«Исследовательский метод как средство развития творческой активности учащихся на уроках физики»
статья (физика) на тему

Шматова Татьяна Ивановна

 

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Главным инструментом развития исследовательского поведения выступает исследовательский метод обучения.

В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых учителем.

Преподавание физики благоприятствует эвристическому обучению основам исследовательской деятельности. На уроках создаются проблемные ситуации, которые приводят учащихся к необходимости стать исследователями: высказать и обосновать гипотезу, предложить опыт и провести его для доказательства своего предположения и, наконец, самостоятельно сделать вывод. Проведение практических, лабораторных работ, экспериментальных домашних заданий, наблюдений и опытов также способствует формированию элементарных исследовательских умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Исследовательский метод как средство развития творческой активности учащихся на уроках физики»

Шматова Т.И.,учитель физики

первой квалификационной категории

МБОУ «Пристеньская ООШ»

Общая тенденция развития современного материального и духовного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Сейчас во всех сферах общественной жизни необходимы люди с сильным стилем мышления, (Слайд №3) который характеризуется умением

  • находить неявные ресурсы решения задачи,
  • классифицировать объекты,
  • строить причинно-следственные цепочки,
  • оперировать противоречиями и разрешать их,
  • представлять объект в разных моделях.

 Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Главным инструментом развития исследовательского поведения выступает исследовательский метод обучения.

В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых учителем. 

Сущность исследовательского метода заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся (практической или теоретической).

Деятельность учителя заключается в подборе заданий и управлении деятельностью учащихся.

Деятельность учащихся – самостоятельный поиск новых знаний. (Слайд №4)

Б.В.Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем мире, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс - как процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, - окрашен положительными эмоциями.

Для того чтобы исследовательский метод применялся с наибольшей эффективностью, необходимо выполнение следующих условий (Слайд №5):

  • оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  • диалектическое единство деятельностного и личностного подходов;
  • педагогический оптимизм, уважение личности ученика.

Формирование физической картины мира как части естественно – научной картины мира достигается при условии, что изучение физики как учебного предмета является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение ее интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

Необходимость применения исследовательского подхода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Исследовательский подход в обучении – такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования.

Но как любой метод данный метод не является универсальным. Чтобы было возможным применение необходимо (Слайд №6):

  • Наличие у учащихся базовых знаний.
  • Знания, приобретаемые на данном уроке находятся в зоне ближайшего развития учащихся.  
  • Объем новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить нежелательно.
  • У учащихся должен быть навык подобной деятельности.
  • Учащиеся должны владеть методами научного познания.

У этого метода есть свои достоинства (Слайд №7) - развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков (при групповой работе), и недостатки (Слайд №8) - требуется много времени на получение результата.

Основные этапы организации учебной деятельности  при реализации исследовательского метода (Слайд №9):

  • Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования.
  • Выявление и формулирование общей проблемы.
  • Формулировка гипотез.
  • Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.
  • Сбор данных.
  • Анализ полученных данных.
  • Проверка гипотез.
  • Формулировка понятий, обобщений, выводов.
  • Применение заключений, выводов

Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности, их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.

В результате учащиеся овладевают следующими умениями (Слайд №10):

  • актуализировать противоречия;
  • находить и формулировать научную проблему;
  • формулировать цель исследования;
  • устанавливать предмет и объект исследования
  • выдвигать гипотезу;
  • планировать эксперимент и его проведение;
  • проверять гипотезу;
  • делать выводы;
  • определять сферы и границы применения результатов исследования.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, увидеть картину природы как единого целого.

(Слайд №11) Что же дает исследовательский метод:

- (Слайд №12) Ученику:

  • активизацию мыслительной деятельности;
  • умение работать над проблемой;
  • возможность проявить способности,
  • сотрудничать с учителем,
  • радость сопереживания, общения, понимания.

- (Слайд №13) Учебному процессу:

  • организовать ученика;
  • найти технологии, позволяющие заинтересовать ученика;
  • является фактором соучастия в деятельности учителя и учеников;
  • привнести смысл в процесс обучения;
  • осознать связь изученного с жизнью;
  • расширить рамки изучаемого материала;
  • формировать навыки исследовательской работы в интересных условиях

- (Слайд №14) Учителю:

  • удовлетворение от самой деятельности;
  • возможность совершенствовать методику преподавания, педагогическое мастерство;
  • познакомиться с новыми методами в работе;
  • возможность творить;
  • возможность заинтересовать тем, что интересно самому

Исследовательская работа учащихся должна стать неотъемлемой частью эффективного обучения физике, так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях.

Реализовать эту потребность можно используя различные формы исследовательской работы учащихся. (Слайд №16)

Преподавание физики благоприятствует эвристическому обучению основам исследовательской деятельности. На уроках создаются проблемные ситуации, которые приводят учащихся к необходимости стать исследователями: высказать и обосновать гипотезу, предложить опыт и провести его для доказательства своего предположения и, наконец, самостоятельно сделать вывод. Проведение практических, лабораторных работ, экспериментальных домашних заданий, наблюдений и опытов также способствует формированию элементарных исследовательских умений.

Именно исследовательский подход в обучении ставит учащихся в позицию творческого участника процесса познания, а не пассивного потребителя готовой информации. (Слайд №17)

Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. (Слайд №18) Важно, чтобы каждый поиск включал в себя элемент новизны.

 Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований.

 Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний.

 Потребность в творчестве - качество социально активной личности, необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли производства.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

В данной статье затрагивается проблема развития познавательного интереса учащихся в средней школе, рассматриваются некоторые пути решения данной проблемы. Используя в своей деятельности различные моде...

Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятел...