Физика: технологии обработки информации
элективный курс по физике по теме

Кузнецова Алина Валентиновна

Материал представляет из себя рабочую программу факультативного курса, реализуемого в учреждении среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrabotka_informatsii.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО СО «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ФАКУЛЬТАТИВА

Физика: технологии обработки информации

ПЕРВОУРАЛЬСК

2010 г.


Рабочая программа факультатива разработана на основе федерального компонента государственного  стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 5.03.04  №  1089) , регионального компонента  среднего (полного) общего образования (Постановление Правительства  от 17.01.06 № 15-ПП), примерной программы среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень , 10 – 11 классы (О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов, Н. С.  Пурышева, Л.А Богаткина, (г. Москва ),2004).

Разработчик:

Кузнецова А.В., преподаватель II категории

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Согласовано

Цикловой комиссией

протокол № _______

от «___»________2010г.

Утверждено

Методическим советом

протокол № _________

от «___»_________2010г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ программы факультатива

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание факультатива

5

  1. условия реализации  факультатива

7

  1. Контроль и оценка результатов Освоения факультатива

8


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ факультатива

Физика: технологии обработки информации

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа факультатива является дополнением к рабочей программе учебной дисциплины «Физика» для специальностей НПО  «Сварщик» и «Автомеханик». 

1.2. Место факультатива в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Факультатив «Физика: технологии обработки информации» является дополнением дисциплины «Физика» рабочего учебного плана и предназначен для формирования общеучебных умений на ступени НПО.

1.3. Цели и задачи факультатива – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение факультатива направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями организовывать свою познавательную деятельность, обобщать результаты исследований, представлять результаты исследований с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; работать с терминами; осуществлять поиск информации, отличать главное от второстепенного;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с информацией по физике, представленной в различных знаковых системах;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, уважения к  творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач на любой ступени образования.

В результате освоения факультатива обучающийся должен:

знать/понимать:

  • смысл понятий: информационная культура, учебный текст, графическая информация, учебная задача;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  • работать с терминами с помощью различных словарей;
  • структурировать информацию;
  • переводить учебную информацию из одной знаковой системы в другую;
  • делать выводы на основе информации, содержащейся в сообщениях СМИ,  научно-популярных статьях;
  • использовать приобретенные знания и умения при получении образования и самообразовании.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки обучающегося  24 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20часов;

самостоятельной работы обучающегося  4часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА

2.1. Объем факультатива и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

24

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

20

в том числе:

     лабораторные  работы

*

     практические занятия

10

     контрольные работы

*

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

*

    Внеаудиторная самостоятельная работа

4

Итоговая аттестация в форме практической работы    


2.2. Примерный тематический план и содержание факультатива                        Физика: технологии обработки информации

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1. Методы научного

познания.

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Принцип соответствия.

2

3

2. Поиск учебной

информации.

Методы поиска учебной информации из различных источников. Культура информационного поиска.

1

3. Учебный текст.

Текстовые формы свёртывания информации. Перевод текста в табличную форму.

1

4. Линейный график зависимости.

Представление линейных величин в виде графика. Перевод кинематических величин из аналитической формы в графическую и наоборот.

1

5. Квадратичный график зависимости.

Представление квадратичных величин в виде графика. Перевод кинематических величин из аналитической формы в графическую и наоборот.

1

6. Задания в форме теста.

Классификация тестов. Выполнение и обработка результатов тестового задания.

1

7. Графика.

Графические формы свёртывания информации.

1

8. Графики колебаний.

Представление переменных величин в виде графика. Перевод кинематических величин из аналитической формы в графическую и наоборот.

1

9. Учебная задача.

Типы учебных задач и алгоритмы их выполнения.

1

Практические занятия:

 Поиск учебной информации в различных источниках.

Перевод текстовой информации в табличную форму.

Определение кинематических величин по графику линейной зависимости.

Определение кинематических величин по графику квадратичной зависимости.

Выполнение учебного теста, обработка результата.

Графическое изображение криволинейного движения.

Определение кинематических величин по графику колебаний.

Составление алгоритма решения комбинированной задачи.

1

1

1

1

1

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Свёртывание текстовой информации.

Свёртывание графической информации.

Построение схемы текста.

Построение алгоритма решения задачи.

1

1

1

1

Завершающая практическая работа.

2

Всего:

24

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации факультатива

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация факультатива требует наличия учебного кабинета физики;

Оборудование учебного кабинета: стандартное

Технические средства обучения: компьютер, демонстрационная доска.

                

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

[1] Человек и информация. Информационно-библиографическое обеспечение учебной деятельности: Учеб. пособие для основной и сред. шк./ М.В. Ивашина, А.Г. Гейн, О.В. Брюхова и др. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2007

 [2] Дереклеева Н.И. Информационные часы в школе: 10-11 классы. – М: ВАКО, 2009.

[3]  Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебник для 10-ого класса средней школы- М.: Просвещение, 1999

 [4]  Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебник для 11-ого класса средней школы- М.: Просвещение, 2000

 [5] Касьянов В.А. Физика 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений- М: Дрофа, 2003

[6] Касьянов В.А. Физика 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений- М: Дрофа, 2004

[7] Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие  для общеобразоват. учебных заведений.-  М.: Дрофа, 2001

Справочные пособия:    

[8] Аракелян Э.М. Словарь терминов и понятий по курсу физики.- М.: Высшая школа, 1982

[9] Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. - М.: Наука, 1983

 [10] Яворский Б.М., Селезнёв Ю.А., Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования- М.: Наука, 1989

 [11] Енохович А.С. Справочник по физике- М.: Просвещение, 1990

[12] Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк./ Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Ю.В. Исаев, В.В. Морозов; Под ред.  В.А. Извозчикова. – М.:Просвещение,1991

Дидактические материалы:

 [13] Сборники тестовых заданий по физике(CD)  

Литература для преподавателя:

[14] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.П. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001

[15] Инновации в системе начального профессионального образования: Информационные технологии и современные средства обучения: Х Областная научно-практическая конференция: Тезисы докладов и сообщений/ Отв. за вып. Л.В. Котовская ГУ ОиН Челяб. ИРПО. – Челябинск, 2004

4. Контроль и оценка результатов освоения факультатива

 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и завершающей практической работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения

факультатива

обучающийся должен

 знать/понимать: 

  • смысл понятий: информация, учебный текст, графическая информация, учебная задача;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  • работать с различными информационными источниками;
  • структурировать информацию;
  • переводить учебную информацию из одной знаковой системы в другую;

Завершающая практическая  работа:

  1. Выберите учебную информацию по заданной теме из предложенных источников: справочник по физике, биографический справочник, словарь научных терминов, учебник, научно-популярная статья.
  2. Структурируйте выбранный информационный блок.
  3. Переведите данную информацию в другую знаковую систему (текст - в таблицу; график зависимости - в формулу; формулу -  в график; текст - в схему; схему в - текст; текст - в формулу).

Разработчик:         

ГБОУ СПО СО «ПМК»            преподаватель                      А.В. Кузнецова            
             

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обработки числовой информации

Данная презентация может быть использована для вводного урока по информатике как знакомство с электронными таблицами Excel 2007. Очень просто идоступно рассматривает назначение, функции программы, рас...

Обобщающий урок – деловая игра «Технология обработки графической информации».

Урок позволяет обобщить полученные по данной теме знания и показать возможность их применения на практике в творческой ситуации,  актуализировать необходимость изучения этой темы в школьном...

Формирование умения отбора и обработки информации на экскурсиях при реализации деятельностного подхода в обучении физике учеников предпрофильных классов

Высокие темпы развития современного общества диктуют необходимость уметь находить, отбирать и обрабатывать информацию. Для этого современный человек должен владеть такими видами деятельности как анали...

Использование проектной методики на уроках производственного обучения по предмету «Технология обработки информации в базах данных». Обобщение опыта

В последнее время в практику профессионального обучения все шире внедряется проектная методика. Работа над проектом проводилась с учащимися  третьего курса, обучающимися по специальности «Мастер ...