Рабочая программа по физике для 7 класса (7-9 класс)
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему

Ховричева Мария Леонидовна

Программа разработана на основе авторской программы по физике под редакцией Е.М.Гутник, А.В.Перышкина федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2009 г.

За основу был взят материал с сайта Санкт-Петербургская школа( http://www.eduspb.com/node/2785)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7fizika2014-2015.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №353

Московского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

по физике для 7 класса (7-9 классов)

Срок реализации программы –

РЕКОМЕНДОВАНА

к использованию педагогическим советом школы

Протокол №        от  «__» _______ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №         от «__» _____ 20___ г.

Директор __________ / ________ /

Ховричева Мария Леонидовна,

учитель физики  _____________ категории

г. Санкт-Петербург

2014-2015 учебный год

                                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Указание, на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена:

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2009 г.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Изменения, внесенные в примерную (авторскую) рабочую программу.

Раздел «Введение» 

Раздел сокращен до 2-ух часов (4 в примерной авторской программе) в силу того, что материал этого раздела интуитивно понятен учащимся 7 класса и не требует детальной отработки, поэтому есть возможность провести лабораторную работу №1«Определение цены деления шкалы измерительного прибора» в рамках 2-го урока. Тема «Физика и техника» дается на самостоятельное изучение.

Раздел «Взаимодействие тел».

Уроки «Взаимодействие тел» и «Масса тела» объединены в один, т. к. понятие масса не представляет сложности для восприятия и наполняет понятие взаимодействие глубоким смыслом, готовит к восприятию законов Ньютона. Лабораторные работы №3 и №4, наоборот, разнесены по разным урокам для более глубокой отработки практических навыков и навыков обработки результатов измерений. Умение решать задачи на тему «Силы» формируется на протяжении всех уроков темы и не вынесено в отдельный урок. Контрольная работа по теме «Силы» включена в зачет по разделу в виде индивидуальных расчетных заданий.

Раздел «Давление твердых тел, жидкостей и газов» 

Раздел расширен. Включены дополнительные уроки решения задач и контрольная работа по теме «Сила Архимеда. Плавание тел.», т. к. эта тема традиционно непроста для восприятия и при этом включена в ЕГЭ и ГИА.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных,  самостоятельных работ и зачетных занятий. Итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №4 2008 г.)

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Цель изучения:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общая характеристика учебного предмета, курса:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования:

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся):

В результате изучения физики в 7 классе учащийся должен:

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, механической энергии,

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью математических символов, рисунков);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • рационального применения простых механизмов.

Итоговая аттестация проводится в соответствии с «Положением о системе оценок текущей и итоговой успеваемости».

-межпредметные  связи, раскрытые в ходе изучения курса: химия, биология, математика.

Содержание рабочей программы

Введение (2 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления.

Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Определение цены деления измерительного прибора.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

2. Определение размеров малых тел.

Взаимодействия тел (21 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия (16 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

10. Выяснение условия равновесия рычага.

  1. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Тематическое планирование по дисциплине «Физика 7 класс».

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них:

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

зачет

1

Введение                

2

1

-

-

2

Первоначальные сведения о строении вещества        

6

1

-

1

3

Взаимодействие тел

21

4

1

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

25

2

2

-

5

Работа и мощность. Энергия        

16

2

1

1

Итого

70

10

4

3

Перечень контрольных работ и зачетов (по темам)

  1. Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»
  2. Контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»
  3. Контрольная работа по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»
  4. Итоговая контрольная работа.

  1. Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
  2. Зачет по теме «Взаимодействие тел»
  3. Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ7 класс(70 ч, 2 ч в неделю)

Жирным шрифтом выделен материал, выносящийся на ГИА или ЕГЭ.

№ урока, дата

Тема

Содержание урока

Вид деятельности ученика

Экспериментальная поддержка

Дом.задание

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

1/1.

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

Физика — наука о природе. Физические

явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения, опыты),их различие

—Объяснять, описывать физические

явления, отличать физические явления

от химических;

—проводить наблюдения физических

явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики

Демонстрации.

Скатывание шарика по желобу, колебания математического маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном,  свечение нити электрической лампы, показ наборов тел и веществ

§ 1—3

2/2.

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

Лабораторная

работа № 1

Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Нахождение погрешности измерения.

—определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;

—определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;

—переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности

—Измерять расстояния, промежутки

времени, температуру;

—обрабатывать результаты измерений

Демонстрации.

Измерительные приборы: линейка, мензурка, измерительный цилиндр, термометр, секундомер, вольтметр и др.

Опыты. Измерение расстояний. Измерение времени между ударами пульса

§ 4, 6

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч)

3/1

Строение вещества.

Молекулы. Броуновское движение

Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула -мельчайшая частица вещества. Размеры молекул.

—Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;

—схематически изображать молекулы воды и кислорода;

—определять размер малых тел;

—сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

—объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества

Демонстрации. Модели молекул, изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании

§ 7—9

4/2

Лабораторная работа № 2

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

—Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;

—представлять результаты измерений в виде таблиц;

—выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;

—работать в группе

5/3

Движение молекул

Диффузия в жидкостях, газах и твердых

телах. Связь скорости диффузии и температуры тела

—Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;

—приводить примеры диффузии в окружающем мире;

—наблюдать процесс образования кристаллов;

—анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

—проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы

Демонстрации. Диффузия в жидкостях и газах. Модели строения кристаллических тел, образцы кристаллических тел.

Опыты. Выращивание кристаллов поваренной соли

§ 10

6/4

Взаимодействие молекул

Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел

. —Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

—наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

—проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

Демонстрации. Разламывание хрупкого тела и соединение его частей, сжатие и выпрямление упругого тела, сцепление твердых тел, несмачивание птичьего пера.

Опыты. Обнаружение действия сил молекулярного притяжения

§ 11

7/5

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел

Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения.

—Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

—приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;

—выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы

Демонстрации. Сохранение жидкостью объема, заполнение газом всего предоставленного ему объема, сохранение твердым телом формы

§ 12, 13

8/6

Зачет

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 ч)

9/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Механическое движение — самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения

—Определять траекторию движения тела;

—переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

—различать равномерное и неравномерное движение;

—доказывать относительность движения тела;

—определять тело, относительно которого происходит движение;

—использовать межпредметные связи физики, географии, математики;

—проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы.

Демонстрации. Равномерное и неравномерное движение шарика по желобу. Относительность механического движения с использованием заводного автомобиля. Траектория движения мела по доске, движение шарика по горизонтальной поверхности.

§ 14, 15

10/2

Скорость. Единицы скорости.

Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение задач.

—Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;

—выражать скорость в км/ч, м/с;

—анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;

—определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;

—графически изображать скорость,

описывать равномерное движение;

—применять знания из курса географии, математики

Демонстрации. Движение заводного автомобиля по горизонтальной поверхности

§ 16

11/3

Расчет пути и времени движения

Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Решение задач.

—Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

—определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени

Демонстрации. Движение заводного автомобиля

§ 17

12/4

Инерция

Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Решение задач.

—Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;

—приводить примеры проявления явления инерции в быту;

—объяснять явление инерции;

—проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции;

анализировать его и делать выводы

Демонстрации. Движение тележки по гладкой поверхности и поверхности с песком.

§ 18

13/5

Взаимодействие тел

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

Изменение скорости тел при взаимодействии

Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов.

—Описывать явление взаимодействия тел;

—приводить примеры взаимодействия

тел, приводящего к изменению их скорости;

—объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы

—Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;

—переводить основную единицу массы в т, г, мг;

—работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела;

—различать инерцию и инертность тела

Демонстрации. Изменение скорости движения тележек в результате взаимодействия. Движение шарика по наклонному желобу и ударяющемуся о такой же неподвижный шарик

Гири различной массы.  Сравнение массы тел по изменению их скорости при взаимодействии. Различные виды весов.

§ 19,20,21

14/6

Лабораторная работа № 3

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

—Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

—пользоваться разновесами;

—применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами;

—работать в группе

15/7

Плотность вещества

Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Анализ таблиц учебника. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния.

—Определять плотность вещества;

—анализировать табличные данные;

—переводить значение плотности из

кг/м3 в г/см3;

—применять знания из курса природоведения, математики, биологии

Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы. Сравнение объема жидкостей одинаковой массы

§ 22

16/8

Лабораторная работа № 4

 Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

—Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;

—анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

—представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

—работать в группе

17/9

Лабораторная работа № 5

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

—измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра;

—анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

—представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

—работать в группе

18/10

Расчет массы и объема тела

по его плотности

Определение массы тела по его объему и плотности. Определение объема тела по его массе и плотности. Решение задач

—Определять массу тела по его объему и плотности;

—записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества;

—работать с табличными данными

Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска

§ 23

19/11

Решение задач

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

—Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема;

—анализировать результаты, полученные при решении задач

20/12

Контрольная работа

Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

—Применять знания к решению задач

21/13

Сила

Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина изменения скорости движения. Сила — векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила — мера взаимодействия тел.

—Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;

—определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;

—анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы

Демонстрации. Взаимодействие шаров при столкновении. Сжатие упругого тела.

Притяжение магнитом стального тела

§ 24

22/14

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других

планетах

Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести

на других планетах

—Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире;

—находить точку приложения и указывать направление силы тяжести;

—выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства);

—работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы

Демонстрации. Движение тела, брошенного горизонтально. Падение стального шарика в сосуд с песком. Падение шарика, подвешенного на нити.

§ 25, 26

23/15

Сила упругости. Закон Гука

Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Формулировка закона Гука. Точка приложения силы упругости и направление ее действия.

—Отличать силу упругости от силы тяжести;

—графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия;

—объяснять причины возникновения силы упругости;

—приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту

Демонстрации. Виды деформации. Измерение силы по деформации пружины.

Опыты. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы

§ 27

24/16

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

Динамометр

Вес тела. Вес тела — векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса тела и направление ее действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Решение задач

—Графически изображать вес тела и точку его приложения;

—рассчитывать силу тяжести и вес тела;

—находить связь между силой тяжести и массой тела;

—определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести

§ 28, 29

25/17

 Лабораторная работа№6

Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра.

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

—Градуировать пружину;

—получать шкалу с заданной ценой деления;

—различать вес тела и его массу;

—работать в группе

Демонстрации. Динамометры различных типов.

§ 30

26/18

. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Решение задач.

—Экспериментально находить равнодействующую двух сил;

—анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы;

—рассчитывать равнодействующую двух сил

Опыты. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил взаимодействия двух тел

§ 31

27/19

Сила трения. Трение покоя

Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя

—Измерять силу трения скольжения;

—называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

—применять знания о видах трения и способах его изменения на практике;

—объяснять явления, происходящие

из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы

Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по горизонтальной поверхности. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Подшипники

§ 32, 33

28/20

Трение в

природе и технике

Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения.

—Объяснять влияние силы трения

в быту и технике;

—приводить примеры различных видов трения;

—анализировать, делать выводы;

—измерять силу трения с помощью динамометра

§ 34

29/21

Зачет

Зачет по теме «Взаимодействие тел»

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (25 ч)

30/1

Давление.

Единицы давления

Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Решение задач

—Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;

—вычислять давление по известным массе и объему;

—переводить основные единицы давления в кПа, гПа;

—проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делать выводы

Демонстрации. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры.

Разрезание куска пластилина тонкой проволокой

§ 35

31/2

Способы

уменьшения и увеличения давления

Выяснение способов изменения давления в быту и технике

—Приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления;

—выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы

§ 36

32/3

Давление газа

Причины возникновения давления газа.

Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры

—Отличать газы по их свойствам от

твердых тел и жидкостей;

—объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;

—анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы

Демонстрации. Давление газа на стенки сосуда

§ 37

33/4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.

—Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;

—анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

Демонстрации. Шар Паскаля

§ 38

34/5

Давление в жидкости и газе.

Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения.

—Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;

—работать с текстом учебника;

—составлять план проведения опытов

Демонстрации. Давление внутри жидкости. Опыт с телами различной плотности, погруженными в воду

§ 39, 40

35/6

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Решение задач.

—Решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

36/7

Решение задач

Решение задач. Самостоятельная работа(или кратковременная контрольная работа) по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

—Решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

37/8

Сообщающиеся сосуды

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях. Устройство и действие шлюза.

—Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;

—проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами,

анализировать результаты, делать выводы

Демонстрации. Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и жидкостей разной плотности

§ 41

38/9

Вес воздуха. Атмосферное давление

Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления.

—Вычислять массу воздуха;

—сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;

—объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;

—проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы;

—применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления

§ 42, 43

39/10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Решение задач.

—Вычислять атмосферное давление;

—объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли;

—наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы

Демонстрации. Измерение атмосферного давления.

§ 44

40/11

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах

Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Решение задач.

—Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

—объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;

—применять знания из курса географии, биологии

Демонстрации. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

§ 45, 46

41/12

Манометры

Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров.

—Измерять давление с помощью манометра;

—различать манометры по целям использования;

—определять давление с помощью манометра

Демонстрации. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра

§ 47

42/13

 Гидравлический пресс

Принцип действия гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Решение качественных задач.

—Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса;

—работать с текстом учебника

Демонстрации.

Схема гидравлического пресса

§ 49

43/14

Водопровод. Поршневой жидкостный насос.

Принцип действия поршневого жидкостного насоса. Принцип работы водопровода с водонапорной башней.

—Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса

 —работать с текстом учебника

§ 48,

44/15

Решение задач

Решение задач на тему «Гидростатическое и атмосферное давление»

—Решать задачи на расчет атмосферного и гидростатического давления

45/16

Контрольная работа

Контрольная работа «Гидростатическое и атмосферное давление»

—Применять знания к решению задач

46/17

Действие жидкости и газа на погруженное в них

тело

Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы.

—Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;

—приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;

—применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике

Демонстрации. Действие жидкости на погруженное в нее тело. Обнаружение силы, выталкивающей тело из жидкости и газа

§ 50

47/18

Закон Архимеда

Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач.

—Выводить формулу для определения выталкивающей силы;

—рассчитывать силу Архимеда;

—указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

—работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;

—анализировать опыты с ведерком Архимеда

Демонстрации. Опыт с ведерком Архимеда

§ 51

48/19

Лабораторная работа № 8

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

—Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;

—определять выталкивающую силу;

—работать в группе

49/20

Плавание тел

Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности.

—Объяснять причины плавания тел;

—приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;

—конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;

—применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел

Демонстрации. Плавание в жидкости тел различных плотностей

§ 52

50/21

Решение задач

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

—Рассчитывать силу Архимеда;

—анализировать результаты, полученные при решении задач

51/22

Лабораторная работа № 9

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

—На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;

—работать в группе

52/23

Плавание судов. Воздухоплавание

Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач

—Объяснять условия плавания судов;

—приводить примеры плавания и воздухоплавания;

—объяснять изменение осадки судна;

—применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания

Демонстрации. Плавание кораблика из фольги. Изменение осадки кораблика при увеличении массы груза в нем

§ 53, 54

53/24

Решение задач

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»

—Применять знания из курса математики, географии при решении задач

54/25

Контрольная работа

Контрольная работа по теме «Сила Архимеда. Плавание тел.»

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (16 ч)

55/1

Механическая работа. Единицы работы

Механическая работа, ее физический смысл. Единицы работы. Решение задач.

—Вычислять механическую работу;

—определять условия, необходимые для совершения механической работы

Демонстрации. Равномерное движение бруска по горизонтальной поверхности

§ 55

56/2

Мощность. Единицы мощности

Мощность— характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение задач.

—Вычислять мощность по известной работе;

—приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;

—анализировать мощности различных приборов;

—выражать мощность в различных единицах;

—проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы

Демонстрации. Определение мощности, развиваемой учеником при ходьбе

§ 56

57/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Решение задач.

—Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем

—определять плечо силы;

—решать графические задачи

Демонстрация. Исследование условий равновесия рычага

и перемещение груза;

§ 57, 58

58/4

Момент силы

Момент силы — физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач.

—Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;

—работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага

Демонстрации. Условия равновесия рычага

§ 59

59/5

Рычаги в технике, быту и природе

Лабораторная работа№10

Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

—Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;

—проверять на опыте правило моментов;

—применять знания из курса биологии, математики, технологии;

—работать в группе

§ 60

60/6

Блоки. «Золотое правило» механики

Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач.

—Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;

—сравнивать действие подвижного

и неподвижного блоков;

—работать с текстом учебника;

—анализировать опыты с подвижными неподвижным блоками и делать выводы

Демонстрации. Подвижный и неподвижный блоки

§ 61, 62

61/7

Решение задач

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»

—Применять знания из курса математики, биологии;

—анализировать результаты, полученные при решении задач

62/8

Центр тяжести тела

Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел.

—Находить центр тяжести плоского тела;

—работать с текстом учебника;

—анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы

Опыты. Нахождение центра тяжести плоского тела

§ 63

63/9

Условия равновесия тел

Статика — раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел.

—Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;

—приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту;

—работать с текстом учебника;

—применять на практике знания об условии равновесия тел

Демонстрации. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел

§ 64

64/10

Коэффициент полезного действия механизмов

Лабораторная работа № 11

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД.

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

—Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной;

—анализировать КПД различных механизмов;

—работать в группе

§ 65

65/11

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач

—Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией;

—работать с текстом учебника

§ 66, 67

66/12

Превращение одного вида механической энергии в другой

Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач

—Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;

—работать с текстом учебника

§ 68

67/13

Зачет

Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия»

68/14—70/16

Повторение

Повторение пройденного материала

—Демонстрировать презентации;

—выступать с докладами;

—участвовать в обсуждении докладов и презентаций

  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по физике.

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

  1. Физика. 7 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений/А.В.Перышкин.- М.:Дрофа, 2013.
  2. Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. средней школы/В.И.Лукашик – М.: Просвещение, 1994
  3. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В.Перышкина (М.:Дрофа); С.В.Громова, Н.А.Родиной(М.:Просвещение.). 7 класс.- М.:ВАКО,2005.
  4. Тестовые задания по физике: 7-9кл.: Книга для учащихся/Н.Н.Тулькибаева, А.Э.Пушкарев. – М.Просвещение, 2003.
  5. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В.Перышкина.- М.: Изд. «Экзамен», 2014
  6. Примерные программы по учебным предметам. Физика. Астрономия 7-11/сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2011.-334,[2]с. ISBN 978-5-358-09806-0

MULTIMEDIA-поддержка предмета.

  1. Школьный комплект DVD-дисков по физике.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Интернет портал PROШколу.ru
  4. http:/school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для вечерней школы. 10 класс

Содержит рояснительную записку и тематическое планирование по физике 10 класса на 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для вечерней школы. 11 класс

Программа содержит тематическое планирование для 11 класс на 2 ч. и 1 ч в неделю. Пояснительная записка содержит задачи курса физики 11 класса,требования к уровню подготовки обучаемых,компетенции,соде...

Рабочая программа по физике для вечерней школы. 12 класс

Программа содержит тематическое планирование по физике 12 класса на 2 часа в неделю. Пояснительная записка содержит задачи курса физики,тебования к уровню подготовуи обучаемых, компетенции, содержание...

Рабочая программа по физике для 7,8,9 классов

Рабочая программа по физике для 7, 8,9 классов...

Рабочая программа по физике для 10,11,12 классов заочного обучения

Рабочая программа по физике 10-12 классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) 2008 г, которую подготовили Мякишев Г Я Буховцев Б ...

Рабочая программа по физике для учащихся 7- 9 класса по ученику Шахмаева

Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи курса, содержательные линии по разделам, тематическое и календарно-тематическое планирование, критерии оценивания ответов...

Рабочая программа по физике для 10, 11 гуманитарных классов.

Настоящий развернутый календарно-тематический план разработан применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 10–11 классов общеобразовательных учреждений на пр...