Презентация урока физики "Атмосферное давление"-7 класс (в 2-х частях)
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Тема урока: Атмосферное давление;

УМК: Пёрышкин А. В.;

Класс: 7;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 часть (из 2-х)2.39 МБ
Файл 2 часть (из 2-х)2.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Судогодская основная общеобразовательная школа» Учитель физики 1 квалификационной категории: Новикова Алевтина Владимировна « Тема урока «Атмосферное давление » Урок физики. Учебник 7 класса, автор А.В. Перышкин .

Слайд 2

Цель урока: Сформировать у учеников представление об атмосфере и атмосферном давлении, рассмотреть использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности. Путем эксперимента показать существование атмосферного давления, раскрыть физическое содержание опыта Торричелли , продолжить работу над формированием научного мировоззрения. Способствовать развитию у учащихся ключевых компетентностей: Разрешение проблем ( самоменеджмент ) аспект определения проблемы, применение технологии 1 уровень и оценка деятельности 1 уровень, оценки результата продукта 12 уровень, оценки собственного продвижения. Информационной: аспект – планирование информационного поиска 1 уровень, извлечение первичной информации 1 уровень, первичная обработка информации 1уровень, обработка информации 1 уровень, 2 уровень. Коммуникативной: аспект – письменная коммуникация 2 уровень, публичные выступления 1 уровень, диалог 2 уровень. Формирование чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственности каждого за конечные результаты, воспитание самостоятельности и трудолюбия .

Слайд 3

Ход урока Организационный момент: настроить на включение детей в деятельность. Презентация учителя. КОЗ № 1 Компетентность-информационная . Уровень-2 Аспект-обработка информации

Слайд 4

«Блажен, кто явственно узрел Хотя бы скорлупу природы» И. Гете Вид на Землю из космоса

Слайд 5

«Не то, мните

Слайд 6

Вы природа:

Слайд 7

Не слепок,

Слайд 8

Не бездушный лик-

Слайд 9

В ней есть душа, в ней есть свобода,

Слайд 10

В ней есть любовь,

Слайд 11

В ней есть язык» И.Ф. Тютчев

Слайд 13

Воздух находится в постоянном движении, его масса над определенной точкой поверхности непрерывно меняется, давление повышается там, где воздуха становится больше и понижается там, откуда воздух уходит. Главная причина движения воздуха – изменение его температуры. Нагреваясь от поверхности Земли воздух, расширяется и поднимается, вверх растекаясь в стороны. В результате у поверхности Земли давление понижается. Охлаждаясь над холодной поверхностью воздух, уплотняется и опускается вниз. В верхних слоях плотность уменьшается и туда устремляется воздух со стороны. Количество воздуха увеличивается, и давление над холодной поверхностью возрастает. В целом на земном шаре формируется несколько поясов атмосферного давления. На экваторе, интенсивно нагреваемом Солнцем, оно постоянно понижено. Здесь нагретый от земной поверхностями воздух поднимается и растекается к тропическим широтам. На высоте он охлаждается, опускается вниз, создавая в тропиках области повышенного давления. Над полюсами температура постоянно низкая, здесь холодный воздух опускается и уплотняется, в эти районы поступает воздух из умеренных широт. Над полюсами устанавливается высокое давление, а над умеренными широтами низкое. Взаимодействие воздушных масс с различными свойствами (температура, давление) приводят к образованию различных метеорологических явлений, которые определяют погоду. Изменение давления воздуха является причиной движения воздуха – ветра. Наиболее опасное природное явление, метеорологического происхождения, связано с высокой скоростью перемещения воздушных масс. Это ураганы и бури.

Слайд 14

В 1862г. Английский естествоиспытатель Джеймс Глейшер с другом отправились путешествовать на воздушном шаре в одних пиджаках. Поднявшись на высоту 11 км, путешественники потеряли сознание и сильно обморозились. Они не знали, что с подъемом на каждые 1500 м температура падает на 8С. На больших высотах воздух разряжен и молекулы редко сталкиваются, поэтому скорость их движения уменьшается, и температура воздуха понижается. На территории Северного Кавказа находится самая высокая гора в Европе. Это Эльбрус. Каждый год сотни альпинистов совершают восхождение на эту гору. «Прогулки» альпинистов считают, чуть ли не подвигом. С высотой атмосферное давление уменьшается, так как уменьшается не только высота столба воздуха, но и плотность воздуха, т.е. уменьшается и объем кислорода, без которого человеку трудно дышать, поэтому альпинисты надевают при восхождении кислородные маски.

Слайд 15

Стимул: Если вы правильно выполните задание вы отгадаете тему урока. Задачная формулировка: Ребята у вас есть текст №1, соотнесите прочитанную информацию (5 минут читают и обсуждают) с просмотренными слайдами. Источник: Текст №1 слайд-презентация. Бланк ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Ключ: явления, физические величины, механизм.

Слайд 16

Модельный ответ: Различные природные явления, связанные с изменением атмосферного давления; Оно зависит от высоты, температуры воздуха и плотности. Нагреваясь от поверхности Земли воздух, расширяется и поднимается, вверх растекаясь в стороны. В результате у поверхности Земли давление понижается. Охлаждаясь над холодной поверхностью воздух, уплотняется и опускается вниз. В верхних слоях плотность уменьшается и туда устремляется воздух со стороны. Количество воздуха увеличивается, и давление над холодной поверхностью возрастает.

Слайд 17

Атмосферное давление «Изучите азы науки, прежде чем взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее не повторив предыдущее». И.П.Павлов

Слайд 18

Тема: Атмосферное давление Древние греки думали, что окружающий нас воздух - это испарившаяся вода и назвали оболочку, окружающую планету – атмосферой (состав атмосферы). Она состоит из нескольких слоев: тропосфера, стратосфера, экзосфера. Что такое воздух? То чем мы дышим? Стихия? Ветер? Нечто однородное? Сложное соединение? Еще 200 лет назад воздух считался элементарным веществом, и до середины 18 века представление ученых о составе воздуха оставались не более как гениальными догадками Ученые многих стран и разных эпох занимались этой проблемой: Роберт Бойль (Англия), М.В. Ломоносов ( Росия ), Карл Шееле (Швеция), Джозеф Пристли (Англия), Антуан Лавуазье (Франция), Генри Кандиш (Англия), Уильям Рамзай (Англия) .

Слайд 20

Такой увидел советский космонавт Г. Титов атмосферу Земли из кабины космического корабля. Смотри! Лишившись атмосферы Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то испепеляющий зной, то леденящий холод - + 130 С днем и - 150 С ночью.

Слайд 21

В соответствии с современными представлениями в состав воздуха входят газы: рассмотрите круговую диаграмму и назовите эти газы в порядке убывания по количеству. Сумма всех долей составляющих воздуха не дотягивает до 100%. Почему? В воздухе есть переменные составные части – это оксиды азота, серы, угарный газ, аммиак, элементарная сера, сероводород, вода и пыль. Эти вещества попадают в атмосферу естественным путем. Все они, кроме воды, являются загрязнителями атмосферы. Вода же способствует образованию облаков и осадков.

Слайд 23

То, что воздух обладает массой можно подтвердить на опыте. Демонстрируем опыт и предлагаем учащимся поэтапно делать выводы. Взвешиваем на весах две колбы. Вопрос учащимся: Какой будет масса колб. Тогда мы возьмем и нагреем одну из колб, а затем взвесим ее. Вопрос учащимся: Что станет с массой? Задачная формулировка: Учащимся предлагается сделать вывод и аргументировать его. Информационная компетентность: Аспект: Планирование информационного поиска1 уровень; Извлечение первичной информации 1 уровень; Первичная обработка информации 1 уровень. Коммуникативная компетентность: Диалог 1 уровень; Модельный ответ; Вывод учащихся: наш опыт доказывает, что воздух имеет массу, так как холодная колба тяжелее

Слайд 24

По подсчетам Паскаля атмосфера Земли весит столько же, сколько весил бы медный шар диаметром 10км - пять квадриллионов ( 5000000000000000 ) тонн. Земная поверхность и все тела на ней испытывают давление толщи воздуха, т.е. испытывают атмосферное давление.

Слайд 25

Воздух объемом 1 м3 имеет массу 1,29 кг. Как вычислить его вес? Со стороны Земли на воздух, как и на всякое другое тело, действует сила тяжести. Вследствие действия силы тяжести верхние слои сжимают нижние. Согласно закону Паскаля воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле сжатый больше всего передает производимые на него давления по всем направлениям в результате этого земная поверхность и тела находящиеся на ней испытывают давление всей толщей воздуха, т.е. атмосферное давление. Но мы на себе давление воздуха не ощущаем. Существует ли атмосферное давление?

Слайд 26

КОЗ №2 Компетентность - разрешения проблем ( самоменеджмент ). Аспект - определения проблемы, применение проблемы, применение технологии 1 уровень, оценка результата продукта 1, 2 уровень, оценки собственного продвижения. Компетентность - коммуникативная. Аспект - письменная коммуникация 2 уровень, публичные выступления 1 уровень, диалог 2 уровень. Стимул Если вы докажите существование атмосферного давления, то вы сможете объяснить многие явления. (Работа в группах)

Слайд 27

1 группа Не трясти! Задачная формулировка: Достаточно ли давления воздуха для того, чтобы удержать в стакане воду, если ты перевернёшь его кверху дном? Проделай этот опыт и узнаешь. Приборы и оборудование: Тонкий картон Линейка Стакан Стеклянная или пластмассовая миска Кувшин с водой Указания к работе: Расставь на столе миску, стакан, кувшин с водой и кусок картона. Сейчас вы с помощью тонкого куска картона сможете удержать воду в перевёрнутом стакане. Налейте в стакан до краёв воды. Накройте стакан картоном, чтобы надпись была сверху. Положите одну руку на картон и переверните стакан над миской, продолжая удерживать картон. Медленно уберите руку, которой держите картон. Советы: Рука, которой вы придерживаете картон, должна быть сухой, чтобы он не прилип к ладони. Что ещё можно сделать Попробуйте провести такой же эксперимент изменив___________________________________ Результат Когда вы уберёте руку с картона, вода останется в стакане и ……….. Объяснение: Вставьте недостающие слова! Вода не выливается из поверхностного стакана также благодаря……. действующего на картон. Это давление превышает…….. внутри стакана, которое создаётся из-за….., тянущей воду к……. (давление воды), (сила тяжести), (земля), (давление воздуха). Если вы попробуете выполнить тот же эксперимент при других условиях -----------------------

Слайд 28

Объяснение Вода не выливается из поверхностного стакана также благодаря давлению воздуха , действующего на картон. Это давление превышает давление воды внутри стакана, которое создаётся из-за силы тяжести , тянущей воду к земле . Если ты попробуешь выполнить тот же эксперимент при других, ты увидишь, что такого же эффекта можно достичь, даже если в стакане будет всего половина воды. Сила атмосферного давления на картон снова будет превосходить силу давления воды внутри стакана. Опыт№1 «Не тряси»

Слайд 29

2 группа Непромокаемая бумага! Стимул Если вы докажите существование атмосферного давления, то вы сможете объяснить многие явления. Задачная формулировка: Воздух можно использовать в самых разных магических трюках. Сделайте так, чтобы бумага осталась сухой. Приборы и материалы: Бумажное полотенце Стакан Пластиковая миска или ведёрко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан Указания к работе: Разложите всё необходимое на столе Сомните бумажное полотенце и положите его на дно стакана. Переверните стакан и убедитесь, что комок бумаги остаётся на месте. Потом медленно опустите перевёрнутый стакан в миску с водой. Старайтесь держать стакан как можно ровнее, пока он не скроется под водой полностью. Вытащите стакан из воды и стряхни с него воду. Переверните стакан дном книзу и достаньте бумагу. Результат Зрители обнаруживают, что бумажное полотенце осталось …….. Объяснение: Вставьте недостающие слова! Воздух занимает определённый…….. В стакане есть………, в каком бы положении он не находился. Когда ты переворачиваешь стакан кверху дном и медленно опускаешь в воду, воздух остаётся в стакане……. из-за воздуха не может попасть в стакан. Давление …… оказывается…., чем давление….., стремящейся проникнуть внутрь стакана. Полотенце на дне стакана остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него. Тогда сможет попасть в стакан. (объём), (воздух), (вода), (больше), (меньше).

Слайд 30

Объяснение Воздух занимает определённый объём . В стакане есть воздух , в каком бы положении он не находился. Когда ты переворачиваешь стакан кверху дном и медленно опускаешь в воду, воздух остаётся в стакане. Вода из-за воздуха не может попасть в стакан. Давление воздуха оказывается больше , чем давление воды , стремящейся проникнуть внутрь стакана. Полотенце на дне стакана остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него. Тогда сможет попасть в стакан. Опыт№2 «Непромокаемая бумага»

Слайд 31

3 группа Упорная воронка! Стимул Если вы докажите существование атмосферного давления, то вы сможете объяснить многие явления. Задачная формулировка: Может ли воронка «отказываться» пропускать воду в бутылку? Проверь сам! Приборы и оборудование: 2 воронки Две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру Пластилин Кувшин с водой Указания к работе: Вставьте в каждую бутылку по воронке. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели. Возьмите бутылку без пластилина, и налей в неё через воронку немного воды. Поставьте на стол воронку с пластилином. Налейте воды в воронку до верха. Посмотрите, что будет. Результат Из воронки в бутылку протечёт несколько капель воды, а затем она прекратит течь совсем. Объяснение: Вставьте недостающие слова! В первую бутылку вода течёт свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней…….., который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть….., который обладает своим…….. Вода в воронке тоже обладает……., которое возникает благодаря…….., тянущей воду вниз. Однако……. воздуха в бутылке превышает…….., действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку. (воздух), (давление), (сила тяжести), (сила давления). Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка то……………………….

Слайд 32

Объяснение Это ещё один пример действия атмосферного давления. В первую бутылку вода течёт свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух , который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух , который обладает своим давлением . Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести , тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести , действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку. Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через неё. Из-за этого его давление в бутылке будет падать, и вода сможет течь в неё. Опыт№3 «Упорная воронка»

Слайд 33

4 группа Прилипчивый стакан! Стимул Если вы докажите существование атмосферного давления, то вы сможете объяснить многие явления. Задачная формулировка: Из этого эксперимента вы узнаете, как благодаря воздуху предметы могут прилипать друг к другу. Приборы и материалы: 1 воздушный шарик 1 пластиковый стакан 250 мл Указания к работе: Разложите всё необходимое на столе Надуйте шарик примерно на треть. Приложите стаканчик к шарику сбоку. Удерживая стаканчик на месте, продолжайте надувать шарик, пока он не будет надут по крайней мере на 2/3. Теперь отпустите стаканчик. Результат Когда вы надуете шарик, стаканчик ……..к нему. Объяснение: Вставьте недостающие слова! Когда вы прикладываете стаканчик к шарику и надуваете его, вокруг края стаканчика стенка шарика становится плоской. При этом….. воздуха внутри стаканчика слегка, ……..однако количество молекул воздуха остаётся прежним, поэтому…….. внутри стаканчика……. Следовательно, ………внутри стаканчика становится слегка меньшим, чем снаружи. Благодаря этой разницы в давлении стаканчик и удерживается на месте. (Объём), (увеличивается), (уменьшается), (давление воздуха), (атмосферное давление)

Слайд 34

Объяснение Когда ты прикладываешь стаканчик к шарику и надуваешь его, вокруг края стаканчика стенка шарика становится плоской. При этом объём воздуха внутри стаканчика слегка увеличивается , однако количество молекул воздуха остаётся прежним, поэтому давление воздуха внутри стаканчика уменьшается . Следовательно, атмосферное давление внутри стаканчика становится слегка меньшим, чем снаружи. Благодаря этой разницы в давлении стаканчик и удерживается на месте. Опыт№4 «Прилипчивый стакан»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Галилей и Торричелли в опыте со ртутью нашли подтверждение существования атмосферного давления. На которое их натолкнул Кардинал Беллармино И в 1638г. Тосканский граф решил украсить свои сады подъемными фонтанами, но вода у него не поднималась выше 10,3 м. как в церкви где хотели сделать чудо.

Слайд 2

Поиски причин упрямства воды и опыты с более тяжелой жидкостью - ртутью, предпринятые в 1643г. Торричелли, привели к открытию атмосферного давления. Торричелли обнаружил, что высота столба ртути в его опыте не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона. На уровне моря высота ртутного столба всегда была около 760мм.

Слайд 3

Ученый предположил, что высота столба жидкости уравновешивается давлением воздуха. Зная высоту столба и плотность жидкости, можно определить величину давления атмосферы. Давление столба ртути высотой 1 мм равно: p=g ρ h, p=9,8 Н/кг×13600кг/м3×0,001м≈133,3 Па. Итак , 1 мм.рт.ст.=133,3 Па 760 мм.рт.ст.=1013 гПа

Слайд 4

Правильность предположения Торричелли была подтверждена в 1648г. опытом Паскаля на горе Пью-де-Дом . Паскаль доказал, что меньший столб воздуха оказывает меньшее давление. Вследствие притяжения Земли и недостаточной скорости молекулы воздуха не могут покинуть околоземное пространство. Однако они не падают на поверхность Земли , а парят над ней, т.к. находятся в непрерывном тепловом движении.

Слайд 5

Благодаря тепловому движению и притяжению молекул к Земле их распределение в атмосфере неравномерно. При высоте атмосферы в 2000-3000км 99% ее массы сосредоточено в нижнем ( до 30км ) слое. Воздух, как и другие газы, хорошо сжимаем. Нижние слои атмосферы в результате давления на них верхних слоев имеют большую плотность воздуха. Нормальное атмосферное давление на уровне моря в среднем составляет 760 мм рт.ст.= 1310 гПа. С высотой давление и плотность воздуха уменьшаются.

Слайд 6

На небольших высотах каждые 12м подъема уменьшают атмосферное давление на 11 мм.рт.ст. На больших высотах эта закономерность нарушается. Происходит это потому, что высота воздушного столба, оказывающего давление, при подъеме уменьшается. Кроме того, в верхних слоях атмосферы воздух менее плотен.

Слайд 7

КОЗ№3 Стимул: Если Вы выполните задание, то сможете, как и Торричелли измерить атмосферное давление, и даже изобрести прибор для измерения атмосферного давления. Задачная формулировка: Прочтите внимательно текст и поработайте с рисунками.

Слайд 8

Текст№2 Опыт Торричелли состоит в следующем: стеклянную трубку длиной около 1 метра, запаянную с одного конца, заполняют ртутью. Затем, плотно закрыв конец трубки, ее перевертывают и опускают в чашку с ртутью и под ртутью открывают конец трубки. Часть ртути при этом выливается в чашку, а часть ее остается в трубке (рисунок смотри ниже). Высота столба ртути, оставшейся в трубке, равна примерно 760 мм. Над ртутью в трубке воздуха нет, там безвоздушное пространство. Атмосфера давит на поверхность ртути в чашке. Ртуть находится в равновесии. Значит давление в трубке на уровне аа равно атмосферному давлению. Если бы оно было больше, то ртуть выливалась бы из трубки в чашку, а если меньше, то поднималось бы в трубке вверх. Давление в трубке на уровне аа создается весом столба ртути в трубке, так как в верхней части трубке над ртутью воздуха нет. Отсюда следует, что атмосферное давление равно давлению столба ртути в трубке.

Слайд 9

Вопрос: Как изменилось атмосферное давление? h a a На рисунке 1 атмосферное давление увеличивается На рисунке 2 атмосферное давление уменьшается_________________ Наблюдая ежедневно за высотой ртутного столба в трубке, ученый обнаружил, что эта высота меняется, т.е. атмосферное давление непостоянно и как-то связано с изменением погоды. Подумав, он соорудил прибор для измерения атмосферного давления. Как он это сделал? Ваш ответ: подставил шкалу 1 2

Слайд 10

Физкультминутка. Устали? Давайте сделаем дыхательные упражнения. Индийские йоги считают, что правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса. Положите руки на диафрагму и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?

Слайд 11

Опыт (моделирующий дыхание). Модель дыхания. Собираем установку, изображённую на рисунке, где 1-полиэтиленовый мешок, 2-стеклянная трубка, 3 - резиновый воздушный шарик, два кольца из толстой проволоки, 5 - нитки. При деформации полиэтиленового мешка наблюдают изменение объёма резинового шарика. Подобные процессы происходят при дыхании. Показывая поперечный разрез грудной клетки человека, учитель объясняет сущность процесса дыхания и роль рёбер, диафрагмы и т. д. Данные опыты являются неоспоримыми доказательствами существования атмосферы и атмосферного давления.

Слайд 12

При вдохе диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в легкие. При выдохе диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких становится больше чем атмосферное. Воздух выходит наружу. Как мы дышим ?

Слайд 13

Проведем опыт: Ученик пьет сок через трубочку. А теперь объясните почему мы можем пить сок через трубочку? При выдохе давление в легких меньше атмосферного. Сок из пакета поднимается вверх по трубочке, а пачка сока деформируется под действием атмосферного давления.

Слайд 14

Существование атмосферного давления учитывается в медицине

Слайд 15

В последнее время в медицине стали применять «жидкий скальпель», т.е. разрез тканей при операции осуществляется тонкой струей физиологического раствора под давлением около 120 атмосфер.

Слайд 16

Постановка медицинских банок при сильной простуде - домашняя баротерапия. Внутри банки создается разреженное пространство, и банка накрепко присасывается к телу человека. Держит ее атмосферное давление. Если надавить кожу у края банки и дать доступ наружному воздуху, то давление изнутри и снаружи сравняется и банка сама отпадет.

Слайд 17

Фокусы, волшебство!

Слайд 18

Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле Атмосферное давление в живой природе.

Слайд 19

Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот

Слайд 20

О странной рыбе-прилипале Эта рыба с такой силой присасывается к акуле, что оторвать ее невозможно. На этот живой крючок в Австралии до сих пор ловят акул и крупных рыб, а в Южной Америке черепах. С помощью рыбы -прилипалы вылавливают рыб массой до 18 кг.

Слайд 21

Представьте, что вы загораете на морском берегу, растянувшись на песке. Если площадь вашего тела примерно равна 1 м2, то воздух давит на вас с силой около 10 тонн! Но человек, как и любой другой организм, не чувствует этого, поскольку атмосферное давление уравновешивается внутренним.

Слайд 22

Стимул к выполнению задания: Данная информация очень важна для твоего здоровья. Задание будет оценено и оценки пойдут в журнал. Прочитать предложенный текст в течение 3-5 минут. Заполнить таблицу. Ответить на вопрос Текст: Итак, на 1 см² земной поверхности воздух оказывает давление, равное 1.033 кг. Такое давление на 1 см² испытывают все предметы, находящиеся на Земле, а также и человеческое тело. Если принять площадь поверхности тела человека в среднем равной около 15000см², то, очевидно, что она находится под давлением порядка 15500 кг. Почему же человек не испытывает никаких неудобств и не чувствует этой тяжести? А происходит это потому, что давление распределяется равномерно по всей поверхности тела и внешнее давление уравновешивается внутренним давлением воздуха, наполняющим все наши органы. Организм человека (да и не только он, а еще многих представителей фауны) приспособлен к атмосферному давлению, при нём развились все органы, и только при нём они могут нормально функционировать. При систематической и долгой тренировке человек может приспособиться и жить при пониженном давлении.

Слайд 23

Атмосферное давление можно измерять в миллиметрах ртутного столба (мм. рт . ст.), а также в миллибарах ( мб ), но в настоящее время за единицу атмосферного давления в системе СИ принят Паскаль и гектоПаскаль (гПа). ГектоПаскаль численно равен миллибару ( мб ). Атмосферное давление равное 760мм.рт.ст.=1013.25гПа=1013.25мбар. принято считать нормальным. Но это вовсе не означает, что такая величина атмосферного давления является климатической нормой для всех регионов и в течение всего года. Жителям Владивостока, можно сказать, повезло: среднее атмосферное давление за год составляет около 761мм.рт. ст., хотя и жители горной деревушки Ток-Джалунг в Тибете на высоте 4919м, тоже не страдают, а атмосферное давление там при температуре 0˚ всего 413 мм.рт . ст. На самочувствие человека, достаточно долго проживающего в определённой местности, обычное, т.е. характерное давление не должно вызывать особого ухудшения самочувствия, а происходит сбой чаще всего при резких непериодических колебаниях атмосферного давления, и как правило ≥2-3 мм.рт.ст ./3 часа. В этих случаях даже у практически здоровых людей падает работоспособность, ощущается тяжесть в теле, появляется головная боль. Повлиять на погоду мы не в состоянии. Но вот помочь своему организму пережить этот тяжелый период совсем несложно.

Слайд 24

Вопрос Да Нет Может ли человек чувствовать себя хорошо при пониженном атмосферном давлении? + Может ли человек чувствовать себя хорошо при повышенном атмосферном давлении? + Может ли человек чувствовать себя хорошо, если атмосферное давление меняется резко непериодически на 2-3мм.рт.ст.( в течение 3 часов)? + Может ли человек чувствовать себя хорошо при резких перепадах атмосферного давления? + Влияет ли атмосферное давление на самочувствие человека + Модельный ответ Ответ на вопрос – для самочувствия человека перепады атмосферного давления опаснее, чем стабильно пониженное атмосферное давление. Шкала оценивания За каждый верный ответ в таблице – 1 балл За неверный ответ – 0 баллов (если нет ответа – 0 баллов) При ответе на вопрос – 1 балл, если дан правильный по смыслу ответ и 0 баллов, если ответ неправильный. Оценка «5» ставится, если набрано 6 баллов Оценка «4» ставится, если набрано 5 баллов Оценка «3» ставится, если набрано 3-4 балла Оценка «2» ставится, если набрано менее 3 баллов

Слайд 25

Шкала оценивания За каждый верный ответ в таблице – 1 балл За неверный ответ – 0 баллов (если нет ответа – 0 баллов) При ответе на вопрос – 1 балл, если дан правильный по смыслу ответ и 0 баллов, если ответ неправильный. Оценка «5» ставится, если набрано 6 баллов Оценка «4» ставится, если набрано 5 баллов Оценка «3» ставится, если набрано 3-4 балла Оценка «2» ставится, если набрано менее 3 баллов.

Слайд 26

Ответьте на вопрос: Что, по-вашему, опаснее для самочувствия человека - перепады атмосферного давления или стабильно пониженное атмосферное давление? Вопрос Да Нет Может ли человек чувствовать себя хорошо при пониженном атмосферном давлении? + Может ли человек чувствовать себя хорошо при повышенном атмосферном давлении? + Может ли человек чувствовать себя хорошо, если атмосферное давление меняется резко непериодически на 2-3мм.рт.ст.( в течение 3 часов)? + Может ли человек чувствовать себя хорошо при резких перепадах атмосферного давления? + Влияет ли атмосферное давление на самочувствие человека + Модельный ответ Ответ на вопрос – для самочувствия человека перепады атмосферного давления опаснее, чем стабильно пониженное атмосферное давление.

Слайд 27

Рефлексия. Наш урок заканчивается. Давайте ответим на вопрос: Что тебе понравилось на уроке? Строим диаграмму настроения: Понравилось слушать Понравились опыты Понравилось работать в группах Хочу, чтобы уроки всегда проходили так Ничего не понравилось.

Слайд 28

Что произошло бы на Земле, если бы воздушная атмосфера вдруг исчезла? Как переносит человек различную высоту над уровнем моря? Что произойдет с человеком, если его выбросить без скафандра в открытый космос? В каких профессиях учитывается существование атмосферного давления ? Жду Ваших ответов! Творческое задание

Слайд 29

Домашнее задание Компетентностно-ориентированное задание. Если вы составите структурно-логическую схему нового знания, соблюдая все требования к ней, то получите звание «Лучший составитель схем» Задачная формулировка: Нарисуйте в тетрадях схему по теме урока. Критерии оценки схем. Полнота информации. Научная точность Наглядность Компактность Творческий подход. Оцените по 5-бальной шкале свою схему по каждому критерию.

Слайд 30

Закончить урок я хочу словами академика Н.Д.Зелинского: «Молодой человек моей Родины! Первое – это настойчиво овладевай всей широтой имеющихся знаний… учиться всегда, учиться упорно – вот второе, что я хочу тебе посоветовать. Умей работать в коллективе. Без умения работать в большом коллективе не может быть ученого. В учебе, в труде, в науке, в беззаветно служении своему народу, ты найдешь свое счастье». Зелинский Н.Д. –академик

Слайд 31

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"

Данный материал поможет учителям химии провести урок  по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....

Презентация урока в СДО 7 класс "Давление"

Урок разработан в рамках Способа Диалектического Обучения (СДО)Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"...

презентация к уроку обществознания в 5 классе "Труд-основа жизни" (часть 1)

Презентация к уроку обществознания в 5 классе к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова помогае учащимся ответить на вопросы:-Каким бывает труд?-Что создается трудом?-Как оценивается ртуд?...

Презентация по теме давление 7 класс

Что такое давление? Расчет давления. Давление в природе и технике....

Презентация к уроку "Атмосферное давление" 7 класс физика

Презентация была использована на открытом уроке....

Презентация урока "Атмосферное давление".

Данная презентация может быть использована при проведении урока географии в 6 классе....