21

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания.

1

22

КПД теплового двигателя. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин

1

23

Контрольная работа  2 «Изменение агрегатного состояния вещества».

1

Электрические явления (27 ч)

24

Р.н.о.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

1

25

 Проводники, диэлектрики, полупроводники.

1

26

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

1

27

Дискретность электрического заряда. Электрон, строение атомов.

1

28

Электрический ток. Гальванический элемент. Аккумуляторы.

1

29

Электрическая цепь.

1

30

Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.

1

31

Сила тока. Единицы силы тока.

1

32

Амперметр. Измерение силы тока.

1

33

Лабораторная работа 5. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока».

1

34

Электрическое напряжение.

1

35

Лабораторная работа 6. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

36

Электрическое сопротивление.

1

37

Закон Ома

1

38

Решение задач на закон Ома.

1

39

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты.

1

40

Лабораторная работа 7. «Регулирование силы тока реостатом».

1

41

Лабораторная работа 8.  « Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

1

42

Контрольная работа 3  «Сила тока. Напряжение. Сопротивление».

43

Последовательное и параллельное соединение проводников.

44

Работа и мощность тока.

1

45

Лабораторная работа 9. « Измерение работы и мощности электрического тока».

1

46

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

1

47

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Счётчик электрической энергии.

1

48

Короткое замыкание. Плавкие  предохранители.

1

49

Решение задач на применение закона Ома и  Джоуля-Ленца.

1

50

Контрольная работа 4  «Электрические явления».

1

Электромагнитные явления (7 ч)

51

Р.н.о.

Магнитное поле. Магнитные линии. Постоянные магниты.

1

52

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение.

1

53

Лабораторная работа 10. « Сборка электромагнитов, испытание его действия».

1

54

Магнитное поле Земли.

1

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

1

56

Лабораторная работа 11.  «Изучение электрического двигателя постоянного тока ( на модели)».

1

57

Решение задач

1

Световые явления (9 ч)

58

Р.н.о.

Источники света. Прямолинейное распределение света. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало.

1

59

Лабораторная работа 12.  «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

1

60

Преломление света. Закон преломления.

1

61

Лабораторная работа 13.  «Исследование  зависимости угла преломления от угла падения света».

1

62

Линзы. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений ,даваемых тонкой линзой

1

63

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

64

Лабораторная работа 14. Измерение фокусного расстояния.

1

65

Решение задач на построение изображений, даваемых линзой.

66

Контрольная работа  5 « Электромагнитные и световые явления».

1

Резервное время (2 ч)

67

Р.н.о.

Тепловые явления. Агрегатное состояние вещества.

1

68

Электромагнитные и световые явления.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

     1. В.А. Коровин, В.А. Орлов Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 7-11 класс: программа. – М: Дрофа, 2009.

     2. А.В. Пёрышкин. Физика – 7: учебник. – М: Дрофа, 2010.

     3. А.В. Пёрышкин. Физика – 8: учебник. – М: Дрофа, 2010.

     4. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. Физика – 9: учебник. – М: Дрофа, 2010.

     5. О.И. Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7,8,9 классы. – М: «Экзамен», 2010.

     6. О.И. Громцева. Тесты по физике 9 класс. – М: «Экзамен», 2010.

     7. А.В. Пёрышкин. Сборник задач по физике 7-9 классы. – М: «Экзамен», 2011.

     8. Р.Д. Минькова. Тематическое и поурочное планирование по физике.

9 класс. -  М: «Экзамен», 2005.

     9. Р.Д. Минькова, Е.Н. Панаиоти. Тематическое и поурочное планирование по физике. 8 класс. - М: «Экзамен», 2004.

    10. Р.Д. Минькова, Е.Н. Панаиоти. Тематическое и поурочное планирование по физике. 7 класс. - М: «Экзамен», 2004.

     11. Дидактические карточки-задания по физике. - М: «Экзамен», 2009.

     12. Р.Д. Минькова. Рабочая тетрадь по физике.  – М: «Экзамен», 2005.

     13. М.А. Ушаков, К.М. Ушаков. Дидактические карточки задания. 8 класс. – М: Дрофа, 2005.

     14. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Учебно-методическое пособие. 9 класс. – М: Дрофа, 2006.

     15. Е.Н. Криволапова. Учебно-методическое пособие. – М: АСТ-Астрель, 2002.

     16. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Тесты. 7 класс. – М: Дрофа, 2005.

     17. М.В. Бойденко, О.Н. Мирошкина. ГИА. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. – Ярославль, Академия развития, 2010.

     18. Н.К. Ханнанов. ГИА в новой форме. Сборник заданий. 9 класс. – М: Эксмо, 2010.

     19. Н.Е. Важеевская, Н.С. Пурышева, Е.Е., Камзеева и др. ГИА. Тематические тренировочные задания. 9 класс. – М: Эксмо, 2010.

     20. Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. ГИА - 2012. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. 9 класс.  М: АСТ-Астрель,  2011.

     21. Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. ГИА - 2012. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. 9 класс. – М: АСТ-Астрель,  2011.

     22. С.Б. Бобошина. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. – М: «Экзамен», 2010.

     23.  Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. ГИА - 2009. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. 9 класс. – М: АСТ-Астрель,  2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...